Карта Мохенджо-Даро, где находится Мохенджо-Даро на карте мира

Древний город Мохенджо Даро – процветание и загадочная гибель цивилизации

Город Мохенджо Даро в Пакистане

Мохенджо Даро – древний город, расположенный вблизи бассейна реки Инд в Пакистане в провинции Синд, в 28 км от современного города Ларкана. Современник цивилизации Древнего Египта 3700 лет назад таинственным образом исчез с лица земли, не оставив после себя настоящего имени.

Мохенджо Даро на языке хинди обозначает «Холм мертвых» – такое название дали красивому городу, расположенному на возвышенности, те, кто пришел на развалины после исчезновения поселения.

Загадки древней цивилизации

Руины древнего города в 1922 году обнаружил индийский археолог Ракхал Бенерджи. 40 лет здесь работали ученые со всего мира. С первых дней раскопок ученые пришли к выводу, что в XV веке до н.э. в городе произошло событие, вмиг уничтожившее всех жителей.

Здесь нашли следы пожара и сильных разрушений, но не обнаружили ни одной могилы, поэтому поселение назвали Мохенджо Даро – («Холм мертвых»). Ученые не знают, как назывался этот город.

Известно, что раскопки велись в загадочном городе древности, который погиб 3700 лет назад при неразгаданных обстоятельствах. Древние города редко приходили в упадок внезапно, а здесь все указывает на то, что катастрофа наступила мгновенно и длилась недолго.

Эпицентр разрушений – в середине города, к окраинам сила убывает. Мощность катастрофы была такова, что город погиб необратимо. Руины домов оплавились, всюду – пласты застывшего расплавленного стекла. В радиусе 1 км разрушены здания.

Пепелище Мохенджо Даро напоминает Хиросиму и Нагасаки после атомных взрывов, где ударная волна и излучение шли сверху. Но обнаруженные на улицах останки людей говорят о том, что жители города спокойно гуляли, не предчувствуя катастрофы, никуда не собираясь бежать.

90 лет ученые пытаются разгадать тайну города, возникшего 5000 лет назад, и задают вопросы:

  • Какая катастрофа привела к уничтожению поселения?
  • Почему жители покинули город?
  • Куда ушли 50 000 человек, жившие здесь?

Мохенджо Даро – идеальный древний город

Крупнейший древний город долины Инда, возникший в 2600 году до н.э., за 9 веков существования прославился как центр сельскохозяйственной округи, сосредоточение ремесел и торговли.

Искусство древних градостроителей

Жители Мохенджо владели искусством градостроительства, свидетельство тому – планировка огромного города, его общественные здания и сооружения.

Город, занимающий площадь 259 га, спланирован как сеть кварталов, разделенных широкими мощеными улицами, застроенными одинаковыми кирпичными домами с плоскими крышами, которые одновременно служили террасами.

Ни один дом не выступал за общую линию. Схематизм постройки достоин того, чтобы его изучили современные застройщики. Около домов – кирпичные платформы, где собирались жители для общения.

Улицы Можеджо Даро проходили с севера на юг и с востока на запад. Строгая планировка защищала дома от ветра. Главные улицы, пересекающиеся с переулками под прямым углом, не образовывали ни закоулков, ни тупиков.

По центральной улице длиной 80 метров и шириной 10 м свободно проезжали воловьи повозки. Вдоль улиц росли деревья, дающие горожанам живительную тень. Город делится на две части: Верхний – на западе и Нижний – на востоке. Их разделяла глубокая впадина.

Верхний город

Верхний город, названный археологами Цитаделью, устроен на глиняной платформе высотой 12 метров, укрепленной подпорной стеной из сырцового кирпича. Древние поселенцы знали об опасности приливов, возвышение спасало дома и улицы от затопления.

Цитадель обнесена крепостными стенами толщиной 9 метров, сложенными из кирпича-сырца и облицованными обожженным кирпичом. Широкая прямая улица ведет к правительственным зданиям. Здесь построен колонный зал для общественных собраний, Коллегия жрецов, зернохранилище и большая баня.

Коллегия жрецов – комплекс из 78 комнат с внутренними дворами и отдельно устроенными входными дверями.

Большая баня – герметизированный бассейн длиной 12, шириной 7 и глубиной 2,5 метров, на дне которого отверстие для слива воды. По сторонам бассейна – круговая колоннада. Вода поступала сюда из колодца и вытекала через кирпичный сток. Резервуар использовался для ритуального омовения перед богослужением в храме.

Зернохранилище Можеджо Даро состоит из кирпичных блоков высотой 1,5 м, сконструированных так, что снизу к зерну был доступ воздуха. Мощные кирпичные стены зернохранилища делают его похожим на крепость.

Читайте также:
Городские парки Украины

Здание, в котором два ряда комнат с ваннами, – гостиница для купцов. В городе нет дворцов и храмов, памятников и домов для княжеской семьи, хотя обнаружены двухэтажные дома с 4-6 комнатами, кухней и большим внутренним двором.

Нижний город

За стенами цитадели – нижний город на искусственной насыпи с улицами, выстроенными словно по линейке. Сотни домов высотой 7,5 метров сложены из обожженного кирпича. Вместо окон – вентиляционные отверстия с решетками. Глухие задние стены выходят на главную улицу. Вход в дом устроен с переулка, чтобы внутрь попадало меньше пыли.

Стены и пол облицовывали циновками, в домах – кирпичные ванные комнаты и туалеты. В городе работал водопровод, по которому подавалась нагретая солнцем вода. Из 700 колодцев в дома поступала питьевая вода.

400 водонапорных башен обеспечивали работу канализации Можеджо Даро: сточные воды направлялись в закрытые стоки, проходившие под главной улицей. Уличные водостоки оборудованы отстойниками, на обочинах – емкости для твердых отходов, которые вывозили за пределы поселения. В городе царил культ чистоты.

В нижнем городе селились простолюдины. Целый городской квартал занимали маленькие домики с двумя комнатами.

Земледелие

Вокруг города простирались плодородные земли. Обнаруженные при раскопках кости животных и остатки растений дают представление о земледелии жителей долины Инд. Они выращивали пшеницу и ячмень, горчицу и горох, финики и нут, рис и хлопок, из которого делали ткани.

Горожане разводили овец и коз, крупный рогатый скот и буйволов, приручили слонов и верблюдов. В долине водились дикие животные: газели, носороги и слоны.

Жители долины использовали русло реки для орошения полей и ловли рыбы. Развитая система ирригации давала обильный урожай, хотя долина страдала иногда от наводнений.

Торговля и ремесла Мохенджо Даро

Расцвет древнего города приходится на 2500-1900 годы до н.э. В промышленной зоне, у подножия нижнего города, в мастерских, трудились искусные резчики и гончары, ювелиры и мастера по металлу.

Купцы переправляли по реке хлопок и шерстяные ткани, зерно и ценные бусы из камня. Товары обменивали на сырье, металл и драгоценные камни, специи и древесину.

Изделия мастеров

Мастера изготавливали глиняную посуду, металлические предметы, печати и огромные кувшины для зерна. Спросом пользовались бусы из драгоценных камней и украшения из раковин, расписанная посуда и кувшины для воды, миски для приготовления пищи и чаши для питья.

Мастера по металлу делали топоры и зубила, наконечники копий и стрел, бритвы и крючки для ловли рыбы, пилы и лопаты. Они изготавливали медные вазы и статуэтки, бронзовые фигурки животных и украшения из золота и серебра.

Искусные ювелиры и резчики делали четкие печати и бусы разных форм и размеров из драгоценных камней и раковин. Они обрабатывали слоновую кость и золото, сердолик и лазурит.

Интересный экспонат раскопок

Интерес ученых-археологов привлекла статуэтка из темного металла, изображающая нагую девушку, которая только что закончила танец и застыла, гордо подбоченясь. Уверенная в успехе, девушка ждет аплодисментов от зрителей. Левой рукой, от запястья до плеча унизанной браслетами, танцовщица кокетливо опёрлась о колено, показывая усталость – то ли от танца, то ли от тяжести браслетов.

Вместе с этой статуэткой в 1856 году архитектор Александр Канни-гам нашел камень из слоновой кости с вырезанной на нем фигурой быка и неизвестными знаками.

Городские жители

Ученые сделали вывод, что жители Можеджо Даро были красивыми людьми. Одежда женщин состояла из короткой юбки с жемчужным поясом и приколотой к ней брошки из причудливых раковин. В прохладную погоду они набрасывали на плечи накидку.

Поражает взыскательность женщин к украшениям: все они носили серебряные налобные повязки и украшения из золоченой бронзы. Заплетали косу, вставляя в волосы шпильки с фигурными головками и гребни из слоновой кости. Обувь никто не носил.

Мужская одежда – только набедренная повязка. Мужчины скрупулезно относились к своей прическе. Мужчины-щеголи делали на голове прямой пробор, волосы связывали лентой, часто собирая их в искусный узел.

Кто возвел этот город? К какой расе относились эти красивые и свободные люди? На каком языке они говорили? Эти вопросы остались без ответа.

Читайте также:
Фото Пуэрто-Рико (695 фото)

Таинственное разрушение города

Легенды и предания о богатом и красивом городе в долине Инда существовали с незапамятных времен. Легенды утверждают и то, что люди, населявшие Можеджо Даро, прогневили богов, и они обрушили поселение в пропасть.

Ученые считают, что город с 50 000 жителей жил порядочно и скромно. Высокоразвитая цивилизация, которой насчитывается 7000 лет, была ненасильственной: в городе не обнаружено оружия и военных атрибутов. Рассматривая причины таинственного разрушения города, ученые остановились на единственно приемлемой версии, хотя и не считают ее окончательной.

Священные тексты – о «божественном огне»

В священных текстах индуизма упоминается о «божественном огне», который обрушился на большой город, полностью истребив жителей. Люди того времени считали это возмездием разгневанных богов.

Древние греки и римляне описывали «пылающие колесницы» среди ночного неба. Американские индейцы замечали «круглые корзины» на небе, японцы – корабли-призраки со светящимися огнями.

По свидетельству древних Священных книг, во время гибели Мохенджо Даро воздух кругом словно пылал, и вспышка выделялась в солнечный день на фоне яркого неба.

Версия ученых о гибели города

Ученые установили, что в атмосфере под воздействием космических лучей и электрических полей образуются частицы в виде аэрозольных скоплений и занимают огромные пространства.

Двигаясь, частицы слипаются, как снежный ком, и образуют шары-молнии. Судя по наскальным рисункам, именно их наблюдали люди 50 тысяч лет назад. Свободно плавая в воздухе, шары-молнии долго перемещаются по причудливым траекториям, то «темнея», то «разгораясь».

В атмосфере появляются токсичные вещества, отравляющие воздух. В Мохенджо Даро жители пострадали от ядовитых газов, а потом над городом прогремел мощный взрыв. Этот взрыв возможен, если в атмосфере много черных шаров-молний. Тогда они взрываются один за другим, и взрывная волна, достигнув земли, крушит все на своем пути.

Температура при взрыве черных молний достигает 15 000 градусов. (Обычный пожар – температура 1000 градусов). Трудно представить, что случится, если подобное произойдет над современным городом. Впрочем, современная наука умеет предотвращать взрывы черных молний с помощью реагентов.

Ученые работают, чтобы ответить на вопрос о гибели древнего Мохенджо Даро, заполняя пробелы в знаниях, но окончательного ответа наука еще не дала.

Видео: версии и факты о разрушении древнего города

Мохенджо-Даро – загадочный город древности


Мохенджо-Даро или Махенджадара (переводится как «холм мертвецов») — город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Междуречья.

Мохенджо-Даро обнаружили в 1920 году вместе с городом Хараппу на территории Пакистана. Города явно воздвигнуты по Ведической традиции.

Город Мохенджо-Даро – история и фото

Мохенджо-Даро выделяется среди других центров Индской цивилизации почти идеальной планировкой, использованием в качестве основного строительного материала обожжённого кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений. Среди прочих построек обращают на себя внимание зернохранилище, «большой бассейн» для ритуальных омовений площадью 83 кв. м. и возвышенная «цитадель» (по всей видимости, предназначавшаяся для защиты от наводнений).
Ширина улиц в городе достигала 10 м.

В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации. Часть территории нижнего города, где селились простолюдины, была со временем затоплена Индом и потому остаётся неисследованной.

Находка 5000 летней давности доказала что в этих местах существовала высокоразвитая цивилизация. И веками устоявшаяся культура. Судите сами если городу высокой цивилизации 5000 лет, то сама цивилизация не могла возникнуть за один день, и у этой цивилизации есть не менее продолжительная предистория. Что означает что цивилизация и разум построившие эти города еще древнее. Отсюда следует простой логический вывод. Что к возрасту найденных городов можно смело добавить 2000 лет.

Загадки Мохенджо-Даро

Итого возраст самой самой цивилизации был не меньше 7000 лет.
Самое интересное, что город Махенджадара был уничтожен ядерным взрывом. В костях скелетов обнаруженных на месте раскопок города уровень радиации превышал в несколько раз. Река, которая протекала рядом, испарилась в одно мгновенье.

Читайте также:
Куда жаловаться на авиакомпанию в России

Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города Мохенджо-Даро в Индии. В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины. Назвали руины, породившие такие загадки Мохенджо-Даро.

Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели? Ни на один из них раскопки ответа не дали…
Читайте про еще одно интересное сооружение прошлого, оставшееся пока без ответа – Стоунхендж.

В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт – катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.

Упадок культуры – процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было – это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

Мохенджо-Даро – ядерный взрыв

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!).

Вероятно песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400- 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область – эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом. От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются. Наиболее сохранились окраинные строения. Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией». Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки Впрочем, в индийском эпосе «Махабхарата» говорится о некоем «взрыве», который вызвал «слепящий свет, огонь без дыма», при этом «вода начала кипеть, а рыбы обуглились» Что это – просто метафора». Д Девенпорт считает, что в ее основе есть. какие-то реальные события.

Город Мохенджо-Даро занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича. Датировка этого поселения до сих является предметом дискуссии. Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750гг. до н.э.

Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки – 4,5 тысячи лет тому назад.
Он был спланирован с величайшей педантичностью: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов. Но за этой «тортовой» формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре – двор, а вокруг него – четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе).

Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные – с запада на восток.

Читайте также:
Собор Святого Креста и Святой Евлалии, Барселона, Испания

Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства. По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода. Но что еще важнее – каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту.

Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.

Пакистан, великие развалины. Загадки Мохенджо-Даро

Логика и логистика — слова похожие. Но для Пакистана не всегда совместимые.

И если очевидные глюки с туктуками и такси, вызванные языковым барьером, не вызывают изумления, то вероятность сесть в автобус и уехать не туда, мягко говоря, удивила.

Но такая возможность есть.

Парнишка из гостиницы, возивший на служебном авто до форта Деравар, вызвался помочь купить билеты на автобус. Учитывая его уровень английского, а человек несколько лет проработал в Дубае и общался совершенно свободно, это было очень кстати.

В идеале нужен был билет до Ларканы, города, на окраине которого раскапывают Мохенджо-Даро. Подошёл бы и расположенный в сотне километров Суккур, тот лежит на основной трассе, ведущей в Карачи.

Потолковав с кассиром, товарищ сообщил, что прямых автобусов нет. Нужно ехать до некой пересадочной станции и оттуда брать второй билет. Автобус уходит через четверть часа. Отлично.

Попытки забить в мэпсми название станции с корявого кассирского почерка почему-то приводили к различным деревушкам в окрестностях Лахора, но никак не в стороне Карачи.

Автобус, тем временем, вырулил на трассу и бодро попилил ровно в противоположном от необходимого направлении.

Тут и на карте нашёлся пересадочный пункт. Ровно на полпути из Бахавалпура в Лахор. То-то удивила высокая стоимость билета.

Бежать к водителю и пытаться остановить транспорт на трассе бессмысленно — в попытках поймать машину или найти такси пройдёт уйма времени. Проще подождать часок до крупной станции и там пересесть в обратку.

Отловленный стюард оказался крайне отзывчивым персонажем, с плохим английским произношением, но неплохим написанием. Быстро выяснилось, что автобус идёт не через огромный перевалочный узел Мултана, а через крошечный Ханевал. Всё веселее.

На станции Ханевала, разумеется, автобусов в сторону Карачи уже не ждали. Их там от силы пара штук за сутки и проходит. Вызвали такси, спасибо гуманному пакистанскому ценнику. Полчаса на бешеной скорости, лавирование по пробкам — Мултан.

Ах, да. На станции Ханевал успели выписать билет до Ларканы, с коим следовало в обход очереди топать к начальству станции Мултан.

Начальство собрало совещание, разлило чай и вынесло вердикт — не канает. Билет на рейс, проходящий по территории Белуджистана, без разрешения иностранцу ни-ни. Пришлось брать до Суккура.

В Суккур автобус прибыл часа в два ночи. Они почему-то всегда прибывают сильно за полночь. Даже в Карачи. Не спрашивайте, почему.

Да. Кстати. Автобусными приключениями день не закончился. Внезапно (то есть ожидаемо, но из-за лени неизбежно) иссяк запас рупий. А поменять валюту не так и просто. Ни на крупной автостанции, ни в её окрестностях вечером этого сделать не удалось. Надо брать транспорт и ехать в район обменников.

Слава Аллаху, получилось снять остатки средств с карточки. Копейки, но на такси и совсем дешёвый ночлег накапало. То есть, о такси до Ларканы речь уже не шла. На Суккур бы хватило.

Город от автострады отделяет огроменный мост через Инд. Вот он, едва видимый из машины днём. Двухуровневый арочный красавец. Без такси ночью просто никак, да и охрана завернёт.

В Суккуре в первый и в единственный раз воспользовался официальным такси Daewoo. Крайне удачно. Водители неплохо говорят на английском и не оставляют клиента в ночи, а помогают найти жильё. Без многочисленных звонков водителя хозяину запертого на ночь гестхауса точно остался бы без бюджетного размещения.

Читайте также:
Уровень заработных плат биатланистов в России в 2021 году: выручка за победу на международных соревнованиях

Утренняя попытка выйти и поменять валюту провалилась. Персонал категорически отказывался открывать двери. Из разговора с хозяином оказалось, что ждём представителей полиции и военных. Так состоялось знакомство с суровой действительностью провинции Синд, где перемещение туристов без охраны практически невозможно.

Пока ждали охрану, вызвали такси по маршруту Суккур — Мохенджо-Даро — Ларкана, а хозяин поменял валюту.

Вместо прогулки по городу пришлось любоваться окрестностями из окна авто. Синд — зелёная провинция, с пальмовыми и чайными плантациями, рисовыми полями до горизонта и тучными стадами скота.

Изначально меры безопасности объяснили проходящими демонстрациями. Действительно, и в Суккуре, и в Карачи наблюдались массовые шествия с явно политическими лозунгами. Но днём ранее в том же Мултане демонстрация на полчаса перегородила путь автобусу, и никто за полицией не побежал.

На выезде из города подъехавшую изначально на мопеде пару охранителей сменил полноценный пикап с хорошо вооружённой группой. Это потребовало некоторого количества времени, но скорость передвижения за полицейской машиной всё компенсировала.

Денег за сопровождение не просят, это бесплатная обязательная опция.

Если вы совсем торопитесь, в Мохенджо-Даро можно и слетать. Аэропорт находится практически у границы раскопок, рейсы из Карачи на редкость регулярны.

Мохенджо-Даро. Место, оставляющее двоякое впечатление. С одной стороны — серые развалины скучных правильных форм, полное отсутствие украшательств и даже артефактов — ключевые ценности вывезены в музеи Карачи и Исламабада. С другой — величайший город протоиндийской Хараппской цивилизации, самой малоисследованной и противоречивой.

До начала ХХ века центром цивилизации — ровесницы Древнего Египта и Месопотамии считался более-менее раскопанный город Хараппа. И только начатые в 1911 году раскопки старой буддистской ступы на прибрежном холме приоткрыли более раннюю кирпичную кладку, расползающуюся ровными линиями городских улиц. Через десяток лет здесь начинаются масштабные археологические работы.

Мохенджодаро (холм мёртвых) — условное название. Исторического наименования поселения не сохранилось. Искусственно символом места стали единороги, изображения которых встречаются на обнаруженных в ходе раскопок каменных печатях.

Впрочем, единорог — животное мультикультурное. Считается, что протоиндийцы позаимствовали его у шумеров, но единорогов обожествляли и ассирийцы, и живущие севернее Хараппы китайцы. Даже у древних славян был свой единорог, Индрик (Индра).

К сожалению, информационное поле Мохенджо-Даро сильно подпорчено обилием мистики. Обнаруженные в ходе раскопок сплавленные куски керамики, стекла, обгоревшие кирпичи, в совокупности с очевидно резким уходом из города населения и загадочными отсылками в древних книгах породили версии гибели цивилизации Хараппы одна другой круче. Самые популярные — ядерный взрыв и взлёт космического корабля.

Не остались в стороне и советские учёные. Статья про чёрные молнии над Мохенджо-Даро до сих пор растаскивается на цитаты. И ведь написал это ни кто-нибудь, а академик РАН.

Не вносит ясности и письменность. Она не имеет аналогов, до сих пор не расшифрована, а её источники крайне ограничены. Крошечные надписи, самая длинная из найденных содержит всего 26 символов. Источники надписей — печати и бытовые предметы, та же керамика.

Тут тоже хватает «специалистов», и к ядерщикам-теоретикам присоединяются теоретики-лингвисты.

Мохенджо-Даро

Древний город и административный центр цивилизации долины Инда Мохенджо-Даро («холм мертвецов») возник около 2600 года до н. э. Первые археологические раскопки Мохенджо-Даро велись почти десять лет с 1922 по 1931 го в Пакистане, в провинции Синд археологом Джон Маршаллом. Он отметил, что находки, найденные в Мохенджо-Даро, идентичны с теми, что были обнаружены в городе Хараппа на реке Иравати (или Парушни), одной из 7 притоков Инда.


Среди других центров Хараппской цивилизации, город Мохенджо-Даро выделяется идеальной планировкой, в качестве основного материала для строительства домов, культовых сооружений, бассейнов для ритуальных омовений, использовался обожжённый кирпич. Город прошёл через семь различных стадий эволюции , от начального роста к зрелости и гибели.

Площадь Мохенджо-Даро составляла 300 га, город снабжался водой по трубам из обожжённой глины, была построена общественные туалеты, проведена канализация и построена ирригационная система, дамбы на реке, зернохранилище, стадион с первыми в мире зрительскими трибунами.

Читайте также:
Нужен ли загранпаспорт в Украину и зону АТО для россиян?

Цитадель Мохенджо-Даро занимает центральный квартал в западной части города, где уровень почвы поднят искусственной насыпью из глины и кирпича-сырца на высоту от 6 до 12 м.

Для собственной обороны цитадель была укреплена квадратными башнями из обожжённого кирпича, и толстых кирпичных стен. В цитадели были построены два зала для собраний городского сообщества, с рядами сидений, разделённых проходами.

Плотно построенные дома, улицы и переулки имели систему водоснабжения и канализации , и одну из самых ранних в мире систем сбора воды в городские колодцы .

Цитадель и средний город имела свои внутренние охраняемые ворота, с надписью: «ash-ra-ra-a-ka-aksha-ra-nga-pu-ra».

Круг, разделённый на 8 частей: «ash» — санскр. «ashta» —«ашта» — восемь.
Колесо: «Ра» — «ra» в санскр. «rathah» -«рата» может означать «тепло, свет, сияние» «колесницы солнца». «Семь сестёр (sapta-svasvar) Сарасвати […] небесной Богини реки Сарасвати (ASURYA nadinam)»
Колесо: «Ра» — «ra».
«А» — ‘А’ — диакритическим знак, который может также означать, Шива и первую букву алфавита.
Знак Х – «кА» — «ха» — санскр. «Каа» означает удовольствие (харша) или любовь.
Знак ромба, как алмаз, или Око: «Акша» — ‘aksha’ — санскр. «глаз» может означать «глаз, душу». Акшан – Akshan – надзиратель, административный чиновник в долины Инда, контролирующий строительство государственных административных зданий, храмов, крепостей и т.д. От Акшан – Akshan происходит слово «Episcopus» — епископ.
Второй раз колесо: «Ра» — ‘ra’.
«nga» — «нга» может означать, соединение, связь с предками или разветвление рода.
«Пу-ра» — ‘pu-ra» может означать чистый, чистый.
Третий раз колесо: «Ра».
Итак: «ashra-raa-ka-aksha-ranga-pura» — «Ашра-раа-ка-акша-ранга-пура» — «Убежище под защитой Рангапура»
В первой половине вывеской: «ASHRA» — убежище и «Ракша» — защита. «Ранга-пура» — ‘ra-nga-pu-ra’ = королевский город. В Хараппской культуре слово «королевский» не применялось. От «нга» — «nga» происходит английское слово «king» — «король».

ваза ритуальная свадебная из Chanhu-daro

В период расцвета Мохенджо-Даро население составляло от 30 000 до 40 000 человек.
Английский археолог М. Уилер считает, что обитатели Мохенджо-Даро были истреблены во время нашествия ариев в долину Инда, но на территории раскопок Мохенджо-Даро не найдено и 40 скелетов. Эта значит, что жители Мохенджо-Даро сдались на милость победителей, устрашившись их силы. В одном из отрывков «Ригведы», самой древней части Вед, рассказывается о боге Индре, владевшем божественным огнём Агни, и направлявшим огонь на крепости противников ариев.


Захватывая обширные территории Мохенджо-Даро, арии не разрушили город, и он существовал ещё около 900 лет, прежде, чем жители покинули его в середине II тысячелетия до н. э.

После того, как в Аравийском море поднялся уровень воды, долина реки Инд была затоплена, затоплен и Мохенджо-Даро.

Город стал непригоден для обитания, и жители спешно ушли из него, оставив свои дома, глиняную домашнюю утварь, золотые украшения, спрятанные в доме. Археологи обнаружили множество изделий из терракотовой керамики , бисера , золотых и медных украшений , печатей, рыболовные крючки , статуэтки животных , инструменты, урны и чаши местного производства, а также некоторые импортные сосуды , свидетельствующие о торговых связях с дальними землями, вплоть до Месопотамии .

На надписи печати из Мохенджо-Даро знак круга, поделенного на равные части, означает «Сообщество»

В Мохенджо-Даро процветала торговля, найдены гири для весов, тесненные глиняные печати с изображениями быка, буйвола, зубра или единорога, с именем, должностью владельца и принадлежностью к определённому сообществу, глиняные паспорта «сообщества» Мохенджо-Даро, удостоверяющие личность тех, кто отправляется по торговым делам в другие области Инда.


У зажиточных горожан были двухэтажные дома с внутренними двориками и кирпичными лестницами, ведущими на второй этаж или на плоскую крышу.

Стены домов Мохенджо-Даро покрыты штукатуркой, при раскопках найдены детские игрушки, небольшие скульптуры и многочисленные терракотовые поделки из обожжённой глины, с изображением быков и буйволов.

Каменное скульптурное изображение фигура, известной как «Царь-жрец» отличается тонкой резной работой. Накидка Царя-жреца украшена трилистниками, символами божественной мудрости.


Территория нижнего города, где селились простолюдины, была затоплена Индом и потому остаётся не исследованной. За 4500 лет уровень воды в реке поднялся на 7 метров относительно уровня земли, на которой был построен Мохенджо-Даро.

Читайте также:
Мыс Байрон, Австралия — подробная информация с фото

Кальмарский замок (Kalmar Slott)

Дата добавления статьи: 24.09.2012

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Кальмарский замок (далее просто Замок Кальмар), расположенный на южном берегу Швеции в маленьком одноименном городке, стал «горячей точкой» событий в истории средневековой Скандинавии. Замок часто участвовал в сражениях и в то же время стал одним из значимых центров политических событий. Удачное расположение на берегу сделало его одним из мест сбора налогов для Шведской короны и фактически «кладовой» для королевского двора.

Территория вокруг Кальмара (шв. Kalmar Slott) была населена еще с древнейших времен. Раскопки показали наличие здесь древних захоронений. Однако первые сведения об этом месте относятся к XI веку. Согласно средневековой легенде покровитель Норвегии Св. Олаф (Олаф II Святой) привел свои корабли в пролив Кальмар в 1027 году. Письменных источников об этом событии достаточно мало, однако археологами был обнаружен камень в котором есть упоминания об этом проливе.

До сих пор идут дискуссии о том, был ли Кальмар городом или небольшим поселением рядом с проливом Кальмар.

Согласно наиболее распространенной версии Kalmar — это перевод со старошведского — «каменные берега». Однако, когда известны исландский сочинитель саг Снорре Стурлассон (Snorre Sturlasson) посетил Кальмар в 1219 г., он упоминал его как «Kaupbaer», что означает «торговый город». Этот же писатель сообщает о том, что Sigurd Jorsalafarare также отправил свой флот в 1123 г. в Смоланд (Sm?land) в попытках обратить местное население в христианство. Этот поход получил название «Kalmare ledung».

В течение XII в. большинство шведов стало христианами, и были очерчены основные границы государства. В каждом городе теперь был свой бейлиф, который занимался сбором налогов в пользу казны королевства.

Первые укрепления в Кальмаре относятся к концу XII века, когда была возведена круглая сторожевая башня для обороны от пиратов и укрытия. В это время были очень распространены рейды не принявших христианскую веру «язычников» из Карелии и областей нынешней Финляндии.

Считается, что в XIII в. город достиг своего расцвета, во многом благодаря богатым купцам из Любека и Ганзы. Печать Кальмара, которая относится к периоду с 1255 по 1267 гг., является наиболее старой печатью в Скандинавии. Сохранилось письмо судьи Замка Кальмар Магнуса Бенгтссона (Magnus Bengtsson) адресованное бейлифу и советнику Любека. В нем судья именует себя «prefectus Kalmarnensis», а само письмо скреплено печатью на которой можно прочитать «Sigillum inhabitantium Kalmarniam» (печать жителей Кальмара)

Строительство более мощных укреплений началось в 1280х годах по велению короля шведского короля Магнуса Ладулуса (Magnus I Ladulus, правил 1275 — 1290).

Благодаря своему удачному расположению замок был также частым местом встреч политических деятелей того времени. Например, в 1266 г. Birger Jarl, хозяин замка, его сыновья, а также множество церковных и светских лиц принимали папского легата, кардинала Гвидо (Guido). Речь шла о статусе шведских церковных земель и государственных делах.

10 ноября 1276 года в замке провел свадебную церемонию сам Магнус Ладулус. Его избранницей стала Helvig av Holstein. Правление Ладулуса характеризуется подъемом благосостояния нации, что позволило реализовать столь масштабный проект. Несмотря на это, все работы были закончены лишь около 1300 г. уже во время правления Tyrgyl Knutsson.

После завершения работ по возведению укреплений Кальмар стал одним из наиболее защищенных мест не только в Швеции, но во всей Скандинавии.

Как правило, средневековые укрепления часто перестраивались, чтобы удовлетворять вкусам новых хозяев и замок Кальмар не был исключением. Несмотря на это стены внутреннего двора и башни оставались неизменными в течение нескольких веков.

В 1359 г. лордом-констеблем Замка Кальмар становится Бо Йонссон Грип (Bo Jonsson Grip), человек, имевший тесные связи с королем Магнусом Эрикссоном и обладающий большой властью в королевстве.

В 1397 г. королева Норвегии и Дании Маргарете (Margareta), дочь Вальдемара Аттертага (Valdemar Atterdag) и вдова норвежского короля Хокона VI (H?kon VI), собрала в замке Кальмар наиболее знатных дворян из всех трех скандинавских стран (Дания, Швеция и Норвегия, Финляндия тогда являлась частью Швеции).

Читайте также:
Фотографии дома Братства Черноголовых

20 июля 1397 года в замке была провозглашена «Кальмарская уния», по которой Скандинавскими странами управлял один король, и проводилась одна линия во внешней политике.

За месяц до этого события, 17го июня 1397 г., в замке был провозглашен первый король трех скандинавских стран — пятнадцатилетний Эрик Померанский (Erik av Pommern), сын дочери королевы Маргарете.

Знаменитой Кальмарской унии суждено было просуществовать более 120 лет, хотя и изначально она и не была задумана как накрепко сплоченное монолитное образование. Напротив, в Кальмарском соглашении говорилось, что «каждое из трех королевств… будет управляться по своим законам».

Фактическая власть находилась в руках Маргарете I до самой ее смерти, даже после того, как в 1401 г. Эрик VII стал совершеннолетним. Сам же замок Кальмар стал местом встречи политических деятелей союза.

После освободительной войны против датчан на шведский престол в 1523 году взошел Густав I Васа (Gustav Eriksson Vasa). Замок Кальмар после столкновений между датчанами и шведами в итоге отошел к Швеции. Стены замка серьезно пострадали во время столкновений и потому требовали ремонта, кроме того появление огнестрельного оружия привело к моральному устареванию укреплений.

Недостаток денег в казне не позволил провести полную реконструкцию замка, но позволил отбить в 1543 году осаду Кальмара мятежниками под предводительством Нильса Дака (Nils Dacke). Народный мятеж в провинции Смоланд (Sm?land) возник в 1542 году после провозглашения Лютеранства в Швеции и запрета торговли с Данией.

После неудачного штурма замка Кальмар мятежники были разгромлены войсками Густава Васы в августе 1543 года у местечка Бликенге, Нильс Дак был убит.

Осада замка мятежниками во время «Восстания Дака» («Dackefejd») показала слабые стороны в обороне, и укрепление цитадели продолжилось с большим размахом. В западной части Кальмара к 1553 году были построены новые бастионы, орудийные башни и ров. Архитектором замка был назначен Рихтер из Фрейберга (Richter av Freiberg). Именно благодаря его работе Кальмар превратился в ренессансный замок. Рихтер проработал в замке вплоть до своей смерти в 1571 году.

Позже, во время правления Эрика XIV (Erik XIV, правил 1560 — 1568) и Йохана III (Johan III, правил 1568 — 1592) замок был расширен и перестроен в стиле ренессанс. На востоке и на юге укрепления были перестроены, на восточной стороне появились две новые орудийные башни, строительство которых закончилось к 1610 году.

В течение 1611 — 1613 гг. замок неоднократно осаждался во время т.н. «Кальмарской войны». 8 мая 1611 г. к стенам замка подошла датская армия, состоящая из 6000 человек во главе с королем Кристианом IV, уже 27 мая город Кальмар был в руках датчан и полностью разграблен, однако замок стоял неприступным.

Видя подобные разрушения, король Швеции Карл IX, 11 июля выступил на помощь замку с армией из 12000 человек. Казалось, что датчане ничего не смогут противопоставить шведам, и немецкие генералы в армии Кристиана IV впали в отчаяние, однако им на помощь пришел датский флот.

После длительных переговоров с комендантом Кальмара, Кристером Соме (Krister Some) замок был сдан 4 августа за земельный надел в Гольштейне (Holstein) и денежное вознаграждение.

Замок Кальмар вернулся под управление Швеции лишь во время правления Густава II Адольфа. В его правление замок был восстановлен, а город было решено перенести подальше от замка в местечко Kvarnholmen и построить новые укрепления.

В 1642 году пожар разрушил восточное крыло замка, сильно повредив Большой Восточный зал, самый большой в замке, более 400 м, служивший место для проведения банкетов.

По условиям заключенного в Роскилле в 1658 году мирного договора с Данией граница отошла дальше от замка Кальмар, и он на время потерял свое военное значение.

Но, как это часто случалось в то время, «вечный мир» между Данией и Швецией был нарушен уже в 1672—1678 гг. В этот период замок Кальмар постоянно находился в осадах, пережил около 22х штурмов, но ни разу не был взят.

После того, как граница Швеции была перенесена к проливу Эресунд (?resund) звезда замка Кальмар закатилась. В XVII—XVIII вв. королевские особы лишь изредка посещали замок. Последним в замке жил король Карл XI, он был на троне с 1673 по 1692 года.

Читайте также:
Лес Джозани, Танзания — подробная информация с фото

В течении XVIII века в замке располагалась тюрьма и склад зерна, а во время правления Густава III был устроен винокуренный заводик. Последний оказался неприбыльным и был закрыт в 1787 году.

В 1852 г. в городе построили новую тюрьму, и в замке началась реставрация, в результате которой большинство исторических интерьеров было восстановлено.

В настоящее время замок открыт для посещения публики.


Кальмарский замок на Гугл карте

Замок Кальмар

Замок Кальмар, Швеция Nastoshka

Кальмарский замок — одно из самых мощных укрепсооружений Швеции с долгой и богатой на различные события историей, в числе которых исторический союз Дании и Швеции в 14-16 веках, получивший название Кальмарской унии. Сегодня для посещения публики здесь открыта масса залов с богатейшими интерьерами и многочисленными произведениями искусства.

Немного истории

История замкая Кальмар началась в конце 12 века, когда для защиты города от пиратских набегов со стороны Балтийского моря на острове при входе в гавань была построена оборонительная башня. Столетием позже шведский король Магнус приказал воздвигнуть здесь полноценный замок — на этот раз как форпост на границе с Данией. Ещё через сто лет шведская королева Маргарете объединила в замке Кальмар правителей трёх стран — Дании, Норвегии и Швеции — так называемой Кальмарской унией (впрочем, продержался этот союз недолго — всего двести лет). В 16 веке замок был основательно перестроен с учётом новейших по тому времени требований фортификации, однако противники-датчане всё же смогли захватить Кальмар. Ну а в конце 17 века границы Швеции значительно расширились к югу, и оборонительная роль замка сошла на нет. В последующие столетия Кальмар побывал и складом провизии, и пивоварней, и тюрьмой. пока в конце 19 века его не отреставрировали и превратили в замок-музей — сейчас практически лучший в стране. Сегодня замок Кальмар считается первым по степени сохранности образцом стиля северного Ренессанса.

Что посмотреть

Кальмарский замок интересен не только своим грозным внешним видом, но и исключительно богат на интерьеры и интересные экспозиции. Начать знакомство с замком стоит издалека — именно так можно лучше всего оценить его архитектурную мощь: неправильный четырёхугольник в плане, круглые башни по углам и приземистые надвратные башни над каждым из входов в замок, сами по себе представляющие замок в замке, где можно было продолжать оборону против осаждающих, даже если сам замок был бы взят.

Внутри собственно замка для посещения открыто множество интересных залов. В их числе — Башня короля с великолепными палатами Эрика XIV, богато украшенными деревянными резными панелями на стенах, фресками со сценами охоты и резным потолком. Здесь стоит обратить внимание и на потайную дверь, расположенную сбоку от камина, за которой начинается тайный ход на крышу. В палатах Йохана III можно увидеть замечательный позолоченный потолок и богатую резьбу по дереву на стенах. Одно из самых светлых и красивых помещений Кальмарского замка — часовня 16 века с белоснежным сводчатым потолком и скамейками короля и королевы 17 века. В Сером зале можно увидеть реконструкцию возможного Пасхального ужина короля Йохана III, а в будуаре Агды — получить представление о жизни королевской фаворитки Агды Персдоттер. Одно из наиболее мрачных, но не менее реалистичных помещений замка — Женская тюрьма, постоянная экспозиция которой расскажет о «преступлении и наказании» применимых к прекрасному полу на протяжении пяти веков — с 15-го по 19-ый.

Адрес и часы работы

Адрес: Kalmar Slott, Kungsgatan 1, Kalmar.

Часы работы: с мая по сентябрь — ежедневно, с 10:00 до 16:00, в июле и августе — до 18:00. В остальные месяцы года замок открыт по субботам и воскресеньям с 10:00 до 16:00.

Стоимость посещения — 100 SEK в высокий сезон и 90 SEK — в низкий сезон.

Читайте также:
Где находится Кувейтские башни. Местоположение Кувейтских башен на карте Эль-Кувейта и описание

Замок Кальмар

Кальмарский замок (швед. Kalmar slott) — одно из наиболее значительных произведений североевропейского фортификационного искусства эпохи Ренессанса. Расположен в шведском городе Кальмар и отделён от балтийского берега каналом.

Заложенный в 1290-е годы по указу Магнуса I на месте сторожевой башни, средневековый замок состоял из четырёх несимметричных стен, французских круглых башен по углам и двух укреплённых надвратных башен, каждая из которых представляла «замок в замке». Замок был навсегда вписан в европейскую историю в 1397 г., когда в нём была подписана Кальмарская уния.

После расторжения унии датчане продолжали удерживать южную часть нынешней Швеции — Сконе, поэтому Кальмар оставался важной пограничной крепостью. Шведский король Густав Ваза, считавший его «ключом ко всей стране», велел в 1545 году полностью перестроить замок по новейшему слову фортификационного искусства. Несмотря на эти ухищрения, во время Кальмарской войны 1611-13 гг. он был осаждён и взят датчанами.

Поскольку замок не предназначался для проживания монархов, внутреннее убранство было минимальным, а к концу XVII века в связи с переносом границы далеко на юг он вовсе потерял своё оборонительное значение и стал использоваться под склад провианта, потом в нём устроили пивоварню. В наше время в замке находится музей.

Ссылки

  • Официальный сайт замка
  • Дворцы и замки Швеции
  • Архитектура Кальмарского замка

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Замок Дунноттар
  • Замок Капрарола

Полезное

Смотреть что такое “Замок Кальмар” в других словарях:

Кальмар — (Kalmar), город на ЮВ. Швеции, порт в прол. Кальмарсунд Балтийского моря, напротив о. Эланд, с которым связан мостом длиной 6 км. 57 тыс. жителей (1994). Основан в XII в., сохранился замок XIII–XVI вв., ансамбль Рыночной площади. В центре города… … Географическая энциклопедия

Кальмар — Краткая история Кальмара Точно не известно, когда Кальмар получил городские права, но местность, в которой он расположен сейчас, была… … Города мира

Кальмар — а; м. [франц. calmar] Морской съедобный головоногий моллюск. Консервы из кальмаров. Мороженые кальмары. Салат с кальмарами. // Мясо этого моллюска. * * * Кальмар (Kalmar), город и порт в Швеции, административный центр лена Кальмар. 56 тыс.… … Энциклопедический словарь

Кальмар город — (Kalmar) главный г. Кальмарской провинции в Швеции, на о вах Кварн Хальмен (соединен мостом с материком) и Ангэ (Ang ö) в Балтийском море, от острова Эланда (Ö land) отделен прол. Кальмарзунд шириною в 7,5 км. Прекрасный собор (1660 1699),… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кальмар, город — (Kalmar) главный г. Кальмарской провинции в Швеции, на о вах Кварн Хальмен (соединен мостом с материком) и Ангэ (Angö) в Балтийском море, от острова Эланда (Öland) отделен прол. Кальмарзунд шириною в 7,5 км. Прекрасный собор (1660 1699), хорошая… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кальмарский замок — Замок в Кальмаре. Кальмарский замок (швед. Kalmar slott) одно из наиболее значительных произведений североевропейского фортификационного искусства эпохи Ренессанса. Расположен в шведском городе … Википедия

Швеция — (Sweden) История Королевства Швеция, физико географическая характеристика Швеции Экономика Швеции, культура Швеции, образование в Швеции, достопримечательности Швеции, Стокгольм Содержание Содержание Раздел 1. История . Раздел 2. Географическое… … Энциклопедия инвестора

Швеция — (Sverige) Королевство Швеция (Konungariket Sverige). I. Общие сведения Ш. государство в Северной Европе, на В. и Ю. Скандинавского полуострова. Граничит на З. и С. с Норвегией, на С. В. с Финляндией. На Ю. и В.… … Большая советская энциклопедия

Brofästet Hotell & Konferens — (Кальмар,Швеция) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Gröndalsväg … Каталог отелей

ДАНИЯ — [Королевство Дания; дат. Kongeriget Danmark], гос во на севере Европы. На западе омывается Северным м., на востоке Балтийским м., прол. Скагеррак отделяет Д. от Норвегии; проливы Каттегат и Эресунн (Зунд) от Швеции; на суше Д. граничит с… … Православная энциклопедия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: