Межправительственные соглашения России с Германией

Блог Лолы Аметовой

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

Особенности экономических отношений России с Германией

На протяжении многих лет Германия оставалась одним из основных торговых партнеров России. В рамках экономического сотрудничества государства взаимодействуют в научной, культурной, туристической, коммуникационной и других сферах. Идет обмен товарами, инвестициями, услугами, рабочей силой, технологиями.

Источник: Станислав Красильников/ТАСС

Германия исторически является крупнейшим поставщиком в Россию машин и оборудования, входит в число крупнейших зарубежных инвесторов России.

В послевоенные годы ФРГ входила в число западных партнеров СССР, ГДР – в число социалистических. Их общая доля составляла около одной пятой советского внешнеторгового оборота. Западная Германия стала пионером среди капиталистических стран, которые в 70-е гг. прошлого века рискнули развернуть широкомасштабное равноправное и взаимовыгодное экономическое сотрудничество с Советским Союзом. Стоит отдельно подчеркнуть компенсационные сделки, в рамках которых известный немецкий концерн Mannesmann AG поставлял трубы широкого диаметра для строительства магистрального газопровода из Западной Сибири в Европу в обмен на будущие поставки газа. В 1972 г. было подписано первое соглашение о сделке «Газ в обмен на трубы». Финансирование сделки осуществлял Deutsche Bank AG.

В 1981 г. Ruhrgas AG и Союзгазэкспорт заключили договор о поставках 40 млрд. кубометров газа в течение 25 лет в Германию и еще в шесть европейских государств. Согласно этому договору осуществлялись как поставки труб для строительства газопровода, так и оборудование для добычи газа и его транспортировки. Этот договор позволил создать магистральную газо-трубопроводную сеть, которая и сейчас обеспечивает основные поставки российского углеводородного сырья в европейские страны.

После объединения Германии товарооборот России с Германией значительно снизился, начиная с 1994 г. его темпы вновь начали увеличиваться. Финансовый кризис 1998 г. негативно сказался на активности немецкого бизнеса в нашей стране. Произошло ухудшение инвестиционного климата и кредитно-финансовых условий сотрудничества, в первую очередь в рамках предоставления государственных гарантий немецким экспортерам машин и оборудования. После 2000 г., когда взаимный товарооборот вырос по сравнению с предыдущим годом более чем на четверть, ситуация начала меняться в лучшую сторону.

На сегодняшний момент ввиду непредсказуемости американской политики санкций в отношении России состояние германо-российских торгово-экономических отношений крайне нестабильное. Тем не менее германо-российские экономические отношения характеризуются высокой динамикой. Во главе угла стоит рассмотреть принятие программы «Партнерство для эффективности» в рамках Петербургского международного экономического форума от 7 июня 2019 г. Министр экономики ФРГ Петер Альтмайер и министр экономического развития РФ Максим Орешкин подписали совместный документ об углублении экономического сотрудничества, определяющий рамки для расширения сотрудничества ФРГ и РФ в повышении эффективности российской экономики.

Основная задача документа – повышение эффективности экономики РФ с помощью немецких технологий. Планируется сотрудничество в улучшении производительности труда, подготовке и повышении квалификации сотрудников, а также обмене опытом и информацией о соответствующих правовых нормах. По словам Петера Альтмайера, «Берлин намерен развивать экономические отношения с РФ, чтобы внести вклад в появление между Россией, Украиной и Европой пространства благополучия, которое предлагает перспективу экономического роста и повышает стабильность в регионе». Министр также заявил, что «в интересах немецкого бизнеса будет ратовать за создание в России более благоприятного инвестиционного климата».

Согласно председателю правления Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП) Маттиасу Шеппу, «в отличие от «партнерства для модернизации» с Россией, провозглашенного тогдашним министром иностранных дел и нынешним федеральным президентом Германии Франком-Вальтером Штайнмайером в 2008 году, партнерство для эффективности менее политизировано и потому имеет больше шансов на успех». Производительность труда в России сегодня составляет менее 50% от немецких показателей и 1/3 от соответствующих показателей в США. В рамках инициативы планируются поездки делегаций представителей российских компаний в Германию, а также на современные предприятия, построенные немецкими компаниями в России. Россия и Германия также будут содействовать подготовке и повышению квалификации сотрудников, успешным инициативам предприятий и совместной организации ознакомительных поездок российских экспертов в Германию.

Несмотря на санкции ЕС правительство ФРГ пообещало сделать все возможное, чтобы возобновить переговоры «нормандской четверки» и продолжить встречи на уровне министров иностранных дел. Одновременно Альтмайер подчеркнул, что санкции ЕС против РФ останутся в силе, «пока не будут устранены причины, сыгравшие решающую роль в их принятии». Евросоюз ожидает полной реализации плана мирного урегулирования в Донбассе после прихода к власти нового президента Украины Владимира Зеленского.

Затронув тему санкций против РФ, нельзя не рассмотреть ситуацию с газопроводом «Северный поток-2». Строительство 1224-километрового газопровода, проложенного из России в Германию по дну Балтийского моря вызвало ожесточенное сопротивление как во многих странах Европы, так и в США. Категорически против строительства выступает Украина, опасаясь потерять идущий через нее транзит российского газа. Члены Евросоюза – Польша, Латвия, Литва и Эстония – указывают, что новый газопровод увеличит зависимость ЕС от российского газа. Тем не менее в Берлине поддерживают проект строительства газопровода, ссылаясь на то, что Россия уже около полувека снабжает газом Германию и Европу. Ситуация в корне не изменится и в дальнейшем, поскольку месторождения на западе и севере Европы постепенно иссякают.

При этом реализация данного проекта несет в себе также и политическую составляющую. На Российско-Германской сырьевой конференции, проходившей в Потсдаме в ноябре 2018 г., Петер Альтмайер заявил, что «стремление Украины и в будущем остаться важной транзитной страной должно быть тоже в интересах Германии и Европейского Союза». Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель также признает, что «реализация проекта газопровода возможна лишь при условии, что Украина продолжит играть роль страны-транзитера российского газа в Европу».

Несмотря на санкционные и политические ограничители, Германия остается ключевым торгово-экономическим партнером России, а интенсивность связей между странами продолжает нарастать. Торговый оборот за январь-ноябрь 2019 г. составил 38 млрд долл., в том числе российский экспорт – 20 млрд долл., импорт – 18 млрд долл. Основная статья российского экспорта в Германию – минеральные продукты (82,75% от всего объема экспорта). Импорт в основном представлен машинами, оборудованием и транспортными средствами (51,87% от всего объема импорта), затем следует продукция химической промышленности (29,36% от всего объема импорта).

Читайте также:
Ижевск – Страница 2 из 3 – - Как С Добром Добраться! Маршрут проложить

Укрепляется и инвестиционное сотрудничество. Сегодня общий объём российских инвестиций в экономику ФРГ составляет свыше 8 млрд долл., а германских капиталовложений в Россию – свыше 18 млрд долл. Это почти 5% от всех иностранных прямых инвестиций в российскую экономику. В России работают почти пять тысяч немецких компаний с суммарным оборотом более 50 млрд долл. и числом занятых около 270 тысяч человек. В свою очередь, в Германии ведут бизнес около полутора тысяч предприятий с российским капиталом.

Лидеры России и Гремании осознают важность взаимовыгодного сотрудничества, считают что правительствам двух стран нужно и далее активно помогать развитию взаимной торговли, промышленной и технологической кооперации.

Как менялись российско-германские политические отношения

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 августа 2021 года канцлер Германии Ангела Меркель совершит визит в Москву, где проведет переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным. Стороны обсудят “двустороннее сотрудничество в различных областях, а также несколько актуальных международных и региональных вопросов”.

Правовая база и встречи на высшем уровне

Дипломатические отношения между ФРГ и СССР были установлены 13 сентября 1955 года. 26 декабря 1991 года ФРГ признала Россию правопреемницей СССР. Правовой фундамент российско-германских отношений образуют Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между СССР и ФРГ, подписанный 9 ноября 1990 года, и Совместное заявление президента России Бориса Ельцина (1991-1999) и канцлера ФРГ Гельмута Коля (1982-1998) от 21 ноября 1991 года, в котором изложены основные принципы политических отношений между Россией и ФРГ.

С начала 1990-х встречи российских президентов с германскими канцлерами приобрели регулярный характер. Так, президент РФ Борис Ельцин и канцлер ФРГ Гельмут Коль провели более 20 встреч, а президент России Владимир Путин (в 2000-2008 годах и с 2012 года) и канцлер Герхард Шрёдер (1998-2005) – свыше 30.

С Ангелой Меркель, занимающей пост канцлера Германии с 2005 года, Владимир Путин провел 30 встреч, а Дмитрий Медведев, возглавлявший российское государство в 2008-2012 годах, встречался с канцлером 20 раз. Встречи президентов и канцлеров проходили как в ходе взаимных визитов, так и в рамках международных мероприятий.

С 2000 года, когда Владимир Путин впервые занял пост главы российского государства, он совершил 18 визитов в Германию (последний состоялся 19 января 2020 года в Берлин, где прошла международная конференция по Ливии; кроме того, в 2009 и 2010 годах он посещал эту страну в качестве председателя правительства).

Предстоящий визит Ангелы Меркель в нашу страну – 19-й (последний – 11 января 2020 года).

Россию также посещали президенты ФРГ: Роман Херцог – в сентябре 1997 года с официальным визитом, Йоханнес Рау – в сентябре 2002 года с государственным визитом, Хорст Кёлер – в январе 2005 года в связи с закрытием Года немецкой культуры в России, Кристиан Вульф – в октябре 2010 года с государственным визитом, Франк-Вальтер Штайнмайер с рабочим визитом 25 октября 2017 года.

Отношения в 2000-е

В 2000 году Россия и Германия провозгласили курс на стратегическое партнерство. В последующие годы отношения развивались успешно как в сфере политики, так и экономики, действовал ряд совместных структур и форматов. Так, огромное значение придавалось межгосударственным консультациям, которые проводились с 1998 года ежегодно попеременно в РФ и ФРГ с целью расширения торгово-экономических и политических связей. В 2001 году по инициативе Владимира Путина и Герхарда Шрёдера с целью сближения двух стран и углубления взаимопонимания был учрежден германо-российский общественный форум “Петербургский диалог”.

Германия, занимающая лидирующие позиции в Европе, активно поддерживала Россию и проводимый ею курс на международном уровне, в частности выступала за активизацию сотрудничества между ЕС и РФ, за установление безвизового режима. В 2008 году, когда некоторые страны негативно оценили действия России в ходе грузино-югоосетинского конфликта и потребовали введения против нее санкций со стороны ЕС, Германия не согласилась с этим предложением. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (с 2017 года – президент) принимал участие в качестве посредника в урегулировании конфликта, поддерживал тесный контакт с главой МИД РФ Сергеем Лавровым.

Реакция Германии на обострение кризиса на Украине в 2014 году

В 2014 году, после воссоединения Крыма с Россией и обострения украинского кризиса, отношения между Берлином и Москвой ухудшились. Канцлер Ангела Меркель обвинила Россию в дестабилизации обстановки на Украине и заявила о возможности введения Евросоюзом 17 марта 2014 года антироссийских санкций, включающих “адресные меры в отношении лиц, ответственных за эскалацию ситуации”. Позже Меркель высказалась за проведение саммита Группы восьми без России (был запланирован на июнь в Сочи; на тот момент в “восьмерке” председательствовала Россия), и с тех пор встречи Группы проводятся в формате “семерки”.

В 2014 года Германия отменила запланированные двусторонние мероприятия, включая 15-й раунд межгосударственных консультаций и 14-е заседание “Петербургского диалога” (в июле 2021 года германская сторона заявила о приостановке всех двусторонних мероприятий из-за “признания в РФ нежелательными трех немецких НКО”).

После введения Евросоюзом антироссийских санкций Меркель неоднократно выступала за их продление. Однако с июля 2016 года она заявляла и о заинтересованности Германии в их отмене и в улучшении отношений с Россией по мере подвижек в урегулировании ситуации на Украине.

Отношения на современном этапе

После 2014 года германские политики не раз критически оценивали внешнюю политику России. В 2016 году в новой “Белой книге” Министерства обороны ФРГ, посвященной вопросам обеспечения национальной безопасности, Россия заняла третье место в списке из десяти самых серьезных угроз для Германии. Согласно документу, из партнера она превратилась в соперника, который “повышает военную активность на внешних границах ЕС”.

Читайте также:
Дешевые авиабилеты в Минск со скидками до 30%. Без комиссий, сборов и других переплат

22 февраля 2017 года на европейском Полицейском конгрессе в Берлине глава германской контрразведки Ханс-Георг Масен заявил о “российском следе” в организации кибератак на серверы Бундестага 30 апреля 2015 года, в результате чего якобы было похищено не менее 16 Гбайт данных, включая электронные письма парламентариев.

В начале мая 2020 года Генпрокуратура ФРГ объявила в международный розыск россиянина Дмитрия Бадина, утверждая, что он является членом хакерской группы Fancy Bear. Российская сторона неоднократно отвергала свою причастность к этим нападениям, ни одно из силовых ведомств ФРГ не предоставило никаких доказательств в поддержку своих обвинений. 22 октября 2020 года ЕС ввел санкции против двух россиян, включая Бадина. В ответ 29 декабря Россия дополнила черный список лиц, которым запрещен въезд в страну, представителями руководства силовых и разведывательных структур Германии.

В сентябре 2020 года отношения вновь обострились из-за ситуации вокруг Алексея Навального. Он был госпитализирован в Омске 20 августа после того, как ему стало плохо на борту самолета, направлявшегося из Томска в Москву. Позже его доставили в Берлин и поместили в клинику Charite.

2 сентября правительство Германии на основании исследований токсикологов бундесвера выступило с утверждением, что Навальный был отравлен веществом типа “Новичок”, а канцлер Ангела Меркель заявила, что “только российское правительство может и должно дать ответы”. Позже Меркель выступила за единую европейскую реакцию на инцидент. 14 сентября кабинет министров ФРГ подчеркнул, что “три независимые лаборатории ОЗХО, в том числе во Франции и Швеции, подтвердили наличие в анализах Навального вещества из группы “Новичок” и вновь призвала Россию “прояснить случившееся”.

Официальный представитель президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что Россия готова к всестороннему взаимодействию с Германией, указав, что до вывоза Навального в Берлин никаких отравляющих веществ выявлено не было. В январе 2021 года официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отметила, что “ответы Германии на запросы России по инциденту с Навальным не содержат информации по сути вопроса”.

Несмотря на охлаждение отношений Германия и Россия продолжили сотрудничество по международным проблемам, включая урегулирование украинского кризиса (“нормандская четверка”). Кроме того, Россия и Германия принимали участие в процессе уничтожения химического оружия в Сирии (завершен в 2016 году), взаимодействуют в таких сферах, как борьба с финансированием терроризма, отмыванием денег, коррупцией, уклонением от налогов, в т.ч. в рамках Группы 20.

Взаимодействия России и Германии в исторической перспективе Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макарова Елена Анатольевна, Плетнева Александра Витальевна

В статье рассматривается исторический аспект взаимодействия России и Германии . Выявляются и характеризуются основные этапы взаимодействия двух стран, исследуются современные направления их взаимодействия.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Макарова Елена Анатольевна, Плетнева Александра Витальевна

Interaction of Russia and Germany in historical perspective

The article deals with the historical aspect of cooperation between Russia and Germany . Identified and characterized the main stages of interaction between the two countries, explores modern trends of their interaction.

Текст научной работы на тему «Взаимодействия России и Германии в исторической перспективе»

УДК 94 (470+571) + 94 (430)

А.В. Плетнева, Шадринск

Взаимодействия России и Германии в исторической перспективе

В статье рассматривается исторический аспект взаимодействия России и Германии. Выявляются и характеризуются основные этапы взаимодействия двух стран, исследуются современные направления их взаимодействия.

Россия, Германия, история взаимодействия, перспективы сотрудничества

E.A. Makarova, A.V. Pletneva, Shadrinsk

Interaction of Russia and Germany in historical perspective

The article deals with the historical aspect of cooperation between Russia and Germany. Identified and characterized the main stages of interaction between the two countries, explores modern trends of their interaction.

Keywords: Russia, Germany, the history of the interaction, cooperation prospects

Взаимодействие России и Германии на всём историческом этапе сопровождалось партнёрством и сотрудничеством, которые сменялись противостоянием и кровавыми войнами. Отношения между двумя этими странами имеют особое значение на современной международной арене. От их характера в решающей степени зависят также и направление развития европейской цивилизации, расстановка и баланс сил в мире. Актуальность данной темы обусловлена тем, что диалог этих стран на современном этапе неразрывно связан и вытекает из всей истории их взаимодействия. Объектом нашего исследования выступает история международных отношений, предметом является история отношений между Россией и Германией. Целью данной исследовательской работы является рассмотрение взаимодействия и сотрудничества России и Германии на протяжении всего исторического развития.

Исходя из данной цели, предполагается решить следующие исследовательские задачи:

1) определить этапы взаимодействия России с Германией на протяжении всей истории;

2) выявить характер этих взаимодействий;

3) рассмотреть современные направления развития.

У рамках данной статьи будут изложены основные результаты исследования. Как немцы, так и русские принадлежат к единой индоевропейской общности сложившейся на территории Восточной Европы ещё в 6-4 тыс. до н. э. Отношения между этими двумя народами, начали складываться ещё в глубокой древности, когда существовало Древнерусское государство и Священная Римская империя. В первую очередь они касались торговых и династических связей. В XIII в. экспансия Тевтонского ордена в Прибалтике привела к войне с Новгородской республикой. Важной исторической датой

этого периода является Ледовое побоище, произошедшее в 1242 г., в результате которого немцы были поражены. Большое значение в складывании отношений принадлежит разветвлённым торгам между северо-западной Русью и северной Германией.

Читайте также:
Аэропорты Москвы: как добраться самостоятельно

В Средние века взаимоотношения Германии и России было активным, что было обусловлено привлечением Русским правительством немецких ремесленников и наёмников. Во время правления Василия III в России проживало много немцев, что впоследствии породило необходимость создать в Москве Немецкую слободу. Но в результате Ливонской конференции было постановлено недопущение немецким ремесленникам проживать в России.

Ситуация изменилась после восшествия на престол Петра I. В 1702 г. Пётр I стремился включить Россию в круг западноевропейских стран. Первым шагом к достижению этой цели был Указ о привлечении в Россию иностранных специалистов. Для этого было введено законоположение, в соответствии с которым иностранцам давалась гарантия на свободу вероисповедания, право на свободный выезд, сохранение их подданства. Более того, иностранцам, выполнявшим военную или гражданскую службу, представлялось высокое жалование и материальное обеспечение. Манифест Петра I был распространён по Европе благодаря содействию генерального комиссара в Германии фон Паткуляи. Манифест способствовал приезду большого числа мастеров, среди которых были представители из немецких земель. Период 1730-1740 гг. характеризовался наиболее плодотворными и тесными немецко-русскими контактами. В это время немцы активно привлекались к научной деятельности в Петербургскую Академию наук [2]. Огромное историческое значение в укреплении положения немцев в России имел манифест, подписанный Екатериной II 22 июля 1763 г. Императрица приглашала граждан европейских стран пожаловать в степные владения Российской империи. Так как Германия в то время была ослаблена Семилетней войной, то манифест являлся важным для немцев документом для их последующего развития. Также русские оказывали помощь Германии в сражении на их территории против французов во время Наполеоновских войн.

1871 г. – это год создания Германской империи. В исторических исследованиях он считается переломным в отношениях России и Германии. Это было вызвано германской поддержкой Австро-Венгрии и немецким сопротивлением расширению влияния России, в том числе на Балканском полуострове. На Берлинском конгрессе были значительно урезаны выгодные для России результаты Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. Отношения между Россией и Германией приняли тогда враждебный характер. К концу XIX столетия Германия стала самой сильной в экономическом и военном плане державой Европы, что для того времени в геополитических условиях автоматически означало – самой сильной державой мира [4].

Начало ХХ века было также непростым во взаимоотношениях двух стран: поражение Германии в Первой мировой войне осложнила взаимные контакты. Весной 1922 г. две страны подписали Рапалльский договор, который способствовал развитию нормальных отношений между двумя странами. Первая мировая война стала ключевым событием в отношениях России и Германии и повлекла за собой определённые последствия.

Следующим этапом во взаимоотношениях России и Германии является Великая Отечественная война, которая началась 22 июня 1941 г. нападением нацистской Германии в рамках операции «Барбаросса» на Советский Союз. Приход фашистов к власти в Германии и переход к осуществлению актов агрессии вновь поставили обе

страны по разные стороны баррикад. Это привело к развитию кровопролитного конфликта, который имел тяжёлые последствия для обеих стран. В результате войны Германия потерпела поражение, а потери Советского Союза составили 6,8 млн. человек [2].

После поражения в войне Германия была поделена между Союзниками на четыре оккупационные зоны. В результате это привело к разделению Германии на Федеративную Республику Германию со столицей в Бонне и Германскую Демократическую Республику со столицей в Восточном Берлине. 13 августа 1961 г. между Восточным и Западным Берлином была проведена стена. Таким образом, Восточная Германия стала главным форпостом СССР в холодной войне.

Стержневыми явлениями в ходе исторического развития отношений между Россией и Германией является падение Берлинской стены и объединение Германии, распад СССР и появление новой постсоветской России. Находясь на переломном этапе развития, Россия нуждалась в поддержке наиболее развитых государств мира. Одним из приоритетных партнёров являлась Германия. Необходимому налаживанию отношений между странами содействовал Московский договор, подписанный 12 августа 1970 г., четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину от 3 сентября 1971 г., а также большое количество экономических соглашений [3].

Россия оказывала всяческую помощь государству-партнёру в его стремлении ликвидировать раскол страны. В результате этого удалось выработать Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., согласно которому Германия достигала единства. Данное обстоятельство позднее во многом определило в целом благоприятное отношение правительства и населения Германии к России [1].

Важное значение во взаимоотношениях России и Германии традиционно уделяется экономике. Еще после Второй мировой войны экономические отношения СССР и ФРГ были очень сильно осложнены. Холодная война не давала развивать партнерские отношения. Известно, что Россия имеет большой долг перед Германией. Проблема погашения этого долга весьма актуальна для России. Но с подписанием 5 июля 1972 года долгосрочного соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве ситуация в корне начинает меняться в положительную сторону. Был выработан целый пакет советско-западногерманских договоров, соглашений и других нормативных актов, создавших фундамент для экономического сотрудничества между СССР и ФРГ. С начала 1970-х годов ФРГ прочно заняла место главного торгового партнера СССР [3].

Дефолт в 1998 г. привёл к приостановке сотрудничества между странами, что является новым этапом российско-германских отношений. Проблемы возникли в торгово-экономической области. Однако через два года наметился определённый перелом в лучшую сторону. Это было связано с назначением В.В. Путина исполняющим обязанности президента России и последующим избрание его на этот пост. С этого времени между странами произошло развитие контактов и связей на высшем уровне. Встречи между руководителями России и ФРГ, состоявшиеся в 2000 и 2001 гг. в Берлине, Москве и Санкт-Петербурге, позволили преодолеть существующий спад в российско-германский отношениях и предоставили импульс для перехода к новому этапу двустороннего сотрудничества. По многим вопросам стороны выступают с единых или схожих позиций. На пороге XXI в. российско-германские отношения, миновав фазу определенного застоя, получили важные стимулы для своего дальнейшего развития. Это касается всех блоков двусторонней кооперации, но в

Читайте также:
Электронный билет на самолет аэрофлот - 2021

первую очередь экономического. После того как Европу и весь мир затронул кризис постоянно проходили встречи двух стран. В 2006 г. в торговле между странами наблюдался положительный баланс [5].

В 2010 г. состоялось шесть встреч президента России Д. А. Медведева и канцлера Германии А. Меркель. В том же году состоялся российско-германский саммит в Мезеберге, на котором решались важные вопросы по проблемам внешней политики и безопасности. Прошли межправительственные консультации на высшем уровне в Екатеринбурге, на котором представительствовали президент России Д. Медведев и канцлер ФРГ А. Меркель. На этой встрече анализировались перспективы торгово-экономического сотрудничества. В результате были запланированы меры по переводу сотрудничества на инновационный путь развития.

Одно из важных мест в культурно-гуманитарном сотрудничестве между двумя странами отводится связям по линии общественных организаций в области молодёжных академических и образовательных обменов. В этом плане активную роль играют Российский дом науки и культуры в Берлине, фонд «Русский мир» и др. Существенное значение в отношениях двух стран является урегулирование проблем противоракетной обороны в Европе, которая имеет огромную значимость для безопасности и партнёрства. Отношения между Россией и Германией на всём историческом пути сопровождалось циклическими взаимодействиями противостояния и сотрудничества. В настоящее время Германия выступает для России одним из важнейших партнеров в Европе.

1. Асташин, В.В. История международных отношений и внешней политики России / В.В. Асташин. -М. : Феникс, 2010. – 384 с.

2. Гринберг, Р. Российско-германские отношения / Р. Гринберг // Промышленные ведомости. – 2007.

3. Максимычев, И. Россия – Германия. Война и мир: от мировых войн к европейской безопасности / И. Максимычев. – М. : Книжный мир, 2014. – 510 с.

4. Павлов, Н.В. История современной Германии, 1945-2005 / Н.В. Павлов. – М. : АСТ, Астрель, 2006.

5. Протопопов, А.С. История международных отношений и внешней политики России: (1648-2010) : учеб. пособие / А.С. Протопопов, В.М. Козьменко, М.А. Шпаковская. – М. : Аспект Пресс, 2012. – 384 с.

Drang nach Osten 2.0: Немцам надоело жить с коллективным чувством вины

Независимая германская внешняя политика несет России не только выгоды, но и риски

В Германии 26 сентября состоялись очередные выборы. В парламент попали социал-демократы (СДП), консервативные христианские демократы (блок ХДСХСС), «зеленые», либералы (свободные демократы или СвДП), ультраправые из Альтернативы для Германии (АдГ) и Левые (потомки сталинистской компартии).

Выборы закончились неудачей для правившего в течение последних 16 лет (в рамках коалиционных правительств) консерваторов — они получили 24,1%, уступил социал-демократам (25,7%) во главе с бывшим министром финансов в правительстве Ангелы Меркель Олафом Шольцем. Именно его многие видят как преемника Меркель на посту канцлера.

Пока неясно, кто сформирует новое правительство, но вряд ли это будут консерваторы. Одна из партий консервативной коалиции, ХСС (Христианско-социальный союз), исключила возможность того, что правоцентристский блок ХДСХСС может сформировать коалицию, заняв второе место на выборах. Самой важной новостью стало то, что СвДП (11,5%) и Зеленые (14,8%) согласились начать переговоры друг с другом, прежде чем соглашаться на переговоры с одной из крупных партий.

Эти две центристские партии не согласны друг с другом по ряду вопросов, но, если они смогут выработать совместную позицию, включая соглашение о распределении министерских портфелей, они смогут выступить в роли кингмейкеров. Наиболее вероятной выглядит правящая коалиция этих партий и социал-демократов. Тогда Шольц стал бы канцлером во главе «светофорной» коалиции (название происходит от цветов партий — красного, желтого и зеленого).

Впрочем, в последние дни в Германии происходит новый виток крупного финансового скандала Cum-ex (мошенническая схема, раскрытая в 2017 году, позволяла участникам рынка незаконно возмещать налоги на дивиденды, — «СП»), затрагивающий лично Шольца и это может лишить его надежды на канцлерство. И все же, политическое будущее Германии кажется определенным. Силы, которым предстоит сформировать правительство, не заинтересованы в крутых переменах.

Зеленые стоят за более быстрый переход к возобновляемым источникам энергии, и данная партия наиболее критически настроена по отношению к России (такая комбинация не случайна: зеленых меньше интересуют закупки российских энергоносителей). Однако их действия будут сдерживаться другими партиями и силами. Лоббисты германского бизнеса, связанного с могучей экспортно-ориентированной промышленностью, имеют такое влияние, что их мнение — решающее во многих вопросах. Крупный бизнес заинтересован в проекте Северный поток-2, который обеспечивает Германию дешевым газом и превращает ее в крупнейший хаб, распределяющий газ для Евросоюза. Но в стратегической перспективе перемены возможны.

Очень своеобразная государственная идея выделяет Германию. Для великих держав, даже когда они признают свои преступления, характерно возвеличивание своего прошлого. Немецкое государство, напротив, стремится развить у немцев чувство вины. Возможно, это указывает на внешнюю зависимость. Американский политолог Стивен Коткин отмечает, что сдерживание амбиций Германии является одной из главных задач политики США. Расширение НАТО на Восток (в 1999 году в него вошли Венгрия, Польша и Чехия) призвано было не только бросить вызов России (в то время союзника США), но и ограничить Германию, растворив ее политическое влияние во все возрастающем количестве стран — членов НАТО. Ибо США в 20-м столетии сталкивались на полях сражений с Германией в двух мировых войнах и хотели бы предотвратить независимую германскую внешнюю политику в будущем.

Роль Германии в мировой политике не соответствует ее гигантской экономической и научно-промышленной мощи. Страна принимала участие в войне в Югославии в 1999 г, но в целом она очень зависима от США. Джованни Арриги, итальянский социальный исследователь, указывал, что согласие верхушки государства на зависимость от другой страны обусловлено тем, что правящие классы извлекают больше выгод из зависимого положения, чем если бы они действовали автономно.

Читайте также:
Как доехать от Ленинградского вокзала до Домодедово

Правящие круги ФРГ, т.е., бизнес и руководство партий, заинтересованы в том, чтобы нести меньшие расходы и риски в обмен на подчинение американцам во внешней политике. У Германии нет необходимости посылать военных в горячие точки, нести там потери, обеспечивая безопасность глобальных производственных цепочек и торговых путей, потому что США берут на себя эту миссию. Экспортно-ориентированная немецкая экономика может посвятить себя производству высококачественных автомобилей и станков, и сохранять некоторые социальные гарантии для граждан, стабилизируя потребление внутри страны и предотвращая протесты и забастовки.

В то же время коллективное чувство вины немцев позволяет элитам прочно контролировать ситуацию внутри государства. Даже поколения, родившиеся после Второй мировой войны, должны помнить, что они несут ответственность за события прошлого. Эта идеология служит секулярным продолжением религиозного принципа, согласно которому человек должен винить в своих проблемах не столько внешние факторы (например, политику лиц, управляющих государством, промышленностью, банкам), сколько самого себя, постоянно осознавать свою греховность. Великим грешникам не пристало бунтовать. И конечно, простые немцы не должны оспаривать зависимость ФРГ от США. Национальная гордость объявляется опасной и должна сдерживаться.

Сегодня германские промышленные экспортеры и банки заинтересованы в сохранении данной политики, но вот вопрос — надолго ли?

Дональд Трамп многое изменил. Он считал, что США несут чрезмерные расходы на безопасность Европы. Реализуя лозунг «Америка превыше всего!», он требовал роста расходов союзников на содержание НАТО, принял решение о выводе трети войск США из Германии. Он проводил политику протекционизма, что представляло угрозу для экспортно-ориентированной экономики ФРГ: Соединенные Штаты являются ведущим экспортным рынком Германии за пределами ЕС. Трамп наложил санкции на стратегический проект, выгодный немцам — Северный поток-2. Словом, поставил в сложное положение Германию, увидевшую, что Америка, возможно, больше не будет защищать ее интересы.

Администрация Джо Байдена намерена работать над восстановлением прежних доброжелательных отношений с Германией, сложившихся после Второй мировой войны. Она пошла навстречу пожеланиям ФРГ сохранить Северный поток-2, отменив санкции, направленные против него. Но не все гладко в отношениях союзников. США переносят сегодня свои интересы в индо-тихоокеанский регион, где они противостоят новой сверхдержаве, КНР. Там они создают новые военно-политические блоки. Их ближайшими партнерами становятся Великобритания, Япония, Индия, Австралия. Их теперь меньше волнует судьба Европы. США даже не поставили в известность большинство своих партнеров по НАТО о создании совместного с Великобританией и Австралией анти-китайского военного блока — Aukus.
Чем меньше американцы будут проявлять интерес к Европе, тем больше будет потребность Германии в независимой политике. Кроме того, США хотели бы ограничить торговлю Евросоюза с КНР. Это не в интересах ФРГ, чей огромный экспорт зависит от китайского рынка. Расхождение между интересами США и Германии может со временем привести к неожиданным результатам.

Несоответствие между сильной немецкой экономикой и ее слабой военно-политической надстройкой, а так же ослабление внимания США к германским интересам, могут заставить Германию увеличить военные расходы и политические амбиции, защищая свои международные интересы и рынки. Это привело бы и к разрушению идеологии немецкой вины. Великие нации не поощряют разговоры о преступлениях прошлого. Их верхушка компенсирует недовольство социальных низов с помощью растущего восхищения имперским могуществом и успешными военными операциями.

Если Германия когда-нибудь освободится от американской опеки, например, благодаря прогрессирующему ослаблению США, или если интересы Америки будут сосредоточены в другом регионе, изменится многое в немецкой политике.

Российскому руководству это принесет не только выгоды, но и риски. Дважды в 20-м столетии Германия бросала вызов не только США, но и России.

Застой в отношениях: как навести мосты между Россией и Германией

В четверг, 22 августа, завершился визит министра иностранных дел Германии Хайко Мааса в Москву. Он встретился со своим коллегой Сергеем Лавровым, а также пообщался с представителями гражданского общества в России. Глава МИД ФРГ призывает к «открытому диалогу с РФ», отмечая, что у сторон имеются «принципиально разные позиции по многим вопросам». Взаимодействие России и Германии оставляет желать лучшего: политические и культурные отношения фактически пробуксовывают, стороны периодически обмениваются взаимными упреками и претензиями. Впрочем, надежды на нормализацию отношений все-таки есть, причем на помощь в этом могут прийти самые жесткие критики Москвы. Как изменились отношения России и Германии за последние годы и что можно сделать для налаживания разрушенных связей — в материале «Известий».

Диалог, приятный во всех отношениях

«Очень хорошо, что между Россией и Германией ведется такой интенсивный диалог, иначе по двусторонним и многосторонним темам мы бы не продвинулись», — начал министр иностранных дел Германии Хайко Маас свой визит в российскую столицу — второй с начала этого года. Вместе со своим российским коллегой Сергеем Лавровым они регулярно встречаются и созваниваются. Всего месяц назад главы МИД принимали участие в заседании российско-германского форума гражданских обществ «Петербургский диалог», проходившего в Бонне.

На этот раз министры обсуждали ситуацию на Украине и в Сирии, иранскую ядерную программу, взаимодействие Москвы с НАТО и Евросоюзом.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и министр иностранных дел Германии Хайко Маас во время встречи в Москве. 21 августа 2019 года

Особое внимание по традиции было уделено происходящему на Украине. Маас призвал провести встречу в «нормандском формате» (Россия, Германия, Франция и Украина), а также освободить украинских моряков. По его мнению, «необходимо воспользоваться ситуацией, сложившейся после выборов, и серьезно подойти к этому вопросу». Лавров обратился к новым украинским властям с просьбой вначале «объявить свою приверженность установлению мира на Донбассе на основе выполнения минского комплекса мер». Впоследствии стало известно, что Москва и Киев могут «обменяться задержанными и осужденными лицами до конца августа этого года».

Читайте также:
В Баку прошло закрытое мероприятие, посвященное зарубежной недвижимости, инвестиций и вопросам миграции – GREIMS Baku

Впрочем, дальнейшие заявления министров показали, что между Москвой и Берлином остается множество расхождений и противоречий. Известный либерал Хайко Маас заявил, что раз Россия осталась в Совете Европы, то она «должна уважать свободу прессы и собраний», напомнив, что корреспондента немецкой службы Deutsche Welle (DW) ненадолго задержали в Москве во время митингов в конце июля. (В российском МИДе впоследствии и вовсе обвинили DW во «вмешательстве во внутренние дела России и призывах присоединиться к акциям протестов».) Глава немецкого внешнеполитического ведомства на пресс-конференции по итогам переговоров эти обвинения отверг.

Лавров ответил, что ничего не слышал об аресте немецкого журналиста, так как «Россия ни разу не применяла каких-либо ограничительных мер в отношений каких-либо СМИ, представленных в стране, — из Европы, из других стран». Министр, в свою очередь, пожаловался на притеснения российских СМИ в Европе. В частности, речь идет об RT и «Спутнике». Маас с этим не согласился, добавив, что «иначе они (российские журналисты. — «Известия») не стояли бы везде, куда бы я ни пришел».

Испытательный запуск американской крылатой ракеты Tomahawk в варианте наземного базирования с полигона на острове Сан-Николас на Тихоокеанском побережье США. 18 августа 2019 года

Глава немецкого МИДа не стал также поддерживать претензии Москвы к Вашингтону в отношении испытания крылатой ракеты средней дальности «Томагавк» с наземной пусковой установки, проведенного в воскресенье, 18 августа. Берлин, изначально считавший Россию, а не США нарушителем Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), подтвердил свою довольно жесткую позицию и сейчас: «Раз ДРСМД уже недействителен, то и о его нарушении речи быть не может».

Еще пять лет назад столь критическую риторику Берлина в адрес Москвы было сложно представить.

Как гром среди ясного неба

Январь 2014 года. В России и Германии проходит опрос общественного мнения, в результате которого выясняется, что, несмотря на тяжелую историю взаимоотношений двух стран в ХХ веке, большинство немцев и россиян считают друг друга одними из самых взаимно дружелюбно настроенных народов, от которых не стоит ожидать опасности. Буквально за пару месяцев всё изменилось.

После присоединения Крыма к России в отношениях Берлина и Москвы образовалась трещина. Начало конфликта в Донбассе лишь углубило ее. ФРГ, в прошлом всегда поддерживавшая Российскую Федерацию, на этот раз выступила за введение санкций, несмотря на то что они сильно вредили немецкому бизнесу. Такая позиция одного из главных партнеров сильно удивила и разочаровала Москву.

России, привыкшей выстраивать отношения со странами один на один, было сложно понять Германию. Та, в свою очередь, поясняла, что действует в рамках общеевропейской политики, ее уже нельзя рассматривать как отдельное государство. Она лидер Европейского союза, который не может не считаться с Польшей, балтийскими странами, которые в силу исторической неприязни придерживаются жесткой позиции в отношении Москвы.

Граффити на Таганской площади с надписью «Россия и Крым — вместе навсегда». 27 марта 2014 года

За полгода резко изменились и настроения граждан Германии: 70% немцев высказывались за ужесточение ограничительных мер в отношении Москвы. Против этого выступали в основном главы крупнейших немецких компаний, таких как BASF, Siemens, Volkswagen, Adidas и Deutsche Bank, которые вели активный бизнес в России. Они вначале призывали канцлера Германии Ангелу Меркель смягчить санкционную политику. Однако прислушаться к голосу предпринимателей власти ФРГ никак не могли — это грозило им серьезными имиджевыми потерями. Капитанам немецкого бизнеса пояснили, что в сложившейся ситуации политические интересы намного важнее экономических. Они с этим согласились.

Связи, налаживаемые годами, разрывались прямо на глазах. Тогда же, в 2014-м, немецкие неправительственные организации отказались участвовать в форуме «Петербургский диалог». Немецкие НКО отмечали, что изначально в 2001 году он создавался для развития контактов между представителями российского и немецкого гражданского общества. Однако Россию на форуме представляли лишь главы крупных бизнес-компаний и высокопоставленные чиновники, что совсем не устраивало Берлин.

Взаимодействие все-таки сохранилось

Несмотря на жесткую критику России, Германия всё же не отказалась от контактов с ней, а продолжила диалог. Большую роль в этом сыграли немецкие политики. Главными проводниками налаживания отношений с Москвой считались бывшие министры иностранных дел Германии от Социал-демократической партии (СДПГ) Франк-Вальтер Штайнмайер (ныне президент ФРГ) и Зигмар Габриэль — оба выступали за последовательное сближение с Москвой и поэтапную отмену санкций.

Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер

Представители СДПГ называют себя политическими внуками бывшего канцлера ФРГ от социал-демократов Вилли Брандта, приверженцами его «новой Восточной политики» в отношении России (она была направлена на смягчение напряженности между ФРГ и СССР и странами Восточной и Западной Европы в целом). Во многом их политические убеждения и взгляды в отношении Москвы сформированы комплексом вины за развязанную фюрером Третьего рейха войну против Советского Союза, а также послевоенным примирением.

Однако новый глава МИД Хайко Маас комплекса вины не испытывает, поэтому отпускает довольно жесткие замечания в адрес Москвы, отмечая, что не готов идти на уступки. Впрочем, это обстоятельство вовсе не мешает ему довольно часто видеться с Лавровым, которого он называет «дорогой Сергей», и заявлять, что «без Москвы невозможно ответить на насущные вызовы мировой политики».

Бывший министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль

Адвокатами России в Германии называют и Левую партию (Die Linke), представители которой традиционно критикуют немецкое правительство, капитализм и политику Запада. В Свободной демократической партии (СвДп) также призывают «сотрудничать с Россией там, где это возможно». Депутаты от ультраправой партии «Альтернатива для Германии» и вовсе настаивают на отмене санкций. Зампредседателя АдГ Александер Гауланд неоднократно заявлял, что «Крым — это исконно русская территория». После этого он призывал немцев «гордиться подвигами своих солдат в обеих мировых войнах». В Москве, впрочем, на второе высказывание предпочитают закрывать глаза.

Читайте также:
Пляжи Тенерифе: 12 лучших локаций для отдыха

Перспективы перезагрузки

Пока некоторые немецкие политики призывают к перезагрузке с Москвой, в Берлине уверены, что выбранный в отношении России курс стоит продолжить, сохраняя при этом взаимодействие. Речь вовсе не идет о сближении — лишь о прагматичном подходе. На Европейский союз приходится более половины внешней торговли России, а государства – участники этой организации — крупнейшие прямые инвесторы в российскую экономику. Среди всех внешних торговых партнеров Москвы Берлин уверенно занимает второе место.

В настоящее время представители немецкого бизнеса стараются выстраивать отношения с Россией самостоятельно. Они периодически прилетают в страну, общаются с министром иностранных дел Сергеем Лавровым на полях Мюнхенской международной конференции по безопасности. В некоторых сферах сотрудничество Берлина и Москвы продолжается в обход санкций.

Строительство участка газопровода «Северный поток – 2» в Германии

Так, например, громким скандалом закончилось дело с поставкой газовых турбин Siemens в Крым. После того как информация об этом просочилась в СМИ, немцы постарались поскорее замять дело и стали скрывать сотрудничество более тщательно.

Москва и Берлин активно взаимодействуют и по газовому проекту «Северный поток – 2», который должен связать Россию и Германию по дну Балтийского моря. Европейским коллегам Ангелы Меркель действует на нервы, что дивиденды от этого получит именно Германия, которая превратится в газовый центр Западной Европы. США, обеспокоенные судьбой своего сжиженного газа, неоднократно убеждали немецкого канцлера отказаться от проекта строительства, в обмен предлагали ЕС новые договоренности по взаимной торговле. Польша и ряд балтийских стран также взывали к Меркель, используя политические аргументы. Однако она осталась непреклонна.

Глава немецкого правительства не раз подчеркивала, что санкции в отношении России сохраняются, а этот трубопровод — «чисто экономический проект», который пойдет на пользу всему Европейскому союзу.

Что будет с Германией после ухода Меркель?

Сегодня всё чаще мировые СМИ задаются вопросом, что будет с внешней политикой Германии после ухода Ангелы Меркель с поста канцлера. Эта тема стала особенно актуальна, после того как в конце прошлого года глава правительства заявила, что покидает кресло председателя партии ХДС и отказывается баллотироваться на пост главы правительства в 2021 году.

Преемница Меркель — нынешний председатель христианских демократов — Аннегрет Крамп-Карренбауэр (АКК) — известна своими консервативными взглядами. Вначале ее называли «мини-Меркель», однако политик сразу подчеркнула, что по ряду вопросов у них разные точки зрения. В частности, она выступает за усиление контроля миграционных потоков, а также предлагает обязать беженцев, получивших право на убежище, проходить годовую военную службу на территории Германии.

В этом политике есть всё, чтобы успокоить ярых консерваторов: она уроженка Западной Германии, достаточно религиозна, выступает за традиционные семейные ценности.

Председатель Христианско-демократического союза Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр

Что касается отношений с Россией, то во время избирательной кампании она отпускала колкие замечания в адрес Москвы. АКК предложила запретить российским судам заходить в порты стран ЕС в ответ на ситуацию в Керченском проливе, а также не исключила принятия дополнительных мер в отношении «Северного потока – 2», чтобы «обезопасить интересы Украины». Политик также выступает за сохранение антироссийских ограничительных мер, считая, правда, что не надо грозить Москве новыми.

Вполне вероятно, что при ней отношения между Берлином и Москвой будут развиваться в виде экономического сотрудничества, ограниченного санкциями. Если это и произойдет, то только после 2021 года и только в том случае, если партия ХДС получит большинство на выборах.

Пока же АКК никак не влияет на формирование политики Германии в отношении России. Согласно Основному закону ФРГ, именно канцлер «определяет основные направления внешней политики страны и несет за это ответственность».

Неожиданное сотрудничество

Не исключено, что к этому времени симпатии немецких избирателей перейдут от ХДС к «Зеленым». Они становятся всё более популярной партией не только в Германии, но и во всей Европе. Это подтвердили выборы в Европарламент, прошедшие в конце мая этого года.

Активные сторонники охраны окружающей среды уже доказали, что могут составить достойную конкуренцию не только правым и левым радикалам, но и ведущим центристским партиям ЕС.

Традиционно отношения Москвы с «Зелеными» складываются непросто. Борцы за европейскую экологию прослыли самыми непримиримыми критиками России в Европе. Однако, несмотря на все сложности взаимодействия, именно «Зеленые» могут стать важными стратегическими партнерами Москвы в будущем, уверен глава РСМД Андрей Кортунов.

Во время выборов в Европарламент на одном из избирательных участков в Берлине. 26 мая 2019 года

По мнению политолога, в России экологическая повестка только формируется, однако запрос на нее есть, и она объединяет общество. К тому же международное взаимодействие в сфере экологии не подпадает под действие санкций ЕС в отношении России. «Даже самые непримиримые критики Кремля в Европе едва ли станут возражать против сотрудничества в сфере экологии. Уже потому, что экологическая повестка транснациональна по определению, и любая серьезная экологическая проблема в России неизбежно и очень быстро отзовется и к западу от российских границ (…) И тогда «зеленые» могут оказаться самыми надежными партнерами Москвы. И в Европейском парламенте, и в законодательных органах отдельных стран Евросоюза», — рассуждает эксперт.

Недавно в Германии проводили опрос общественного мнения, цель которого выяснить, какие вопросы волнуют немцев больше всего. Впервые за четыре года первое место заняли проблемы климата и экологии, рвньше это был миграционный кризис. Ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Кокеев отмечает, что «Зеленые» — серьезная демократическая партия, у которой хорошие перспективы в будущем получить место в правительственной коалиции. По его мнению, с теоретической точки зрения, экологическая повестка могла бы объединить Берлин и Москву. «Вопрос экологии очень важен для Германии, но для нас все-таки не настолько. Несмотря на это, с «Зелеными» надо ладить, они не более антироссийски настроены, чем та же Меркель. Просто пока они в оппозиции, а значит, могут позволить себе то, что недопустимо тем, кто находится у власти. Там надо быть более дипломатичными. Как только «Зеленые» войдут в коалиционное правительство, они станут занимать менее жесткую позицию в отношении Москвы», — рассказал “Известиям” германист.

Читайте также:
Достопримечательности Казанского Кремля - названия, описание, фото

Назло Вашингтону

Некоторые западные СМИ, включая немецкие, писали, что отношения Германии и России могут потеплеть на фоне ослабления связей Вашингтона и Берлина. «Нынешнее руководство США с течением времени подтолкнет Германию в объятия России», — примерно такими заголовками пестрели газеты.

Отношения ФРГ и Соединенных Штатов в последнее время и, правда, хромают на обе ноги. Согласно данным опроса общественного мнения, две третьих немцев уверены, что после того, как Дональд Трамп переехал в Белый дом, они ухудшились, 62% считают, что «взаимодействие находится на самом низком уровне с момента окончания Второй мировой войны».

Президент США Дональд Трамп и канцлер Германии Ангела Меркель на встрече во время саммита G20 в Осаке. 28 июня 2019 года

Межправительственные соглашения России с Германией

  • О центре
  • Наша команда
  • Наши авторы
  • Обратная связь

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

  • Политика и геополитика
  • Оборона и безопасность
  • Экономика и финансы
  • Наука и общество

Современная Федеративная Республика Германия (ФРГ) является лидером Европейского союза. После объединения она стала политическим тяжеловесом не только на европейской, но и на мировой арене. Страна во многом определяет политическое развитие реформируемого Евросоюза, будучи одним из его основных консолидирующих начал.

В настоящее время Германия является одним из главных партнеров России в экономическом плане. ФРГ всегда способствовала развитию отношений между ЕС и РФ. Но стремительное нарастание взаимного недоверия, кризис на Украине, санкции, ответные меры России и обвинения в нарушении Минских договоренностей сменили вектор российско-германских отношений и вынудили развернуться в сторону Востока. Санкции со стороны ЕС оказали сильное воздействие на развитие отношений между РФ и странами Западной Европы как в экономическом, так и в политическом плане. Сегодня правящие элиты Германии во многом сориентированы на разрыв отношений с РФ, что объясняет введение экономических санкций против России, исключение из G7, а также отказа стран ЕС от участия в празднование Дня Победы.[1] Но Германии необходимо вывести экономическое и политическое сотрудничество с РФ на новые рубежи, чтобы не только способствовать развитию своей экономики, но и укрепить свои позиции на европейском континенте.

РФ также должна стремиться к стабилизации двусторонних отношений, так как даже при всех своих огромных возможностях современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при функциональном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг.

Под удар поставлены достигнутые за десятилетия экономические, научно-технические и другие взаимные связи. Проблемы Украины сегодня продолжают вызывать серьезные трения в российско-германских отношениях. Западные СМИ, в особенности немецкие, резко критикуют действия России в Крыму.

Будучи одним из локомотивов Европы, Германия вносит свою лепту в решение сирийского кризиса. Разногласия России и ФРГ в отношении Сирии тоже повлияли на охлаждение отношений между двумя государствами. Абсолютно противоположные позиции по отношению к режиму Асада не дают Москве и Берлину найти почву для дальнейших совместных действий. Хотя, в случае ухудшения положения в Сирии и свержения Асада, безопасность обеих стран будет под угрозой. Новые потоки беженцев хлынут в Европу, а падение режима Асада позволит террористическим группам двинуться дальше, и их следующей целью может оказаться российский Кавказ.

Чем раньше Россия и Германия поймут, в каком направлении им двигаться вместе, тем больше будет шансов на создание стабильной Евразии и стабильных отношений РФ с Европейскими странами.

Степень научной разработанности темы. Теоретические и практические аспекты можно нашли свое отражение в монографиях, диссертациях, статьях, официальных документах государств, официальных заявлениях и выступлениях политических деятелей. Источники, в которых рассматриваются вопросы российско-германских отношений можно разделить на несколько групп.

Первую группу источников составляют официальные документы, международные и двусторонние договоры и соглашения Российской Федерации и Федеративной Республики Германия. Среди них – Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германия от 9 ноября 1990 года[2], Соглашение между Правительством Федеративной Республики Германия и Правительством Российской Федерации о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 года[3], Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия от 10 декабря 2003 года[4] и др.

Во вторую группу вошли статистические отчеты ведомств России и Германии, отчеты российско-германских организаций, материалы Министерства развития и экономики РФ и портала внешнеэкономической информации. Эти источники позволили оценить сложившиеся реальные отношения между РФ и ФРГ в экономической сфере.

В третью группу входят работы политологов и исследователей-германистов В. Б. Белова[5], И. Ф. Максимычева[6], Н. В. Павлова[7], К. С. Вяткина, А. К. Никитина[8], также коллективная монография под редакцией А. В. Девяткова и А. С. Макарычева[9]. В этих работах особое внимание уделяется внешней и внутренней политике ФРГ, ее динамике. Н. В. Павлов выявляет основные тенденции и этапы эволюции внешней политики Германии, а также уделяет внимание отношениям ФРГ с Россией и НАТО.

Читайте также:
Визовый центр Эстонии в Челябинске - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы

Помимо монографий можно выделить научные статьи, посвященные проблеме российско-германских отношений и внешней политики ФРГ – И. Классена[10], И. Кравченко[11], Е. Леонова[12], А. Е. Лихачева[13], А. Оганесян[14] и др.

Также особый интерес вызывают монографии зарубежных ученых, таких как Д. Перович[15], А. Рар[16], Р. Трамперт[17], Х. Тиммерманн[18] и др., которые рассматривают вопрос российско-германских отношений с европейской точки зрения.

Вишнякова О.С.

[1] Лепехин В., «Германия и Россия: снова враги или все-таки друзья», 2016, https://ria.ru.

[2] Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германия от 9 ноября 1990 года [Электронный ресурс] / URL: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=43551

[3] Соглашение между Правительством Федеративной Республики Германия и Правительством Российской Федерации о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 года [Электронный ресурс] / URL: http://m.germania.diplo.de/contentblob/3755046/Daten/450744/1992abkommenkultur.pdf

[4] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия от 10 декабря 2003 года [Электронный ресурс] / URL: http://www.kdmid.ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/Аgreement_RF_FRG_10.12.2003.aspx

[5] Белов В.Б, Германия. Вызовы XXI века // Старый Свет – новые времена. 2009.- 792 с.

[6] Максимычев И. Ф., Германский фактор в европейской политике России 1914-2004 гг.- М.: Институт Европы РАН – ОГНИ, 2004. – 167 с.

[7] Павлов Н.В., Внешняя политика ФРГ в пост биполярном мире. – М.: Наука, 2005. – 401 с.

[8] Никитин А. К. Современная внешнеполитическая стратегия ФРГ/ А. К. Никитин. – М.: Наука, 2008. – 320 с.

[9] Россия и Германия в пространстве европейских коммуникаций: коллективная монография / под ред. А. В. Девяткова и А. С. Макарычева. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. – 272 с.

[10] Классен И. Кризис Свободной демократической партии и возможности его преодоления // Международная жизнь. – 2013. – No 10. – С. 135-143.

Классен И. Новый курс во внешней политике Германии // Международная жизнь. – 2014. – No 5. – С. 103-113.

[11] Кравченко И. На пути исторического примирения // Международная жизнь. – 2013. – No 4. – С. 140-151.

Кравченко. И. Альтернатива для Германии – итоги политического блицкрига // Международная жизнь. – 2013. – No 12. – С. 162-172.

[12] Леонов Е. Современная Германия в фарватере концепции глобального лидерства США // Международная жизнь. – 2015. – No 6. – С. 136-147.

[13] Лихачев А.Е., Внешняя задолженность и долговая дипломатия России в переходный период // Внешнеэкономический бюллетень No 10, 2005 г. [Электронный ресурс] / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya- zadolzhennost-i-dolgovaya-diplomatiya-rossii-v-perehodnyy-period

[14] Оганесян А. Ловушка для Германии? // Международная Жизнь. – 2015. – No 2. – С. 66-71.

[15] Perovic J. Die Regionen Russlands als neue politische Kraft. Chancen und Gefahren des Regionalismus für Russland / J. Perovic. Berlin : Peter Lang, 2001.

[16] Rahr A. Kein Europa ohne Russland // Internationale Politik. 2009. – No1.

[17] Trampert R. Europa zwischen Weltmacht und Zerfall. Stuttgart: Schmetterling Verlag GmbH, 2014.

[18] Тиммерманн Х. Европа: новые реалии. Германо-российские отношения в европейском контексте // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – No 3. – С. 7- 18.

Штрафы, запрет, продление и нарушение срока пребывания в России

Когда иностранец поступает на пограничный контроль, он проходит через ряд проверок и заполняет необходимую документацию.

Миграционная карта — обязательный документ, особенно, если мигрант приехал с внутренним паспортом, в котором нельзя оставлять штампы и пометки.

Заполненная миграционная карта подтверждает законность нахождения на территории РФ.

Иностранное лицо обязано знать, чем грозит просрочка документов, это мы и разберём в статье.

Просроченная миграционная карта

Вспомним сроки действия. Если иностранец приезжает по визе, то время нахождения в РФ зависит от срока её активности. Для граждан из безвизовых стран период пребывания в России регулируется законом РФ и составляет 90 календарных дней. По нормам законодательства иностранец обязан покинуть нашу страну по истечении установленного срока.

Когда мигрант не выезжает из РФ спустя 90 дней, миграционная карта считается просроченной.

Самые лояльные условия для граждан Беларуси: они могут свободно находиться на территории РФ, и время пребывания не ограничено.

Бланк миграционной карты

Штрафы

Миграционные карты позволяют контролировать въезд и выезд иностранных граждан. Просрочка МК является нарушением действующего законодательства.

Чтобы наказать иностранных граждан за несоблюдение установленных норм, предусмотрены штрафные санкции. Их размер зависит от длительности просрочки, от региона, количества просрочек.

Если мигрант не произвёл пролонгацию миграционной карты в положенные сроки, выписывается штраф в размере 5000 рублей.

Правда есть ряд нюансов, влияющих на его формирование:

  • иностранец по уважительной причине не смог вовремя узаконить своё пребывание РФ, например, находился в больнице (предоставляется справка);
  • планирует ли мигрант получить разрешение на временное проживание;
  • длительность просрочки.

В Москве и Московской области, а также в северной столице придётся заплатить около 7000 рублей. Если иностранец нарушает закон несколько раз за год, штраф составляет от 5000 до 7000 рублей.

Депортация из страны возможна по следующим причинам:

  1. Противозаконные действия.
  2. Указание в миграционной карте заведомо ложных данных.
  3. Поведение, противоречащее законным нормам, на территории Москвы, Санкт-Петербурга и их областей.
  4. Неоднократные правонарушения.

Известно, что принудительное выдворение из страны – мероприятие, требующее больших затрат, что невыгодно для государства.

Приветствуется выезд из страны на добровольной основе, но, когда человек является преступником, приходится его депортировать.

Когда накладывается запрет на въезд

Для иностранных нарушителей установлены новые правила:

  1. Если человек находился незаконно в стране более 4 месяцев, ему нельзя приезжать в Россию в течение 3 лет.
  2. Когда сроки нарушены на 270 дней, пересекать границу РФ запрещается на 5 лет.
  3. 10-летнее ограничение накладывается, если мигрант находился в России более года.
Читайте также:
Дом-музей И. И. Левитана на карте

Как продлить

Чтобы избежать проблем и возможной отсылки, рекомендуется заранее побеспокоиться о законности нахождения в России.

Стоит задуматься о получении или статуса беженца. Актуален вариант оформления разрешения на временное проживание.

В первом случае подаётся заявление с пакетом документом, и мигрант сможет жить в России на протяжении 3 лет, пока, например, не решит, как поступать дальше.

Он может оформить вид на жительство, что ведёт к получению гражданства РФ в дальнейшем. В противном случае придётся уехать из страны.

Статус беженца актуален для жителей Украины по причине боевых действий на территории их страны. Также рассматриваются лица, ищущие политическое убежище или бегущие из своих стран по причине расовых, религиозных гонений.

Подобный статус позволит находиться в России 5 лет.

Чтобы продлить активность миграционной карты, можно покинуть страну и через день вернуться обратно. Граждане из стран СНГ могут постоянно оставаться на территории РФ в течение 3 месяцев (90 дней).

Если лица из Беларуси, Армении, Киргизии или Казахстана приезжают в Россию максимум на 30 дней, им не требуется заполнения миграционной карты.

Военные граждане, поступившие на службу в российскую армию, получают гражданство автоматически. Другие группы иностранных лиц могут подать прошение на получение гражданства, отказавшись от подданства своей страны.

Мигранта, приехавшие учиться в Россию, имеют полное право получить пролонгацию срока пребывания.

Иностранцы, которые планируют осуществлять рабочую деятельность в России, должны иметь патент, тогда возможно продление на 12 месяцев. Время пребывания обычно увеличивается, если работодатель решил заключить новый трудовой договор.

Когда у миграционной карты завершается срок действия, желательно добровольно покинуть Россию. Если просрочки не удалось избежать, а вернуться хочется, требуется оплатить штраф, и подать прошение на пролонгацию МК.

Ходатайство от работодателя

За 7 дней до завершения срока действия миграционной карты желательно обратиться в главное управление миграционной службы.

Подготавливается:

  1. Ходатайство от заявителя.
  2. Официальное соглашение с компанией-работодателем, справка из учебного заведения или подтверждение запроса на получение временного разрешения.
  3. Дубликат миграционной карты.
  4. Копия документа, удостоверяющего личность.
  5. Медицинское заключение с диагнозом заявителя или принимающей стороны (если МК просрочена и хочется избежать штрафа).

Могут быть и другие уважительные причины просрочки миграционной карты, что необходимо документально обосновать.

Положительное решение даёт привилегию находиться в России на срок, установленный законом.

Депортирование из РФ

Известно, что гражданина Российской Федерации нельзя выгнать из страны, даже если он является особо опасным человеком для общества. Так гласит закон.

Депортация – это выдворение иностранца из РФ в принудительном порядке, как правило, под конвоем.

Кто подлежит изгнанию:

  1. Лица, неоднократно нарушившие законы и правила РФ.
  2. Мигранта, находящиеся на территории России по фальшивым документам.
  3. Иностранцы, у которых просрочена МК, РВП или ВНЖ.
  4. Граждане, пересёкшие границу в обход, не посетив пограничный контроль.
  5. Лица, живущие в РФ без регистрации.

Мигрант должен уехать из нашей страны на протяжении 15 суток, когда вид на жительство или временное разрешение деактивировано.

Когда по закону решено сократить сроки пребывания в РФ, мигрант обязан уехать в установленный срок – 3 дня. Обычно это происходит, когда просрочено ВРП.

По закону иностранцы могут избежать выдворения, если они:

  • беженцы;
  • искали политическое убежище;
  • граждане, в родной стране которых идёт война;
  • лица, запросившие статус беженца;
  • работники консульств и дипломатических учреждений.

Если иностранец не покидает страну в добровольной форме, он подлежит принудительному выдворению.

Процессом депортации занимаются исполнительные органы и отделения миграционной службы регионального уровня.

Сначала иностранец привозится по месту вынесения судебного решения, далее отправляется для отправления за границу России.

Процедуру депортации оплачивает:

  1. Иностранец.
  2. Приглашающая компания-работодатель, если выявлены нарушения в составлении трудового соглашения.
  3. Консульство родной страны иностранца, если оплату не может произвести мигрант или принимающая сторона.
  4. Россия, если не удаётся найти связь с приглашающей стороной.

Опишем процесс:

  1. Уведомляется исполнительный орган, ведающий делами с иностранными гражданами.
  2. Далее информируется консульство или дипломатическое представительно страны мигранта.
  3. Иностранец отправляется в специальное помещение на 2 суток до вынесения судебного решения.
  4. После вынесенного вердикта есть 36 часов, чтобы доставить мигранта в пункт пересечения государственной границы.
  5. Происходит высылка из страны.

Иностранец имеет право обжаловать судебное решение, на что предусмотрено 10 суток.

Чтобы доказать свою невиновность, придётся нанять хорошего юриста или привести особые аргументы.

Например:

  • иностранцу необходимо специализированное лечение, которое он может получить только в России;
  • мигрант заключил брак с подданным РФ;
  • человек имеет российских родственников;
  • иностранцу предстоит обучение в одном из вузов страны;
  • подан официальный запрос на временное разрешение или вид на жительство;
  • человек имеет патент на работу для мигрантов.

Однако такие причины не являются гарантией отмены депортации.

После высылки повторный въезд недоступен в течение нескольких лет.

Иностранцы без подданства

Физическое лицо без гражданства не имеет подданства ни в одной стране. Они отсылаются по причине нежелательности нахождения в России. Обычно из-за нарушения законодательных норм, совершения преступлений.

Если иностранцы вынесено тюремное заключение, его депортируют после освобождения.

Когда в отношении мигранта вынесено решение, которое он считает незаконным, стоит обратиться в судебную инстанцию. Апелляционная жалоба подаётся после получения уведомления о депортации.

По статистике тысячи иностранных граждан нарушают закон, пересекая границу, совершая преступления и пропуская установленные сроки.

Депортация – это вынужденная мера, но она необходима, чтобы в стране не скапливались люди, преступающие правовые нормы.

Известно, что в 2018 году депортируют тысячи иностранных граждан.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: