Музей пастилы в Коломне в Коломне — подробная информация с фото

Музей пастилы

Пахнущая яблоками и медом, воздушная, словно облако, с нежнейшим кисло-сладким вкусом, утопающая в вуали сахарной пудры, с прослойкой из черники и корицы, на брусничной воде — все это пастила, традиционный десерт русской кухни. Она упоминалась в «Домострое» и грамоте Ивана Грозного от 1578 года.

Не могли устоять перед ее чарами Федор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой. Признаться, совсем недавно я не разделяла любви великих писателей к этой сладости, пока не попала в Музей пастилы в Коломне. Теперь она частый гость на моем столе!

Сладкий путь

Пастила — визитная десертная карточка России. Наконец и мы можем похвастаться кулинарным шедевром, почитаемым во многих странах мира (неравнодушны к нему в ОАЭ, Египте, Грузии) и составляющим достойную конкуренцию американскому чизкейку, французской шарлотке и итальянскому тирамису.

А появилась пастила в XIV веке. Шесть столетий ее название писалось через букву «о» — постила, по аналогии со словом «постелить». Дело в том, что пастильное тесто постилали для сушки на специальных досках.

Жители Коломны, Ржева и Белёва до сих пор спорят, какой из трех городов считать «колыбелью» пастилы. В каждом были свои «пастильные магнаты» и секреты, позволяющие создавать уникальные лакомства. Так, например, коломенскую пастилу называли сахарной. При ее производстве использовали сахар, что придавало десерту невероятно нежный и насыщенный вкус.

Делали пастилу в каждом купеческом доме. Возможно, изготовление этой сладости так и не вышло бы за рамки семейных кулинарных традиций, если бы в 1760 году коломенский купец Шершавин не организовал в родном городе пастильную фабрику, сделавшую местечковый десерт известным на всю страну.

Шершавинскую пастилу поставляли даже к императорскому столу. Потом его дело продолжили другие коломенские купцы — Куприянов и Чуприков. После революции о старинной русской сладости забыли, заменив ее зефиром. Лишь в 2000-х о ней заговорили снова, пытаясь возродить вкус царской России.

О Музее пастилы

Впервые об этом уникальном месте я прочитала в 2012 году в журнале «Работница». Автор статьи описывал музей такими красочными оборотами, что мне непременно захотелось попасть туда, дабы собственными глазами увидеть историю десерта, когда-то так популярного и любимого в моей стране. Но приехать в Коломну я смогла лишь четыре года спустя, в марте 2016 года. Цель посещения города была экскурсионная, поэтому в программе, конечно, находился Музей пастилы. Отмечу, что в Коломне их два — музейная фабрика, расположенная в здании бывшего предприятия по производству пастилы купца Чуприкова, и дом-музей во флигеле усадьбы Сурановых. Я была в последнем (о нем же читала в «Работнице»).

Адрес музея «Коломенская пастила. У Николы на Посадях»: ул. Посадская, 13 А.

Появился музей стараниями Натальи Никитиной и Елены Дмитриевой, которые узнали о конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», проводимом благотворительным фондом Владимира Потанина. Женщины придумали идею и стали над ней работать. Информации о пастиле сохранилось невероятно мало, поэтому им приходилось находить ее буквально по крупицам. Наталья и Елена изучали архивы библиотек, ездили на кондитерские фабрики и читали произведения коломенского писателя Ивана Ивановича Лажечникова, в которых он тоже описывает традиционный десерт своего родного города.

Старания не прошли даром: проект Никитиной и Дмитриевой под названием «Коломенская пастила. История со вкусом» занял в конкурсе первое место. Они получили грант и открыли в январе 2009 года музей «Коломенская пастила. У Николы на Посадях». Число его посетителей растет с каждым годом, а общий поток туристов в Коломну вырос в два раза. В выходные и праздничные дни в сладкой «обители» не протолкнуться, идет одна экскурсия за другой. Поэтому ОБЯЗАТЕЛЬНО записывайтесь на нее заранее.

Экскурсия длится час. За это время гостям не только расскажут историю появления воздушного десерта, но и попотчуют лучшими его образцами, приготовленными из взбитого яблочного пюре с добавлением меда, орехов, ягод, специй по уникальным рецептам. Для дегустации вас пригласят в старинную залу на чаепитие. На столе — чашки из белоснежного фарфора и разноцветная пастила, вокруг горят свечи, в углу комнаты выводит трель канарейка. Ощущение, что ты попал в былые времена. Мебель и другие предметы интерьера (кстати, подлинные!) переносят нас в XIX век. Вот кружевной зонтик, который барышня бросила на комод, вернувшись с променада. А это чепчик — непременный ночной аксессуар женщин позапрошлого столетия. Сфотографироваться в костюмах может любой желающий. Тут же находится дамский туалетный столик с разнообразными штучками.

Пока вы будете наслаждаться нежным вкусом пастилы, покажут театрализованное представление. Программы разные: «Любовь к трем яблокам и одному апельсину», «Модный телеграф», «Посадская Масленица», «Катин сад» и др. Они постоянно меняются.

Сам Музей пастилы занимает флигель усадьбы купца Григория Суранова, известного коломенского мыловара. Производством пастилы он никогда не занимался, но имел помимо мыловаренного завода лавку сладостей, расположенную в этом флигеле. В ней и продавался знаменитый десерт местного производства.

Читайте также:
Золотая фрау в Люксембурге — подробная информация с фото

Сказ о коломенской пастиле

В Музей пастилы мы приехали за 15 минут до начала экскурсии. Выкупив билеты в кассе, решили прогуляться во дворе и полюбоваться инсталляциями.

Здесь же есть кафе, но работает оно только в теплое время года, как рассказали нам девушки-администраторы. Их наряды заслуживают отдельного поста — прекрасные леди одеты в роскошные старинные платья, наподобие которых мне сразу же захотелось иметь в своем гардеробе.

Наконец, нашу группу пригласили войти. В сенях, где сразу бросается в глаза портрет коломенской пастильницы, гостей встречает радушная хозяйка. Для каждого найдет она доброе слово. Кому стул невзначай подвинет, у кого о здоровье спросит, рассказывая историю коломенской пастилы, главной гордости города и его визитной карточки.

В старые времена Коломна славилась яблоневыми садами, приносящими большой урожай, который требовалось консервировать на зиму. Сад с 30 плодовыми деревьями считался тогда маленьким. Можете представить себе масштаб работы хозяюшек. Из яблок они готовили варенье, леваши (пироги из сушеных ягод и фруктов) и, конечно, пастилу.

Для производства последней яблоки запекали, очищали от кожицы, косточек и протирали в пюре. Его смешивали с яичными белками, медом или сахаром и тщательнейшим образом взбивали. Процесс этот был очень трудоемким и занимал двое суток. Готовое тесто наносили тонким слоем на деревянную рамку и сушили. Полученные пластины складывали одну на другую и снова отправляли в печь в специальных ящиках из ольхи. Затем десерт нарезали брусочками и посыпали сахарной пудрой. В таком виде он хранился долго, не теряя вкусовых качеств. Использовали для пастилы только кислые сорта яблок — титовку и антоновку.

Каких только видов пастилы не производили коломенские купцы! Кроме классического рецепта на основе яблок и яичных белков, в десерт добавляли миндаль, ягоды, засушенные лепестки роз. Была даже пастила от запоя, которая имела красноречивое название «Трезвость». В музее находится рекламный плакат 1909 года, гласящий: «Я страшно пил вино, а теперь я ем пастилу “Трезвость”».

Экскурсия проходит на одном дыхании. После нее гостей приглашают в зал, где их ждет дегустация пастилы и театрализованное представление.

Полезная информация

Телефон Музея пастилы в Коломне: +7(985) 727 52 92.
Часы работы Музея пастилы в Коломне: ежедневно с 10:00 до 20:00.

Цена билетов в Музей пастилы в Коломне:

  • Будни — 350 рублей взрослый и 300 рублей детский.
  • Выходные — 450 рублей взрослый и 400 рублей детский.

При музее работает лавка сладостей, где можно приобрести пастилу в красивых коробках ручной работы. Тут вы найдете пастилу малиновую, клубничную, яблочную с кедровыми орехами и даже тыквенную. Стоимость от 250 рублей. Это недешево, пастилу по более низким ценам можно найти в местных супермаркетах. Правда, упаковка у нее уже будет обычной, да и вкус не такой нежный, как в магазине при музее.

Сайт музея пастилы в Коломне здесь.

Послесловие

Музей «Коломенская пастила. У Николы на Посадях» оставил у меня приятное послевкусие. Он не похож на коммерческий проект, главной целью которого является зарабатывание денег. Здесь чувствуется атмосфера уюта, тепла и гостеприимства. Бесспорно, хозяйки усадьбы тоже стремятся к финансовому успеху своего заведения, но делают это незаметно и не в ущерб душевному общению с посетителями. Потому, если у вас выдались свободные выходные, и вы не знаете, чем себя занять, отправляйтесь в Коломну в Музей пастилы. Не пожалеете!

P.S. Рядом с Музеем пастилы находятся два интересных места, которые тоже можно добавить в свой лист посещения достопримечательностей Коломны.

Первое — храм Николы на Посаде XVIII века; второе — Дом самовара, в котором представлена уникальная частная коллекция семьи Буровых. В ней около 400 самоваров, собранных супругами за 20 лет. Когда экземпляров стало много, они решили организовать музей. Хозяйка коллекции рассказала, как ее дочь в детстве обижалась, что родители покупают новые самовары вместо обновок ей подобно мамам и папам одноклассников. Экскурсия интересная, познавательная и эмоциональная.

Музей пастилы в Коломне — дорогое чаепитие для детей

В Коломну я изначально приехал посетить музей Лажечникова и совсем не с туристическим целями, думаю, понятно почему. Но раз уж я оказался тут, то надо было пройтись еще и по парочке популярных у туристов музеев, одним из которых стал Музей пастилы или же Музей исчезнувшего вкуса. О, как сильно назвали!

  1. Музей пастилы и исчезнувшего вкуса
  2. Кафе при музее
  3. Информация для посещения
  4. На карте

Музей пастилы и исчезнувшего вкуса

Впечатления довольно смешанные, хотя о данном музее полно хороших отзывов и местами даже восторженных. Попробую вкратце рассказать свои ощущения. Забегая вперед, скажу, что пастилу я не очень жалую.

Читайте также:
Межправительственные соглашения России с Германией

Музей по большому счету никакой (здесь хочется поставить точку и не продолжать предложение) не музей, так как в нем практически нет экспонатов и смотреть внутри нечего. Да, дом старый, это бывшая усадьба, и внутри попытались создать антураж того времени, но экспонатов нет.

А платите вы за театрализованное костюмированное представление на тему чаепития. Стоимость экскурсии (представления) указана у меня ниже и, честно говоря, мне она не понравилась, я бы разделил на два. С другой стороны, рассказ длится аж целый час и женщине-аниматору нелегко в своем костюме 19 века.

Второй зал — чаепитие купцов

Представление ориентировано на детей, так как рассказ с элементами вовлечения. Именно с элементами, так как выглядит это довольно вяло. Сначала в одной комнате вам рассказывают, как делают пастилу, потом вы переходите в другой зал, где садитесь за стол и узнаете, как пили чай купцы. Повествование обильно разбавлено цитатами из Лажечникова «Беленькие, черненькие, серенькие».

Как-то так получилось, что я ничего не смог запомнить из первой половины представления, слишком растянуто, чуть не заснул. Вторая часть более интересная, так как там выдают целую чашку чая и 6 мизерных кусочков пастилы. Вот, собственно, и все. Пастилы мало (хомяка покормить), актеры уставшие, но неискушенным детям возможно будет интересно.

На кассе вы можете купить пастилу в подарок, ту самую, которая типа исчезла и вкус которой, роясь годами в архивах, восстановили. По вкусу ничего особенного, напоминает рахат-лукум из Ашана, но я далеко не ценитель, и тем более не фанат пастилы. Может и правда она очень крутая, без сахара/консервантов и по старинным рецептам. Малюсенькая пачка стоит 250 руб (100 грамм), пачка побольше 400 руб.

И такая пастила бывает

Кафе при музее

Гораздо больше понравилось кафе при музее. Тот же антураж, приятные металлические столики с завитушками, деревянная стружка под ногами… Романтика! Особенно хорошо тут попить чайку в тени, когда на улице жарко. Действительно, приятная атмосфера, и главное бесплатно. Точнее платите только за то, что купите.

Например, чай по Достоевскому стоит 85 руб (чашка чая и 3 кусочка пастилы вприкуску). Шарик мороженного 60 руб. Вполне божеские цены, хотя пастилу опять зажали :) Тем не менее, рекомендую! Можно вообще просто посетить кафе и закончить на этом, ведь главное здесь, это пастилу попробовать.

Чай по Достоевскому

Информация для посещения

Время работы с 10 до 20 без обеда и выходных.

Стоимость экскурсии 350 руб со взрослого, 300 руб с ребенка. В сезон, выходные дни, праздники цена соответственно 450 и 400 руб.

Экскурсия идет каждый час. За фотографирование во время рассказа попросят деньги, аж 200 руб, но в паузах можно фотографировать бесплатно (я так и делал). На экскурсию лучше записываться заранее, например, по телефону или непосредственно придя в кассу. Я пришел туда часа в 4 дня и записался на 7 вечера.

Официальный сайт
Телефон для бронирования экскурсии — +7(985)727-52-92

На карте

Адрес: г.Коломна, ул.Посадская, 13а

P.S. Бизнесу аплодирую стоя, но как туристическая достопримечательность, особенно для взрослого, сомнительна. Лучше просто сходить в музейное кафе, посидеть в тени в приятном антураже, выпить чаю с пастилой. Выйдет дешевле, быстрее и без предварительной записи.

Большой выбор отелей есть на Booking. У них нормальные цены, но не лучшие! Можно найти тот же отель на 20% дешевле через RoomGuru. На телефоне удобнее через их моб приложение для Android и iOS.

Выбрать страховку сейчас очень сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю рейтинг. Для этого постоянно мониторю форумы, изучаю страховые договора и сам пользуюсь страховками.

Что посмотреть в Коломне за один день

Коломна находится в 100 км от Москвы. Я считаю ее удивительно недооцененным городом Подмосковья.

В первую очередь туристов привлекают города Золотого кольца. Но, на мой взгляд, Коломна не менее интересна. Городу больше 800 лет, он всего на 30 лет моложе Москвы. Здесь в 1380 году Дмитрий Донской собирал войско перед Куликовской битвой. В Коломне сохранилось много исторических зданий, она не подверглась большим разрушениям во время Великой Отечественной войны.

У меня дача рядом с Коломной — я часто бываю здесь и вижу, как город становится все комфортнее и интереснее для туристов. За последние годы появилось много музеев, достопримечательностей, памятников, приятных кафе. Расскажу, какие места в городе мне нравятся больше всего.

Мой маршрут по Коломне проходит через Старый город, Коломенский кремль, многочисленные музеи. К финальной точке — Старо-Голутвину монастырю в 6 км от Старого города — лучше доехать на такси.

Читайте также:
Достопримечательности и история эстонского города Вильянди. Как лучше добраться?

Что вы увидите

  • Фабрика и музей пастилы
  • Музей любимой игрушки
  • Шкала уровней паводковых вод
  • Калачная
  • Кремль
  • Кузнечная слобода
  • Старо-Голутвин монастырь

Как добраться

В Коломну из Москвы можно доехать на электричке от Казанского вокзала за 2—2,5 часа . Билет стоит 288 Р . На эту же электричку можно сесть на платформе Ухтомская рядом со станцией метро «Лермонтовский проспект». Отсюда билет дешевле — 216 Р . Дорога займет меньше 2 часов.

Еще есть экспрессы «РЭКС». Билет на них стоит 350 Р , но идут они на 15—20 минут быстрее. Обычная электричка удобнее, так как прибывает на платформу Коломна рядом со Старым городом. «РЭКС» останавливается на центральном городском вокзале Голутвин. Отсюда до исторического центра нужно ехать 20 минут на трамвае или 10 минут на такси.

Также добраться в Коломну можно на автобусе № 460 от метро «Котельники». Он отправляется из Москвы 16 раз в день. Билет стоит 289 Р . Ехать надо до остановки «Старый город».

Маршрут

Музей «Коломенская пастила» находится недалеко от железнодорожной платформы Коломна. Сначала вам на пути встретится Музейная фабрика пастилы, но мои друзья рекомендовали идти именно в музей — там было интересней.

Пастилу в Коломне производят с 18 века. За 200 лет она стала любимым местным лакомством и одним из символов города. В музее можно узнать историю создания пастилы, попробовать ее, посмотреть театрализованное представление и понаблюдать за процессом приготовления. Здесь ее делают по историческим рецептам из натуральных ингредиентов. Сама пастила вкусная, я часто покупаю ее в Коломне.

Взрослый билет в музей стоит 500 Р в выходные дни и 400 Р в будни, детский — 400 и 300 Р . Обязательно забронируйте посещение заранее по телефонам музея: 8 800 350-79-08 , 8 495 228-11-10 . Я не бронировал и уже дважды не смог попасть в музей — все места были заняты.

стоит билет в музей пастилы

Музей любимой игрушки — прекрасный коломенский музей: здесь можно побывать в прошлом и еще раз пережить детский восторг. Вход стоит 250 Р , а впечатлений можно получить на все 250 советских рублей.

В нескольких залах музея представлены игрушки разных эпох. Есть куклы и солдатики 18—19 веков . Есть те, которыми я играл в детстве: солдатики, ковбои и индейцы, машинки и поезда, мишки и зайцы и многое другое.

Шкала уровней паводковых вод. На берегу Москвы-реки, возле отеля « 40-й меридиан Арбат» находится шкала уровней воды, где отмечают рекорды весенних паводков. Когда я увидел ее в первый раз, в глаза бросились уровни 2010 и 2018 годов выше моей головы. И лишь потом я заметил уровни 1994 и 1970 годов — на два-три метра выше. Тогда, судя по отметкам, вода поднималась на шесть-семь метров выше обычного уровня реки. Когда представляешь это, дух захватывает. Хочется приехать в Коломну весной и увидеть паводок своими глазами.

Рядом со шкалой стоит скульптура водовоза. Воду в Коломне развозили в деревянных бочках до начала 20 века, пока не построили водопровод. Памятник поставили не так давно, но он уже стал популярной достопримечательностью.

В музее «Калачная» можно узнать, как пекут калачи, а заодно перекусить, выпить чаю и передохнуть. Здесь всегда стоят толпы туристов, уминающих выпечку, и разносится аромат пекарни.

На экскурсии показывают процесс приготовления калачей по рецепту 17 века. Я рекомендую попробовать кулебяку с гусем, крендель и мягкий домашний хлеб — папушник.

Коломенский кремль. По площади Коломенский кремль совсем немного уступает Московскому: он занимает 24 гектара, а столичный — 28. Здесь стоят здания 18 века. Еще на территории Кремля расположена Соборная площадь. На ней сразу несколько церквей: Тихвинская, Воскресенская, Успенский собор и другие.

Когда я бывал в Коломне, башни и кремлевская стена были закрыты. Просто так зайти на них было нельзя. На форумах я читал, что туристам проводили экскурсии по башням и стене. Их можно забронировать на сайте кремля.

У кремля есть смотровая площадка «Блюдечко» с видом на слияние рек Москвы и Коломенки. Пройти мимо нее трудно, даже не зная о ее существовании: сюда ведут дорожки от соборов неподалеку. Да и круглая смотровая площадка сама по себе манит зайти на нее, посмотреть вокруг и пофотографироваться.

На территории кремля много разных памятников и музеев: фотографии, трамваев, фарфора. У входа я часто видел очереди — похоже, эти музеи популярны. Мои друзья ходили в Музей трамваев, им понравилось. Билет стоит 250 Р , можно в деталях рассмотреть модели трамваев разных стран и эпох.

Также на территории кремля много скульптур и памятников. Меня позабавил настоящий локомобиль 19 века — старинное транспортное средство, гибрид автомобиля и паровоза. Их выпускали в том числе и в Коломне. Локомобиль легко можно найти по пути от Соборной площади к сохранившемуся фрагменту кремлевской стены с башнями, напротив конькобежного центра.

Читайте также:
Интересные факты о Таиланде

На западной окраине кремля стоит сохранившийся фрагмент кремлевской стены, построенной в 16 веке. Длина фрагмента — пара сотен метров. К нему примыкают две древние башни: Маринкина и Грановитая. По легенде, Маринкина башня получила такое название в начале 17 века, потому что здесь томилась в заключении Марина Мнишек — жена Лжедмитрия I, коронованная как русская царица. Второе название башни — Круглая.

Иногда в районе кремлевской стены можно встретить реконструкторов и посмотреть на бои русских ратников. Это не регулярное шоу для всех туристов, их проводят по заказу. Шоу ратоборцев стоит 14 700 Р для группы до 22 человек или 18 000 Р . Есть и более дешевые развлечения. Например, дегустация медовых напитков или коломенских сладостей за 250 Р с человека, экскурсия в школу ремесел за 380 Р .

стоит шоу ратоборцев для группы до 22 человек

Еще в кремле можно арендовать самокат или велосипед за 150 Р в час или 600 Р за день. Там же можно забронировать велоэкскурсию по городу — от 600 Р с человека.

«Кузнечная слобода» — музей кузнечного мастерства и народных ремесел. В нем выставлены предметы из частной коллекции, которые больше 20 лет собирал руководитель местной кузнечной мастерской.

В музее 7000 экспонатов: оружие и доспехи, разные кованые и старинные бытовые предметы, украшения. Можно посмотреть на настоящее рабочее место кузнеца и узнать, как создают из металла разные вещи. Еще туристы заказывают мастер-класс в кузнице и выковывают подкову. Взрослый билет стоит 250 Р , детский — 100 Р . Мастер-класс — 1500 Р .

Старо-Голутвин монастырь. От Кузнечной слободы я рекомендую взять такси и поехать в Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь, основанный в 14 веке. Он находится в 6 км от «Кузнечной слободы». Быстрей и удобней всего добираться сюда на такси. Оно довезет за 12—14 минут . Можно доехать на трамвае № 3 до остановки «Политехнический институт», от нее до монастыря можно дойти пешком за 15 минут. На автобусе № 21 или 25 от Старого города можно доехать до остановки «Бочманово» — отсюда до монастыря 700 метров.

Считается, что монастырь основал Сергий Радонежский по велению Дмитрия Донского. В монастыре хранят православные святыни, например часть Тернового венца. Туристы приезжают туда помолиться и сходить в старинные церкви.

Еще одна причина приехать в Старо-Голутвин монастырь — красивый вид на слияние реки Москвы и Оки. Специальной смотровой площадки там нет, но территория монастыря не очень большая — можно обойти ее по кругу и полюбоваться слиянием рек с разных точек.

Вход в монастырь бесплатный. По сравнению со Старым городом людей здесь обычно немного.

Детали

Музеи. В городе их больше двух десятков: Музей органической культуры, «Коломенский патефон», краеведческий музей и музей «Актуальные древности Коломны», усадьба купцов Лажечниковых, «Дом самовара», «Тайны коломенской медовуши», Музей фарфора и керамики, музей мыла «Душистыя радости» и другие. Если посещать все, не хватит и дня.

Билеты стоят от 100 до 500 Р без учета льгот. Государственные музеи дешевле частных.

Что еще посмотреть. Во время прогулки по городу постоянно встречаются интересные статуи, памятные таблички и лавочки, стелы, фрагменты старинной кладки и другие маленькие детали, связанные с историей Коломны. Например, здесь есть 108-летняя водокачка, таблички с адресами домов, оформленные как произведения искусства, таблички с историческими справками, памятные знаки героям Великой Отечественной, стела Ахматовой и многое другое.

Одна из удаленных от центра достопримечательностей Коломны — церковь Троицы Живоначальной в Щурово. Она находится на другом берегу Оки. Удобнее всего добираться сюда на такси за 150—200 Р , но можно и на электричке. Ехать нужно в сторону Рязани до станции Щурово. Это вторая остановка от платформы Коломна и первая — от Голутвина. От станции Щурово до церкви можно дойти пешком за 10—15 минут .

Это место не обязательно для посещения, но мне нравится этот храм конца 19 века своей необычной архитектурой. Я всегда рекомендую друзьям сюда заехать.

Еда. Мне всегда нравились заведения общепита в Коломне по ценам и качеству. В историческом центре их десятки. Я иногда захожу в пивное бистро «Рульки вверх», там неплохо кормят. Горячие блюда стоят от 250 Р . В кафе русской кухни «У Пятницких ворот» можно попробовать котлеты из лосятины за 450 Р , тушеное мясо кабана за 590 Р . Я ел тут борщ и говяжьи щеки, остался доволен, хотя я не слишком прихотлив в еде. Для любителей быстро перекусить есть привычные сети пиццерий и фастфуда.

Читайте также:
Список и рейтинг лучших университетов Великобритании

Сувениры. Кроме банальных магнитиков из Коломны можно привезти сувениры с местным колоритом. Советую брать пастилу, которой славится город, и кованые украшения: кольца и броши. Набор пастилы — от 300 Р , кольцо ручной работы — 400 Р . Сувенирные ларьки стоят рядом со всеми главными достопримечательностями. Особенно много из у Пятницких ворот рядом с «Калачной». Хороший сувенир — кулебяка или калач. Если, конечно, везти недалеко.

Транспорт. Для поездок по городу лучше всего подходит такси. Я пользуюсь привычным приложением «Яндекс-такси». Есть и местные автопарки, где машину надо заказывать по телефону.

По Коломне можно перемещаться на знаменитом коломенском трамвае. Это единственный город Подмосковья, в котором сохранился этот вид транспорта. Местные жители считают город родиной отечественного трамвая, так как именно здесь в 19 веке построили первый российский вагон электрического трамвая. В городе десять разных маршрутов. Через вокзал проходят маршруты № 5, 9, 10.

Проезд на городском транспорте стоит 34 Р по карте «Стрелка» — это аналог московской «Тройки» и питерского «Подорожника». Без карты билет стоит 53 Р . Такси по городу стоит примерно как три билета на троллейбус.

Мое главное разочарование Коломны – пастила

Вот такая толпа постоянно стоит перед их музеем калача

А это в магазине при фабрике пастилы. Я фоткал лепнину, но видно головы и размер помещения.

Там куда не пойдешь – везде толпы страждущих все это отведать.
В кафешку даже свадьбы приходят!

Все вроде симпатичненько и атмосфэрно

Правда основное и практически единственное блюдо в кафе – чай с двумя микрокусочками пастилы и парой изюминок.
Но чашки, столики красивые!

Деффки тоже. некоторые.

Вывески, оформление – все очень на уровне.


На первый взгляд все замечательно!

Ну так вот.
Все “торговые” помещения там мизерные, метра по 2-3. Постоянная толчея, ничего толком разузнать попробовать невозможно. Дети вопят, все орут – пиздец. Очередь стоит аж на улицу. А там дождь проливной.

Мы с трудом улучшили момент на пересменке экскурсий и немножко попытались спросить и повыбирать. Никакой дегустации не предусмотрено. Пока мы тупили, приперлась очередная группа вопящих малолетних идиотов, у меня из под мышки буквально полезли детские головы и мы стали торопиться.

Лизе вроде понравилась девочковая розовая упаковка “Амурное послание”, быстренько взяли ее и еще плюс ассорти.

Оказалась стоит 400 рублей, на секундочку . За 75 грамм.
То есть стоит эта штука намного дороже красной икры. Коробочка замечу размером чуть больше пачки сигарет.

С придыханием разворачиваем сей деликатес. Там вложен конвертик с дореволюционным любовным стишком, мимимими.

Что же там за вкуснятина тогда, интересно?

так-так-так
Ой

Это блять по виду оказалось натуральной какашкой. Очень натуральной, даже с характерной желтой слизью!
А по вкусу – как подслащенный пластилин (я после долгих сомнений решился таки попробовать)

Представляете подарить такое любимой девушке. Это что, блять – романтическое угощение так они себе представляют?

Как же мы плевались! Я до сих пор только матом об этом могу думать. Оно не то что не стоит этих денег, такое вообще нормальный человек не может изготовить на продажу. Они просто ебнутые на всю голову, я точно говорю.

И вот это все и есть квинтэсенция “Коломенской пастилы” – натуральное гавно в красивой упаковке за бешеные деньги.

Я так оскорблен этой покупкой, что теперь ни ногой ни в один из проектов этой франшизы.
Коломенская пастила была проклята нами во всех ее ипостасях навсегда.
Кстати, попробовали мы и их обычную яблочную пастилу – хорошая, но собссно, такая же как Белевская.
Только в два раза дороже. Основной лозунг этой конторы – “Ихууууу! Москвичи едут и платят!”

Ну и чтоб два раза не ходить – коломенская медовуха тоже полный отстой.
Я даже не смог ее допить, хотя в принципе очень люблю медовуху. Она у них сделана в принципе неправильно: просто взяли светлое пиво, на ячмене и хмеле – и намешали туда меда. Вот же идиоты. Получился просто мерзкий коктейль, пиво с медом.

И гид в краеведческом музее нихера не знала ни город, ни музей (мы взяли индивидуальную экскурсию по музею и Кремлю).
Например, она не знала даже про крутейшую церковь Иоанна Предтечи, 14-го века, древнейшую церковь в Московской области. По идее это важнейшая достопримечательность города. А та дура перепутала ее с Троицкой 19-го века. Сами в итоге нашли.

Из минусов пожалуй все, остальное все очень понравилось и восхитило.
Коломна – это прям подмосковный Суздаль, ездить туда и ездить.

Крайне приятное старинное местечко, с расслабленной курортно-туристической атмосферой, с кучей прикольных местных фишек, своих особенностей и ништяков.

Об этом еще расскажу в следующих постах.

Читайте также:
Где находится Московский Дом фотографии. Местоположение Московского Дома фотографии на карте Москвы и описание

Особняк Набоковых – Набоковский фонд . Музей Набокова

Архитекторы: Гейслер М. Ф.
Гуслистый Б. Ф.
Год постройки: 1897, 1901-1902
Стиль: Модерн

Особняк Набоковых Модерн

ул. Большая Морская, 47

Дом Я. А. Маслова

1873 – арх. Яфа Людвиг (Лев) Яковлевич

1897 – Гейслер Михаил Федорович – ремонт

1901-1902 – Гуслистый Б. Ф. – перестройка

Набоковский фонд . Музей Набокова

План 2-го эт.
с комментариями
из книги
“Другие берега”

Библиотека
в доме Набоковых
1920-е гг.

Е. И. Набокова
Портрет работы
Л. Бакста

Владимир Владимирович Набоков родился в этом доме 10 апреля (по старому стилю), 22/23 апреля (по новому стилю) 1899 г. Отец писателя. Владимир Дмитриевич Набоков (1870-1922), сын министра юстиции (1878-1885) Д. Н. Набокова, был известным ученым-правоведом, а также одним из руководителей Конституционно-демократической партии (партии кадетов), депутатом Первой Государственной думы, издателем и постояннным автором газеты “Речь”. Мать Набокова, Елена Ивановна Рукавишникова (1873-1939), происходила из семьи состоятельных золотопромышленников, много занимавшихся благотворительностью в Петербурге и в Москве. Ее родители жили неподалеку отсюда в собственном доме по Адмиралтейской наб., 10 .

В. Д. Набоков и Е. И. Рукавишникова поженились в конце 1897 г., а в 1898 г. поселились в этом доме. При Набоковых первый этаж стал общесемейным: здесь роасполагались гостиная, столовая, библиотека и “комитетская”, где проходили совещания руководства партии кадетов и редакции газеты. На втором этаже находились комнаты родителей: кабинет Владимира Дмитриевича, музыкальная гостиная, будуар Елены Ивановны и спальня.На третьем этаже дома располагались детские.Кроме Владимира, старшего сына, в семье было еще четверо детей: Сергей (1900), Ольга (1903), Елена (1906) и Кирилл (1911). Семья Набоковых прожила здесь до ноября 1917 г., проводя летние месяцы в своем имении Выра под Петербургом.

в этом доме бывали многие известные люди: здесь звучал бас Федора Шаляпина, играл пианист и дирижер Сергей Кусевицкий; Мстислав Добужинский давал юному Владимиру уроки рисования. Другим частым гостем в доме был Александр Бенуа. В 1914 г. Набоковы принимали у себя английского писателя Герберта Уэллса.

Библиотека Набоковых представляла большую ценность и насчитывала около 10 тысяч книг на русском, английском, французском, немецком языках.Набоковы были также обладателями обширной коллекции живописи, а также собрания графики современных им художников. Все дети Набоковых получили домашнее образование, уроки давали английские, французские и русские учителя. В 11 лет В. Набоков поступил в Тенишевское училище, одно из лучших учебных заведений России того времени. В 1916 г. Набоков опубликовал свой первый сборник стихов и начал работу над первой книгой, но революция 1917 г. заставила семью уехать из Петрограда. 15 ноября 1917 г. В. Набоков навсегда оставил свой дом.

До апреля 1919 г. семья Набоковых жила в Крыму, а затем покинула Россию. Первое время набоковы жили в Лондоне, затем переехали в Берлин. Там В. Д. Набоков занимался изданием русской ежедневной газеты “Руль” и продолжал активную политическую деятельность. В марте 1922 г. В. Д. Набоков был убит русскими террористами-монархистами.

В 1922 г., закончив обучение в Кембриджском университете В. Набоков поселился в Берлине и оставался там до 1936 г. Елена Ивановна с младшими детьми переехала в Прагу, где жила до своей сметри в 1939 г.

В 1925 г. Владимир Набоков женился на Вере Евсеевне Слоним (1902-1991), а в 1934 г. родился их единственный сын Дмитрий.

С начала 1920-х гг. сначала в периодической печати. а затем отдельными сборниками начинают выходить стихи Владимира Набокова под псевдонимом В. Сирин. в 1925 г. опубликован первый роман “Машенька”, за ним “Король, дама, валет”, “Защита Лужина”, “Подвиг”, “Камера-обскура”, “Отчаяние” и “Приглашение на казнь”. К 1932 г. Набоков-Сирин был уже признан самым талантливым из молодых писателей русского зарубежья, хотя при этом основным средством заработка для Набокова оставались частные уроки. В 1936 г. Набоков с семьей переехал в Париж, где закончил свой последний и лучший, по его собственному мнению, русский роман “Дар”. Там же был написан первый роман на английском языке “Истинная жизнь Себастьяна Найта”.

В апреле 1940 г. Набоковы эмигрировали в США. Обосновавшись в Америке Набоков начал преподавать русский язык, а также русскую и мировую литературу в университетах. Кроме того в 1941-1948 гг. он работал научным сотрудником в Музее сравнительной зоологии Гарвардского университета.

В 1940-е гг. Набоков-прозаик переходит на английский язык, хотя до конца жизни он продолжал писать и публиковать русские стихи и перевел на русский “Лолиту”. а также свой автобиографический роман в русском варианте названный “Другие берега”. Все эти годы Набоков занимался и переводами русской классики: “Слово о полку Игореве”, “Три русских поэта” (переводы из Пушкина, Лермонтова и Тютчева), “Герой нашего времени”. В 1944 г. вышла его книга “Николай Гоголь”, а в 1964 г. четырехтомное издание перевода “Евгения Онегина” с подробнейшими комментариями.

Читайте также:
Автобус 241 Как С Добром Добраться!

После публикации романа “Лолита” Набоов оставил преподавательскую работу.

В 1961 г. Набоковы поселились в Швейцарии в городе Монтре, недалеко от Женевы, в отеле “Монтре Палас”. Здесь они прожили почти 20 лет. В Набоков умер 2 июля 1977 г. и был похоронен в Монтре. (со стенда музея)

Музей Набокова в Санкт-Петербурге

Владимир Набоков покинул Петербург, а точнее, Петроград, еще в молодости: семья перебралась в Германию подальше от новой, большевистской, власти. Но дом, в котором вырос будущий писатель, хранит атмосферу его детских лет и отрочества и поныне, дух, который витает в его «Даре» и прозрачно намекает на истоки гениальности автора знаменитых «Лолиты», «Защиты Лужина» и … заметок по энтомологии, этот дух живет и теперь в стенах музея.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

Дом Владимира Набокова: адрес, стоимость билетов, режим работы

Адрес: Большая Морская улица, дом 47
Как добраться: от ближайших станций метро можно доехать наземным транспортом. От станции Гостиный Двор идут автобусы: 3, 22, 27, троллейбусы 5 и 22 (остановка «Исаакиевская площадь»). От станций метро Сенная площадь / Садовая / Спасская можно дойти за 15 минут пешком
Телефон: +7 812 315 47 13
Время работы: со вторника по субботу с 11:00 до 17:45
Входной билет для взрослого: 100 рублей. Есть льготы
Сайт: http://nabokov.museums.spbu.ru/
Кому будет интересно: очевидно, любителям литературы и творчества писателя; тем, кто изучает историю, интересуется политикой — перекличка судеб в летописи семьи Набокова весьма любопытна. И, безусловно, собирателям бабочек! Владимир Владимирович задолго до исследований ДНК смог внести свой вклад в энтомологию, открыв особенности систематики бабочек рода Polyommatus.

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Экспозиция в Музее Набокова

Экспозиция музея состоит и бывших гостиной, библиотек и столовой. Сохранился в значительной степени интерьер, в частности, шикарные дубовые резные панели. Есть издания романов Набокова различных лет, нарисованные, а также пойманные им бабочки, фотографии писателя. Некоторые личные вещи. К сожалению, утерян интерьер так называемой «комитетской» комнаты, она сегодня служит в роли выставочного зала.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

Экспозиция музея Набокова

Набоков – запределен, холоден как Бродский в своих почти циничных порою стихах и как Цветаева в ее поздних, уже на разрыв, поэмах. Это вечное сияние разума в раскаленном воздухе снежных вершин, этот шахматный лабиринт смыслов…

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

Вероятно, с одинаковым исследовательским интересом препарирует он гениталии самцов бабочек-голубянок и анализирует в своих произведениях поведение их собратьев из человеческой популяции, продиктованное позывами того же самого органа. Собственно из-за страстишек Гумберта, описанных в самом известном произведении классика «Лолита», Набоков и не получил своей Нобелевской премии.

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

Бабочки, открытые В.В. Набоковым

Именами литературных персонажей Набокова названы многие, открытые Владимиром Владимировичем бабочки

Сачок, расправилка для крыльев бабочек и альбом с фотографиями имения Батова, фотограф — К. Булла

Коллекция бабочек В.Набокова

Не так давно, в 2014 году, по установленной Шведской академией традиции спустя 50 лет после выдвижения русского писателя на получение Нобелевской премии (а выдвигали его четырежды) были открыты документы, согласно которым стало ясно, что постоянный член академии некий Андерс Эстерлинг блокировал кандидатуру Набокова именно за его «аморальный роман». Чего уж там, в 1955-м «Лолита» и опубликована-то была только в издательстве «Олимпия Пресс», выпускавшем порнографические и приравненные к ним романы (о чем сам автор узнал тоже не сразу).

p, blockquote 6,0,1,0,0 –>

Оно, конечно, как говорится, пошлость в ушах слушающего. Однако и в «Камере обскура» нимфетке и губительнице Крачмера тоже лет 15-16, а уж какие бездны не по-детски бесчеловечной сути открываются на страницах самого одноименного романа… Лолита нервно курит в сторонке, глядя на Магду.

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

Конечно, никаких автобиографических подтверждений страданиям автора от полудевочек-полуженщин не наблюдается. Его верная спутница, мудрая соратница и жена Вера Слоним, – образчик преданной любви: они прожили вместе 52 года! Хотя, скандалы вокруг того, что в романе «Ада» изображена именно Вера, кипели в эмиграции не на шутку. Да и романы с хорошенькими студентками Владимир Владимирович не иначе как крутил… Но из истории их большой любви тщательно вымараны эти эпизоды. Хотя, как знать, только ли философские вопросы занимали Набокова в момент описания перипетий его столь противоречивых и столь реальных персонажей.

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

Обвиненный в «атрофии нравственного чувства», сам автор утверждал, что «Лолита» — «книга, рассказывающая о печальной судьбе ребенка: вполне обыкновенной маленькой девочки, захваченной отвратительным и бессердечным человеком».

Читайте также:
Достопримечательности Казанского Кремля - названия, описание, фото

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

К слову, написан роман «Лолита» уже на английском языке. И только в 1967 году в нью-йоркском издательстве «Федра» вышел его перевод на русский. Это был набоковский же перевод, и тем не менее есть все-таки что-то в этих переводных текстах иное, может быть, едва уловимое, будто кровь в жилах подстыла уже… Не греют они, и это при таком-то накале страстей. «Личная моя трагедия — которая не может и не должна кого-либо касаться — это то, что мне пришлось отказаться от природной речи, от моего ничем не стесненного, богатого, бесконечно послушного мне русского слога ради второстепенного сорта английского языка…», — писал сам Набоков. Возможно, причина именно в этом.

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

«Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце — по-русски, и мое ухо — по-французски», — напишет Набоков о себе.

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

Семья у Набоковых была знатная – дворяне, богачи; дом – в двух шагах от Исаакиевского собора на Большой Морской.

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

Мемориальная доска на доме В.Набокова

Мать писателя – дочь известного сибирского золотопромышленника Василия Рукавишникова. Ее брат, дядя Владимира, оставит ему миллионное наследство. Из этих денег будет издан первый сборник стихов Набокова. Дед по линии матери — врач, биолог, профессор и начальник Императорской медико-хирургической академии, глава медицинской службы русской армии.

p, blockquote 13,1,0,0,0 –>

По линии отца дедушка вообще был министром юстиции при обоих Александрах (и II и III). Бабка отцовская и того пуще — баронесса фон Корф, дочь немецкого генерала русской службы.

p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

Писатель, впитавший культуру русскую, французскую, английскую, немецкую, американскую, стал гениальным представителем культуры мировой. И, если отвлечься от ковыряния в грязном девчачьем белье набоковских «лолит», то и в «Даре», и особенно в «Приглашении на казнь», написанных еще на русском языке в берлинский период жизни Владимира Набокова, гений автора – тот самый: про главное, хоть и тоже земное, но очень теплое и родное:

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

Влезть на помост, облитый блеском,
упасть с размаху животом
на санки плоские — и с треском
по голубому… А потом,
когда меняется картина,
и в детской сумрачно горит
рождественская скарлатина
или пасхальный дифтерит,
съезжать по блещущему ломко,
преувеличенному льду,
в полутропическом каком-то,
полутаврическом саду…

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

Книги берлинского периода жизни В. Набокова

Книги `Отчаяние` и `Приглашение на казнь`

«Она подносит раскаленный градусник к свету и, сдвинув очаровательные котиковые брови, которые унаследовала и Таня, долго смотрит… и потом, ничего не сказав, медленно отряхнув градусник и вкладывая его в футляр, глядит на меня, словно не совсем узнает, а отец, задумавшись, едет шагом по весенней, сплошь голубой от ирисов, равнине;…» (цитаты из набоковского романа «Дар», который он посвятил матери).

p, blockquote 17,0,0,0,0 –>

Пейзаж работы матери писателя — Е.И. Набоковой

Портрет матери Владимира Владимировича – Елены Ивановны

С матерью у Набокова был диалог длиною в жизнь; оба они обладали графемно-цветовой синестезией – однажды, когда маленький Володя, играя в кубики, заметил, что буквы на них совершенно неправильно раскрашены, они обнаружили, что видят, ощущают графемы в одинаковом цвете; так, современные музыканты, как рассказывает Татьяна Черниговская, «видят» музыку – научно-подтвержденное волшебство! Этот волшебный дар разделяла и жена писателя – Вера Евсеевна.

p, blockquote 18,0,0,0,0 –>

Им пришлось покинуть Германию после того, как Веру, еврейку по национальности,– уволили с работы по национальному же признаку. Своевременно уехали они из страны, где эти угли разгорелись в жуткое пламя ненависти и человеконенавистнической идеологии. И если Цинцинната — героя одного из набоковских романов берлинской поры — приглашают на казнь за «гносеологическую гнусность», то последующие миллионы жертв будут без экивоков сгонять в освенцимы, уже не оставляя ни единой надежды на культурологическое спасение.

p, blockquote 19,0,0,1,0 –>

«Когда юный Падук основал, основываясь в свою очередь на книге Скотомы, Партию Среднего Человека, метаморфоза эквилизма только-только начиналась, а разочарованные юнцы, проводившие унылые митинги в дурно пахнущих классах, только еще нащупывали средства, позволяющие довести до среднего уровня содержимое человечьих сосудов» (цитата из «Bend Sinister» («Под знаком незаконнорожденных») — второго романа, написанного Набоковым на английском (1947 год), созвучного с «Приглашением на казнь», и считающегося прямым протестом автора против фашизма, хотя там много чего понамешано).

p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

«С тех пор у нас было слишком много homo civis и слишком мало sapiens», «Вы путаете фиговый лист с оливковой ветвью» (из «Bend Sinister» же).
«Если мне бы сказали, что за это меня завтра казнят — я всё равно бы на неё смотрел» («Камера обскура»).
«Портреты главы государства не должны размером превышать почтовую марку».
«Книги, которые вы любите, нужно читать, вздрагивая и задыхаясь от восторга».
«Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов».
«Лучшая реакция на вражескую критику — улыбнуться и забыть».
«Трусы мечты не создают»
(все — Владимир Набоков).

Читайте также:
Воскресенские ворота в Москве — подробная информация с фото

p, blockquote 21,0,0,0,0 –>

P.S. Визуализацию виртуальной реконструкции библиотеки можно посмотреть вживую на сайте СПбГУ .

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

Экскурсии, связанные с В.В. Набоковым:

p, blockquote 25,0,0,0,0 –> p, blockquote 26,0,0,0,1 –>

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Музей-Квартира В. В. Набокова

Музеи

Музей Набокова не стал туристической Меккой. Однако ценители его творчества неизменно приходят в дом №47 на Большой Морской, где прошли первые, “российские” годы русского и американского классика литературы Владимира Владимировича Набокова.

История

Здание на ул. Большой Морской, 47 было построено еще в 40-ые гг. XVIII в. для советника государственной коллеги, члена Соляной конторы Я. А. Маслова. Изначально дом был одноэтажным, но из-за частой смены владельцев он регулярно перестраивался и надстраивался. Так, между 1793 и 1810-ми гг. его перестроили, появился II этаж, а фасад был оформлен в стиле высокого классицизма.

Этот дом стал набоковским в 1897 г., когда он был приобретен на имя Елены Рукавишниковой ее отцом, золотопромышленником И.В. Рукавишниковым накануне ее венчания с сыном министра юстиции Д. Н Набокова — В. Д. Набоковым.

В 1901-1902 гг. его отремонтировали, перестроили главный фасад, надстроили III этаж лицевого корпуса, переделана парадная лестница, во дворе дома был построен флигель. В 1904 г. владельцем дома стал В. Д. Набоков. Вероятно, это было сделано для прохождения имущественного ценза на выборах в Государственную Думу.

В 1899 г. в семье Набоковых появился сын Владимир, будущий русский и американский классик литературы. Набоковы были чудесной семьей, в доме всегда царила атмосфера любви и взаимоуважения. Помимо сына Владимира у Елены Ивановны и Владимира Дмитриевича Набоковых были двое сыновей — Сергей и Кирилл — и двое дочерей — Ольга и Елена. Дома общались на английском, русском и французском языках.

Владимир Набоков вспоминал, как в детстве мог по-русски написать только одно слово — какао, потому что в нем все буквы совпадали с английскими.

На первом этаже находились общие комнаты. Именно там сейчас находится музей В. В. Набокова. На втором этаже были комнаты родителей, а на третьем — детские. Лестничные окна были украшены витражами во вкусе начала XX в.

Набоковы имели внушительный автопарк: Mercedes Benz, Rolls-Royce и Opel Торпеда.

Их дом был оборудован лифтом, проведена телефонная связь. Истинные англоманы, они следили за техническими новинками и очень любили их. Детям выписывали английские детские журналы. Часто ездили в Рождествено — имение, которое в наследство от своего дяди писатель Владимир Набоков получил после его смерти. Вот только в права владения он вступить не успел — началась революция.

Осенью 1917 г. семья Набоковых оставила дом на Большой Морской и уехала в Крым, а затем, спасаясь от Гражданской войны, в 1919 г. навсегда покинула Россию. Этот дом на всю жизнь остался для В. В. Набокова “единственным домом в мире”: он никогда более не имел собственного жилья, всегда жил в съемном.

Сотрудники Датской телеграфной компании в Зеленой гостиной

Во время Гражданской войны в здании располагался Военный комиссариат Адмиралтейского района. В 1922-1935 гг. его передали Датской телеграфной компании. В 1948-1959 гг. — Ленинградский филиал Всероссийской академии архитектуры. Был значительно перепланирован лицевой корпус, особенно II и III этаж.

Затем I этаж заняло Управление по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, в чью юрисдикцию, по иронии судьбы, попадала цензура литературы, а II и III этажи — Правлению бытового обслуживания населения. В 1990-ых в здании располагались редакция газеты “Невское время” и Комитет по организации книжных ярмарок. Музей В. В. Набокова открыли в его родном доме только в апреле 1998 г.

Архитектура

В начале XX в. дом подвергся капитальному ремонту: надстроен III этаж, изменено оформления фасада и построен внутренний флигель для съемных доходных квартир. Эта работа была выполнена гражданскими архитекторами М. Ф. Гейслером и Б. Ф. Гуслистым.

Архитектура дома писателя сейчас ассоциируется с ранним петербургским модерном. Его украшает мозаика, созданная одним из лучших мозаичных мастеров В. А. Фроловым и его учениками. Ему же принадлежат мозаика соседнего здания по адресу ул. Большая Морская, 38, где располагается Общество Поощрения Художеств, и мозаичное оформление храма Спаса на Крови. Металлический декор дома Набокова выпустил завод Карла Винклера, который также создал решетку, обрамляющую Михайловский сад.

Десюдепорт — буквально «над дверью» — картина, помещённая в фигурный медальон над дверью

Витражные окна дома Набоковых являются одной из его важнейших деталей. В десюдепорте входной двери располагается геометрический витраж, наполненный разноцветными ромбами. Этот элемент является характерным для раннего петербургского модерна. Разноцветные ромбы с витражей стали важным мотивом произведений В. В. Набокова, они неоднократно встречаются в его текстах. Выходящие во двор окна II этажа украшены витражами, выполненные рижским мастером Эрнестом Тоде.

Читайте также:
Межправительственные соглашения России с Германией

Реставрация Зеленой гостиной

При Набоковых стены зеленой гостиной, находящейся на первом этаже, были обтянуты зеленым шелком. Плафон потолка и 3 десюдепорта дверных порталов были расписаны масляными красками, резные деревянные элементы покрывало зеленое масло, под потолком была лепнина с растительными мотивами, покрытая зеленой краской и позолотой. Двери и дверные порталы гостиной также были расписаны и имели позолоченные элементы. Основным мотивом росписи был растительный. На плафоне же, по воспоминаниям самого В. В. Набокова, были написаны “бледно-зеленые облака”.

Пробная расчистка с выявлением количества слоев малярных красок.

Пробная расчистка проводится для выявления количества слоёв поздних наслоений и выявления авторской живописи, которую сделал автор, а не писали поверх реставраторы или всякие другие люди.

В советское время дом Набоковых использовался под нужды административных учреждений, великолепные интерьеры дома были побелены. В Зеленой гостиной была возведена перегородка, поделившая зал на 2 неравные части. Шелк со стен был снят, а вся поверхность гостиной была покрыта малярными красками, число слоев которых доходит до семи на отдельных фрагментах.

Начиная с 2011 года реставрация Зеленой гостиной передана в ведение студентов-реставраторов СПбГУ. Реставрационным советом определена только техническая реставрация, то есть студенты занимаются только расчисткой объекта от поздних закрасок и укреплением авторского красочного слоя. Будет ли проведена художественная реставрация пока не понятно. На данный момент уже снесена перегородка, раскрыт плафон потолка, на котором можно увидеть ласточку — часто встречающийся в произведениях В. В. Набокова мотив. Раскрыты все 3 десюдепорта, в процессе реставрации находятся дверные порталы и сохранившаяся часть лепного фриза. Удаление малярных закрасок производится при помощи скальпеля послойно.

Состояние северо-восточного дверного портала на данный момент

Администрация СПбГУ, а именно в ведении этого университета находится музей-квартира В. В. Набокова, не заинтересована в музее и его деятельности. В морозы реставраторы работают в мастерской в куртках, потому что в музее нет соблюдения температурно-влажностного режима, напрямую влияющий на сохранность памятника. Точных сроков окончания реставрации и открытия Зеленой гостиной для посетителей на настоящий момент нет.

Билеты и цены

Вход в музей В. В. Набокова бесплатный для всех категорий граждан.

Экскурсии

В музее В. В. Набокова экскурсии не проводятся. Возможно посещение музея экскурсионными группами по предварительному согласию с администрацией музея.

Режим работы

  • Понедельник: выходной
  • Вторник: 11.00-18.00
  • Среда: 11.00-18.00
  • Четверг: 11.00-18.00
  • Пятница: 11.00-18.00
  • Суббота: 12.00-17.00
  • Воскресенье: выходной

Где находится

  • Адрес: ул. Большая Морская, д. 47
  • Метро: станция метро “Гостиный двор”, станция метро “Сенная”/”Садовая”/”Спасская”

Как добраться

  • От станции метро “Гостиный двор”: на автобусе №№ 3,22 и 27 или на троллейбусе №№ 5 и 22 до остановки “Исаакиевская площадь”
  • От станции метро “Сенная”/”Садовая”/”Спасская”: пешком через пер. Гривцова, потом через Исаакиевскую площадь налево

Интересные факты

  • Владимир Владимирович Набоков увлекался не только литературой, также его привлекала энтомология — наука о бабочках. Им было открыто несколько видов бабочек, в честь него названы больше 30-ти видов этих насекомых.
  • Великий писатель был синестетиком, как и некоторые члены его семьи. Это означает, что восприятие органами чувств у него смешивалось. Владимир Набоков буквально слышал цвет, видел запах и чувствовал звук.
  • Дом, где сейчас располагается музей В. В. Набокова — действительно единственный дом Набокова. Больше никогда в своей жизни он нигде не был прописан и не имел жилья в собственном владении.
  • Музей Набокова неоднократно подвергался нападениям казаков-вандалов, как и усадьба в Рождествено. Свои действия они оправдывали тем, что писатель в своих произведениях пропагандируют педофилию, а потому все его наследие должно быть уничтожено.

Отзывы

Плюсы

  • Бесплатно
  • Демонстрация фильма Парфенова с участием сына и сестры В. В. Набокова
  • Отзывчивый персонал
  • В самом центре города
  • Впечатляющая коллекция бабочек

Минусы

  • От быта Набоковых почти ничего не осталось
  • Часть залов закрыта на реставрацию
  • Очень скромная экспозиция
  • Отсутствие экскурсий
  • В целом: музей В.В. Набокова стоит посетить всем поклонникам творчества писателя. Хоть экспозиция и небольшая, но в восстановленных залах сохранилась атмосфера семьи Набоковых.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: