Новые правила провоза ручной клади для авиакомпаний РФ

Что кроме ручной клади пассажир может взять в салон самолета бесплатно?

Планирую лететь «Победой» и знаю, что у авиакомпании жесткие требования к багажу: надо, чтобы все помещалось в калибратор. Но я слышала, что есть вещи, которые пассажиры могут провозить на борту сверх нормы. Например, цветы или верхнюю одежду. И вроде как размеры таких вещей авиакомпания ограничить не вправе. Правда ли это?

Вы правы: помимо ручной клади есть вещи, которые пассажиры российских авиакомпаний имеют право брать на борт бесплатно. Список таких предметов приведен в правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа. Авиакомпании не должны требовать деньги за их перевозку, но к сожалению, иногда это делают. Расскажу подробнее.

Что авиакомпания должна провозить бесплатно

Пассажиры российских авиакомпаний имеют право провозить некоторые вещи в ручной клади сверх нормы и без доплаты. Перевозчик может ограничивать их размер — это законно.

К вещам, которые можно провезти бесплатно, относятся:

  1. Рюкзак, дамская сумка или портфель с вещами. Вес и габариты рюкзака устанавливает перевозчик. Дамская сумка и портфель могут быть любого размера.
  2. Букет цветов.
  3. Верхняя одежда.
  4. Детское питание для ребенка на время полета.
  5. Костюм в портпледе.
  6. Детская люлька, коляска, удерживающие системы для детей до двух лет, другие устройства, которые поместятся на багажной полке или под сиденьем.
  7. Лекарства и диетическое питание на время полета. Например, молоко и молочные продукты, еда, приготовленная на пару без добавления соли и специй, безглютеновые продукты.
  8. Складное кресло-коляска, костыли, трости, ходунки, роллаторы, которые использует пассажир. Они должны помещаться на багажной полке или под сиденьем. Если они не подойдут по габаритам, сотрудники аэропорта должны забрать такие предметы у трапа и бесплатно разместить в багажном отделении. После прилета пассажир сможет получить их обратно — тоже возле трапа.
  9. Товары из магазинов дьюти-фри. Их нужно упаковать и запечатать в пластиковый пакет. Вес и габариты должны соответствовать требованиям перевозчика. Например, у «Аэрофлота» это один пакет по сумме трех измерений не более 115 см.

Как победить выгорание

Таким образом, вы можете взять на борт сумку и вдобавок к ней, например, костюм в портпледе, букет цветов и пакет с покупками из дьюти-фри или детскую коляску, пальто и сумку с детским питанием.

По закону ноутбуки, фотоаппараты, телефоны, планшеты и любая другая техника не входят в список вещей, которые авиакомпания должна провозить бесплатно. Они считаются частью ручной клади, то есть их габариты должны соответствовать нормам, которые установил перевозчик.

Если техника хрупкая и требует особых мер предосторожности во время перевозки, пассажир может договориться с авиакомпанией. Тогда аппаратуру провезут в специальном отсеке, а если его нет — на отдельном пассажирском месте. Тарифы за эту услугу устанавливает перевозчик. Например, «Аэрофлот» в таких случаях просит оплатить дополнительный билет.

Что разрешает провозить «Победа»

В 2018 году «Победа» подала иск в суд, чтобы признать пункт 135 федеральных авиационных правил частично недействующим. Авиакомпания хотела запретить пассажирам брать на борт бесплатно дополнительные вещи, кроме ограниченной по габаритам ручной клади: дамскую сумку, портфель, портплед с костюмом, букет цветов, верхнюю одежду и рюкзак. Представители перевозчика даже принесли в суд калибратор — специальный ящик с крышкой, в который перед полетом сотрудники просят пассажиров положить сумки, чтобы измерить их размер. Если ручная кладь не помещается в калибратор, клиентов просят сдать ее в багаж за доплату.

Представители «Победы» пытались доказать, что невозможно разместить дополнительные вещи в салоне лоукостера так, чтобы не нарушить требования безопасности. Они говорили, что кресла в салоне стоят вплотную, поэтому под ними нет места для вещей. А цветы, по мнению авиакомпании, — сильный аллерген, и перевозить их в салоне нельзя.

Но суд отказал компании в иске, поэтому теперь «Победа» предлагает пассажирам два варианта провоза ручной клади на выбор:

  1. максимальные габариты всех предметов ручной клади не должны превышать 36 × 30 × 27 см. По количеству и весу вещей ограничений нет, но все они должны свободно помещаться в калибратор в аэропорту. Дополнительно пассажиру разрешают взять в салон ноутбук или планшет без специального чехла и зонт-трость;
  2. альтернативные правила провоза ручной клади разрешают взять в салон сразу несколько вещей: одно место ручной клади с габаритами до 4 × 36 × 30 см и предметы из списка из федеральных авиационных правил, который мы привели выше. При этом «Победа» установила свои требования к размерам некоторых вещей из списка. Например, рюкзак должен быть по габаритам 36 × 30 × 23 см, а товары из дьюти-фри — максимум 10 × 10 × 5 см. Если пассажир пользуется альтернативными правилами, помещать вещи в калибратор не нужно.

Апелляционное определение ВС РФ от 20.11.2018 № АЛЛ 18-475 PDF, 900 КБ

Что говорят суды о провозе ручной клади

Периодически между авиакомпаниями и пассажирами все равно возникают конфликты по поводу бесплатного провоза ручной клади. Некоторые даже доходят до суда.

Так, жительница Башкирии взыскала с авиакомпании компенсацию морального вреда. Она летела из Тюмени в Москву. Ее рюкзак взвесили в аэропорту — он потянул на 6 кг. Это больше нормы, установленной для ручной клади: авиакомпания разрешала брать на борт рюкзак весом только 5 кг. Женщина вытащила из рюкзака сумку с ноутбуком. Рюкзак стал весить всего 2 кг. Пассажирка хотела, чтобы его оформили как ручную кладь, а сумку она намеревалась пронести на борт как сверхнормативную ручную кладь по правилам, установленным пунктом 135 ФАП-82. Но сотрудники перевозчика сказали, что ноутбук в отдельной сумке — это ручная кладь, а значит, рюкзак уже не может быть ручной кладью.

Читайте также:
Новый морской вокзал и пирс построят на Сахалине до конца 2021 года Как С Добром Добраться!

Пассажирке не пришлось ничего оплачивать, потому что у нее был тариф с бесплатным багажом весом до 23 кг. Но женщина потратила время на получение багажа и опоздала на деловую встречу, поэтому она решила получить с авиакомпании компенсацию морального вреда в размере 600 000 Р .

Суд сказал, что авиакомпания действительно нарушила требования закона о сверхнормативной ручной клади: рюкзак надо было оформить как ручную кладь, а сумку пассажирка имела право взять на борт бесплатно в дополнение к нему. Но женщине присудили всего 4500 Р : 3000 Р в качестве компенсации морального вреда и 1500 Р штрафа, который взыскали с перевозчика.

А вот жительницы Омска не смогли доказать, что авиакомпания «Победа» нарушила их права. Женщины летели из Москвы в Омск и хотели взять на борт в качестве ручной клади рюкзак, сумку, два пакета и календарь. Сотрудники авиакомпании решили, что пассажирки не смогут воспользоваться альтернативными правилами провоза багажа: у них был большой рюкзак и вещи, которые не входили в перечень из пункта 135 ФАП-82 . Пассажирки попытались поместить все в калибратор, но у них не получилось это сделать. Перевозчик подтвердил это фотографиями, на которых было видно, как одна из пассажирок ногами утрамбовывала ручную кладь в калибратор, рядом с которым лежали пакеты, рюкзак и календарь.

Женщинам предложили сдать вещи в багаж и заплатить за это. Но пассажирки багаж не оплатили, из-за чего не попали на рейс.

В суде женщины хотели взыскать с авиакомпании расходы на новые билеты, проезд из аэропорта на такси, проживание в гостинице, штраф, неустойку и компенсацию морального вреда — по 31 276,5 Р . Но суды двух инстанций сказали, что, поскольку размеры ручной клади превышали установленную перевозчиком норму, истцам обоснованно было предложено сдать ручную кладь в багаж. В исковых требованиях омичкам отказали.

Скорее всего, проблем бы не возникло, если бы пассажирки взяли с собой в качестве ручной клади коробки габаритами 4 × 36 × 30 см, а вместо рюкзака — дамские сумки. Тогда сумки считались бы сверхнормативным багажом, который по правилам можно брать в салон и не помещать в калибратор.

Как быть, если сотрудники авиакомпании заставляют сдавать ручную кладь в багаж

Сотрудники авиакомпаний не всегда выполняют федеральные авиационные правила: они могут попросить пассажира сдать в багаж что-то из вещей, которые он имеет право провозить бесплатно. Тогда клиент окажется перед выбором: уступить незаконному требованию или не попасть на рейс.

Такая ситуация произошла с мужчиной из Владимирской области в кресле-коляске. Сотрудники «Аэрофлота» заставили пассажира сдать кресло в багаж, хотя по правилам он мог взять его в салон самолета. Когда мужчина прилетел на место, оказалось, что кресло сломано: рама повреждена, поэтому пользоваться им нельзя.

Сотрудники авиакомпании не предложили пассажиру замену на время починки коляски, поэтому мужчине пришлось купить новую коляску в аэропорту. Он потребовал, чтобы перевозчик компенсировал ему расходы. «Аэрофлот» отказался, и пассажир пошел в суд. Суд сказал, что пассажир имел право взять кресло-коляску в салон, но ему не дали этого сделать. В итоге с авиакомпании взыскали в пользу истца стоимость ремонта, покупки нового кресла, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф за нарушение прав потребителя.

Чаще всего пассажиры подчиняются требованиям сотрудников авиакомпании и сдают вещи в багаж за доплату, даже если эти требования неправомерны. Ведь если они откажутся, их не пустят на борт. Чтобы вернуть деньги, после полета придется обратиться в суд. Но так мало кто поступает: слишком малы суммы, которые можно потребовать обратно, даже с учетом штрафа и компенсации морального вреда.

Например, авиакомпания потребовала, чтобы пассажир сдал в багаж рюкзак и доплатил за его провоз 2000 Р . Если клиент обратится в суд, он может вернуть 2000 Р и еще примерно 2000—4000 Р сверху: компенсацию морального вреда в размере 1000—3000 Р и штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке — 50% от положенной к уплате суммы, то есть в нашем примере всего 1000 Р .

Так было в деле жителя Свердловской области. Пассажир собирался взять в салон портфель с документами и вещами. Но сотрудники авиакомпании сказали, что портфель больше по габаритам, чем разрешает перевозчик, и его нужно сдать в багаж. За провоз багажа мужчина доплатил 2000 Р .

Пассажир пошел в суд и потребовал, чтобы ему вернули 2000 Р , заплатили штраф и 5000 Р компенсации морального вреда. Мировой судья истцу отказал. А вот суд второй инстанции сказал, что авиакомпания была неправа. В пункте 135 ФАП-82 сказано, что пассажир имеет право провезти сверх норм ручной клади, установленных перевозчиком, сумку или портфель. При этом правила не регламентируют габариты этих вещей, а значит, перевозчик не может ограничивать их размер. Поэтому апелляционный суд решение мирового судьи отменил и сказал, что пассажиру надо вернуть 2000 Р , заплатить компенсацию морального вреда в размере 2000 Р и штраф 1000 Р .

Если сотрудники авиакомпании требуют сдать в багаж вещи, которые можно провозить в салоне бесплатно, попробуйте пригрозить им судом и сразу начать записывать препирательства на видео. Возможно, это приведет работников в чувство. Если нет, обращайтесь в суд и используйте отснятые материалы как доказательство вашей правоты.

Читайте также:
Солнечные часы в Белгороде на карте

Если бы судебная практика оценивала моральный вред более весомыми суммами, авиакомпании, возможно, относились бы к пассажирам бережнее и тщательнее соблюдали законы. Но пока большинство пассажиров не готовы отстаивать свои права, потому что суммы компенсаций слишком маленькие. Люди не хотят тратить время и силы на походы по судам ради пары тысяч рублей.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Норма провоза, габариты ручной клади в самолете

  • Договор перевозки
  • Правила продажи билетов военнослужащим
  • Правила возврата авиабилета
  • Правила отказа от дополнительных услуг
  • Правила обслуживания пассажиров на борту
  • Какие нужны документы для перелета?
  • Правила перевозки детей в самолете
  • Перелет беременных на самолете
  • Правила перевозки несопровождаемых детей
  • Выбор места
  • Выбор места у аварийного выхода
  • Правила въезда в страны
  • Пассажиры с ограничениями жизнедеятельности
  • Специальные тарифы
  • Онлайн-регистрация
  • Регистрация в аэропорту
  • Перелет
  • Багаж
  • Бонусная программа
  • Как указывать номер и серию свидетельства о рождении при покупке билета онлайн?
  • Чартерный рейс
  • Проверка оплаты/отправка МК
  • Отмена/Задержка рейса
  • Консультация по изменениям в билете
  • Ошибка в билете
  • Консультация по дополнительным услугам
  • Вопросы об авикомпании

Норма провоза ручной клади

  • Для экономического класса обслуживания (тарифы группы Промо/Эконом/Премиум-Эконом): 1 место весом до 5 кг.
  • Для экономического класса обслуживания (тариф Промо Лайт): 1 место весом до 5 кг
  • Для бизнес-класса обслуживания (тарифы группы Бизнес/Комфорт): 2 места общим весом до 15 кг.
  • Для детей от 0 до 2 лет – 1 место до 5 кг. независимо от класса обслуживания и тарифа.

Габариты одного места ручной клади

Габариты одного места ручной клади для всех классов обслуживания и тарифов: не более 55х40х20. (кроме тарифа Промо Лайт)

Услуга “Багаж в салон”

Если Ваша ручная кладь превышает нормы бесплатного провоза, Вы можете воспользоваться услугой «Багаж в салон». Данная услуга даёт Вам право провоза сверхнормативной ручной клади. При этом максимальный вес ручной клади не должен превышать 10 кг, а габариты по сумме трех измерений должны быть не более 115 см.

Тарифы для оплаты превышение веса/габаритов ручной клади

Категория превышения По России По СНГ и Грузии По МВЛ
1 место ручной клади до 10 кг
габариты 55*40*20
не позднее 24 ч – 2800 ₽
менее 24 часов – 3300 ₽
35 €
45 €
40 €
45 €
дополнительное место ручной клади,
вес до 10 кг,
габариты до 55*40*20
не позднее 24 ч – 2800 ₽
менее 24 часов – 3300 ₽
35 €
45 €
40 €
45 €
выявление дополнительной
ручной клади и ручной клади,
превышающей нормы провоза
по весу/габаритам/количеству
на выходе на посадку
3500 ₽ 45 € 50 €

За весь маршрут транспортной перевозки тариф умножается на 2

  • Какие опасные вещества и грузы можно провозить в ручной клади?
  • Нормы провоза жидкости в ручной клади
  • Что запрещено провозить в ручной клади в самолете?
  • Что можно провозить в ручной клади в самолете?
  • Какие опасные вещества, вещи и предметы можно провозить в ручной клади?

Норма провоза, габариты ручной клади в самолете

Норма провоза ручной клади

  • Для экономического класса обслуживания (тарифы группы Промо/Эконом/Премиум-Эконом): 1 место весом до 5 кг.
  • Для экономического класса обслуживания (тариф Промо Лайт): 1 место весом до 5 кг
  • Для бизнес-класса обслуживания (тарифы группы Бизнес/Комфорт): 2 места общим весом до 15 кг.
  • Для детей от 0 до 2 лет – 1 место до 5 кг. независимо от класса обслуживания и тарифа.

Габариты одного места ручной клади

Габариты одного места ручной клади для всех классов обслуживания и тарифов: не более 55х40х20. (кроме тарифа Промо Лайт)

Услуга “Багаж в салон”

Если Ваша ручная кладь превышает нормы бесплатного провоза, Вы можете воспользоваться услугой «Багаж в салон». Данная услуга даёт Вам право провоза сверхнормативной ручной клади. При этом максимальный вес ручной клади не должен превышать 10 кг, а габариты по сумме трех измерений должны быть не более 115 см.

Тарифы для оплаты превышение веса/габаритов ручной клади

Категория превышения По России По СНГ и Грузии По МВЛ
1 место ручной клади до 10 кг
габариты 55*40*20
не позднее 24 ч – 2800 ₽
менее 24 часов – 3300 ₽
35 €
45 €
40 €
45 €
дополнительное место ручной клади,
вес до 10 кг,
габариты до 55*40*20
не позднее 24 ч – 2800 ₽
менее 24 часов – 3300 ₽
35 €
45 €
40 €
45 €
выявление дополнительной
ручной клади и ручной клади,
превышающей нормы провоза
по весу/габаритам/количеству
на выходе на посадку
3500 ₽ 45 € 50 €

За весь маршрут транспортной перевозки тариф умножается на 2

Все свое беру с собой: самый полный гид по правилам провоза багажа

Сбор багажа — один из самых стрессовых этапов подготовки к любому полёту. История, связанная с ним, точно есть у каждого путешественника. Разные тарифы, условия и нормы. но так ли это сложно на самом деле? Раскладываем всё по полочкам и пытаемся разобраться в том, как минимизировать неприятные ситуации и что делать, если они случились!

Берем с собой на борт

Норма ручной клади ограничивается авиакомпаниями по двум параметрам — габаритам и весу. Средние общепринятые размеры ручной клади — 55 x 40 x 20 см по длине, ширине и высоте или 115 см по сумме трех измерений. Но всегда необходимо быть внимательным и проверить точные условия авиакомпании. У лоукостеров требования другие. Нормы провоза авиакомпании «РусЛайн» для вашего случая можно найти тут.

Хватит ли мне только ручной клади или нужно покупать тариф с багажом? Эта дилемма знакома большинству путешественников во всём мире! Для начала проверьте, что ваш чемодан или сумка подходят под габариты, требуемые тарифом вашей авиакомпании. В аэропорту вас попросят поместить ручную кладь в специальный отсек, чтобы проверить размер, поэтому схитрить не получится.

Помните, что в вашей ручной клади не должно быть острых предметов, поэтому взять спицы для вязания, чтобы посвятить любимому хобби время на борту, не получится. Скорее всего, не получится взять в ручную кладь и любимые флакончики с парфюмом. Подробнее о том, как и какие жидкости можно провозить на борту, — ниже.

Жидкость на борту

С жидкостями на борту вообще особенные условия. Каждый пассажир может иметь при себе жидкости объёмом не более 1 литра, при этом каждая единица не может превышать 100 мл и должна быть упакована отдельно. Поэтому к сбору косметички и туалетных принадлежностей тоже нужно подходить очень аккуратно.

На самом деле, правило 100 мл довольно молодое и действует только с 2007 года после инцидента в одном из британских аэропортов. Считается, что именно такие объемы жидкостей на борту абсолютно безопасны и не взрывоопасны. Ругаясь на правила в следующий раз, помните, что они существуют исключительно ради нашей с вами безопасности в полёте!

Давайте теперь разбираться, что же считается жидкостью? Если вам кажется, что здесь тоже есть подвох, то вы правы :)

Вода, духи, зубная паста и камамбер — всё это правила перевозок называют жидкостями и ограничивают к перевозке в ручной клади. Собираясь в путешествие и пакуя чемодан, еще раз прочитайте правила. И, прежде чем прикупить литр-другой меда на российском юге, подумайте, как его транспортировать. В ручную кладь съедобный сувенир взять не выйдет, а значит, билет без багажа будет не лучшим решением.

Вообще, существует целый список запрещённых к перевозке веществ, если у вас есть сомнения, вам точно не помешает ознакомиться с полным перечнем.

Бесплатно при любом тарифе

Эту категорию нельзя недооценивать! Вне зависимости от приобретённого тарифа авиабилета с собой на борт можно взять рюкзак, дамскую сумку или портфель. При этом габариты также могут варьироваться в разных авиакомпаниях.

Еще бесплатно берите:
В итоге получаем всего 3 ключевые вещи, которые нужно знать о ручной клади:
Сдаем в багаж

С багажом тоже нужно внимательно проверять условия тарифа. Обычно в лимит 20 – 30 килограммов хочется уместить всю свою жизнь. Но будьте осторожны, взвесьте чемодан перед выходом из дома, чтобы не пришлось оставить половину вещей на стойке регистрации. Кстати, ручные электронные весы для багажа — лучшие друзья опытных путешественников.

Сюда наконец-то спокойно можно убрать жидкости и продукты. Из ограничений — провоз зарядных устройств и портативных зарядок. Вас могут попросить переложить их из чемодана в ручную кладь.

Собирая чемодан, возьмите на вооружение:
Негабаритный багаж

Перелёт с коляской, сноубордом и прочим нестандартным багажом может оказаться стрессовым из-за множества нюансов. Поэтому требования
нужно узнать у авиакомпании заранее до приезда в аэропорт, чтобы быть в курсе последовательности шагов.

К счастью, есть категории, которые добавят сверх нормы багажа бесплатно в любой авиакомпании:

Некоторые авиакомпании позволяют бесплатно провезти комплект сноуборда или лыжного снаряжения, а ещё удочку!

Не забудьте подробно узнать информацию о перевозке вашего негабаритного багажа и спортивного инвентаря на сайте авиакомпании и, если вы летите с «РусЛайн», сообщить о необходимости предоставления таких услуг по электронной почте helpdesk@rusline.aero.

Экстренные случаи

Багаж потерян!

Во-первых, не паникуйте. По данным SITA, каждый год в среднем теряют и возвращают обратно около 20 миллионов сданных в багаж чемоданов (при обороте в 4 миллиардов багажных единиц в год!). А если вы летите прямиком в пункт назначения, то переживать можно в два раза меньше – 46% «потерь» происходит на этапе пересадки.

Во-вторых, обратитесь на стойку потерянного багажа, обычно, она находится недалеко от ленты выдачи багажа. На этом этапе пригодится бирка, которую вам ранее наклеили на регистрации. Сотрудники аэропорта осмотрят зону выдачи и самолёт. Если это не решит проблему, вас попросят заполнить форму и описать чемодан.

Чтобы минимизировать возможность этого неприятного сценария:
Необходимо что-то ценное оставить в аэропорту (перевес или запрещенное к перевозке)

Если нет возможности докупить место, чтобы всё поместилось в багаж, или что-то ценное выложили из ручной клади, то есть пара способов справиться с ситуацией. В обоих важно сохранять спокойствие.

Если вы скоро вернётесь в аэропорт отправки, то попросите оставить вещи в столе находок или оставьте их в камере хранения.

Если вы улетаете безвозвратно, то узнайте о наличии почтового офиса в аэропорту, с его помощью можно отправить вещь в пункт вашего назначения.

Да, к сбору багажа нужно относиться внимательно, но это не так сложно. Все условия всегда прописаны на сайте авиакомпании. Большинство правил, которые кажутся нам неважными или странными, на самом деле направлены на нашу безопасность, а все системы и регламенты отточены сотрудниками для того, чтобы сложнейшие процессы в аэропортах работали как нужно. Наша же задача – просто следовать правилам и не опаздывать, чтобы гарантировать себе классную поездку без лишних приключений и головной боли с багажом!

Есть интересные истории о путешествиях по России? Расскажите нам о них. Мы с радостью опубликуем ваши рассказы. Подробности о том, как подготовить статью в блог авиакомпании «РусЛайн», можно найти здесь.

Новые правила провоза ручной клади для авиакомпаний РФ

В качестве ручной клади принимаются вещи, не содержащие запрещенных к перевозке в салоне воздушного судна веществ и предметов, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна.

Норма бесплатного провоза ручной клади составляет пять килограммов на одного пассажира. Габариты ручной клади – 15х35х45 см.

Ручная кладь, превышающая по весу и/или габаритам установленную Авиакомпанией норму бесплатного провоза ручной клади, сдается пассажиром в багаж.

В качестве ручной клади сверх указанной нормы и без взимания дополнительной платы пассажир имеет право провозить следующие вещи:

– рюкзак весом не более 5 кг и габариты которого не превышают 15х35х45 см, или дамскую сумку, или портфель с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами;

– детское питание для ребенка на время полета;

– костюм в портпледе;

– устройство для переноса ребенка (детскую люльку, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, детскую коляску и другие устройства) при перевозке ребенка с габаритами 15х35х45 см, которые позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения;

– лекарственные препараты, специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полета;

– костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляску, используемые пассажиром, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения;

– товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованные в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет весом не более 5 кг и габариты которого не превышают 15х35х45 см.

По согласованию с Авиакомпанией возможна перевозка в качестве ручной клади багажа весом более 5 кг. в количестве не более одного места, если его размеры не превышают 15 x 35 x 45 см.

В соответствии с требованиями Правил проведения предполётного и послеполётного досмотров, утверждённых Приказом Минтранса РФ от 25 июля 2007 г. № 104, в ручной клади разрешено провозить:

  • термометр медицинский, не содержащий ртуть;
  • тонометр ртутный в стандартном футляре — один на пассажира;
  • барометр или манометр ртутный, упакованный в герметичный контейнер и опечатанный пломбой отправителя;
  • одноразовые зажигалки — одна на пассажира;
  • сухой лёд для охлаждения скоропортящихся продуктов — не более 2 кг на пассажира;
  • 3% перекись водорода — не более 100 мл на пассажира;
  • жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным, в ёмкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной ёмкостью в других единицах измерения объёма), упакованные в надёжно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объёмом не более 1 л — один пакет на пассажира.

Жидкости в контейнерах ёмкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если ёмкость заполнена частично.

Исключение по перевозке имеют лекарства, специальные диетические потребности, детское питание, в том числе материнское молоко, в количестве необходимом на время полёта.

Жидкости, приобретённые в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна, должны быть упакованы в надёжно запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, обеспечивающий идентификацию доступа к содержимому пакета в течение полёта, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлинной торговли или на борту воздушного судна в день (дни) поездки.

Администрация аэропорта, авиакомпании вправе принимать решение о введении дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности на рейсах с повышенной опасностью, вследствии чего запрещать перевозку в салоне воздушного судна следующих предметов:

  • штопоры;
  • иглы для подкожных инъекций (если не будет представлено медецинское обоснование);
  • вязальные спицы;
  • ножницы с длиной лезвия менее 60 мм;
  • складные (без фиксатора) дорожные, перочинные ножи с длиной лезвия менее 60 мм;
  • тонометры ртутные;
  • барометры или манометры ртутные.

Усадьба Архангельское — подмосковный Версаль

В Московской области близ Красногорска есть крайне интересное место, в котором удачно сочетаются красота окружающей природы и уникальная старинная атмосфера. Это музейная усадьба «Архангельское», представляющая собой дворцово-парковый ансамбль.

Стараниями бывших владельцев поместья здесь, в окружении замечательных парков с чудесными лужайками и ухоженными аллеями, появились красивые сооружения. В едином архитектурном ансамбле соединились строения XVIII-XIX веков, прекрасно гармонирующие друг с другом.

  1. Усадьба Архангельское
  2. История усадьбы Архангельское
  3. Достопримечательности усадьбы Архангельское
  4. Церковь Михаила Архангела
  5. Театр Гонзаги
  6. Большой дворец
  7. Террасы и Большой партер
  8. Малый дворец «Каприз»
  9. Храм-памятник Екатерине II
  10. Кладовая над оврагом
  11. Беседка «Розовый фонтан»
  12. Проклятие рода Юсуповых
  13. Храм-усыпальница Колоннада

Усадьба Архангельское

Сайт музея: arhangelskoe.su Адрес: Московская область, городской округ Красногорск, пос. Архангельское. Часы работы парка: с 10.00 до 20.00 (в зимнее время до 19.00). Стоимость билета в парк: 150 руб., пенсионерам, студентам — 50 руб., детям до 18 лет — бесплатно.

В усадьбе «Архангельское» все сооружения, хотя и созданы в нескольких архитектурных стилях, имеют в целом классицистическую основу. Здания находятся в окружении сразу трех великолепных парков, оформленных в разных стилях. Первый – итальянский, отличающийся скульптурными группами и многочисленными террасами. Второй – французский, где располагаются великолепные галереи с ухоженными растениями. Третий – строгий английский, в котором его создатели постарались показать неповторимую красоту окружающей природы.

Примечательно, что, несмотря на прокатившиеся по этим местам несколько войн и разрушительные 90-е годы ХХ столетия, весь архитектурно-парковый комплекс, имеющий весьма солидный возраст, сохранился практически в первозданном виде. Усадьба Архангельское — единственная в Подмосковье, сохранившая все основные элементы планировки и застройки.

На месте снесенных в 1930-х годах Лавровой и Лимонной оранжерей были построены здания военного санатория «Архангельское» (архитектор — В. П. Апышков), благодаря такой замене план усадьбы не пострадал.

«Архангельское» разделено на две неравные части. Одна, меньшая, открыта для всех желающих. Другая находится под охраной, свободное посещение ее запрещено, а вход в эту зону платный.

История усадьбы Архангельское

Усадьба Архангельское впервые упомянута в документах XVI столетия в качестве имения Алексея Ивановича Уполоцкого, располагавшегося в селении Уполозы. Здесь была сооружена собственная деревянная церковь Архангела Михаила. Несколько позже деревянное строение снесли, и возвели каменное с тем же самым названием. Имя церкви «Архангельская» вскоре перекочевало в название деревни и боярского имения. Сама же земля перешла во владение князей Одоевских.

Спустя несколько десятилетий, в 1703 году, имение Архангельское приобрело семейство Голицыных. Строительство великолепного архитектурного ансамбля началось при князе Николае Алексеевиче Голицыне в 1784 году, который задумал создать в Архангельском парадную резиденцию. Им был заказан проект Большого дома у французского архитектора Ш. Герна, строили его московские архитекторы, был разбит парк.

Колоннада дворца

Однако со временем этот дворянский род пришел в упадок, и поместье в 1810 году было продано князю Николаю Борисовичу Юсупову — богатейшему государственному деятелю, коллекционеру и меценату. Юсуповы владели Архангельским до самого конца Российской империи. За чуть больше, чем сто лет Юсуповы успели возвести несколько знаковых строений, полностью завершив создание архитектурного ансамбля и наполнив его бесценными произведениями искусства: коллекциями живописи, скульптуры, произведениями декоративно-прикладного искусства, а также богатейшей библиотекой.

В усадьбу дважды приезжал Пушкин А.С. в честь которого был установлен памятник в 1903 году и создана Пушкинская аллея.

Полный расцвет усадьбы пришелся на конец XIX – начало ХХ вв. во время владения ее Зинаидой Николаевной Юсуповой — последней владелицей «Архангельского» до революции. Чтобы род Юсуповых не прервался муж Зинаиды Николаевны граф Феликс Сумароков-Эльстон получил императорское разрешение на княжеский титул и фамилию Юсуповых.

Казалось бы, сразу после революции 1917 года усадьба «Архангельское» должна погибнуть от рук многочисленных мародеров, к счастью, этого не произошло. Власти молодой советской республики взяли имение «Архангельское» под охрану и открыли там в 1918 году исторический музей, куда начали свозить уникальные творения изобразительного искусства. Была восстановлена библиотека, книжный фонд которой составил тысячи поистине бесценных фолиантов. Первые посетители пришли в музей в 1919 году. Начиная с 1937 года, часть усадебных земель была отдана под отделения военного санатория. Во время Великой Отечественной войны коллекции музея были эвакуированы на Урал.

Достопримечательности усадьбы Архангельское

Церковь Михаила Архангела

Самое старинное здание на территории усадьбы — храм в честь Михаила Архангела, именно он дал название и селу, и усадьбе. Дошедшая до наших дней церковь была построена в 1667 году на месте обветшавшей деревянной крепостным архитектором Павлом Потехиным. Средства на это дал новый владелец подмосковных угодий Одоевский. Церковь Михаила Архангела от других культовых заведений того периода отличалась необычным диагональным расположением приделов, а также оригинальными сводами на двух столпах.

Рядом с церковью находится могила младшей сестры Зинаиды Юсуповой — 22-летней княжны Татьяны, умершей в 1888 году. На могиле в 1899 году была установлена надгробная статуя «Ангел» работы Марка Матвеевича Антокольского. Позднее для лучшей сохранности она была перенесена в парковой павильон усадьбы «Чайный домик», а на могиле установлена копия.

Театр Гонзаги

В 1817 году император Александр I собирался отметить в Москве пятилетний юбилей победы над Наполеоном. К приезду в Москву императорского двора князь Николай Борисович Юсупов решил построить в Архангельском отдельное здание театра, разработку которого возложил на еще одного итальянца — театрального художника Пьетро ди Готтардо Гонзагу. Как архитектор, он спроектировал и перестроил здание Манежа в западной части парка под театр, а как живописец лично написал несколько комплектов декораций. Интересно, что четыре из них сохранились до наших дней: «Храм», «Таверна», «Тюрьма», «Мраморная галерея».

По воспоминаниям очевидцев Александру I спектакль не понравился. Сам театр существует и сейчас, отметив в 2018 году свой 200-летний юбилей. Это один из немногих театров в мире, сохранившийся в первоначальном виде и единственный с декорациями Гонзаги.

Большой дворец

Центральной частью усадьбы стал дворцовый комплекс, в который входят Большой дом, Западный и Восточный флигели, соединенные с ним колоннадами и Парадный вход — въездная арка, которая соединяет флигели. В Западном флигеле находится Каретная галерея князей Юсуповых.

Овальный зал

Красивое симметрично оформленное строение, украшенное величественными колоннами и имеющее множество красивых залов, относится к стилю зрелого классицизма. Южной стороной оно обращено к парку.

Террасы и Большой партер

К южной части дворца примыкают Верхние террасы, украшенные мраморными скульптурами, в том числе гермами — в виде четрехгранных столбов завершенных головой или бюстом. Баллюстрада украшена мраморными вазами, скульптурами и львами. Львов в Архангельском очень много — 26 штук и все они разные, есть дружелюбные и веселые, есть грозные и хмурые.

К Нижней террасе ведет лестница, с которой в свою очередь можно спуститься по двухмаршевой лестнице в Большой партер.

Вид на Большой партер

Большой партер — это часть парка размером 240 на 70 метров. Представляет собой открытое пространство, обрамленное мраморными статуями и аллеями.

Малый дворец «Каприз»

Это сооружение поначалу было просто одноэтажным павильоном. Но в конце XVIII века к нему пристроили еще один этаж. При князьях Юсуповых здесь устроили картинную галерею, а вдоль дорожек перед «Капризом» установили большое количество скульптур, мраморных бюстов и ваз, созданных итальянским зодчим Антонио Кановой. В середине 1800-х годов все эти украшения были демонтированы и перенесены на верхнюю террасу.

Храм-памятник Екатерине II

Это сооружение, расположенное в западной части парковой зоны, создали в 1919 году архитектор Евграф Тюрин и скульптор Жан-Доминик Рашетта. Российская императрица представлена ими в виде величественной древнеримской богини правосудия Фемиды.

Кладовая над оврагом

Сегодня в этом здании организовываются всевозможные общественные мероприятия, а задумывалось оно как обычная кладовая. Сооружение возвели в конце XVIII столетия, а в 1816 году его реконструировали, добавив деревянную башню.

Беседка «Розовый фонтан»

Розовый фонтан появился в середине XIX столетия. Розовым его назвали из-за соответствующего цвета мрамора, использованного при его строительстве. Весь фонтан прикрыт причудливо оформленным куполом, покоящимся на четырех колоннах. В центре установлена скульптурная группа «Амур с лебедем», созданная во 2-й половине XVIII века неизвестным мастером.

Проклятие рода Юсуповых

Существует легенда, что над семьей Юсуповых довлел злой рок, известный как проклятие рода Юсуповых. А началась эта история еще во времена Ивана Грозного. Царь Иван Васильевич в те годы активно укреплял границы своего государства, попутно расширяя их. Таким образом, под его юрисдикцию попали земли Ногайской Орды. Ее лидер, хан Юсуф-Мурза, устав от бесконечных войн, пошел на мировое соглашение с русским правителем, и как гарантию искренности своих намерений отослал в Москву двух своих сыновей.

Сейчас существует несколько версий, как на потомков уважаемого рода наложили проклятие. Было ли это после примирения с Московским царем, или после того, как наследники Юсуфа-Мурзы приняли православие, неизвестно. Но факт остается фактом: из всех родившихся у Юсуповых наследников мужского пола в каждом поколении выживал только один. Для остальных пределом жизни был возраст в 26 лет. Последним из погибших в России членов семьи стал Николай Юсупов, застреленный на дуэли в возрасте 25 лет.

Памятник «Скорбящий гений»

Николай, старший сын владельцев усадьбы был влюблен в красавицу Марину Гейден и встречался с ней и после ее замужества. Оскорбленный муж, граф Арвид Мантейфель вызвал соперника на дуэль, где и застрелил его в Петербурге, на Крестовском острове. В память о сыне, в Архангельском был установлен памятник из бронзы «Скорбящий гений» немецкого скульптора Карла Барта. Николай похоронен в усадьбе «Архангельское» рядом с сестрой матери Татьяной.

Второй сын Юсуповых Феликс, женатый на племяннице Николая II Ирине, прославился участием в убийстве Григория Распутина. Вместе со своей семьей он сумел эмигрировать за границу после революции и дожил до 80 лет. Феликс был последним князем в роду Юсуповых.

Храм-усыпальница Колоннада

Колоннада является одним из самых изящных архитектурных образцов усадьбы. Высокий цоколь здания создает впечатление его парения в воздухе. Просторные лестницы, большие сквозные колонны, поддерживающие фронтон, купол на массивном барабане вызывают восхищение. Архитектор — Роман Иванович Клейн, расписывал храм художник Игнатий Игнатьевич Нивинский.

Строение стоимостью в 320 тыс. рублей начали строить в 1909 году. Оно предназначалось, как церковь и склеп в первую очередь для сына Николая, а также для рода Юсуповых, но по своему назначению никогда не использовалось — помешали Первая мировая война, а потом и революция. Склеп должен был размещаться в нижнем ярусе здания, во втором ярусе, вход в который осуществлялся через портик, должна была быть часовня-усыпальница, а на верхнем ярусе — храм в честь святого Николая, который так и не был никогда освящен.

Когда началась чехарда революционных событий, Юсуповы навсегда уехали за границу. Храм-усыпальница новыми хозяевами была приспособлена под проведение культурных мероприятий. Сначала здесь экспонировались произведения искусства, а в настоящее время проходят концерты классической музыки.

Музей-усадьба «Архангельское» в Подмосковье

Если вы однажды были в Версале или же, напротив, только мечтаете там побывать, то музей-усадьба «Архангельское» в Подмосковье скрасит вам время до свидания с Парижем. А все потому что граф Юсупов был эстетом и коллекционером всего прекрасного, поэтому и усадьбу отстроил под стать французскому дворцу: с большим домом, огромным тенистым парком и аллеями, где можно насладиться игрой солнца и теней на мраморных лицах парковых скульптур. Круче всего здесь летом: ощущение, будто и вправду улетел за границу, и только русские продавцы эскимо напомнят, что вы всего в двух часах езды от Москвы.

В истории каждой усадьбы есть момент, сделавший ее известной. Граф Юсупов был большим поклонником Екатерины II и почти сразу же решил возвести в честь императрицы храм. Однако она до Архангельского так и не доехала. Мол, далеко и хлопотно. Юсупов, говорят, сильно сокрушался по этому поводу и даже думал, что надо было строить усадьбу где-то ближе. Но широкие амбиции графа не укладывались в меньшие площади подмосковных территорий. Сегодня усадьба Архангельское — одна из самых масштабных в Подмосковье.

Адрес: Московская обл., Красногорск, п. Архангельское

Координаты: 55.787866, 37.284598

Режим работы: 10:00-20:00, среда-воскресенье

Официальный сайт: arhangelskoe.su

История

Начиналось все с деревеньки Уполозы, где в 17 веке возвели каменный храм в честь Архангела Михаила. По его названию деревню переименовали в Архангельское. В течение века территория поменяла несколько владельцев, пока не оказалась в руках графа Юсупова.

Однако, прежде чем усадьба превратилась в светское имение, случилась война с Наполеоном. Дворец разграбили, а большую часть владений сожгли. Но не бросать же летнюю резиденцию. Граф нанял нескольких итальянских архитекторов, которые предложили разбить в усадьбе три парка с террасами (редкое архитектурное решение для России) и выстроить главный дом в стиле классицизма (еще одно новшество).

Интересные факты

  • В Овальном зале дворца давали светские приемы и проводили балы. Сегодня здесь устраивают концерты классической музыки. Обратите внимание на подлинную люстру с имитацией под бронзу: из-за дороговизны натурального металла в ту пору ее могли позволить себе только очень богатые люди.
  • На втором этаже дворца располагались жилые комнаты, а также библиотека, включавшая в себя почти 20 тысяч книг.
  • В усадьбе Архангельское гостили пять российских императоров: Николай I, Александр I, Александр II, Александр III и Николай II. В каждом случае приезд отмечался установкой в парке колонны с двуглавым орлом и надписями с посвящением на французском языке. Колонны двух последних государей не сохранились.
  • Любили Архангельское Серов, Огарев, Герцен, Вяземский, Пушкин. Александр Сергеевич увековечил память о хозяине и его поместье в «Послании к вельможе». Позже здесь ему установили памятник на аллее, названной в его же честь.

Что посмотреть

Французский парк

Именно Французский парк больше всего напоминает Версаль.
Фото: Ольга МЕДВЕДЕВА

Поражает элегантностью выстроенных ландшафтных форм и больше всего напоминает Версаль. Обратите внимание на двухэтажное здание рядом с парком — это малый дворец, или «Каприз», как его назвал князь Голицын, который по моде того времени решил построить еще и небольшой особняк. Такой милый, но очень дорогостоящий каприз.

Итальянский парк

Скульпутры и бюсты итальянского парка — произведения русских и итальянских мастеров 17-19 веков.
Фото: globallookpress.com

Поражает воображение туристов открывающимся видом. Составлен из двух террас: маленьких балкончиков, обрамленных балюстрадами. Не проходите мимо мраморных скульптур и бюстов в парке. Все они, по большей части, являются произведениями русских и итальянских мастеров 17-19 веков.

Английский парк

Густая тениста зелень Английского парка окружает с двух сторон итальянские террасы.
Фото: globallookpress.com

Больше похож на лесную чащу, густой и тенистый. Мода на такие парки пошла в Российской империи в 18 веке. Именно в то время прежний хозяин — князь Николай Голицын — велел разбить его с двух сторон от итальянских террас. Получилось необычно и контрастно.

«Руинная арка»

Руинная арка разделяет территории французского и английского парков.
Фото: В. ГАЛУШКО, commons.wikimedia.org

Разделяет территории французского и английского ландшафтных парков каменная конструкция — «Руинная арка», одна из главных особенностей английских парков. Точно такая же есть и на востоке парковой зоны.

Рассказывают, будто музей-усадьба «Архангельское» в Подмосковье имеет даже свои привидения. По преданиям, на кладбище рядом с церковью Архангела Михаила бродит призрак дочери Юсупова — Татьяны Николаевны. Она умерла в довольно юном возрасте от туберкулеза, князь сильно горевал по дочке и установил на могиле мраморного ангела. После смерти Юсупова статую, спасая от морозов, перенесли в главное здание. Что, видимо, не очень понравилось Татьяне Николаевне, так как очевидцы утверждают, что время от времени ангел появляется над могилой.

Где сделать красивое фото

Лабиринт — одно из самых любимых мест для фотосъемки всех, кто приезжает в усадьбу. Летом листва создает эффект купольной беседки и придает яркость фотографиям, зимой — снежная шапка добавляет снимкам белоснежной идеальности.

Верхняя терраса перед Большим домом — отличное место, где можно выбрать множество ракурсов для эффектных фото. Отсюда открывает вид и на серию террас, и на скульптуры Геркулеса и Антея, и на симметрию ландшафтного партера. Лучше приезжать пораньше, пока туристов не так много.

Колоннада была построена родителями Николая Юсупова после того, как их сын погиб на дуэли за любовь Марины Гейден, что добавляет этим местам трагичной романтики. Лучше всего фотографироваться в первой половине дня, когда 14 пар тосканских колонн максимально освещены. Тут, время от времени дают импровизированные концерты музыканты. Если попадете на один из таких, это добавит антуража вашему снимку.

Архангельское – путеводитель

Архангельское – самая раскрученная и известная усадьба Подмосковья. Здесь многолюдно в любое время года. В последнее время, усадьба оказывается еще и в центре скандалов. Активисты, радеющие за ее сохранение борются с Министерством Обороны и “Леруа Мерлен”. Мы решили разобраться, что же такое усадьба Архангельское, какой смысл несет в себе то или иное здание, скульптура и сооружение. В результате получился путеводитель по усадьбе, который мы и представляем вниманию взыскательных читателей.

  1. Большой дом
  2. Верхняя терраса
  3. Нижняя терраса
  4. Памятные колонны
  5. Храм-памятник Екатерине II
  6. Чайный домик
  7. “Каприз”
  8. Партер
  9. Санаторий
  10. Кладовая над оврагом
  11. Храм Михаила Архангела
  12. Флигели
  13. Храм-усыпальница
  14. Дом для приезжающих
  15. Розовый фонтан
  16. Скорбящий гений и Пушкинская аллея
  17. Театр Гонзага
  18. Каретный сарай

Припаркуемся на Ильинском шоссе возле театра Гонзага. С этого места нам будет наиболее удобно осмотреть все достопримечательности усадьбы.

Покупаем билет и начинаем гулять по усадьбе.

1. Большой дом

Осмотр достопримечательностей начнем со дворца или как его называли хозяева – Большого дома. Он как раз стоит рядом со входом. Дом этот был построен при князьях Голицыных. Первым из них усадьбой владел действительный тайный советник Дмитрий Михайлович Голицын. К нему усадьба перешла в виде приданного, когда князь взял в жены дочь боярина Одоевского. Тогда на территории усадьбы стоял деревянный, ничем не примечательный дом. Князья Голицыны делали карьеру при дворе и не очень часто жаловали усадьбу своим посещением.

Все изменилось в 1780 году. В ту пору наследник престола будущий Павел I посетил Париж и был так впечатлен Версалем, что настоятельно советовал превращать все усадьбы в подобие знаменитого французского дворца. Все мы знаем с каким рвением исполняются у нас советы высочайшего начальства.

Итак, 3 сентября 1780 года князь Николай Алексеевич Голицын заказал у французского архитектора Ш. де Герна проект усадебного дома. Архитектор проектировал Большой дом не покидая Франции. Фундамент дворца был заложен четыре года спустя. Одновременно строились и флигели.

Проект потрясал своим размахом, две колоннады тосканского ордера соединяли флигели со дворцом. Похожую колоннаду мы можем видеть и в других подмосковных усадьбах, к примеру в Остафьево. Но считается, что впервые колоннада появилась именно в Архангельском.

Внутренние помещения дворца не так давно открылись после реставрации. Стоит ли их осматривать – решать вам, если посетителей будет не много, то однозначно стоит, но обилие людей и суматоха может помешать созерцанию.

Николай Алексеевич Голицын хоть и родился в Москве, но среднее образование получил в Швеции, а высшее во Франции. После завершения обучения князь выполнял в различных государствах Западной Европы дипломатические поручения. Неудивительно, что ему как нельзя лучше удалось воссоздать подмосковный Версаль. Строительные работы продолжались около 40 лет, отделка дворца не была закончена при Голицыне. Характерная особенность дворца – наличие множества колонн. Полуротонду южного фасада украшают ложные колонны.

2. Верхняя терраса.

Осмотрев большой дом мы выходим на верхнюю террасу. Строительство парка велось одновременно с возведением дворца. Ландшафтным архитектором выступил итальянец Джакомо Тромбара. В отличие от де Герна итальянец постоянно жил в России, был членом Академии художеств и имел множество знакомых в высшем свете. Именно Тромбара предложил заменить корявый склон спускающийся к старице Москвы на террасы, типичные для итальянских вилл.

Что же отличает французский регулярный парк? Это его геометричность и симметричность, обязательная стрижка деревьев и кустарников. Все тропинки парка образуют геометрические узоры.

3. Нижняя терраса.

Постепенно спускаемся вниз. Нет никаких сомнений, что перед нами классический регулярный парк с обилием скульптур, ваз, ажурными балюстрадами. Подпорные стены террас выложены из кирпича и отделаны белым камнем.

За несколько десятилетий, которые Николай Алексеевич посвятил обустройству усадьбы здесь накопилось около полусотни различных скульптур, включая 28 исторических лиц и легендарных героев. В основном римских императоров и полководцев. Все это должно было говорить о древности рода хозяев.

По сторонам от нижней террасы с голицынских времен сохранились арки-руины, выложенные из “дикого камня” они должны были напоминать о бренности мира и славы.

4. Памятные колонны

Спустившись с нижней террасы идем направо, к памятной колонне. Когда-то в Архангельском их было пять, сейчас сохранились только три. Каждая колонна возводилась в память о посещении усадьбы императором. Усадьбу удостоили своим царственным присутствием все Александры и Николаи.

5. Храм-памятник Екатерине II

Неизвестно гостила ли в усадьбе Екатерина II, но справа от колонны стоит храм-памятник с ее бронзовой фигурой в образе Фемиды. Сооружение это было выстроено в 1819 году при другом владельце усадьбы – князе Николае Борисовиче Юсупове. На стене на итальянском написано: «Тебе, которой послало небо и даровала судьба желать справедливого и иметь возможность достигнуть желаемого». Памятные колонны и столбы должны были подчеркнуть близость владельцев к высшему свету. Кстати, при Юсуповых многие могли позволить себе прогуляться по парку, но дворец был доступен лишь избранным: членам императорской семьи, дипломатам и людям творческим (художникам, поэтам, музыкантам). Последние должны были запечатлеть образ усадьбы в своих произведениях на память потомкам.

6. Чайный домик

Спустившись с террас мы попали в партер. От времен Юсуповых мы снова перенесемся во времена Голицыных. Самым видным представителем династии был Дмитрий Михайлович, дед Николая Алексеевича. Дмитрий Голицын был одним из самых доверенных людей Петра I, отличался честностью и неподкупностью. Получив образование в Италии, он был послом в Константинополе и отличался знанием иностранных языков. Царь Петр часто просил Голицына перевести ему ту или иную книгу. После смерти императора Голицын попал в опалу и проводил свои дни в Архангельском где собрал богатейшую библиотеку европейской литературы, составлявшую около 6 тысяч томов.

Потомки относились к библиотеке с большим уважением. Для хранения книг архитектором Фомой Ивановичем Петтонди была выстроена библиотека. Центральная часть была каменная, а два крыла – деревянные и оштукатуренные. К сожалению, в 1829 году пожар уничтожил оба крыла, оставив только центральную часть. Книги удалось спасти.

Так библиотека превратилась в чайный домик. Летом все двери держали открытыми, что делало ротонду местом для чаепития и отдыха.

7. Каприз

В Версале у жены императора был свой дворец, конечно же Голицыны не хотели отставать и для Марии Адамовны возвели отдельное одноэтажное здание из 11 комнат. Здесь хозяйка любила проводить время в одиночестве. При Юсуповых к центральной части “Каприза” был пристроен второй этаж.

8. Большой партер

Посмотрев на “Каприз” продолжим нашу прогулку по регулярному парку. Мы находимся в Большом партере. Его внушительные размеры – 240×70 метров должны были говорить о благородстве и мощи. Отсюда можно бросить взгляд на дворец и террасы.

Кстати, знаете ли вы, что такая декоративная стрижка в виде зеленой стены называется боскетом? Мы не знали. Боскеты – неотъемлемый атрибут регулярных парков.

9. Санаторий “Архангельское”

Замыкают партер корпуса санатория “Архангельское”. Здания в классическом стиле самые молодые в ансамбле усадьбы. При князьях здесь были оранжереи и с верхних террас открывался вид на дали Лохина острова. В 1934 году оранжереи снесли и возвели корпуса санатория Наркомвоенмора (ныне это Министерство обороны). Если об этом не знать, то можно и не догадаться, что знания построены уже после революции.

Санаторий действущий. В 2013 году двухместный номер в нем можно снять за 4300 рублей в сутки, включая трехразовое питание и лечение. Посетителям предлагаются различные маршруты дозированной ходьбы.

Мы же продолжим идти своим путем и спустимся к старице Москвы-реки. Прежде усадьба спускалась прямо к реке Москве. Но сильный паводок 1853 года изменил и спрямил основное течение. Так образовался один из самых крупных островов на реке Москвы – Лохин остров. Сейчас это заповедная зона.

Мы же спустимся к старице и покормим уток. Ребенку дадим порезвиться на детской площадке. Тут всегда весело.

10. Кладовая над оврагом

Немного передохнув отправляемся исследовать левую, еще не осмотренную часть усадьбы. Дорожка поведет нас по дну оврага, вероятно здесь хорошо гулять в ветреную погоду и слушать завывание ветра в кронах деревьев. Замыкает овраг интересная постройка – Кладовая над оврагом. Проектировал ее один из лучших архитекторов того времени – Осип Бове. Тот самый, что проектировал Манеж, Большой театр и Триумфальную арку в Москве. Возможно, что это одна из немногих хозяйственных построек его авторства. Кладовая была построена в 1813 году, в процессе восстановления усадьбы после Наполеоновского разорения.

Конечно, Осип Бове был слишком занят, чтобы лично контролировать процесс постройки. Фактическим строителем усадьбы в те времена был крепостной архитектор Василий Стрижаков. Юсупов своего крепостного не баловал, архитектор работал фактически за еду. Как тут не вспомнить другого крепостного архитектора – Григорьева, помощника Жилярди. Григорьев работал над строительством усадьбы Ершово и смог выкупить себе вольную в 22 года.

11. Церковь Михаила Архангела

От кладовой над оврагом поворачиваем направо и идем к Святым воротам. Построенные в 1824 они ведут нас в самую древнюю часть усадьбы.

Пройдя по аллее мы подходим к глинобитной стене, которая завершается по краям деревянными башенками со шпилями, что придает стене несколько необычный, сказочный вид. Авторство башенок тоже приписывают Бове.

За оградой располагается самое старое сооружение на территории – храм Михаила Архангела. Именно он и дал название селу и усадьбе.

Давным-давно село носило название Уползы, и на месте каменного здесь стоял деревянный храм в честь Архангела Михаила, поэтому иногда в документах село именовали как “Уползы, Архангельское тож”. В 1660 году князь Одоевский приказал своему крепостному зодчему Павлу Потехину возвести каменный храм. В то время центр усадьбы располагался вокруг храма, боярский дом и служебные постройки стояли неподалеку.

Особенностью храма является необычное расположение приделов по диагонали от основного здания и конструкция сводчатых перекрытий, опирающихся только на два столпа. В 1820-х к храму была пристроена трехъярусная колокольня, в советское время ее разобрали, чтобы вернуть храму первоначальный вид.

12. Флигели.

Выйдя из святых ворот мы увидим два здания в классическом стиле.

Левее – конторский флигель. Кроме заботы о престарелых дворовых князь Борис Николаевич Юсупов увлекался “экономическими затеями”. При нем в усадьбе работало несколько заводиков, включая хрустальный и фарфоровой, а также прядильная фабрика. В усадьбе пряли изделия их козьего пуха. Впрочем, все эти затеи не покрывали расходов на содержание усадьбы. Однако князь не унывал:

Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться…то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других

Понятно, что за всем огромным хозяйством усадьбы нужно было следить. Центром административной жизни было ведомство управляющего имением – Конторский флигель.

Справа – богадельня, построенная в 1887 году, в ней жили престарелые дворовые. Крепостное право было уже отменено и в общем-то Юсуповых никто не обязывал заботиться о своих работниках по достижении ими пенсионного возраста. Но на дворе было время меценатов и благотворителей.

13. Храм-усыпальница “Колоннада”

Мы же разворачиваемся и начинаем идти обратно ко дворцу, на этот раз не будем спускаться в овраг, а пойдем к огромному зданию с внушительной колоннадой. Это одна из последних построек времен Юсуповых на территории усадьбы. В 1908 году Николай Феликсович Юсупов погибает на дуэли. Молодой князь был влюблен в Марину Гейден, родители не одобрили выбор сына и не дали разрешения на брак и Марина вышла замуж за другого, но продолжала любить и поддерживать отношения с Юсуповым. Муж Марины не мог стерпеть позора и вызвал Юсупова на дуэль.

Шокированные родители решают построить в память сына храм усыпальницу в честь Святителя Николая. Строительство неоклассического храма по проекту архитектора Клейна началось в 1909 году и было закончено за 3 года. Но отделка интерьеров храма продолжалась вплоть до революции.

Не так далеко от усыпальницы стоит загадочный обелиск. Его можно было бы принять за плохо сохранившуюся колонну в честь приезда в усадьбу очередного императора, но это не так. Знающие люди говорят, что это всего лишь вытяжка из склепа. Будем рады, если наши уважаемые читатели смогут подтвердить или опровергнуть эту информацию.

14. Гостевой домик

Проходя мимо дома над оврагом можно было заметить стрельчатые ниши в его стенах. Стреловидные окна дома для приезжающих поддерживают тему псевдоготики в усадьбе Архангельское (настоящую Подмосковную псевдоготику ищите в усадьбе Быково). В Архангельском любили гостить знаменитые люди своего времени, кроме уже упомянутых императоров Российских, здесь, при Юсуповых, гостил Отто фон Бисмарк. Конечно такие высокие гости вряд ли соизволили бы жить в этом домике. Здесь останавливались приезжавшие в усадьбу по делам архитекторы, живописцы и прочие мастера.

Здесь, в хозяйственной части усадьбы было построено еще несколько санаторных корпусов, по выходным тут кипит торговля сувенирами, леденцами и пирожками. А детей с радостью покатают на лошади. Предупреждаем, что цены соответствуют размаху Подмосковного Версаля.

15. Розовый фонтан

Мы же снова возвращаемся в регулярный парк. Перед нами изящная ротонда из мрамора с розовым оттенком. Вообще-то это фонтан, он был построен в 1850-х годах, при Юсуповых, по проекту неизвестного архитектора. С внутренней стороны купола ротонду украшают цветочные букеты. А сам фонтан выполнен в виде скульптуры “Мальчик с гусем” (другое название – “Амур с лебедем”). К сожалению, мрамор в нашем климате не может стоять вечно, чтобы продлить срок жизни мраморных скульптур многие из них помещены в стеклянные витрины. Возможно, в будущем ученые изобретут средство позволяющее мрамору переносить наш далеко не средиземноморский климат, и тогда скульптуры будут стоят без стеклянных коробов.

16. Гений, Пушкин, бюсты

От Розового фонтана движемся по аллее где в глубине видна темная скульптура из бронзы. Это один из самых поздних памятников в Архангельском – скульптура “Скорбь”. Другое ее название “Скорбящий гений”. Как несложно догадаться скульптура была поставлена после гибели на дуэли Николая Юсупова.

От Скорбящего гения мы поворачиваем налево и выходим к бюсту общепризнанного гения, который тоже погиб на дуэли – Пушкина. Между прочим, родители Пушкина снимали квартиру в Москве именно у Юсуповых. Неудивительно, что Пушкин бывал в усадьбе несколько раз и ему очень нравилась усадьба и парк с липовыми аллеями.

Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались. – А.С. Пушкин “К вельможе”

Компанию Пушкину составляют античные поэты, философы и боги, стоящие в Пушкинской аллее.

17. Театр Гонзаго

Наша прогулка по Архангельскому почти завершена, мы осмотрели почти все достопримечательности усадьбы. Но не будем садиться в машину и спешить домой. Мы не зря припарковались у западного входа в усадьбу. За основной территории находятся еще два примечательных объекта. То место где мы припарковались – это Аполлонова роща. В 1818 году к приезду императора Александра I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III. здесь был построен театр. Еще в бытность дипломатом князь Юсупов познакомился со знаменитым венецианским театральным художником Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Юсупов с ним подружился и пригласил работать в России. Пятнадцать лет прожил Гоназаго в нашей стране прежде чем Юсупов доверил ему строительство театра. Пожалуй, это единственное в мире творение Гонзаго как архитектора. Еще более удивительно, что театр дошел до нас без значительных переделок.

Внутри сохранились занавес и декорации выполненные самим Гонзаго, единственные в мире сохранившиеся его работы. К сожалению, близость театра к Ильинскому шоссе, планируемое строительство торгового центра неподалеку создают угрозу для сохранности конструкций. Активисты ведут борьбу за сохранение театра, будем надеяться, что она завершится успехом.

18. Каретный сарай

Позади театра стоит еще одно здание, требующее реконструкции – это каретный сарай, построенный в 1820-х годах. В советское время здесь были выставлены старинные парадные кареты и экипажи.


На этом наша прогулка по усадьбе завершена. Надеюсь, что теперь она получилась не только приятной, но и осмысленной. Мы познакомились с устройством регулярного парка, проследили историю усадьбы и владельцев Одоевских, Голицыных и Юсуповых. Согласитесь, когда гуляешь в красивых местах и знаешь историю зданий, скульптур, то все начинает выглядеть в новом свете? Приятной Вам прогулки!

Полную версию путеводителя по Архангельскому читайте на нашем сайте “Подмосковье выходного дня”. В полной версии больше фотографий и информации, а также несколько полезных советов. :)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: