Карта ущелья Сармышсай, где находится Ущелье Сармышсай на карте мира

Степи, горы и жара: Ташкент-Джизак-Фориш-Нурота-Сармыш. Часть 3.

26 июля 2013 года (после обеда)

Поиск направления

Отобедав в Нурате, решили мы двигаться в Сармышское ущелье. Только вот дорогу туда мы не знали. Спросили у чайханщика, по какой дороге ехать. Он ткнул пальцем в Гуглокарту. Поехали.
Едим минут 15 по степи куда-то на северо-запад. Дорога хорошая, но подозрительно узкая. По дороге полюбовались на мини-торнадо, который кружил в паре километров от дороги… И начали одолевать нас сомнения. Доехали мы до сельских жителей, которые складывали в грузовик сено и выяснилось, что дорога не та. А эта идет прямиком в пустыню куда-то в сторону Заравшана Пришлось вернуться в Нурату и от нее свернуть на дорогу к Навои.

Горы и долины

Едим через перевальчик к югу от Нураты, пересекаем небольшую долинку и поднимаемся на второй перевальчик. Двигатель закипает. Доезжаем до ближайшего кишлака (Дебаланд) остужаемся и спрашиваем дорогу. А нам и говорят: “Езжайте по этой дороге во-о-о-он до тех гор, а за перевалом перед первым кишлаком повернете налево.” Говорим “Рахмат” и едем дальше.

Пересекаем долину побольше и поднимаемся на перевал. Двигатель яростно кипит. В конце перевала видим небольшой оазис: родник, деревья, остановочная площадка и магазинчик. Остановились остыть, размяться и умыться.

Поехали в долину. Впереди виднеется зеленый оазис города Навои. А обещанного кишлака за перевалом нет. Делать нечего — едем вперед. Степь кончается, начинаются поля. И тут, перед самым городом Навои нас ждет акуратненький перекресток с указателем “Сармыш”… Понимаем что обозначенный кишлак оказался примыкающим к городу Навои.

На верном пути

Поворачиваем налево под 70 градусов на узкую дорогу и движемся обратно к горной гряде от которой только-то приехали. Двигатель снова клокочет и шипит. Выходим. Тени нет. Вокруг степь и ни души:

Замечаем, что уже около 16:00 — пора бы и возвращаться. Но собрались с духом поехали вперед. Проезжаем вот такие предгорья:

На въезде в сай — остатки недавнего этно-фестеваля “Асрлар садоси”. Огромные логотипы на склонах гор, остатки каких-то лагерей и стоянок. Въезжаем в небольшой поселок. У местных жителей спрашиваем “Это Сармыш?”. Говорят “Да”. “А ущелье где?” “Два километра выше”. Поехали!
И наконец приехали… Ущелье Сармыш наглухо перекрыто детским лагерем. Две отвесные скалы — а между ними забор с воротами. На воротах — вооруженная охрана. Понимаем, что тут, как и в любых других детских лагерях Узбекистана, установлен жесткий порядок. Из последних сил делаем попытку уговорить охрану. Они немного смягчились, когда узнали, что мы приехали из Ташкента, пошли спрашивать у старшего. Но старший был неумолим. Говорит: “Только по разрешению от руководства НГМК”. Делаем последнюю попытку: “А можно ли попасть в ущелье пешком, обойдя скалы?” “Можно, но обходить очень долго и опасно. Там скалы.”

Так мы поняли, что ехать в Сармышское ущелье надо или в межсезонье, когда в лагере нет детей или вообще другой (грунтовой) дорогой, по которой, вероятно, седанам проехать будет сложно, или до ларегя, а потом — пешком в обход.

Самое неприятное во всем случившемся то, что на многих туристических сайтах рекламируются экскурсии в это ущелье. Ну и зачем было рекламировать, если попасть туда невозможно? А еще тут надо бы припомнить закон, по которому все граждане Узбекистана имеют право доступа к памятникам культуры. Понятно, что детский лагерь занимается своими делами, а граждане — своими. Но ведь можно как-то выработать механизмы пропуска туристов: записать паспортные данные, выделить соправождающего через территорию лагеря. Пусть не бесплатно. Но никто ничего делать не хочет.

О Сармышском ущелье

Кто-то скажет: “Сдался вас этот Сармыш! Чего вы туда рвались, как буд-то там мёдом намазано?”
Отвечу: “Намазано. И очень даже обильно!”

Сармышское ущелье — это одна из самых больших в мире галерея петроглифов – 20 квадратных км. На сегодняшний день в ущелье найдено более 10 тысяч петроглифов. Это очень большое и разнообразное собрание наскальных изображений.
Самые древние относятся к каменному и бронзовому векам (VII-II тысяч лет до н.э.). В основном это наскальные изображения быков-туров. Похожие рисунки есть на территории Азербайджана и на Аравийском полуострове.
Также здесь есть изображения в типичном для искусства племен скифского круга (раннее железо IX-II вв. до н.э.).
Еще можно встретить петроглифы более позднего периода, относящиеся к средневековью. На них изображены средневековые домашние козлы, верблюды, собаки, а так же легко датируемые арабские надписи.

Читайте также:
Валенсия. Полезные советы путешественникам

Ущелье Сармышсай, Узбекистан

Чем заняться в Сармышсае – туры и достопримечательности

Одним из самых известных в Центральной Азии мест с наскальными изображениями является урочище Сармышсай, расположенное на южном склоне Каратау, в 45 км к северо-востоку от г. Навои. Каратау – один из отрогов Нуратинских гор. К югу от хребта находится Зерафшанская долина. Природа Сармышсая отличается многообразием – здесь растут различные виды деревьев, а склоны покрыты густыми зарослями кустарника. Весной ущелье представляет собой поразительное зрелище: везде растут тюльпаны, маки, вокруг бескрайние просторы зелени.

Ближайший путь к сармышсайским петроглифам лежит через территорию детского оздоровительного лагеря “Сармыш”. Поэтому если экскурсия организуется летом, когда в лагере отдыхают дети, территория лагеря, а это около 1,5 км, пересекается пешком. В любое другое время года эту часть пути можно совершить на автотранспорте. За лагерем начинается бездорожье по которому нужно пройти еще около 2 км. Преодолев весь путь, вы окажетесь в живописном урочище реки Сармыш, где находятся уникальные археологические памятники каменного века, эпохи бронзы, раннежелезного века и средневековья.

Размер территории сармышсайской “галереи” поистине огромен – 20 кв. км. на которых сохранился культурно-исторический комплекс памятников истории древнего мира и средневековья.

На сегодняшний день в Сармышсае найдено более 10 тыс. петроглифов. Это очень большое и разнообразное собрание наскальных изображений. Большая часть петроглифов расположена в среднем течении сая (речки). Неподалёку от петроглифов расположены могильные курганы и священные места.

Ученые-археологи института археологии АНРУз не исключают возможности заселения людьми территории Сармышсая уже в эпоху палеолита (300-15 тыс. лет до н.э.). В эпоху неолита (VI-V тыс. до н.э.) здесь поселились племена охотников и рыболовов кельтаминарской культуры. Удобное расположение урочища, наличие пресной воды и большое количество животных сделали Сармышсай удобным местом для совершения ритуалов. По мнению ученых-археологов здесь совершались культовые обряды.

Датировка петроглифов Сармышсая задача проблематичная. Чтобы дать хотя бы ориентировочную дату нужно тщательным образом изучить, сюжет, стиль, технику нанесения изображений, а также пустынный «загар», перекрывающие друг друга рисунки и многое другое. Как сам процесс создания наскальных изображений, так и процесс их исследования – очень сложная и трудоёмкая задача.

Петроглифы Сармышсая различаются по возрасту, стилю и сюжету. Здесь есть изображения быков-туров, которые относятся по всем данным к каменному и бронзовым векам, изображения оленей, козлов в зверином стиле, типичном для искусства племен скифского круга (раннее железо IX-II вв. до н.э.). Также в Сармышсае можно встретить петроглифы более позднего периода, относящиеся к средневековью. На них изображены средневековые домашние козлы, верблюды, собаки, а также легко датируемые арабские надписи.

Петроглифы каменного и бронзового веков (VII-II тыс. до н.э.) являются самыми древними изображениями на территории Сармышсая. В основном это наскальные изображения быков-туров. Похожие рисунки есть на территории Азербайджана и на Аравийском полуострове. По величине рисунки разнообразные от 30-40 см до 70-80 см. Многие из этих древних рисунков похожи по технике, так что можно предположить, что их выполнил один мастер.

Петроглифы раннего железного века отличаются характерным для кочевых племен скифского круга «звериным» стилем. В основном здесь изображены олени, архары, лошади, верблюды. Исчезают изображения быков-туров, зато появляются характерные для кочевников изображения лука и стрел, а также всадников и сцен охоты. В отличие от более древних рисунков, рисунки сако-скифского периода отличаются меньшими размерами. К тому же они выполнены разными художниками, но при этом мастера очень точно и старательно передали образы животных и людей.

Читайте также:
Достопримечательности Рейкьявика с описанием и фото - куда сходить и что посмотреть самостоятельно, туристическая карта

Петроглифы более позднего периода светлее и грубее. Техника исполнения рисунка достаточно проста, а содержание не отличается характерным для древних периодов разнообразием. В основном на них изображены домашние животные. Встречаются и арабские надписи, смешанные с древними изображениями. Здесь также встречаются фигуры всадников с камчой в руке. В отличие от сакских рисунков, средневековые петроглифы приобретают схематичный характер: в них уже нет такой точности и изящества в исполнении.

Ущелье Сармыш. Ожившая тайна

Между городами Навои и Нурата недалеко от перевала Кара-Карга, на юго-восточной окраине пустыни Кызыл-Кум высится горный кряж Каратау, один из отрогов Нуратинских гор. Горы не высоки, но бывалых путешественников и «охотников» за чудесами привлекает сюда не это…

В лучах встающего солнца сверкают конусы вершин дремлющих вулканов, их окружают каменные террасы, словно вырубленные рукой неизвестного зодчего, а между ними нагромождение арок, гротов, скал из рассыпавшегося сланца. Архитектурная феерия.

И только при ближайшем рассмотрении начинаешь понимать, что это не дело рук человеческих, а затейливая фантазия самой природы.

Никакой растительности вокруг, только колючий кустарник да карликовые деревья по берегам горного сая, несущего свои воды по дну ущелья. Звенящая тишина, кристальная чистота воздуха и обжигающий холод родниковой воды напоминают о временах, когда в этих местах появились зачатки цивилизации.

Но обо всем по-порядку.

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия из этой местности поползли слухи, что в ущелье Сармыш разбился неопознанный летающий объект. Группа ташкентских уфологов организовывает экспедицию к месту предполагаемого падения. Конечно, никакого НЛО здесь не нашли, но экспедиция не была безрезультатной, ученые обнаружили огромные галереи древнего наскального рисунка.

Сама по-себе наскальная живопись не такая уж большая редкость, но такого количества рисунков выполненных последовательно в разные времена и эпохи нет нигде в мире.

Первые изображения появились здесь еще во времена неолита, последние датируются средними веками. Наскальная галерея охватывает территорию почти в два километра и включает в себя около четырех тысяч наскальных рисунков – петроглифов (от греч. petros – камень и glyphe – резьба, вырезывание), каждый из которых абсолютно уникален.

По мнению ученых, люди пришли в ущелье на рубеже неолита и эпохи бронзы. Вода, множество пещер для зимовки и обилие дичи, подтолкнули кочевые племена к оседлой жизни. Начинает развиваться земледелие, обрабатываются металлы. С зарождением культуры возникает желание отображать происходящие события. Первобытные культы постепенно уступают место религиозным мировоззрениям.

Многочисленные петроглифы разнообразны сюжетно и по технике исполнения. Так, например, некоторые выполнены растертой на жиру охрой, другие выбиты на поверхности хрупкого сланца, вероятно, уже с применением металлических инструментов.

Самые древние рисунки датируются девятым веком до нашей эры, являются самыми примитивными и изображают древних охотников в окружении потенциальной добычи или защищающимися от нападения хищников. Позднее, с развитием цивилизации, сюжетный ряд становится значительно интереснее. Появляются рисунки ритуальных и бытовых сцен, изображаются домашние животные: коровы, лошади, верблюды, овцы, собаки.

Множество петроглифов изображают фигуры, в происхождении и назначении которых ученые не разобрались до сих пор, поэтому их условно отнесли к религиозному или культовому использованию.

Более «молодые» скифские петроглифы изображают правителей и вооруженных воинов.

Самые поздние петроглифы датируются восемнадцатым веком прошлого тысячелетия.

Но особенно интересными и привлекательными для любителей непознанного, конечно являются стоящие особняком наскальные рисунки, изображающие так называемых космических пришельцев. Образы человекоподобных существ, с двумя головами и в скафандрах, запечатленные на гладком сланце до сих пор тревожат пытливые умы любителе уфологии, которые полагают, что древние люди просто запечатлели визит инопланетян. Тем более, что время от времени и сегодня находятся «очевидцы» из местных, видевшие полеты неизвестных объектов над пустыней Кызыл-Кум и урочищем Сармыш.

Читайте также:
Барбадос: где находится на карте мира, экономика и индустрия

Но как бы ни хотелось верить в чудеса и «зеленых человечков», ученые самым прозаическим образом трактуют данные петроглифы. Например «космический пришелец» с двумя головами и в скафандре, среди прочих особенностей имеет и, весьма подчеркнутые половые признаки. Это как утверждают историки, характерно для изображения, правителей, вождей, жрецов, так называемых глав рода. И в этом случае гипертрофированный фаллос – признак власти, а вторая голова в скафандре, ни что иное как, венец или царская корона. Как говориться: «не судите художника, рисует как умеет». Тем более что на одном из петроглифов «двухголовый» изображен рядом с подругой совершенно человеческого вида. Вывод: царь с царицей на прогулке.

Таковы выводы ученых, но нас-то с вами никто не разубедит, что инопланетяне могли прилетать, и стать главою рода могли, и править какое-то время могли. Представьте, как здорово ощущать себя немного, ну совсем капельку, инопланетным пришельцем, или хотя-бы их родственником!

Конечно все это только версии, каждая из которых имеет право на существование, а вот факты – вещь упрямая. Ущелье Сармыш действительно место необычное, полное пугающих загадок и занесенное в мировой реестр аномальных зон. Правда этому есть вполне научное объяснение -многочисленные залежи редких руд, подземные источники, сложный горный рельеф и, совершенно особенный микроклимат. И все же самым привлекательным в этом месте является его девственная чистота и нетронутость, предстающая перед нашим взором, практически такой же, как была на заре зарождения цивилизации.

Национальный парк петроглифов в ущелье Сармыш вблизи Навои, Узбекистан

Давно я не писала ничего на блог, а причиной тому стала банальная нехватка времени и отсутствие зарядки на ноутбуке, пока мы добирались из Алматы до Астрахани. Да-да, мы сейчас в России, а если точнее, то в Астрахани. Почему мы выбрали этот город?

Если честно, то мы даже не задумывались об этом, пока нас не огорошила вопросом подруга (Леся, привет ): «А на чём основан ваш выбор?» Мы посмотрели друг на друга, немного «потупили» и пришли к единому мнению: «Нам нравится, что здесь тепло, Волга и много воды!» Ну а вообще, ещё побывав здесь проездом в мае месяце, когда мы ехали в Бухару, мы поняли, что это наш город, и захотели сюда обязательно вернуться. И вот мы здесь

В общем, мы снова на связи, скоро я расскажу вам о том, как мы пересекали узбекско-казахскую границу, о нескольких интересностях Алматы и о нашей дороге в Астрахань длиною в 12 дней. Но обо всём, конечно же, по порядку. И сегодня у меня по плану наконец-то показать вам ущелье Сармыш и наскальные рисунки, или петроглифы, датированные бронзовым веком.

Ущелье Сармыш в Навоинской области

Ущелье Сармыш, которое местные называют Сармышсай, расположено на южном склоне кряжа Каратау (отрог Нуратинских гор) и славится своими наскальными рисунками. По заверениям интернета и статей, размещённых на узбекских туристических порталах, галерея Сармышсая содержит больше 4 тысяч наскальных рисунков бронзовой эпохи на территории в 2 километра.

Хм… Имея под своей попой машину в этот свой приезд в Узбекистан, мы не могли туда не поехать, ведь кроме как на машине сюда добраться никак нельзя. В общем, именно за этими рисунками мы сюда и направились, начитавшись о том, какая это уникальная древняя живопись и как их здесь много сосредоточено.

Обнаружили рисунки в конце 80-ых годов совершенно случайно. По местности пошли слухи, что видели, как в ущелье Сармыш разбился НЛО – неопознанный летающий объект. Эти слухи привели на это место экспедицию уфологов. Конечно, никаких НЛО обнаружено не было, зато нашли наскальные рисунки. Вроде как и экспедицию не зря посылали

Читайте также:
Пхукет в январе 2021 - погода, отзывы туристов, выгодные туры

Это место очень популярно у туристов, сюда любят возить экскурсии узбекские гиды, ну и геологи тоже не обходят это место стороной – в день нашего осмотра петроглифов рядом с ними как раз разбила лагерь группа геологов из Ташкента.

Ну хватит уже предисловий наверное, да? Давайте лучше покажу вам древние рисунки.

Вот так вот тут живописно!

Часть рисунков нанесена какой-то краской, а часть – выбита прямо в скалах. Мы нашли рисунки древних людей, животных, сцены охоты.

Слава лазает по скалам в поисках заветных кадров.

А здесь я пытаюсь затеряться среди скал Вроде, получилось

Вообще, не могу посоветовать это место как уникальную достопримечательность, рисунки бронзового века, которые непременно нужно посмотреть. Рисунков тут, на наш взгляд, не так много, да и чтобы их увидеть, нужно иметь зоркий глаз и возможность полазить по скалам. Да и хватает новодела из разряда «Здесь был Петя!», только в нашем случае здесь пестрели надписи «Здесь был Махмуд/Алишер/Раджаб» (выберите, кому какое имя больше нравится ).

Однако природа здесь реально нереальная! Вот за чем сюда стоит ехать, так это за холмами и скалами, которые нас поразили ещё в первый наш приезд сюда. Кстати, я ведь не рассказала, что рисунки мы нашли только со второго захода. Читайте об этом ниже.

Что посмотреть помимо наскальных рисунков

Приехав к лагерю «Сармыш» в надежде поглазеть на древние рисунки, мы обратились с вопросом к стоящему и моющему свою служебную машину милиционеру: «А как нам добраться до ущелья Сармыш? Посмотреть на наскальные рисунки, петроглифы и т.д.?» Милиционер пожал плечами, сказав, что не знает, что это и где. Намекнув, что нам бы проехать к ним через лагерь, он нас разочаровал, сказав, что сейчас закрытие смены и никто нас туда не пустит. Ок. Что ж делать?

Прямо перед лагерем была извилистая дорога, которую и дорогой назвать сложно, скорее, широкая и утоптанная тропа. Мы поехали по ней в надежде, что сможем объехать лагерь и всё-таки увидим петроглифы. Но нет, совсем скоро дорога закончилась, и проехать по ней дальше на своей Шкоде Фелиции мы уже не смогли. Немного погрустив, мы решили, что раз уж приехали сюда, хоть по холмам полазием, красивых фотографий сделаем и вам потом всё это на блоге покажем. Сказано – сделано!

Где-то там, вдали, маленькой точкой виднеется наша синенькая шкода. Кто нашёл, тот молодец

Так вот помимо наскальных рисунков здесь можно полюбоваться природой, вдохновиться её красотой и величием, её масштабами и перспективами. Забравшись на вершину одного из холмов, мы обомлели. Нет, конечно, мы были уже в горах, например, на Кок-Тобе и Медео, но видимо было это так давно, что местные красоты запали нам сильно в душу!

Уходить отсюда не хотелось совсем-совсем, хотелось просто сидеть на кусочке скалы и глядеть вдаль…

Ну или пить горячий кофе из термоса на самой вершине холма.

Как мы искали петроглифы

Добраться до петроглифов информация из интернета предлагает через находящийся здесь детский лагерь «Сармыш».

Нужно доехать до ворот лагеря, потом протопать 1,5 км пешком по лагерю, а потом ещё около 2 км по бездорожью. Пишут, что летом на машине через лагерь не пускают, поэтому и приходится идти весь этот путь пешком. Информацию эту подтверждаем. Мы пытались прорваться к петроглифам через детский лагерь, но нас туда не пустили. Правда, мы попали как раз на закрытие детской смены, однако граждане милиционеры, сопровождающие автобусы с детьми, сказали нам, что даже в другой день нас через него бы не пустили. Ну, логично, вообще-то, это ведь детский лагерь, а не проходной двор какой-то.

Читайте также:
Зоопарк Ганновера – парк впечатлений и неожиданностей

И тут вот нас начали мучить сомнения, а нет ли вообще другой дороги к этим наскальным рисункам… Ну посудите сами, не будут же гиды возить экскурсии с толпой иностранцев через лагерь, каждый раз договариваясь, чтобы их сначала впустили, а потом выпустили? И ведь вправду, есть к этим рисункам другой путь в объезд лагеря, правда, по бездорожью

Найдя нужные точки на карте и забив их в навигатор, мы через некоторое время снова выдвинулись в путь, намереваясь на этот раз на петроглифы всё же полюбоваться. Свернули в нужном месте, не доезжая лагеря, ехали по ухабам и ямкам, доехали до указателя «Сармышсой» и решили не сворачивать на дорогу, на которую он указывает. А почему, спросите вы? А потому, что тогда мы не знали, что Сармышсой, это и есть ущелье Сармыш И даже логика в это время предпочла в умственном процессе не участвовать

В общем, поехали мы дальше по дороге, которая привела нас на стройку каких-то коттеджных домов. Через них можно было проехать к петроглифам, но вот ведь беда – дорогу нам перекрывали закрытые ворота. Хм… Через лагерь нельзя, в объезд лагеря – нельзя, а как же тогда можно?

Оставив машину недалеко от стройки, мы решили забраться на холм и посмотреть, может можно будет увидеть рисунки с высоты или спуститься по холму на дорогу, ведущую к цели. Забрались, ветер сильный, горло дерёт, как будто бегали в морозную погоду. Походили по вершине… Ничего не видно…

Что делать? Спустились.

Собрались уже было уезжать, тут к нам подходит строитель со стройки и говорит, что может впустить нас на машине через территорию будущего коттеджного посёлка. Отлично! Открывает ворота, впускает нас, на другой стороне посёлка нас выпускают уже другие строители, которые указывают нам и на обратный путь из ущелья, который пролегает не через их территорию, а в объезд.

В общем, УРА-УРА-УРА! Мы наконец-то нашли эти самые петроглифы и, как обычно, не без приключений Назад уже добирались без проблем, не через лагерь и не через стройку

Как добраться до ущелья Сармыш

Чтобы добраться до наскальных рисунков, нужно выехать из Навои в сторону Нураты и свернуть к детскому лагерю «Сармыш». Не доезжая лагеря, нужно свернуть на неасфальтированную дорогу и ехать по ней до таблички с указателем «Сармышсой». Едем, пока дорога прямо не закончится. Поворачиваем направо и едем до мостика с табличкой, как на самой первой фотографии в статье. Либо можете оставить машину и дойти туда пешком, как это сделали мы

Маршрут и точки, где нужно сворачивать, я укажу на карте ниже. Карты maps.me, по которым мы обычно ездим, автотранспортный маршрут к точке не прокладывают, пешеходный ведут через ту самую стройку, о которой я писала выше. Поэтому будьте внимательнее, если поедете туда самостоятельно на своём автомобиле и без гида.

Будьте готовы к неровной дороге, ямкам и обрывистым обочинам. Едьте аккуратнее! Отлично, если в качестве транспортного средства у вас будет джип или газелька, но даже если и нет… Мы доехали до точки на свой шкоде фелиции, и видели, как туда же возил туристов таксист на матизе. Так что дорога сносная, доедете

Национальный парк петроглифов в Сармыше на карте

А у меня на этом сегодня всё!

Спасибо, что остаётесь и путешествуете вместе с нами!

Если вы нашли ошибку на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или просто нажмите сюда, чтобы сообщить нам об этом.

Карта ущелья Сармышсай, где находится Ущелье Сармышсай на карте мира

Ущелье Сармыш.
Эта наша цель на сегодня.
Собираемся там ночевать.

21 сентября.

Напомню, что ночевали мы в доме у местных жителей.
Это дастархан с остатками нашего завтрака. А мы собираемся, кто-то считает, сколько осталось денег, а другие пакуют вещи.

Читайте также:
Город Дуррес — Албания

Прощальный взгляд на симпатичный внутренний дворик

В котором есть голубятня.

Тепло прощаемся с нашими хозяевами.
И едем: мы с Ритой и Сергеем в магазин, а Сергей руководитель – в Хакимет, чтобы отметить там наш маршрутный лист.

В магазине произошла забавная история.
Хозяин стал спрашивать, ну, как всегда: “кто, куда, откуда”. Потом сказал, что служил в армии в Подмосковье, в Клину.
На прилавке стояла большая кастрюля, и в ней был какой-то кисломолочный продукт, вроде сметаны, который продавали в развес. Помните, как у нас в советские времена продавали развесную сметану? Ну, вот вроде того, только это не совсем сметана была.
За прилавком стоял парнишка, который задумчиво мешал “сметану” ложкой, а потом её облизывал и снова мешал. Такая простота нравов.
Хозяин сказал, что хочет нас угостить. И бесплатно положил в пакетик эту “сметану”, той же самой ложкой, которую только что облизывал его продавец.
Мы взяли, отказаться не вежливо. Но кушать не решились.

До свиданья, Нурата!

Впереди нас ждал Нуратинский перевал.
Путь лежал в ущелье Сармыш.
По дороге я радостно фотографировала местную экзотику. Ишак – самое распространённое транспортное средство на селе в Узбекистане.

Опять “типа патруль”.

Перевал оказался не таким сложным, как я ожидала. В Армении они гораздо серьёзнее.
Взглянем вперёд.

Теперь посмотрим назад.

Вот и перевал.Высота его 1800 метров над уровнем моря. Но что-то подсказывает, что Нурата находится выше этого уровня.

Теперь только вниз.

На спуске вдруг вот такой оазис.

Здесь вода, течёт ручей и есть родник. Поэтому есть зелень. Предприимчивые местные жители торгуют сувенирами. В этом месте останавливаются отдохнуть и набрать воды практически все проезжающие.

Разговорились с одним из водителей. Он сказал, что отсюда в ущелье Сармыш есть грунтовка и можно срезать. Но мы уже заблудились на “срезке”, когда ехали в Нурату. Поэтому решили, что самый короткий путь – который знаешь. И отправились кружным путём, зато по асфальту.
Спустились почти до самого Навои. Во всяком случае, от развилки до этого города было километров 15.
Тут везде есть полив, поэтому вокруг были хлопковые поля.

Снова местный транспорт. Как сказал хозяин, бензин не нужен, техобслуживание тоже.
Ну как с таким не сфотографироваться?

Вот и наша своротка на Сармыш. Живописно, но дует сильный встречный ветер. И дорога – тягун. Нам предстоит проехать чуть больше 21 км.

Каждый километр давался с огромным трудом. Эти 21 или 23 км мы ехали три часа. Ветер был такой силы, что просто останавливал.

Добрались до какого-то пионерлагеря.

Но оказывается, что в глубине ущелья есть ещё один лагерь, а за ним – наша цель. Ущелье “заповедник Сармыш” с наскальными рисунками древних людей.

После него снова тягун.

Уже вечерело, когда мы подъехали ко второму пионерлагерю. Он перекрывал собою ущелье. Чтобы попасть в заповедник, нужно было проехать насквозь.
Ура, мы победили! Героически доехали, не смотря на ветер.

Руководитель пошел договариваться, чтобы нам разрешили здесь поставить палатки и переночевать.
А я пока фотографирую лагерь.

Прямо своё пионерское детство вспомнилось.
Очень уж всё по советски выглядит.

В лагере активно что-то ремонтируют. Местное начальство разрешило переночевать сразу за территорией.

За день проехали 80 км.

22 сентября.

На следующее утро, откушав овсянки и испив кофею, отправились смотреть наскальные рисунки.

Пройдя по ущелью километра два или около того, мы увидели то, зачем пришли.

Петроглифы располагаются по всему ущелью на территории в 2 километра в количестве более 4000. Возраст большинства рисунков составляет по приблизительным подсчетам от 6 до 4 тысяч лет, самым древним же из них более 10 тысяч лет. Часть изображений выбита на скалах, часть нарисована с помощью специальной краски, которую древние люди изготавливали с использованием охры. Тематика петроглифов весьма разнообразна. В Сармыше можно найти как сцены охоты и священных ритуалов, так и отдельные изображения людей и животных. Встречаются и весьма странные образцы. Например, люди с двумя головами, облаченные в наряды, похожие на космические скафандры. Хотя, скорее всего, это не что иное, как ритуальные маски и одеяния. Также попадаются изображения странных животных и всевозможные знаки.

Читайте также:
Фотографии Пещер Гчвихаба

Только, чтобы так близко сфотографировать, надо карабкаться по этим скалам. Рисунки зачастую довольно высоко.

Мне это скоро надоело.
Рита и второй Серёга вообще не стали никуда лазить. Посмотрели чуток и сели в тенёчке. Я присоединилась к ним. И тут подъехало такси. Прибыли очередные туристы.
Кстати, такси в Узбекистане дешёвое, поэтому многие берут машину и ездят в радиалки. Так и тут, супружеская пара, поляки из города Лодзь, приехали из Навои посмотреть на рисунки. Мы разговорились, потому что девушка хорошо говорила по русски. Приятно пообщались, пока руководитель наш скакал по скалам в поисках хороших кадров. Напоследок сфотографировались вместе. И они поехали дальше по ущелью.

А мы пошли обратно.
Надо сказать, что ущелье само по себе красивое, даже если бы там не было такой достопримечательности, как эти рисунки.

Нам, однако, надо отправляться в обратный путь.
Назад ехали под гору и по ветру. Поэтому долетели до развилки за 50 минут.

Потом приехали в Навои.
Смотреть в городе совершенно нечего. Здания в основном пятиэтажки. Правда, повсюду много зелени, что ценно для города, расположенного в пустыне.

Пока Сергей руководитель искал Хакимет, чтобы отметиться, мы обнаружили кафе в парке. Там и уселись отмечать окончание похода. Потому что велосипедная часть здесь заканчивалась и начиналась экскурсионная. Назавтра планировали отправиться в Самарканд. Без велосипедов, на транспорте.

Снимала работница кафе, поэтому получилось несколько криво, не судите строго.

Теперь предстояло найти ночлег.

В государственную гостиницу нас не поселили. Хотя вполне устраивала цена, в добавок, нам разрешали бесплатно оставить велосипеды на сутки, пока мы уедем в Самарканд. Но в процессе оформления выяснилось, что у нас отсутствует регистрация за тот период, что мы ездили по пустыне. И не смотря на Серёгины бумаги и печати разных Хакиметов, нам отказали.
Отправились в частную, но цена там была совершенно не приемлимая.
Таксист посоветовал обратиться в один гостевой дом. Там была то ли баня, то ли бывшая больница. И одновременно сдают комнаты. Туда нас поселили. Без регистрации и с приключениями. Потому что мы час или больше сидели в комнате и ждали, когда придёт и уйдёт участковый. Если бы к хозяевам прикопались, они бы нас выгнали. И пришлось бы ставить палатки где-нибудь в парке. Но, слава Богу, всё обошлось. Хотя условия были, прямо скажем, так себе. И воды горячей не было, пришлось холодной помыться.
Наша с Ритой комната.

Зато разрешили оставить у них велосипеды, пока мы будем в Самарканде.

Ущелье Сармышсай – фото, обзор, как добраться, отзывы

Одним из самых известных в Центральной Азии мест с наскальными изображениями является урочище Сармышсай, расположенное на южном склоне Каратау, в 45 км к северо-востоку от г. Навои. Каратау – один из отрогов Нуратинских гор.

К югу от хребта находится Зерафшанская долина. Природа Сармышсая отличается многообразием – здесь растут различные виды деревьев, а склоны покрыты густыми зарослями кустарника. Весной ущелье представляет собой поразительное зрелище: везде растут тюльпаны, маки, вокруг бескрайние просторы зелени.

Ближайший путь к сармышсайским петроглифам лежит через территорию детского оздоровительного лагеря “Сармыш”. Поэтому если экскурсия организуется летом, когда в лагере отдыхают дети, территория лагеря, а это около 1,5 км, пересекается пешком. В любое другое время года эту часть пути можно совершить на автотранспорте.

Читайте также:
Рыбацкий бастион в Будапеште — подробная информация с фото

За лагерем начинается бездорожье по которому нужно пройти еще около 2 км. Преодолев весь путь, вы окажетесь в живописном урочище реки Сармыш, где находятся уникальные археологические памятники каменного века, эпохи бронзы, раннежелезного века и средневековья.

Размер территории сармышсайской “галереи” поистине огромен – 20 кв. км. на которых сохранился культурно-исторический комплекс памятников истории древнего мира и средневековья.

На сегодняшний день в Сармышсае найдено более 10 тыс. петроглифов. Это очень большое и разнообразное собрание наскальных изображений.

Большая часть петроглифов расположена в среднем течении сая (речки). Неподалёку от петроглифов расположены могильные курганы и священные места.

Ученые-археологи института археологии АНРУз не исключают возможности заселения людьми территории Сармышсая уже в эпоху палеолита (300-15 тыс. лет до н. э.

). В эпоху неолита (VI-V тыс. до н.

э. ) здесь поселились племена охотников и рыболовов кельтаминарской культуры. Удобное расположение урочища, наличие пресной воды и большое количество животных сделали Сармышсай удобным местом для совершения ритуалов.

Датировка петроглифов Сармышсая задача проблематичная. Чтобы дать хотя бы ориентировочную дату нужно тщательным образом изучить, сюжет, стиль, технику нанесения изображений, а также пустынный «загар», перекрывающие друг друга рисунки и многое другое. Как сам процесс создания наскальных изображений, так и процесс их исследования – очень сложная и трудоёмкая задача.

Петроглифы Сармышсая различаются по возрасту, стилю и сюжету. Здесь есть изображения быков-туров, которые относятся по всем данным к каменному и бронзовым векам, изображения оленей, козлов в зверином стиле, типичном для искусства племен скифского круга (раннее железо IX-II вв. до н.

э. ). Также в Сармышсае можно встретить петроглифы более позднего периода, относящиеся к средневековью.

Петроглифы каменного и бронзового веков (VII-II тыс. до н. э.

) являются самыми древними изображениями на территории Сармышсая. В основном это наскальные изображения быков-туров. Похожие рисунки есть на территории Азербайджана и на Аравийском полуострове.

По величине рисунки разнообразные от 30-40 см до 70-80 см. Многие из этих древних рисунков похожи по технике, так что можно предположить, что их выполнил один мастер.

Петроглифы раннего железного века отличаются характерным для кочевых племен скифского круга «звериным» стилем. В основном здесь изображены олени, архары, лошади, верблюды. Исчезают изображения быков-туров, зато появляются характерные для кочевников изображения лука и стрел, а также всадников и сцен охоты.

В отличие от более древних рисунков, рисунки сако-скифского периода отличаются меньшими размерами. К тому же они выполнены разными художниками, но при этом мастера очень точно и старательно передали образы животных и людей.

Петроглифы более позднего периода светлее и грубее. Техника исполнения рисунка достаточно проста, а содержание не отличается характерным для древних периодов разнообразием. В основном на них изображены домашние животные.

Встречаются и арабские надписи, смешанные с древними изображениями. Здесь также встречаются фигуры всадников с камчой в руке. В отличие от сакских рисунков, средневековые петроглифы приобретают схематичный характер: в них уже нет такой точности и изящества в исполнении.

Петроглифы в Узбекистане.

раздел: Ущелья и каньоны #теги: ущелье посещение: свободное

Высеченные на каменной основе древние изображения называются петроглифы. Это единственные дошедшие до современности образцы письменной культуры распространены по многим точкам земного шара. Одним из таких мест является ущелье Сармыш-Сай, которое может похвалиться огромным количеством наскальной живописи. Число рисунков настолько велико, что достопримечательность выходит за рамки государства и считается общемировым достоянием.

Ущелье притаилось на южном склоне Каратау, к северо-востоку от Навои. Складывается впечатление, что природой был специально создан этот каменный холст, чтобы оставить свидетельство жизни первобытного человека.

Территория ущелья в пару километров полностью испещрена петроглифами. Возраст некоторых был установлен — самым старым рисункам около 10 тысяч лет, а большинству — около 4 тысяч. Количество изображений — несколько тысяч штук и они не повторяются между собой.

Читайте также:
Карта Гагры с улицами и домами: подробно расстояние до моря в метрах на карте

Древние люди наносили эти рисунки с помощью процесса выбивания контура из камня, а также специальной краской, изготовленной на основе натуральной охры. Темы, которым посвящены петроглифы, очень разнообразны. Здесь начертаны традиционные для всего мира сцены с охотой и ритуальными обрядами, отдельные рисунки животных и людей.

Но в Сармыш-Сае можно встретить еще и довольно чудные и необычные изображения. Среди них — очертания двуглавого человека, одетого в диковинный наряд, подозрительно напоминающий скафандр космонавтов. Но ученые считают, что это всего лишь изображение некого шамана, облаченного в маску для ритуалов.

В этом месте, которое практически не изменилось за несколько тысяч лет, сохранилась удивительная атмосфера. Находясь там, начинает казаться, что машина времени перенесла вас далеко в прошлое, и вот уже вам чудится запах дыма от костра и ароматы зажаренного на нем мяса, добытого во время тяжелой охоты, начинает слышаться ритуальное пение и звук бубна. Первобытная обстановка действует околдовывающее, и вот уже вы забываете о существовании достижений цивилизации — об электричестве, интернете, автомобилях. Повинуясь инстинктам, начинаете вести себя с особой тишиной и осторожностью, чтобы не попасться в лапы свирепого зверя.

Сармыш-Сай не стал исключением для распространения мистических легенд о подобных местах. Местные жители рассказывают о не раз увиденных неопознанных летающих объектах, которые кружили над ущельем.

Кроме разрисованных петроглифами стен, доказывает обитание этих мест древними людьми и пещера, которая удивительно хорошо сохранилась. Она довольно большая, в ней есть несколько комнат, которые соединяются проходами. Здесь нашло надежное укрытие от природных катаклизмов и зверей не одно поколение первобытных наскальных графиков.

Эта достопримечательность Узбекистана привлекает ученых со всего мира. Уникальные рисунки дают возможность изучить образ жизни, обряды предков современного человека. Ведь до настоящего времени так мало дошло информационных источников, которые могли бы помочь дать ясное представление о быте древних.

Ущелье Сармышсай находится недалеко от города Кармана в горах Каратау. В ущелье находится уникальная коллекция наскальных рисунков, относящихся к временам первобытнообщинного строя. Сармышсай является самым крупным памятником наскальных рисунков – петроглифов, расположенных на территории Узбекистана.

Коллекция наскальных рисунков состоит из более 10000 изображений, создающих целые композиции. Петроглифы раскинулись на скалах протяженностью в 2 км. Впервые, наскальные рисунки были обнаружены в 1958 году.

В результате нескольких экспедиций, были обнаружены и описаны более 3000 петроглифов, изображающих фигуры животных, людей и ритуальных символов. Большинство наскальных рисунков датировано бронзовым веком, некоторые петроглифы относятся к сако-скифскому периоду.

Коллекция наскальных рисунков представляет собой уникальную сокровищницу, несущую в себе информацию о жизни древних народов, населявших Узбекистан, начиная со времен первобытного строя и заканчивая бронзовым веком. Можно с уверенностью проследить ход истории и сделать выводы о развитии быта и культуры, проживающих здесь древних народов.

В ущелье Сармышсай есть несколько фрагментов петроглифов, которые являются уникальными и не имеют аналогов во всем мире. Среди них можно отметить изображения, демонстрирующие ритуалы скифов и массагетов, упомянутые в знаменитой книге Геродота, который считался «отцом истории» того времени. Петроглифы Сармышсая, подробно повествуют нам об природе древнего мира, изменяющейся на протяжении нескольких тысячелетий, возраст которых достигает и более 10 тысяч лет. Помимо множества петроглифов, в ущелье есть пещера, которая тоже вызывает большой интерес у ученых и туристов. Пещера состоит из нескольких помещений, соединенных проходами друг с другом. Можно предположить, что пещера служила кровом для древних людей, где можно было укрыться в ненастную погоду.

Ущелье Сармышсай является уникальным памятником наскальных рисунков в истории не только Узбекистана, но и всего мира. И уникальность заключается не только в количестве петроглифов, но в каждом отдельном рисунке, повествующем о происходящих событиях и поворотах истории древнего мира.

Читайте также:
Для нахождения в Турции сроком дольше 90 календарных дней необходимо оформить визу

Стоит вам очутиться в ущелье и кажется, что вы воспользовались машиной времени и перенеслись в древний мир. С наступлением вечера, это чувство усиливается и уже витает в воздухе запах от костра, возникает желание поохотиться на дикого зверя и где-то вдалеке слышится звук ритуального бубна, уносящего вас в неизведанный и первозданный мир…….

Рекомендуем почитать:

Искренний отзыв о туре по Узбекистану от семьи Голенковых (Россия, Орловская область). Мы не любим хвастаться качеством своей работы с туристами, но когда приходят такие искренние отзывы, мы не можем не гордиться собой. С приятными ощущениями от прочтения и в хорошем настроении, мы публикуем отзыв этих хороших людей, которые действительно от всей души влюбились в Узбекистан.

Ущелье Сармыш-саи

Сохранившиеся до наших дней образцы наскальной живописи – петроглифы – встречаются во многих местах земного шара. Колоссальным скоплением наскальных рисунков может похвастаться и ущелье Сармыш-Сай, что делает его не только значимой достопримечательностью Узбекистана, но и своеобразной доисторической библиотекой мирового значения.

Ущелье Сармыш-Сай расположено в 30 километрах к северо-востоку от города Навои, на южном склоне Каратау. Ущелье идеально подходит для нанесения рисунков, будто Природа специально создала для древних художников этот гигантский холст.

Петроглифы располагаются по всему ущелью на территории в 2 километра в количестве более 4000. Возраст большинства рисунков составляет по приблизительным подсчетам от 6 до 4 тысяч лет, самым древним же из них более 10 тысяч лет. Часть изображений выбита на скалах, часть нарисована с помощью специальной краски, которую древние люди изготавливали с использованием охры. Тематика петроглифов весьма разнообразна. В Сармыше можно найти как сцены охоты и священных ритуалов, так и отдельные изображения людей и животных. Встречаются и весьма странные образцы. Например, люди с двумя головами, облаченные в наряды, похожие на космические скафандры. Хотя, скорее всего, это не что иное, как ритуальные маски и одеяния. Также попадаются изображения странных животных и всевозможные знаки.

Конечно, теперь трудно разобраться, какие из рисунков воспроизводились с натуры, а какие являются лишь художественным вымыслом древних. Благодаря тому, что окружающий пейзаж с тех времен не претерпел значительных изменений, создается ощущение присутствия в той эпохе. Из закоулков подсознания всплывают запахи дыма, мяса, слышатся звуки шаманского бубна. Психоделическая обстановка вытесняет из сознания такие современные понятия как Интернет, автомобиль, электричество. Инстинктивно начинаешь идти тише, будто выискивая добычу, или чтобы не стать добычей самому.

Помимо петроглифов, на давнее присутствие первобытного человека указывает еще и хорошо сохранившаяся пещера. Достаточно большая, пещера состоит из нескольких комнат, соединенных проходами. Многим поколениям древних художников, оставившим на стенах ущелья Сармыш-Сая свои шедевры, служила она защитой и от непогоды и диких животных.

Как и о большинстве подобных мест, об ущелье Сармыш-Сая ходит много легенд. В основном они связаны с «людьми, опускающимися с неба». Местные жители утверждают, что видели таинственными летающие объекты, кружащие в небе.

Ущелье Сармыш-Сай является не только важной достопримечательностью Узбекистана, но и местом паломничества ученых из разных стран мира. Ведь уникальность местных наскальных рисунков заключается не столько в их огромном количестве, сколько в том, что они нигде не повторяются. По этим изображениям можно изучать жизнь первобытных людей, их верования, обряды и ритуалы. Ущелье Сармыш-Сай представляет собой своеобразную картинную галерею и богатейший архив с данными о том отрезке истории, информации о котором так мало дошло до наших дней. И как знать, не окажется ли этот архив надежнее наших современных хранилищ, реализованных в хрупких микросхемах и оптических дисках…

Фотографии:

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: