Что стоит посмотреть в Эрмитаже в первую очередь?

Посещение Эрмитажа: полезные лайфхаки для туристов

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — самый желанный объект для посещения туристов. Многие приезжают в Северную столицу ради осмотра его экспозиций. История Эрмитажа уходит корнями в XVIII век, берёт своё начало с коллекции произведений искусства, приобретённых в частном порядке ещё императрицей Екатериной II.

Эрмитаж — визитная карточка города на Неве, музей — известен во всём мире. Быть в Петербурге и не посетить его — это значит пропустить массу интересного и не увидеть главного, никто не поймёт. Посетить Эрмитаж нужно. Но когда дело доходит до того, чтобы осуществить осмотр в нём, некоторые начинают паниковать: как посмотреть хотя бы самое основное, ведь время почти у всех туристов ограничено.

Сам Эрмитаж — огромен, состоит из нескольких зданий, в которых открыты для посещения 365 залов. При этом, музей представляет собой поистине сокровищницу, в которой содержится и экспонируется более 3 миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры.

Что нужно знать в первую очередь?

Сначала нужно ознакомиться с режимом работы Эрмитажа.

Режим работы Эрмитажа

  • Вторник, Четверг, Суббота, Воскресенье — с 10:30 до 18:00; кассы работают до 17:00.
  • Музейные вечерние дни: Среда и Пятница — с 10:30 до 21:00; кассы работают до 20:00.
  • Понедельник — выходной; также Эрмитаж закрыт 1 января и 9 мая

Обратите внимание. Если посещение будет припадать на праздничные и выходные дни, в таком случае можно простоять в долгой очереди и даже не попасть в Музей.

Как добраться до Эрмитажа?

Эрмитаж имеет несколько зданий, главные из которых соединены переходами, так что путешествовать можно по нему, не выходя из музея, по всем его зданиям, а можно посетить по отдельности.

  • Адрес Эрмитажа — Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34. Его здания:
  • Зимний дворец (Большой Эрмитаж) — Дворцовая площадь, 2;
  • Главный штаб — Дворцовая площадь, 6-8;
  • Малый Эрмитаж — Дворцовая набережная, 36;
  • Новый Эрмитаж (с атлантами) — Миллионная ул., 35;
  • Дворец Меншикова — Университетская наб., 15А.

До Главного музейного комплекса Эрмитажа, который находится на Дворцовой площади, можно доехать на метро. Ближайшая станция метро — “Адмиралтейская”, от неё до Эрмитажа — 700 м. При выходе из станции нужно добраться до улицы Малой Морской, зетам повернуть направо, пройти несколько метров до Невского проспекта. Далее потребуется прогуляться по главной и самой красивой магистрали города — Невскому проспекту, чтобы вскоре оказаться на Дворцовой площади и у входа в Эрмитаж.

Также можно добираться до Эрмитажа от станции метро “Невский проспект”, которая удалена от его Главного комплекса на 900 м. От станции метро “Гостиный Двор” Эрмитаж находится в 1,3 км. В обоих случаях нужно выйти на Невский проспект, следовать в сторону Адмиралтейства до Большой Морской улицы. На пересечении Большой Морской улицы с Невским проспектом будет видна арка Главного штаба. Пройдя под ней, попадаешь на Дворцовую площадь. Вход в Главный музейный комплекс с Дворцовой площади.

Можно добраться до Эрмитажа наземным транспортом. Автобусы №№ 7, 10, 24, 191, а также троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11 идут до Дворцовой площади. Нужно доехать до одноимённой остановки, от которой до Эрмитажа необходимо пройти всего 300 м.

До Нового Эрмитажа от Московского вокзала на автомобиле всего — 15 минут, на автобусах №№ 7, 24, 191, на троллейбусах №№ 1, 7, 10, 11 до остановки “Дворцовая площадь”.

Как попасть в Эрмитаж?

Расписание Эрмитажа достаточно удобное для местных жителей и туристов: 2 дня в неделю музей работает по вечерам. Но в большой сезон, в выходные и праздничные дни, летом, на новогодних каникулах, в День города и другие праздники в Эрмитаж может быть огромнейший наплыв посетителей.

Поэтому в такие дни желательно приходить не во время работы Эрмитажа, а раньше, хотя бы за 15 минут или за полчаса до его открытия. Итак, в среду и пятницу Эрмитаж работает дольше. Вам, чтобы за 1 день посмотреть главное, потребуется не менее 8 часов.

С чего начать осмотр в Эрмитаже? — Берём Зимний

Не пытайтесь объять необъятное: определитесь со своими предпочтениями. Заранее изучите схему залов Эрмитажа и спланируйте маршрут по наиболее интересным для вас залам, также можно воспользоваться услугами гида. Для любителей изобразительного искусства подойдёт следующий маршрут.

Сразу, войдя в Эрмитаж, пройдите к Иорданской лестнице и поднимитесь на 2-й этаж (1 этаж Древний мир) и поверните направо; держитесь правой стороны, пройдите в Павильонный зал Малого Эрмитажа и далее в Большой Эрмитаж. Справа будет Советская лестница, следуя по которой, попадёте на экспозицию картин эпохи Возрождения.

Поначалу будут итальянские иконы и картины XV века, потом дойдёте до зала Леонардо да Винчи, обязательно посмотрите на знаменитое полотно “Мадонна Литта”. Двигаемся по залам прямо и вы окажетесь в самой дальней точке Эрмитажа, откуда открываются удивительные Лоджии Рафаэля. Здесь Джакомо Кваренги разместил копии рафаэлевских фресок.

Далее можно осмотреть галереи Нового Эрмитажа, куда можно войти с лоджии. Там размещены полотна Рубенса, Ван Дейка, и многих других европейских живописцев. На обратном пути можно зайти в залы Малого Эрмитажа и полюбоваться видами из окон на сад. По переходу вернитесь в Зимний Дворец, где находятся залы с французской живописью. Если идти прямо, то можно попасть на выставку прикладного искусства Франции.

Проделав этот путь, вы уже отлично освоитесь в музее. Если останется время, можно заглянуть на 3 этаж Зимнего дворца. Здесь размещена коллекция прикладного искусства Индии, Китая и Японии.

Откуда начать осмотр в Эрмитаже? — С Главного штаба

Можно начать осмотр экспозиции с Главного штаба, чем сократите время на ожидание в очередях. На заметку: основная масса посетителей сразу идёт к Зимнему дворцу. Через пару часов очередь в Главный музейный комплекс Эрмитажа — Зимний дворец рассосётся и вы быстрее и без труда попадёте внутрь.

Читайте также:
Где быстро заказать и получить справку о несудимости и сделать апостиль на нее в Москве в 2021 году: рассказываем подробно

Можно начать осмотр экспозиции, взобравшись сразу на 4 этаж Главного штаба, и далее спускаться вниз по этажам. На 4-м этаже — шедевры импрессионизма. Для любителей этого неподражаемого жанра искусства не ничего приятнее, чем провести утро среди полотен Анри Матисса, Пабло Пикассо, Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и многих других.

Этажом ниже находятся залы, посвящённые европейскому искусству XIX века, работы Фаберже и Малевича, а также залы об истории МИД России. Если нравится прикладное искусство, тогда 2-й этаж — для вас. На нём собраны подарки Императорскому двору. Здесь увидите всю роскошь — от ваз и статуэток до мебели и платьев. В Восточное крыло Главного штаба осмотрено. Можно пообедать.

Где поесть в Эрмитаже?

В залах Эрмитажа запрещается употреблять любую пищу и воду. Проносить в Эрмитаж ни еду, ни воду нельзя. Любые жидкости (в любом виде) запрещено брать с собой в залы музея. Запомните: любой напиток будет изъят перед входом в музей. Что касается перекуса, то можно захватить с собой пару конфет, и всё. Чего-то большее возьмёте, изымут.

Поесть можно в зоне, где расположены кафетерии. Можно запланировать ранний обед, когда ещё нет очередей, а выбор блюд достаточно большой. В Зимнем дворце, на 1-м этаже, в галерее Растрелли работает кафе, где можно перекусить и купить напитки. Туалеты находятся на первом этаже в зоне Главного гардероба и рядом с лестницами.

Что ещё посмотреть в Эрмитаже

По средам в 20:00 в Малом Эрмитаже заводятся знаменитые часы “Павлин” в Павильонном зале. В Новом Эрмитаже можно посмотреть античную коллекцию — Древний Рим, Древняя Греция, статуи богов и богинь, амфоры и украшения — все это расположено в прекрасном антураже. Здесь же стоит знаменитая огромная Колыванская ваза.

Второй этаж Нового Эрмитажа тоже насыщен великолепными экспонатами: тут находятся скульптуры и полотна мастеров эпохи Возрождения: Рафаэля, Да Винчи и Микеланджело, Рембрандта, Тициана и Рубенса.

Но учтите: к некоторым картинам бывают даже очереди. Европу средних веков представляет живопись голландских и фламандских мастеров. Металлическим блеском лат и конной композицией пленяет рыцарский зал.

Счастливый обычай: крайний правый Атлант, который смотрит в сторону Марсова поля, считается наделенным чудодейственной силой. Стоит прикоснуться к нему, чтобы получить частичку его магической везучести.

Лайфхаки на закуску

Качественные селфи внутри музея получатся, если ваша одежда не будет затмевать блеском шедевры Эрмитажа. Оденьтесь попроще.

В Эрмитаж нужно приходить подготовленным, если хотите сохранить деньги и нервы. В бесплатный день очень большие очереди, не для слабонервных. Не забудьте паспорт!

Чтобы не тратить время на очередь в кассу, можно приобрести заранее электронный билет на сайте Эрмитажа. Тогда он обойдётся вам в 2 раза дороже, чем тот же билет в кассе.

Мало кто знает, что помимо касс в самом Эрмитаже, кассы есть в здании напротив, так называемом Главном штабе “Крыло России”. И пока все стоят в очереди, вы можете туда зайти и сказать на входе, что вам нужны билеты и вас пустят.

Когда билет будет в кармане, следует вернуться на Невский проспект и там подкрепиться, если вы планируете быть в Эрмитаже целый день. В музее есть буфет, но цены там очень кусаются.

Лучше идти в Эрмитаж в будний день, народа в разы меньше. В среду и в пятницу музей работает до 21:00 (ещё в среду заводят Часы Павлин). Это самое удачное время для посещения.

Экскурсии продаются только в главном здании Эрмитажа, приобрести невозможно ни онлайн, ни в Главном штабе, нигде. Предлагаем аудиогиды по Эрмитажу вам в помощь и другую информацию “Петербург.Центра”:

Что посмотреть в Эрмитаже в первую очередь?

Если вам посчастливилось стать гостем северной столицы или вы только планируете туда поехать, то настоятельно вам советуем посетить главный музей города. Что посмотреть в Эрмитаже в первую очередь?

Сердце Петербурга

Если захотите попасть в музей, то для вас у меня приготовлено несколько лайфхаков, которые упростят вашу экскурсию.

Как добраться

  1. Эрмитаж находится на главной площади города, называется она Дворцовая площадь.
  2. Добраться до Дворцовой можно метро. Выходить надо на станции Невский проспект (синяя ветка) или на станции Адмиралтейская (фиолетовая ветка). Можно выйти и на Гостином дворе (зеленая ветка), но идти до музея довольно далеко.
  3. На главном проспекте останавливается большое количество городских автобусов и маршруток.

Посещение и билеты

  1. Возьмите с собой паспорт, потому что гражданам Российской Федерации и Республии Беларусь предоставляются скидки. На счет Украины точно не можем сказать, но вроде сейчас граждан этой страны приписывают к иностранным. Следовательно, билет будет стоить дороже.
  2. Если у вас для экскурсии отведен всего один день или пару часов, берите стандартный билет за 400 рублей (цена на 2017-2018 год).
  3. Если хотите посетить еще и Дворец Меньшикова (находится он через мост от Эрмитажа) или уникальное хранилище (м. Старая деревня), тогда покупайте отдельный билет за 700 рублей.
  4. В Эрмитаже можно посмотреть уникальные выставки за отдельную плату. Стоимость около 300 рублей.
  5. Имейте ввиду, что при входе в музей стоят металлоискатели, и каждую сумку сканируют.
  6. Перед самым входом стоят стенды с планом музея. Желательно взять брошюру с собой и отмечать те места, где вы уже побывали.
  7. Туалет и кафе присутствуют.
  8. Одевайте удобную обувь, ходить придется много.
  9. Во многих залах есть скамейки, где можно передохнуть.

Скидки

  1. Студентам творческих вузов и пенсионерам вход бесплатный.
  2. В первый четверг месяца в Эрмитаж действует бесплатный вход. Очередь стоит даже зимой в -25 градусов.
  3. Можно ли фотографировать в Эрмитаже на мобильные телефоны и фотоаппараты? Да, на мобильные телефоны бесплатная съемка, а вот за качественные снимки на фотоаппарат придется заплатить.
Читайте также:
Сколько стоит билет на самолет Москва - Владивосток

Время работы

  1. Время работы: вторник, четверг, суббота, воскресенье: 10:30 – 18:00; среда, пятница 10:30-21:00.
  2. Желательно назначить посещение на будний день и приходить к открытию музея.
  3. В понедельник Эрмитаж не работает.
  4. Подумайте: сколько у вас времени, чтобы посмотреть Эрмитаж? Лучше всего идти на целый день и запастись бутылками с водой.

Выставки

Ксчастью, каждый сезон сотрудники устраивают необычные бесплатные выставки. Например: «Коллекция яиц Фаберже», «Дамские наряды XVIII-XIX веков», «Революция 1917 года». С их наличием лучше всего ознакомиться на сайте Эрмитажа или в официальной группе.

Но сколько нужно времени, чтобы посмотреть Эрмитаж? Всё зависит от ваших интересов. Кому-то хватает одного посещения, кто-то приходит сюда несколько раз в год в течение всей жизни. Думаю, чтобы это понять, нужно хотя бы раз там побывать.

A post shared by @kikimoraki on Sep 26, 2016 at 7:23am PDT

A post shared by @kikimoraki on Sep 26, 2016 at 7:22am PDT

A post shared by @kikimoraki on Sep 26, 2016 at 7:21am PDT

A post shared by @kikimoraki on Sep 23, 2016 at 3:45am PDT

A post shared by @kikimoraki on Sep 23, 2016 at 3:45am PDT

Этажи

Не знаете, что посмотреть в Эрмитаже? Условно музей можно поделить на 3 этажа. Так удобнее ориентироваться. Что посмотреть в Эрмитаже за один день в первый раз?

1 этаж

Первый этаж понравится тем, кто любит народный этнос и мифы древней Греции. Здесь находятся различные предметы быта, скульптуры, античные статуи, которые тесно связаны с мифологией, Востоком и Азией.

Если вам интересно разглядеть пантеон Богов, оружие Алтая, сокровища Сибири, то вам сюда. Здесь можно познакомиться с Дионисом и медузой Горгоной, постичь дзен в залах Тибета и насладиться пряностями контрастной Индии.

2 этаж

Это место для тех, кто считает себя Эстетом с большой буквы. Поднимаясь по главной Иорданской лестнице, представьте себя знатной особой или великим царем. На втором этаже расположены роскошные дворцовые интерьеры.

Высокие стены, обитые дорогой тканью, деревянные и мозаичные полы, расписные потолки, колонны, висячие люстры и декоративная лепнина – все мини-чудеса света собраны в одном месте.

Интерьеры наполнены раритетной и подлинной мебелью, изящными статуями, уникальными картинами, фресками, старинными предметами быта, коврами и многими другими аксессуарами.

3 этаж

Посмотреть картины в коллекции Эрмитажа можно на третьем этаже. Чаще всего до 3 этажа добираются только самые преданные искусствоведы и любители живописи. Здесь представлены произведения знаменитых художников испанской, фламандской, голландской, итальянской и многих других школ живописи.

A post shared by @kikimoraki on Sep 23, 2016 at 3:36am PDT

A post shared by @kikimoraki on Sep 23, 2016 at 3:35am PDT

A post shared by @kikimoraki on Feb 26, 2017 at 12:45am PST

A post shared by @kikimoraki on Nov 7, 2016 at 12:22am PST

A post shared by @kikimoraki on Nov 7, 2016 at 12:21am PST

Сакральное пространство

Перечислять все экспонаты можно много и долго. К счастью, в Эрмитаже их несметное количество! Но мне хотелось бы остановиться именно на тех, которые могут вас заинтересовать. Все они находятся на 2 этаже.

Что нужно обязательно посмотреть в Эрмитаже? Библиотеку Николая II. Она искусно стилизована под английскую готику. Особое настроение создается с помощью резной мебели темного дерева и тесненной кожи книжных переплетов. В центре стоит огромный камин, украшенный резными гербами царской семьи.

Но рисунок орнамента будуара Марии Александровны (супруга Александра II) сложен и прихотлив. В нем царят хрупкие извивающиеся ветви растений и завитки раковин, а также вплетенные в узор вензеля, статуи, фигурки амуров и букеты цветов. Убранство будуара изобилует резным деревом и дорогим литьем, которое образует дорогие орнаменты.

Какой зал в Эрмитаже нужно посмотреть в первую очередь? Самое холодное место в музее – это павильонный зал. В его убранстве тесно переплелись античные мавританские и ренессансные мотивы.

Легкие белоснежные колонны, ажурные белоснежные решетки и двухъярусные аркады напоминают интерьеры восточных дворцов. Знаменательная особенность зала – это старинные часы в виде огромного павлина, которые до сих пор идут. Поглядеть, как павлин машет крыльями и головой, собираются сотни народы.

Еще немного

А что посмотреть с ребенком в Эрмитаже? Конечно же, Рыцарский зал. В небольшом пространстве стоят железные статуи отважных рыцарей, которые сидят на железных конях. Здесь же на стеллажах разложены кольчуги, предметы охоты, оружие и другие интересные вещи.

А что посмотреть в Эрмитаже самостоятельно? Можете найти там небольшую часовню, которая прямо вписана в общий генштаб Эрмитажа. Как только увидите большой купол с позолотой, знайте, что вы на верном пути. Говорят, что именно в этом месте происходило венчание Николая II и Александры Федоровны.

Путеводитель по Эрмитажу

Что стоит знать перед посещением?

Режим работы

Эрмитаж работает каждый день недели, кроме понедельника. 1 января и 9 мая — выходные. Санитарные дни и неожиданные закрытия — большая редкость, но на всякий случай перед посещением загляните на сайт музея и проверьте режим работы.

Вторник, четверг, воскресенье: 11:00 – 19:00

Среда, пятница, суббота: 11:00 – 20:00

Обращаем ваше внимание, что в связи с карантинными мероприятиями вход в залы Эрмитажа происходит строго по сеансам. Сеансы начинаются каждые 30 минут. Количество туристов, допускаемых на сеанс одновременно, ограничено.

Гардероб и турникеты

После того, как вы войдете в Эрмитаж, отправляйтесь в гардероб. Сюда нужно сдать верхнюю одежду, рюкзаки и большие сумки, воду и другие жидкости. Маленькие сумки можно взять с собой. На экспозицию с крупногабаритными предметами вас не пустят. Воду отберут на входе. Поэтому позаботьтесь об этом заранее. Будьте готовы к тому, что в гардеробе могут быть очереди, закладывайте 10-15 минут на эту процедуру. Также в гардеробе есть туалет.

Читайте также:
Город Любек – крупнейший порт Германии на Балтийском море

Далее поднимайтесь обратно в Главный Вестибюль и отправляйтесь к турникетам. Положите сумки на бегущую ленту и проходите через турникеты. Билет приложите штрих-кодом к сканеру турникета.

 О маршруте

Музейная экспозиция

Эрмитаж или Зимний дворец?

Сейчас мы находимся в Зимнем дворце, самом большом здании Эрмитажа, резиденции русских императоров от Петра III до Николая II. Зимний дворец построен в стиле русское барокко. Русское барокко — это гигантские пространства, сложные формы, обилие скульптуры, декоративные колонны и контрастные цвета. Осмотритесь вокруг — сейчас вы находитесь в огромном зале с обилием колонн и скульптуры. Позолоченные светильники, лепнина на потолке — все это характерные черты русского барокко. Идите вперед и поднимайтесь по лестнице на второй этаж.

Посольская (Иорданская) лестница (2)

Итак, вы на Иорданской лестнице. Она поражает воображение своими масштабами и богатством. Осмотритесь вокруг: здесь лестница тоже выполнена в стиле русское барокко. Огромное пространство высотой почти 20 метров кажется еще больше за счет зеркальных ложных окон, которые отражают свет настоящих. Основные украшение — золоченая лепка. Здесь использовано более пяти килограммов золота. Также обратите внимание на потолок, на роспись, где изображены боги Олимпа в облаках.

Большой фельдмаршальский зал (193)

Петровский зал (194)

Этот зал посвящен Петру Великому. В отделку включены вензеля императора (две латинские буквы P), двуглавые орлы и короны. Стены обтянуты алым бархатом. Мемориальный характер зала подчеркивают панно над дверями (1). На них изображены два главных сражения Северной войны со Швецией, которая велась за те земли, где теперь расположен Петербург.

В центре зала стоит трон Петра Великого (1). Над троном — сам Петр с Минервой (2), аллегорической фигурой Славы.

Гербовый зал (195)

Военная галерея (197)

Большой тронный (Георгиевский) зал (198)

Аполлонов зал (260/261)

Романовская галерея (259)

В Романовской галерее представлено европейское прикладное искусство Средних Веков. Реликварии, процессионные кресты, изделия из кости, водолеи (сосуды для омовения рук), оклады переносных алтарей, церковные опахала. Пройдите галерею насквозь и переходите в следующий зал.

Павильонный зал (204)

Часы «‎Павлин»‎

Советская лестница (206)

Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII-XVI в.(207)

Зал Тициана (221)

Тициан — крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В этом зале три картины Тициана: кающаяся Мария Магдалина (1), мученик III века Святой Себастьян, расстрелянный отравленными стрелами, и Даная (2) .

Кающаяся Мария Магдалена

«Кающаяся Мария Магдалена» на торцевой стене — шедевр, который прославил Тициана еще при жизни. По легенде, умирая, художник держал в руках именно ее. Для Эрмитажа картину приобрел 1850 году Николай I. В живописи эпохи Возрождения сложно найти женский образ, сравнимый по эмоциональной силе с Марией Магдаленой Тициана. Заплаканное лицо, глаза, устремленные к небу, прижатые к груди руки — все выражает смятение души героини.

Также обратите внимание на Данаю (2). Вспомним сюжет. У древнегреческого царя Акрисия была дочь — Даная. Оракул предсказал Акрисию, что его убьет собственный внук. Чтобы избежать этого, он заточил Данаю в башню и тем самым обрек ее на безбрачие. Но Зевс, очарованный девушкой, проник в башню в образе золотого дождя. Так был зачат греческий герой Персей, который действительно убил царя Акрисия, а позже обезглавил Медузу Горгону.

Сюжет о Данае и золотом дожде был чрезвычайно популярен у художников. В Эрмитаже находятся две из них: Даная Тициана и Даная Рембрандта, которую мы увидим позже. Именно Тициан окончательно сформировал композицию сюжета: обнажённая Даная на переднем плане (1), старуха-служанка на заднем (2) плане оттеняет своим уродством красоту Данаи, а дождь струится сверху золотистым сиянием. Тициан изображает его в виде золотых монет (3).

Зал Леонардо Да Винчи (214)

Следующий зал — зал Леонардо Да Винчи. Леонардо написал всего 15 картин. И две из них находятся в Эрмитаже. Давайте рассмотрим каждую поближе.

Мадонна Бенуа

Мадонна Бенуа — одна из ранних работ Леонардо. Художник изображает Деву Марию (1) и младенца (2) очень естественными, живыми. Если бы не нимбы, можно было бы подумать, что это жанровая сценка: итальянка играет с ребенком. Мадонна изображена обычной земной женщиной, черты ее далеки от идеала. В XV веке это произведение было поистине авангардным. Мать показывает ребенку цветок (3), тот с любопытством тянется к нему. Цветок — лилия — символ невинности. В руке у младенца крестоцвет (4), это намёк на распятие Иисуса.

Эту мадонну называют Бенуа в честь фамилии семейства, которому раньше принадлежала картина.

Мадонна Литта

Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI в.(216)

В зале Леонардо повернем направо, не останавливаясь пройдем через зал, где представлено творчество его учеников, и ненадолго задержимся в зале искусства Италии XVI века. Зал посвящен маньеризму — течению в искусстве Италии периода позднего Возрождения. Художники этого времени стремятся к творческой свободе, прибегают к необычным композиционным приемам и выбирают острые цветовые контрасты. Поэтому цвет, пропорции тел и перспектива на некоторых картинах в этом зале так сильно искажены.

Лоджии Рафаэля (227)

Зал Рафаэля (229)

Вернемся в Северный кабинет и повернем налево. Мы окажемся в зале Рафаэля. Он назван так в честь двух картин Рафаэля, выставленных здесь. Это Мадонна Конестабиле (1) и Святое Семейство (2). Давайте рассмотрим их поближе.

Мадонна Конестабиле (1)
Святое семейство (2)

Картину «Святое семейство» также называют «Мадонна с безбородым Иосифом». Действительно, Иосиф, традиционно изображавшийся с бородой, здесь — без нее. Картину отличает атмосфера возвышенной печали. Компактность композиции, треугольник, который образуют фигуры на картине, создают впечатление монументальности. Мягкая светотень, которую изображает художник, говорит о влиянии на его творчество Леонардо Да Винчи.

Зал Микеланджело (230)

Из зала Рафаэля повернем направо и попадем в Зал фресок Рафаэля. Здесь остановимся у скульптуры в центре зала. Это «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (1). Это единственная работа скульптора в коллекции Эрмитажа и во всей России.

Читайте также:
Каков порядок взыскания задолженности по коммунальным платежам в 2021 году

Зал Рембрандта (254)

Зайдя в зал Рембрандта сразу поверните налево. Перед вами знаменитая «Даная», пожалуй, самое известное полотно Эрмитажа.

Даная

Сюжет картины нам уже знаком. Мы уже встречались с Данаей у Тицана. Теперь мы можем сравнить два полотна. Сразу бросается в глаза то, что Рембрандт не изображает золотых монет. Его золотой дождь — мягкий свет, который льется на героиню. Даная тянется к нему. Над ней — Эрот. Обратите внимание, его руки связаны. Искусствоведы считают, что это намек на вынужденное целомудрие.

У этой картины сложная судьба. Она пережила страшный акт вандализма и находилась в реставрации 12 лет. 15 июня 1985 года в Эрмитаж с экскурсией пришел 48-летний Бронюс Майгис. Он спрашивал у работниц музея, какая картина самая ценная. Потом подошел к Данае, плеснул в нее серной кислотой и несколько раз проткнул ножом. Краска начал пузыриться, кипеть, менять цвет. Майгис был арестован, а после признан сумасшедшим.

Возвращение блудного сына

Следующая картина, которая нас интересует, находится в противоположном конце зала, напротив двери. Это «Возвращение блудного сына».

Эта картина написана Рембрандтом за несколько месяцев до смерти. Этой картиной он будто подводит итог своей жизни. В основе сюжета — евангельская притча о блудном сыне. У отца было два сына. И младший попросил отца разделить имение и отдать ему часть. Отец так и поступил. Тогда младший сын покинул отцовский дом и отправился в дальнюю страну, где жил и потратил все деньги. Когда деньги закончились, он начал голодать, но никто из прежних друзей не помог ему. Тогда сын вернулся к отцу и упал к нему в ноги, прося прощение. Отец простил его и принял обратно в свой дом. Этот момент и изображен на картине. Освященное лицо старца будто излучает свет благородства души. Сын, в рваной одежде, грязный, прижимается к отцу, моля о прощении.

Советская лестница (206)

Мы покидаем зал Рембрандта и снова оказываемся на Советской лестнице. Здесь есть туалет (WC). Для продолжения маршрута спустимся на первый этаж и повернем направо. Пройдем, не останавливаясь, через зал с выставкой южноиталийских ваз и окажемся в Двенадцатиколонном зале.

Двадцатиколонный зал (130)

На первом этаже Эрмитажа нет картин — тут может быть слишком сыро для них. Зато тут выставлена античная керамика и скульптура. Зал, в котором мы с вами оказались, посвящен искусству и культуре Древней Италии. Здесь можно видеть разнообразные предметы, выполненные в технике бронзового литья, и этрусские вазы. Зал изначально был создан для выставки коллекции античных ваз. Поэтому он имитирует интерьер античного храма. По замыслу архитектора, декор зала составляет единое целое с экспозицией.

Колыванская ваза (128)

Не останавливаясь пройдем через Помпеянский зал и окажемся в следующем, где взгляд сразу остановится на огромной вазе. Это Колыванская ваза, самая большая ваза, когда-либо выполненная из цельного куска полудрагоценного камня. Огромный кусок яшмы был обработан на Колыванской шлифовальной фабрике — так ваза и получила свое название. Через пол-России на санях ее тащило 150 лошадей. Остальной путь она проделала по воде. Вес чаши около 20 тонн.

Египетский зал (100)

Мы возвращаемся в Зимний дворец. Направляемся в зал, посвященный Древнему Египту. Раньше здесь находился главный буфет Зимнего дворца. Тот самый, откуда на лифте поднимали блюда в Большой тронный (Георгиевский зал). Теперь тут расположилась египетская коллекция Эрмитажа.

Экспонат, привлекающий наибольшее внимание посетителей здесь, — египетская мумия.

Этого человека звали Падиисет. Он был жрецом, жил во второй половине VII века до нашей эры. Ожоги на его теле — результат воздействия соды, в которую жреца поместили, чтобы удалить из кожных покровов влагу. Это сделано для того, чтобы предотвратить гниение тела. Справа в витрине саркофаг (1). Это внутренний саркофаг из погребального комплекса жреца. Средний и внешний вы найдете в витрине в начале зала (2,3).

Галерея Растрелли

Мы закончили осмотр экспозиции и вышли в галерею Растрелли. По правую руку от вас — Иорданская лестница, где мы начинали нашу экскурсию. В галерее есть кафе, тут вы можете передохнуть, выпить кофе и купить сувениры.

25 главных шедевров Эрмитажа (ФОТО)

Эрмитаж; Legion Media

Императорское художественное собрание было основано по высшему указу Екатерины II в 1764 году. Ее личную коллекцию тогда разместили во флигеле «Эрмитаж» Зимнего дворца. Русские императоры, вслед за Екатериной, продолжали приобретать целые коллекции западноевропейской живописи, скульптуры, предметов искусства и археологических памятников древних культур Востока, Египта, Греции и Рима.

Сегодня Эрмитаж – один из крупнейших художественных музеев мира. Его коллекция (около 3 миллионов единиц!) располагается в нескольких зданиях. Вот крошечная часть шедевров, которыми славится Эрмитаж, и которые вам удастся посмотреть за одно посещение.

1. Камея Гонзага (портреты Птолемея II и Арсинои II), Египет, Александрия, III в. до н.э.

Уникальный двойной портрет в 1814 году подарила императору Александру I сама Жозефина, жена Наполеона Бонапарта. Это был акт благодарности, за то, что русский царь посетил ее дворец под Парижем и пообещал ей безопасность в то время как союзные войска входили в город. Она выставлена в Галерее камей на первом этаже здания Нового Эрмитажа.

2. Афродита (Венера Таврическая) Древняя Греция, II в. до н.э.

Мраморная статуя высотой 167 см была подарена Петру I Ватиканом (по другой версии обменена на мощи Святой Бригитты Шведской). Сначала «языческая идолица» стояла на всеобщем обозрении в Летнем саду, а потом ее переместили в Таврический дворец князя Потемкина. В Эрмитаж статуя попала в 1852 году в честь открытия Нового Эрмитажа (где она до сих пор и хранится в зале 109).

Читайте также:
Сколько лететь в Бургас из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов СНГ

3. Статуя Юпитера. Древний Рим, конец I в.

Колоссальную скульптуру античного бога для Эрмитажа в 1861 году выкупил Александр II у разорившегося маркиза Кампана. Одна из самых больших статуй музея выставлена в зале 107 Нового Эрмитажа.

4. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта, 1490-е

Одно из первых произведений Высокого Возрождения было написано для миланских правителей. В 1864 году Эрмитаж купил картину у герцога Литта, представителя аристократической миланской семьи, в коллекции которого эта картина хранилась несколько столетий. Работа выставлена в зале 214 Большого Эрмитажа

5. Джованни Баттиста Чима да Конельяно. Благовещение, 1495

Изначально работа была выполнена на деревянной основе, но в середине XIX века она попала в коллекцию русского князя Сергея Голицына и его реставратор переложил картину на холст. В 1886 году Голицын продал картину на аукционе – и ее купили для музея. Она находится в зале 217 Большого Эрмитажа.

6. Рогир ван дер Вейден. Святой Лука, рисующий Мадонну, XV в.

Картина попала в Эрмитаж необычным образом. Она была разделена на две части: правая половина с изображением Святого Луки была приобретена в 1850 году из коллекции Виллема II, короля Нидерландов, женатого на дочери руского императора Павла I. Левая – с изображением Мадонны и младенца была куплена в 1884 году у парижского антиквара Антуана Бера.

7. Рафаэль. Мадонна Конестабиле, 1504

Эта ранняя работа великого Рафаэля находилась в собрании графа Конестабиле дела Стафа в итальянской Перудже. В 1871 году картину купил Александр II и и подарил жене, Марии Александровне. В Эрмитаж Мадонна поступила в 1881 по завещанию императрицы. Искать ее нужно в 229 зале Нового Эрмитажа.

8. Джорджоне. Юдифь, 1504

Эта картина – единственная в России, которая несомненно принадлежит Джорджоне. Шедевр венецианской школы был одним из перлов парижской коллекции барона Пьера Кроза, купленной в 1772 году Екатериной II. Полотно высотой 144 см выставлено в зале 217 Большого Эрмитажа.

9. Лукас Кранах-ст. Венера и Амур, 1509

Немецкий художник стал первым на севере Европы, кто изобразил обнаженную богиню любви. Екатерина II купила картину вместе со всей дрезденской коллекцией немецкого графа Генриха фон Брюля. Картина послужила основой коллекции музея в 1769 году. Хранится в 255 зале Малого Эрмитажа.

10. Микеланджело. Скорчившийся мальчик, 1530-34

Немногие музеи мира могут похвастаться наличием скульптур знаменитого гения эпохи Возрождения. И это единственная скульптура Микеланджело в России. “Мальчика” в 1785 году купила Екатерина II. Некоторое время он находился в Академии Художеств и служил натурой для живописцев и скульпторов. Но в 1851 году он поступил в музей – к открытию Нового Эрмитажа, где он и выставлен в зале 230.

11. Тициан. Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е

По легенде эту картину умирающий Тициан держал в руках. Его венецианского мастера продал работу Кристофоро Барбариго, собрание которого в 1850 году для Эрмитажа купил Николай I. Картина выставлена в зале 221 Большого Эрмитажа.

12. Караваджо. Юноша с лютней, 1596-96

Картина существует в трех версиях. Две другие хранятся в Метрополитен-музее Нью-Йорка и английском Бадминтон-хаусе. Третья версия была в собрании римского коллекционера Винченцо Джустиниани, которое В 1808 году приобрел Александр I. «Лютниста» нужно искать в 232 зале Нового Эрмитажа.

13. Диего Веласкес. Завтрак, 1617

Картина была одной из первых в истории музея, ведь она была в личной коллекции Екатерины II, хотя о подлинном авторстве до сих пор ведут споры. Шедевр испанского мастера выставлен в 239 зале Нового Эрмитажа.

14. Питер Пауль Рубенс. Персей освобождает Андромеду, 1622

Картина фламандского живописца Екатерина II купила вместе с коллекцией графа Генриха фон Брюля – и она была одной из тех работ, что составили первоначальное собрание музея. Шедевр на сюжет античного мифа выставлен в 247 зале Нового Эрмитажа.

15. Никола Пуссен. Танкред и Эрминия, 1631

Эта работа французского мастера в стиле классицизм вдохновлена сюжетом поэмы «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо. В 1766 году картина была куплена из собрания художника Жака Аведа в Париже. Выставлена в 279 зале Зимнего дворца.

16. Рембрандт. Возвращение блудного сына, 1668

Картина голландского мастера была куплена Екатериной II у французского герцога Андре д’Ансезена. Дед его жены был дипломатом при дворе Людовика XIV и предположительно, купил полотно в Голландии. Картина хранится в 254 зале Нового Эрмитажа.

17. Жан-Батист Симеон Шарден. Прачка, 1730-е

Этот шедевр французского живописца и “поэта повседневности” был частью коллекции барона Пьера Кроза, купленной в 1772 году Екатериной II. Картина выставлена в 284 зале Зимнего дворца.

18. Часы «Павлин». Лондон, 1770-е годы

Роскошные часы с механизмом английскому ювелира Джеймсу Коксу для Екатерины II заказал ее чиновник (и фаворит) князь Потемкин.

В 1781 году они были доставлены в Россию в разобранном состоянии, а известный механик Иван Кулибин собрал их и привел в действие. Сейчас часы выставлены в зале 204 Малого Эрмитажа.

19. Антонио Канова. Амур и Психея, 1794-99

Мраморная скульптурная группа выполнялась венецианским мастером дважды. Одна хранилтся в Лувре, а другая, сделанная по заказу русского князя Юсупова, долгое время украшала фамильную подмосковную усадьбу Архангельское. После революции в 1926 году статуя передана в музей – и выставлена в Новом Эрмитаже в зале 241. В том же зале, кстати, выставлена еще одна, «стоящая», версия скульптуры от того же мастера – ее купил Александр I у Жозефины.

20. Клод Моне. Дама в саду Сент-Андресс, 1867

Картину великого импрессиониста в 1899 году купил русский коллекционер Петр Щукин. После революции его обширное собрание было национализировано. В музей картина попала в 1948 году. Она выставлена в Здании Главного штаба, в зале 403.

Читайте также:
Где лучше изучать английский за рубежом? Лучшие школы на острове Мальте. Видео-репортаж из школы ЕС

21. Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр в Париже, 1897

Картина французского импрессиониста принадлежала русскому купцу и коллекционеру Михаилу Рябушинскому. После революции он передал часть своей коллекции в том числе и эту картину в Третьяковскую галерею. Позже она поступила в Государственный музей нового западного искусства, а после его расформирования в 1948 году обрела свой дом в Эрмитаже, в зале 406 Главного штаба.

22. Пабло Пикассо. Две сестры (Свидание), 1902

Русский коллекционер Сергей Щукин покупал многие картины испанского художника. В том числе и этот шедевр голубого периода. Собрание Щукина попало в музей западного искусства, а затем в 1948 году – в Эрмитаж, где находится и сейчас, в 432 зале в Здании Главного штаба.

23. Часы-яйцо Ротшильда фирмы Фаберже, 1902

Шикарное пасхальное яйцо Фаберже с часами принадлежало барону Эдуарду Ротшильду. Долгое время этот шедевр был собственностью семьи Родшильдов и нигде не выставлялся. В 2007 году она было куплено русским коллекционером Александром Ивановым на аукционе Christie’s, а в 2014 году яйцо было преподнесено в дар Эрмитажу. Выставлено в зале 302 Главного штаба.

24. Анри Матисс. Танец, 1910

Картину лично художнику заказал для своего особняка русский коллекционер Сергей Щукин. Первая версия панно хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а версия из особняка была национализирована с коллекцией Щукина и попала в Эрмитаж в 1948 году. Хранится в зале 440 Главного штаба, который полностью посвящен Анри Матиссу.

25. Василий Кандинский. Композиция VI, 1913

Эта картина была написана главным русским абстракционистом в Германии, где он жил более 10 лет. Полотно он снабдил обширными комментариями, объясняя, что означают те или иные цвета и выразительные средства. Картина поступила в Эрмитаж в 1948 году из сформированного после революции, а потом закрытого Государственного Музея Нового Западного Искусства. Хранится в здании Главного штаба, в 443 зале.

Что посмотреть в Эрмитаже? Три экскурсии по лучшему музею Европы

Государственный Эрмитаж занял первую строчку рейтинга лучших музеев Европы, который составил популярный туристический портал TripAdvisor. Список был сформирован на основе отзывов и рецензий о 509 культурных учреждениях мира. В рейтинге Эрмитаж обошел музей Орсе в Париже и Академию изящных искусств Флоренции.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Чтобы не потеряться в такой «сокровищнице», SPB.AIF.RU составил три маршрута – на час, три часа и целый день – которые помогут туристам не заблудиться в залах лучшего музея Европы.

Экспресс: Эрмитаж за час

Обойти все залы современного Эрмитажа за час невозможно, даже если бежать, не глядя по сторонам и не останавливаясь у картин и скульптур. Однако иногда посетители музея ставят перед собой такую задачу – чаще всего это гости Северной столицы, которым за пару дней нужно и в Петергоф съездить, и в театре побывать, и по Неве на катере покататься.

Ограничившись одним часом, придется отказать себе в удовольствии от неспешной прогулки. Чтобы проще было ориентироваться в коридорах и залах, можно скачать на смартфон официальное приложение музея – так вы сможете свободно перемещаться без экскурсионной группы.

Если вы располагаете совсем небольшим количеством времени, то лучше всего выбрать несколько наиболее ярких экспонатов и проложить оптимальный маршрут с помощью одного из информационно-справочных киосков – машина сама выберет кратчайший путь между выбранными точками и выдаст вам распечатанную карту с текстовой навигацией. Вот самые популярные экспонаты музея.

«Мадонна Литта»

Одна из двух картин Леонардо да Винчи в Эрмитаже. Экспонируется в зале да Винчи на втором этаже. «Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта)» была написана в 1490-1491 годах в Милане. Один из шедевров Ренессанса. Картина поступила в Эрмитаж в 1865 году из собрания герцога Антонио Литта в Милане. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.

«Мадонна Бенуа»

Второй шедевр Леонардо в коллекции Эрмитажа. Картина «Мадонна с цветком» поступила в собрание из семьи Бенуа, с чем и связано ее расхожее название. Написанная в 1478 году, она стала одной из первых независимых работ молодого да Винчи. В одном из соседних залов можно полюбоваться знаменитой «Данаей» Тициана.

«Возвращение блудного сына»

Картина хранится в зале Рембрандта наряду с 23 другими полотнами великого голландского мастера. Полотно датируется 1668-1669 годами и повествует о евангельской притче. Этот сюжет художник использовал не раз, а эрмитажную картину написал незадолго до смерти. Также в этом зале на втором этаже Зимнего дворца можно увидеть другие его полотна: «Флора» (1634), «Даная» (1636), «Жертвоприношение Авраама» (1635) и «Снятие с креста» (1634).

«Вакх»

С голландским живописцем соседствуют мастера Фландрии, и один из самых известных – Питер Пауль Рубенс. В коллекции Эрмитажа хранится 22 картины и 19 эскизов, сделанных художником. Всем знакомый «Вакх» датируется 1638-1640 годами и поступил в музей в 1772 году из собрания Пьера Кроза в Париже. С «Вакхом» рядом вы увидите картины «Союз Земли и Воды» (1618), «Персей и Андромеда» (начало 1620-х) и «Возчики камней» (около 1620).

Три часа и три миллиона

Есть и другой вариант – выбрать самую интересную коллекцию и сосредоточиться на ней. Как правило, после залов да Винчи и Рембрандта больше всего желающих – у входа в эрмитажную Галерею драгоценностей. Правда, туда можно попасть только с экскурсионной группой.

Галерея драгоценностей была названа так еще при Екатерине Великой. Состоит она из Золотой и Бриллиантовой кладовых.

Золотая кладовая включает около полутора тысяч золотых предметов из Евразии, Античного Причерноморья и Востока, изготовленных с VII в. до н.э. по XIX в. н.э. Вот самые интересные из них:

Читайте также:
Фото Зачатьевского монастыря (16 фото)

Нащитная бляха в виде фигуры оленя (около 600 г. до н.э.)

Относится к коллекции «Золото скифов». Обнаружена в станице Костромской при раскопках Костромского кургана. В основе коллекции – находки из курганов Прикубанья, Поднепровья, Крыма. Еще одна жемчужина коллекции, вошедшая во все учебники истории – золотой гребень с изображением сражающихся воинов (конец V – начало IV вв. до н.э.), найденный в кургане Солоха в Приднепровье.

Также в «Золотой кладовой» можно увидеть шедевры гуннского ювелирного искусства времен Великого переселения народов (украшения одежды и головного убора, убранство конского снаряжения), роскошную утварь, сосуды, оружие Востока.

Вторая часть галереи – «Бриллиантовая кладовая» – посвящена развитию ювелирного дела. Здесь представлены украшения из Византии, Киевской Руси и средневековой Европы, созданные с III тысячелетия до н.э. до начала XX столетия. В частности – предметы, созданные европейскими ювелирами в XVI-XVII веков и XVIII-XIX веков, и, наконец, работы петербургских ювелиров – предметы из обихода императорской семьи. В собрании кладовой хранятся памятники церковного искусства, дипломатические подарки русскому двору, изделия легендарной фирмы Карла Фаберже.

Букет цветов (1740), мастер Иеремия Позье. Яшма, агат, тигровый глаз, кремень, альмадин, берилл, бирюза, коралл, опал, корунды, аквамарины, топаз, аметист, бриллианты, алмазы, бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды. Упоминается среди вещей Екатерины II.

День в Зимнем

Провести весь день в Эрмитаже – довольно распространенная практика среди туристов, путешествующих вне группы и готовых свободно распоряжаться временем. Петербуржцы так щедро относятся к своему времени реже, однако 250-летие великого музея может стать дополнительным стимулом к тому, чтобы посвятить целый день любимым произведениям искусства.

Можно начать с первого этажа – там вас ждут египетские боги, саркофаги и вазы, история Античного мира и мумия скифского вождя.

Затем по Иорданской лестнице можно подняться в Фельдмаршальский зал и завернуть в портретную галерею Романовых. Далее – Малахитовый зал, библиотека Николая II и экспозиция «Русский интерьер XIX – начала ХХ веков».

В юго-восточной части второго этажа, осмотрев Белый зал, можно подняться наверх, чтобы увидеть работы западноевропейских художников XIX-XX веков и отдельно – порядка 250 полотен французских импрессионистов. Здесь вас ждут семь картин Клода Моне – от «Дамы в саду» (1867) до «Моста Ватерлоо» (1903), два парижских вида Писсаро, три пейзажа Сислея, пастели Дега. Здесь же – Сезанн и Гоген, Ван Гог и 37 полотен Анри Матисса, среди которых «Танец» и «Музыка» (оба 1910). Рядом – 31 картина Пикассо, от ранней «Любительницы абсента» (1901) до «Женщины с веером» (1908).

После можно снова спуститься на второй этаж и пройти по царским залам для торжественных приемов – Гербовому залу, галерее 1812 года и Георгиевскому залу. Затем можно посетить Малый Эрмитаж и под конец дня, когда поток посетителей из самых популярных залов схлынет, дойти до легендарных Тициана, да Винчи, Рафаэля и Рембрандта. На прощание можно спуститься в залы греческого и римского искусства.

Эрмитаж и Зимний дворец: как посетить, стоимость билетов, расписание и что посмотреть

Большинство туристов говоря о музеях Петербурга в первую очередь вспоминают Эрмитаж. И это не случайно. Музейный комплекс входит в 20-ку лучших музеев мира и насчитывает более 3-х миллионов экспонатов. Но многие ошибочно считают, что Эрмитаж и Зимний дворец в Санкт-Петербурге — это одно и то же. Зимний дворец является частью всего музейного комплекса под названием Эрмитаж, хоть и самой большой. В статье поговорим именно о Зимнем дворце, входящем в Главный музейный комплекс Эрмитажа.

  1. Что входит в состав музея «Государственный Эрмитаж», цены и режим работы
  2. Зимний дворец и главный музейный комплекс
  3. Главный штаб
  4. Дворец Меншикова
  5. Зимний дворец Петра I
  6. Музей Императорского фарфорового завода
  7. Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»
  8. Биржа
  9. Центры и представительства Государственного Эрмитажа
  10. Масштаб коллекции Эрмитажа — цифры говорят сами за себя
  11. Краткая история Эрмитажа и Зимнего дворца
  12. Стоимость билетов и график работы Зимнего дворца в Эрмитаже
  13. Время работы и сеансы посещения экспозиций Зимнего дворца
  14. Стоимость билетов в Зимний дворец и льготы
  15. Маршруты по Зимнему дворцу
  16. Маршрут 1 — вход с Иорданской лестницы (справа по ходу движения)
  17. Схема первого этажа маршрута №1
  18. Схема второго этажа маршрута №1
  19. Схема третьего этажа маршрута №1
  20. Маршрут 2 — вход с Церковной лестницы (слева по ходу движения)
  21. Схема первого этажа маршрута №2
  22. Схема второго этажа маршрута №2
  23. Схема третьего этажа маршрута №2
  24. Экскурсии по главному музейному комплексу Эрмитажа
  25. Как добраться до Эрмитажа (Зимний дворец)
  26. Официальный сайт Эрмитажа и другие полезные ссылки

Что входит в состав музея «Государственный Эрмитаж», цены и режим работы

Крупнейшие музеи Санкт-Петербурга принадлежат государству и для удобства управления они объединены в комплексы. За основу берется главная достопримечательность и к ней относят несколько других, в той или иной степени относящейся по смысловому содержанию объектов. Достопримечательности иногда объединяют в один музейных комплекс в связи с размещением там не поместившихся экспонатов в главном здании. Поэтому к Эрмитажу также относится, в частности, дворец Меншикова и Главный штаб.

Ещё один подобный пример — музей Исаакиевский собор, к которому относится храм Спаса на Крови.

Для обычного туриста это означает только одно, покупать билеты в рамках музейного комплекса можно в одном месте, а иногда и со скидкой, если брать абонемент на несколько экспозиций сразу.

Рассмотрим, вкратце, что же входит в музейный комплекс «Эрмитаж».

Итак: Эрмитаж — это весь музейный комплекс. Главный музейный комплекс — это несколько зданий вдоль Дворцовой набережной. А Зимний дворец — это одно здание в Главном музейном комплексе.

Зимний дворец и главный музейный комплекс

Зимний дворец — это и есть то самое всем известное здание на Дворцовой площади напротив Главного штаба. Бывшая зимняя резиденция царей.

Читайте также:
Остров Менорка, Испания — подробная информация с фото

Помимо Зимнего дворца в Главный музейный комплекс входят рядом стоящие здания:

  • Большой (Старый) Эрмитаж
  • Малый Эрмитаж
  • Новый Эрмитаж
  • Эрмитажный театр
  • Запасной дом Зимнего дворца – Лабораторно-хранительский и административный корпус.

Зимний дворец — это резиденция царей для проживания в зимнее время. Эрмитаж — выставка предметов искусства, которая раскинулась далеко за пределы Зимнего дворца. Во времена Екатерины II под Эрмитажем подразумевалось «место уединения, затворничество», именно такое значение имеет французское слово «ermitage». Так оно и использовалось — доступ был только для ограниченного круга лиц. Одна могла прогуливаться только императрица. Все другие гости только в присутствии сопровождающего.

Для простоты изложения материала под Зимним дворцом иногда будем подразумевать все здания Главного музейного комплекса, находящиеся на Дворцовой набережной. Уж слишком сложная для восприятия структура у музея.

Время работы с 11:00 и до 19:00 во вторник, четверг и воскресенье, и до 20:00 в среду, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.

Стоимость билета — 500 рублей. Есть льготы. Имеется два маршрута. Об этом подробнее далее в статье.

Главный штаб

Второй по величине музейный комплекс, входящий в состав Эрмитажа. Находится на Дворцовой площади, 6/8, напротив Зимнего дворца. Вход в музей с Дворцовой площади левее арки Главного штаба (если стоять лицом к арке).

График работы такой же как и у комплекса Зимний дворец: с 11:00 и до 19:00 во вторник, четверг и воскресенье, и до 20:00 в среду, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.

Билет стоит 500 рублей.

Посещение по сеансам, рассчитанным на 2 часа: 11.00, 11.30, 12.00, 12.30, 13.00, 13.30, 14.00, 14.30,15.00, 16.00, 16.30, 17.00. Вечерние сеансы по средам, пятницам и субботам в 17.30 и 18.00.

Дворец Меншикова

Дворец Меншикова находится по адресу Университетская набережная, 15. Метро Василеостровская, автобусы 7 и 24, троллейбусы 1, 10 и 11.

Здание построено в 1710–1727, архитекторы Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель.

Работает во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Цена билета — 600 рулей.

Зимний дворец Петра I

Находится рядом с Зимним дворцом (Дворцовая набережная, 34) в здании Эрмитажного театра.

График работы: во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Билет стоит 600 рублей.

Музей Императорского фарфорового завода

Находится по адресу проспект Обуховской обороны, дом 153 на территории бывшего Императорского фарфорового завода. 500 метров от метро Ломоносовская.

Открыт во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Билет стоит 300 рублей.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»

Находится по адресу Заусадебная улица, д. 37А.

Время работы: все дни кроме понедельника с 10:30 до 18.00.

Билет стоит 600 рублей.

Биржа

Известное здание Биржи на стрелке Васльевского острова также относится к Государственному Эрмитажу. Адрес: Биржевая площадь, 4. Здание построено в 1805-1810, архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон.

Центры и представительства Государственного Эрмитажа

У Эрмитажа есть свои представительства в других городах России и за рубежом:

  • «Эрмитаж-Амстердам», Нидерланды;
  • «Эрмитаж- Италия», Венеция, Италия;
  • «Эрмитаж-Выборг»;
  • «Эрмитаж-Казань».

Масштаб коллекции Эрмитажа — цифры говорят сами за себя

По данным на лето 2021 года Эрмитаж может похвастаться следующими цифрами:

  • Общая площадь помещений Эрмитажа — 233 345 кв.м., из них для выставок 100 000 кв.м.
  • Количество предметов изобразительного и прикладного искусства — 1 014 806 штук.
  • Количество памятников нумизматики — 1 125 975 штук.
  • Количество археологических памятников — 808 695 штук.
  • Количество образцов оружия — 14 016 штук.
  • Другие исторические экспонаты — 214 771 штук.

Краткая история Эрмитажа и Зимнего дворца

Начало истории Эрмитажа уходит в далёкий 1754 год, когда дочь Петра I императрица Елизавета Петровна решила построить себе резиденцию для зимнего пребывания — Зимний дворец.

Елизавета Петровна, императрица Российская 1741 — 1761 гг., начала строительство Зимнего дворца

Императрица выкупила уже занятые к тому времени земли на набережной Невы. Изначально в её планах было построить внушительную по величие и роскоши резиденцию, чтобы показать всему миру мощь и величие Российской империи, ведь именно её отец, Пётр I приложил к этому не мало сил.

На строительство было выделена внушительная по тем временам сумма в 900 тысяч рублей и нанят достойный архитектор Франческо Растрелли.

Елизавета не успела завершить строительство, скончавшись в 1761 году. Пётр III правил недолго и ему было не до дворцов. Строительство завершила Екатерина II и она же основала там Эрмитаж.

Екатерина II, императрица 1762 — 1796, основала коллекцию Эрмитажа

Эрмитаж — это французское слово, которое означает «приют отшельника». Мода пришла из Франции, где «их высочества» любили уединяться и предаваться духовным размышлениям созерцая предметы искусства. Так и Екатерина II любила в одиночестве прогуливаться среди картин.

Первую коллекцию она получила в качестве погашения долга от некого господина Гоцковского. Далее вошла в азарт и коллекция разрасталась. Первоначально доступ в Эрмитаж был открыт только для высоких гостей.

При Екатерине II были построены здания Малого и Большого Эрмитажей, открыт Эрмитажный театр, и в целом ансамбль эрмитажных зданий приобрёл тот самый вид, который мы видим сейчас.

При Николае I коллекция разрослась до таких размеров, что пришлось выделять для неё дополнительные здания. Тогда же и был открыт свободный доступ в Эрмитаж для лиц дворянского происхождения — частью его политики было создание «публичного музеума». А до этого, даже сам А.С. Пушкин долгое время не мог туда попасть. Лишь благодаря его другу Василию Жуковскому он получил от Никола I пожизненный пропуск.

В Первую мировую войну в Зимнем дворце располагался госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича.

После революции Эрмитаж и Зимний дворец по приказу наркома просвещения Луначарского были объявлены государственным музеем.

В годы блокады многие экспонаты Эрмитажа были эвакуированы на восток в Свердловскую область и вернулись на своё место 1945 году.

Читайте также:
Гражданство Испании через брак с испанцем в 2021 году

За период после революции коллекция Эрмитажа увеличилось более чем в 4 раза.

Стоимость билетов и график работы Зимнего дворца в Эрмитаже

Время работы и сеансы посещения экспозиций Зимнего дворца

Все объекты Главного музейного комплекса Эрмитажа, включая Зимний дворец работают по следующему графику:

  • 11:00 – 19:00 (вторник, четверг, воскресенье);
  • 11:00 – 20:00 (среда, пятница, суббота);
  • понедельник – выходной.

Запускают людей по сеансам через каждые 30 минут. Начинаются сеансы с 11.00 и заканчиваются за 2 часа до закрытия.

Сотрудниками музея разработано два маршрута по Зимнему дворцу. Билет покупается на конкретный маршрут.

Зимний дворец со стороны Дворцовой набережной

Стоимость билетов в Зимний дворец и льготы

Входные билеты в Зимний дворец стоят 500 рублей на любой из двух маршрутов без экскурсионного сопровождения. Их можно приобрести в кассах Эрмитажа или онлайн по ссылке.

Также есть возможность приобрести билеты на сайте или в кассах со скидкой за 300 рублей если вы относитесь к одной из категорий:

  • студент из любой страны, курсант учебных заведений РФ или ребенок с 7 до 18 лет;
  • пенсионер (РФ и ЕАЭС);
  • инвалид I или II группы и сопровождающее их лицо (РФ и ЕАЭС).

Бесплатно проходят дети до 7 лет. По действующему законодательству в каждый 3-й четверг месяца бесплатно посещают категории граждан:

  • несовершеннолетние;
  • студенты и курсанты;
  • многодетные семьи.

Маршруты по Зимнему дворцу

По Зимнему дворцу можно гулять по двум маршрутам, разработанным сотрудниками музея. Маршруты гибкие, их можно сокращать и задерживаться только в интересующих вас местах. Они пересекаются в некоторых местах и внутри музея можно «перескочить» с маршрута на маршрут.

Выход у обоих маршрутов один — на Дворцовую набережную. А входы разные. Внутри двора Зимнего дворца правее вход на маршрут 1 и левее вход на маршрут 2.

По ходу движения будут указатели. Следуйте своему маршруту. Периодически будут встречаться точки выбора, где вы можете выбрать дальнейшее направление. Таким образом маршрут не жесткий, вы его формируете сами на точках выбора.

Посещение Зимнего дворца в рамках маршрутов осуществляется по сеансам. Продолжительность сеанса – 2 часа. Ко входу в музей рекомендуется прибыть за 15 минут до начала. Пройти в залы Зимнего дворца нужно в течение получаса с начала сеанса указанного в билете. Иначе билет станет недействительный. Возврату он не подлежит.

О завершении сеанса подскажут сотрудники безопасности. Если время заканчивается, они направят посетителей к выходу.

Оба маршрута захватывают 3 этажа. На маршрут №2 во многих местах нет лифтов и подъёмников.

Маршрут 1 — вход с Иорданской лестницы (справа по ходу движения)

Вход во дворец с Иорданской лестницы. Держитесь правее во внутреннем дворе здания Зимнего дворца.

Схема входа в Зимний дворец по маршруту №1

На маршруте №1 вы прежде всего увидите Парадные залы Дворца, ознакомитесь с богатой картинной галереей, увидите предметы Старого и Нового Эрмитажа и в первую очередь окунётесь в мир западноевропейского изобразительного искусства. Также на пути у вас будут предметы античной коллекции.

Этот путь больше интересен тем посетителям, кто впервые в Эрмитаже.

В маршрут могут входить временные выставки.

Скачать схему Маршрута №1 можно по ссылке. Это официальная схема Эрмитажа, разобрать что к чему очень трудно. На месте всё проще.

Схема первого этажа маршрута №1

Цифры внутри прямоугольников с чёрным обрамлением — залы, где можно менять маршрут.

Стрелками указано направление движения по маршруту.

Желтые кружки — соединение направлений маршрута.

Схема второго этажа маршрута №1
Схема третьего этажа маршрута №1

Маршрут 2 — вход с Церковной лестницы (слева по ходу движения)

Вход по Церковной лестнице. Держитесь левее во внутреннем дворе Зимнего дворца.

Схема входа на Маршрут 2 с Церковной лестницы

Начинается знакомство с интерьерами дворца и личными покоями императрицы. Далее залы русской культуры XVIII века, произведений искусства Англии и Франции. На 3-ем этаже Восток представляет свое искусство. Отдел нумизматики рассказывает о развитии мирового обращения денег.

Обратите внимание! На этом маршруте переходы между этажами по большей части не оборудованы лифтами, учитывайте это, если вы или ваши попутчики ограничены в движении.

Скачать схему Маршрута №2 можно по ссылке. Нарисовано красиво (это официальная схема Эрмитажа), но разобрать что к чему очень трудно. На месте всё проще.

Схема первого этажа маршрута №2
Схема второго этажа маршрута №2
Схема третьего этажа маршрута №2

Экскурсии по главному музейному комплексу Эрмитажа

Главный комплекс Эрмитажа (Зимний дворец и сопредельные здания) можно посетить с экскурсиями, организованными сотрудниками музея. И лучше всего именно так и сделать при первом посещении.

Стоимость экскурсии — 1000 рублей на человека. Льготная цена — 500 рублей. В цену входит посещение по одному из маршрутов. Общее время на экскурсию и самостоятельный осмотр по одному из маршрутов — 2 часа.

В рамках рассматриваемого в статье комплекса доступны следующие экскурсии. Билеты можно купить онлайн.

  • Золотая кладовая
  • Бриллиантовая кладовая
  • Главный музейный комплекс (обзорная)
  • Экскурсии для детей
  • Экскурсии на выставки
  • Тематические экскурсии

Кроме этого в Эрмитаже могут проходить и другие мероприятия и временные выставки.

Как добраться до Эрмитажа (Зимний дворец)

Общественным транспортом:

Метро: Адмиралтейская, примерно 500 метров, Невский проспект — 800 метров, Гостиный двор — 1,3 км.

Остановка наземного транспорта: «Малая Морская (Невский проспект)» в 400 метрах от Эрмитажа.

Автобусы: 1, 7, 10, 11.

Троллейбусы: 7, 10, 24, 191.

Официальный сайт Эрмитажа и другие полезные ссылки

Официальный сайт Эрмитажа — hermitagemuseum.org

Виртуальная прогулка по Зимнему дворцу — ссылка.

Вебкамеры Зимнего дворца — ссылка.

Как тебе статья? Если есть что добавить, исправить или просто поделиться впечатлениями, пиши в комментариях, не стесняйся!

Ещё больше об интересных местах и событиях в Санкт-Петербурге читайте в нашем Инстаграм@p24p_ru и Телеграм канале. Подписывайся!

А у нас есть ещё Дзен канал и группа в Вконтакте. Подписывайся там где тебе удобней.

Читайте также:
Крупнейшие международные аэропорты Америки

Раз дочитал до конца, значит ты молодец и любишь Петербург, а Петербург любит тебя!
Целуем, обнимаем, возвращайся к нам.

Да, не забудь поделиться статьей с другом, нажав на кнопку социальной сети внизу. Возможно вместе вам проще будет решиться на путешествие и возникнут новые идеи. Но только с одним другом, не распыляйся.

Что русскому хорошо, то иностранцу странно: наша еда, удивляющая и шокирующая жителей других стран

Считается, что кухня любого народа — это такая же часть культуры, как язык, обычаи и предметы искусства. Блюда, которые едят в конкретной стране, могут многое рассказать о ней. Например, в рационе японцев обилие морепродуктов и рыбы, потому что большая часть государства — это морское побережье. В Италии и Франции пьют много вина — эти страны являются лидерами в области виноделия. В России издавна существовала пословица: хлеб всему голова, потому что русские были нацией землепашцев, которые кормились за счет посевов зерновых. Хлеб составлял основу повседневного рациона, но в нем были и другие блюда, которые сегодня считаются традиционными для нашей национальной кухни. И среди них есть такие, которые иностранцы нередко боятся даже пробовать, а если уж отваживаются, то остаются после в легком шоке: «И они это едят?!»

  1. Свекольные салаты
  2. Манная каша
  3. Холодец
  4. Окрошка
  5. Вяленая и сушеная рыбка
  6. Блины с несладкими начинками
  7. Гречка
  8. Домашние соленья

Свекольные салаты

Свекла за рубежом не пользовалась популярностью до недавнего времени, да и сейчас она позиционируется как экзотический суперфуд. В иностранных магазинах ее можно встретить разве что в роли закуски — порезанную на кусочки, в баночках с маринадом. Поэтому жителей других стран очень удивляет, что русские кладут ее в салаты. Винегрет вызвал у них самое большое недоумение своим внешним видом и вкусом, а селедку под шубой они посчитали тортом и были изумлены, что он не сладкий и с рыбой.

Манная каша

Молочные каши иностранцы вообще не готовят и не едят, максимум на что они способны — залить молоком хлопья на завтрак. Поэтому манная каша в тарелках вводит их в ступор. В русских ресторанах ее предлагают с фруктами, которые гости из-за рубежа съедают без проблем, а вот основное блюдо вызывает у них отторжение: они говорят, что оно похоже на строительную замазку и на вкус очень странное.

Холодец

Когда иностранцы видят холодец или студень и узнают, из чего он приготовлен, то мало кто из них отваживается его попробовать. Они не могут понять, зачем в желе добавляется мясо, да еще и не самое лучшее, например, срезанное с голов. А упоминание о том, что в блюде присутствуют копыта и хвосты, приводит жителей других стран в ступор. И самое главное — холодец обязательно нужно есть с хреном, а эта ядреная русская приправа (как, кстати, и наша традиционная жгучая горчица) иностранцам кажется чуть ли не ядовитым веществом.

Окрошка

К составляющим окрошки, квасу и вареной колбасе, когда они сами по себе, иностранцы относятся настороженно. Основа для окрошки тоже вызывает у них подозрения, но многие думают, что это такой салат, который сейчас будут чем-то заправлять. Но когда в блюдо наливается квас или кефир, наступает шок — не могут люди, живущие в другой стране понять, зачем нужно смешивать напиток и закуску, а не употреблять их по отдельности. Некоторые думают, что над ними так подшутили и только после долгих уговоров верят, что окрошка — действительно популярная русская еда.

Вяленая и сушеная рыбка

Любимая закуска к пиву у иностранцев — чипсы и орешки, а у русских — вяленая вобла или сушеная тарань. Причем мы очень часто вялим и сушим рыбу сами, и ту, которую собственноручно выловили из реки. А перед тем, как ее есть, обязательно стучим ею по столу. У иностранцев от этого жеста делаются квадратные глаза — как можно есть рыбу, которая высохла до каменного состояния? Многим не нравится запах традиционной русской закуски, а ее разделка вызывает чувство брезгливости.

Блины с несладкими начинками

В понимании иностранцев, единственно допустимое дополнение к блинчикам — это что-то сладкое: сироп, джем, шоколадный крем. Их удивляет, что русские не только едят это блюдо с деликатесной икрой, которую стоило бы употреблять саму по себе, но и заворачивают в блины картошку, грибы, рыбу, мясо. Кстати, икра тоже часто вызывает у жителей других стран отторжение: они не понимают, как можно есть противные соленые рыбьи яйца.

Гречка

Гречневую кашу иностранцы не признают, потому что у нее странный вкус. Ученые говорят, что к употреблению гречневой крупы нужно привыкать с детства, иначе во взрослом возрасте человек будет ярко чувствовать ее горечь и химический привкус. За рубежом приобщиться к поеданию полезной гречневой каши сложно: привычная нам прожаренная ядрица там не продается, только зеленая, которая позиционируется как БАД, а не полноценная пища.

Домашние соленья

Иностранцы привыкли покупать всю еду в магазине, только фермеры у них имеют возможность получать ее со своих грядок. И для них удивительно, что даже городские жители готовят и хранят в кладовках домашние соленья. Большинство зарубежных гостей не решаются их попробовать, опасаясь отравления — ведь все это делается кустарно, без соблюдения санитарных норм. А больше всего вопросов вызывает квашеная капуста — иностранцы уверены, что в ней не сохраняются полезные вещества.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: