Причина по которой арабы ходят в белом тогда и сейчас: фото

Причина по которой арабы ходят в белом тогда и сейчас: фото

Mar 8, 2016 · 5 min read

Туристы, в Эмиратах, обычно с интересом разглядывают национальные одеяния местного населения. У них, как правило, возникает много вопросов: почему мужчины носят платья? Почему у некоторых из них есть воротник на платье, а у других нет? Почему один, повязал платок и спрятал концы, а другой распустил их? Как эти платки вообще не слетают с головы? Почему мужчины одеты в белое, а женщины в чёрное? Почему у некоторых вместо платка, на голове, таблетка? Почему цвет платья у большинства белый, но некоторые носят разноцветные платья? Связано ли это с каким-то событием? И ещё целая куча вопросов!

Самым и н тересным предположением, которое я слышала, было о том, что по количеству черных косичек, надеваемых поверх платка мужчины, можно определить сколько у него жён. А что такого? Многоженство, обычное дело у арабов.

Честно говоря, мне и самой было все это очень интересно разглядывать и меня обуревали все те же вопросы.

Любопытство победило, и я начала расспрашивать своих знакомых арабов что да как. И теперь со знанием дела, спешу поделиться с вами, друзья.

Любая встреча начинается, как правило, со знакомства.

Сегодня хочу Вас познакомить с традиционным арабским мужским костюмом.

Национальный костюм арабского мужчины состоит из: 1. белого платья, именуемым «Кандура».

В зависимости от региона её могут называть по-разному: «Белядишам» или «Дишдаша» в основном в Палестине, Иордании, Сирии, и Ливане. Сауди же называют его «Тсоуб» по английский “Thobe”. Название «Кандура» присуще эмирати.

2. белого платка, именуемым «Гутра» в странах Gulf, «Куфия» в Палестине и Иордании и «Шимаг» в Ираке, опять же в Иордании.

Для тех, кто не знает Gulf-страны или GCC с англ. «Gulf Cooperation Council» – это Совет сотрудничества арабских государств, в состав которого входят следующие страны: Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ.

Тюбетейку, надеваемую под платок, не выделяю, так как она надевается по умолчанию и ничего особенного в ней нет.

3. Чёрного жгута, надеваемого поверх платка, именуемого «Эгаль» и сюда же отнесём интригующие всех косички или кисточки, которые называются «Таратиш».

Вообще, о последнем аксессуаре информацию в интернете я не нашла, поэтому передаю то, что мне поведали арабы.

4. И последнее, покрывало надеваемое поверх Гандуры, именуемое «Бишт».

Итак, по порядку: традиционная одежда арабов многослойна как у мужчин, так и у женщин. Связано это, прежде всего, с религиозными взглядами. Говорят, что пророк Мухаммад носил свободную одежду и нарекал надевать многослойную одежду при совершении молитвы.

Мужчины, как правило, носят кандуру белого цвета, а женщины. абаю, черного цвета. Помню, когда приезжала в Эмираты впервые, гид прокомментировал это так: “Мужчины носят белое, потому что белый цвет — нарядный, благородный. Мужчина главенствует в Эмиратах и должен выглядеть представительно. Женщина же является тенью мужчины, потому носит черную одежду”.

Я слышала несколько версий на этот счет, но по все они отличаются только в части женской одежды. По одной версии, в пустынях часто совершались нападения на арабские племена и женщинам, одетым в черное было гораздо проще убежать в ночи. Темнеет в пустыне рано, поэтому звучит логично. По другой версии, белая одежда просвечивает и в случае намокания видно все, что под ней. Черная же одежда не просвечивает даже при намокании. Что тоже логично.

По стилю кандуры можно определить представителя того или иного региона. Например, эмирати носят кандуру без воротника и на груди есть косичка «Керкуша» в тон кандуры. Ее можно отстегнуть. Вырез, как правило, круглый “под горло”. Рукава предпочитают простые без запонок и манжет.

Жители Омана. носят кандуры разных цветов. Головным убором является таблетка. Они не носят гутру. Могут не надевать головной убор.

Катарцы носят кандуру с воротником-стойкой, либо отложным воротником как на обычной рубашке. Они носят кандуры с различными рукавами: с манжетами, запонками, кнопками и без. По моим наблюдениям, катарцы, в отличие от эмирати, выделяют способы повязывания гутры в отдельные стили. У них даже есть названия: стиль кобры, стиль орла, школьного учителя и т.д.

Эмирати тоже повязывают гутру по-разному, но почему-то все как один говорят, что названия у этих стилей нет.

Путешевствуя в Бахрейн значительных различий в одежде я не заметила. Разве что в Эмиратах все одеты наряднее. Но конечно и Сауди, Кувейтцы, Бахрейнцы носят ее “по-своему”.

Читайте также:
Куда прилетают самолеты из России в Таиланд: международные аэропорты

На вопрос: “Как гутра держится на голове?”, отвечаю: под гутру обычно надевается тюбетейка “такия”, который не дает легкому платку скользить. Поверх гутра крепится жгутом “Эгаль”. В старину, эгаль служил не только аксессуаром, а также оружием. Удар эгалем очень болезненный.

Косички, будоражащие фантазию туристов, отдельно не выделяются. Они являются частью эгаля и называются “Таратиш”. Их можно пристегивать и отстегивать по желанию. Раскрываю тайну: количество косичек ничего не означает! Предположение об определении количества жен по числу косичек вызывало только удивленные улыбки у арабских мужчин. Так что расслабьтесь и перестаньте считать.

Иногда поверх кандуры надевают “Бишт”, что переводится как «плащ», «накидка». Ее надевают по особым случаям, на официальные приемы, свадьбы, во время Айта, на пятничную молитву. Бедуины носили бишт в прохладную погоду. Бишт могут носить как мужчины, так и женщины. Шьют его обычно из шерсти. В отличие от кандуры, бишт обычно бывает черного, коричневого, бежевого, серого цветов с богатой вышивкой по всему краю. Бишт бывает разных стилей: с одним рукавом, с двумя рукавами, с золотистой или серебристой вышивкой.

По сей день арабы предпочитают шить традиционную одежду у портных. У многих есть портные, у которых они обслуживаются годами. Переодеваются они по несколько раз на дню и активно пользуются услугами химчистки. Так, маловероятно, что вы встретите кого-то в мятой или грязной одежде.

В силу климатических условий, из обуви, мужчины предпочитают шлепанцы. Редко, можно встретить мужчину в кедах или туфлях.

Да, теперь я могу смело сдавать экзамен на знание истории традционного арабского костюма.

Во что одеты арабские шейхи?

Я думаю, все Вы неоднократно видели арабов в их классическом одеянии – белом халате и платке с кольцом. Но знаете ли Вы, что это и почему они одеваются именно так? Хотите узнать, как называются их белые халаты (и халаты ли это), зачем они носят платки, что общего у шейха и жениха, а также узнать, что у них под платками и под халатами?

Начнем с главной одежды, которую традиционно носят арабы всех стран, хоть и называют ее по разному. Дишдаша (Ирак, Иран, Оман, Кувейт) она же кандура (ОАЭ) она же тоба (Саудовская Аравия, Бахрейн) – традиционная длинная роба или “халат”. Конечно, это совсем не халат, а скорее туника или длинная рубашка до пола, но издали выглядит очень похоже. Но халат – это распашная одежда, а арабская роба одевается как платье через голову.

В основном арабы носят белые робы, ведь белый цвет – это цвет благородного человека, к тому же в жару этот цвет очень практичен. Кроме белого одежда может быть бежевого, песочного и других светлых оттенков (ни разу не видел араба в черном, но это не значит, что это невозможно). Для официальных встреч и торжественных случаев никакой цвет кроме белого невозможен.

Есть дишдаши и в полосочку, и в клеточку. Но в основном это домашняя одежда. НЕ белые тоже носят, но меньше.

Гутра – традиционный арабский платок, и, наверное, главный (по модности) элемент арабского “костюма”. В старые добрые времена бедуины гутру носили для защиты от солнца и песчаных бурь, а сейчас скорее для красоты. Т.к. робы у всех одинаковые, единственный способ выделиться – это именно с помощью головного убора. Классический платок, как и основная одежда, благородного белого цвета, но в настоящее время модно носить цветные платки в клеточку или с разными узорами. Особенно популярны нынче платки в красную “клеточку”.

Кроме цвета различают и способы ношения платка. Гутру можно носить двумя способами. Первый классический способ – когда концы платка просто свисают вдоль тела.

Второй – современный “модный” способ , когда концы платка закидывают на голову. Как они там держатся – отдельная песня, но никаких заколок или булавок арабские модники не используют. Тут нужен опыт, сноровка и специальные способы “закидывать” платок.

Оказывается, платок является не единственным головным убором. Арабы – они же мусульмане, поэтому должны носить гафию – небольшую белую вязаную шапочку.

И именно эту шапочку все без исключения арабы обязательно надевают под платок. Зачастую ее просто не видно, но она там есть. Присмотритесь, и Вы ее увидите, особенно, когда платок закинут на голову.

. и не только арабы

3. Ободок на платке

На платке арабы носят специальное черное кольцо – игаль. Он вроде как удерживает платок на голове, хотя исторически у него совсем другое предназначение. Раньше бедуины специальной веревкой связывали верблюдам ноги, чтобы те не убежали во время стоянки, а днем снимали ее и повязывали на голову, чтобы была под рукой. К тому же, этой веревкой можно было еще и погонять верблюдов вместо кнута. Но это было раньше, сейчас они вместо верблюдов ездят на мерседесах, а игаль служит исключительно декоративной частью арабского головного убора. К тому же, этот обруч неплохо держит гутру на голове, чтобы ее не сдувало ветром.

Читайте также:
Особенности отдыха в Пусане самостоятельно

4. Накидка шейха и арабский галстук

Иногда на шейхах поверх одежды можно видеть специальный плащ (как правило черный), расшитый по краям красивым узором из золотых нитей. Это – бишт. Он не является повседневной одеждой, и его не может носить любой араб по своему желанию. Бишт разрешено носить только правителям или шейхам, причем они его надевают исключительно во время торжественных случаев или высоких приемов, чтобы показать “кто здесь главный”.

Но есть одно исключение, благодаря которому один раз в жизни бишт может примерить любой арабский мужчина. И это – свадьба! Жених во время свадьбы также, как и шейх, носит на своих плечах драгоценный плащ, но лишь в течении 1 дня.

Кроме того у арабов есть свой специфический “галстук”. Выглядит он как плетеная веревка (или даже шнурок) на шее поверх робы и называется тарбуша. Кроме “украшения” тарбуша эта служит еще и как ароматизатор, т.к. мужчины пропитывают этот шнурок своими любимыми ароматами. К сожалению, я не нашел у себя ни одной фотографии араба с торбушей, но если Вы увидите на арабе белый плетеный шнурок – то это оно.

Во что одеты арабские шейхи

1. “Халат”

Начнем с главной одежды, которую традиционно носят арабы всех стран, хоть и называют ее по разному. Дишдаша (Ирак, Иран, Оман, Кувейт) она же кандура (ОАЭ) она же тоба (Саудовская Аравия, Бахрейн) – традиционная длинная роба или “халат”. Конечно, это совсем не халат, а скорее туника или длинная рубашка до пола, но издали выглядит очень похоже. Но халат – это распашная одежда, а арабская роба одевается как платье через голову.

В основном арабы носят белые робы, ведь белый цвет – это цвет благородного человека, к тому же в жару этот цвет очень практичен. Кроме белого одежда может быть бежевого, песочного и других светлых оттенков (ни разу не видел араба в черном, но это не значит, что это невозможно). Для официальных встреч и торжественных случаев никакой цвет кроме белого невозможен.

Гутра – традиционный арабский платок, и, наверное, главный (по модности) элемент арабского “костюма”. В старые добрые времена бедуины гутру носили для защиты от солнца и песчаных бурь, а сейчас скорее для красоты. Т.к. робы у всех одинаковые, единственный способ выделиться – это именно с помощью головного убора. Классический платок, как и основная одежда, благородного белого цвета, но в настоящее время модно носить цветные платки в клеточку или с разными узорами. Особенно популярны нынче платки в красную “клеточку”.

Кроме цвета различают и способы ношения платка. Гутру можно носить двумя способами. Первый классический способ – когда концы платка просто свисают вдоль тела.

Второй – современный “модный” способ , когда концы платка закидывают на голову. Как они там держатся – отдельная песня, но никаких заколок или булавок арабские модники не используют. Тут нужен опыт, сноровка и специальные способы “закидывать” платок.

Оказывается, платок является не единственным головным убором. Арабы – они же мусульмане, поэтому должны носить гафию – небольшую белую вязаную шапочку.

И именно эту шапочку все без исключения арабы обязательно одевают под платок. Зачастую ее просто не видно, но она там есть. Присмотритесь, и Вы ее увидите, особенно, когда платок закинут на голову.

3. Ободок на платке

На платке арабы носят специальное черное кольцо – игаль. Он вроде как удерживает платок на голове, хотя исторически у него совсем другое предназначение. Раньше бедуины специальной веревкой связывали верблюдам ноги, чтобы те не убежали во время стоянки, а днем снимали ее и повязывали на голову, чтобы была под рукой. К тому же, этой веревкой можно было еще и погонять верблюдов вместо кнута. Но это было раньше, сейчас они вместо верблюдов ездят на мерседесах, а игаль служит исключительно декоративной частью арабского головного убора. К тому же, этот обруч неплохо держит гутру на голове, чтобы ее не сдувало ветром.

Читайте также:
ПМЖ в Российской Федерации в 2021 году

4. Накидка шейха и арабский галстук

Иногда на шейхах поверх одежды можно видеть специальный плащ (как правило черный), расшитый по краям красивым узором из золотых нитей. Это – бишт. Он не является повседневной одеждой, и его не может носить любой араб по своему желанию. Бишт разрешено носить только правителям или шейхам, причем они его одевают исключительно во время торжественных случаев или высоких приемов, чтобы показать “кто здесь главный”.

Но есть одно исключение, благодаря которому один раз в жизни бишт может примерить любой арабский мужчина. И это – свадьба! Жених во время свадьбы также, как и шейх, носит на своих плечах драгоценный плащ, но лишь в течении 1 дня. (фото из интернета, источник неизвестен)

Кроме того у арабов есть свой специфический “галстук”. Выглядит он как плетеная веревка (или даже шнурок) на шее поверх робы и называется тарбуша. Кроме “украшения” тарбуша эта служит еще и как ароматизатор, т.к. мужчины пропитывают этот шнурок своими любимыми ароматами. К сожалению, я не нашел у себя ни одной фотографии араба с торбушей, но если Вы увидите на арабе белый плетеный шнурок – то это оно.

5. А что под халатом?

Несмотря на невыносимую жару, халат НИКОГДА не надевают на голое тело. Это непрактично, да и некультурно, ведь белые “халаты” просвечивается, а светить своими ягодицами и другими “причиндаламы” мусульманам не следует. На бедра и талию специальным образом завязывается длинный кусок белой ткани в виде пояса, который называется изар (или вузар). Получается что-то типа белых “панталонов”. На верхнюю часть тела одевается белая рубашка – фанила, хотя в настоящее время вместо нее обычно носят белую футболку или майку.

Одежда для арабских мужчин, несмотря на свою внешнюю простоту, стоит довольно дорого и шьется в специальных магазинах-ателье по индивидуальному заказу. Мужчина выбирает ткани и расцветки, с него снимают мерки, после чего шьется индивидуальный костюм. И таких нарядов у каждого порядочного араба должно быть много. В день мужчина может переодеваться 2-3 раза, т.к. одежда всегда должна быть идеально чистой и белой.

А что же современная одежда? Как же джинсы, футболки, шорты или классические костюмы? – спросите Вы.
Все это есть, и чем современнее и свободнее страна, тем больше мужчин там одеваются как и мы с Вами. Например, в Эмиратах или Бахрейне классическую одежду носят, наверное, только старики, а вся молодежь уже давно ходит в рваных джинсах и обычной европейской одежде. Но на государственной службе все работники по закону обязаны одеваться в классическую одежду, а на все официальные приемы и торжества арабы одевают не костюмы и смокинги – а свои лучшие белые робы и самые красивые гутры!

Вот такие они, арабские нефтяные модники. А о том, что носят их жены, я расскажу в одном из своих следующих постов.

Подписывайтесь на меня в инстаграме – @vladimirzhoga, там много красивого и интересного!

Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.

Как выглядят арабские женщины дома без паранджи и хиджаба

Жизнь арабских женщин очень сильно отличается от европейских — многоженство, отсутствие прав, хиджаб и паранджа — все это в глазах инонстранцев стереотипы, связанные с жизнью женщин на Востоке.

Также как и лицо арабской женщины, вся ее жизнь покрыта тайной и скрыта от посторонних глаз.

Как же на самом деле живут и выглядят арабские женщины дома?


Арабские женщины на улицах города


Фотография арабской невесты

В большинстве арабских стран установлен возраст вступления в брак жениха и невесты 18 лет, хотя в некоторых развивающих странах, таких как Саудовская Аравия и Йемен, до сих по еще практикуют ранние браки, Арабские женщины практически никогда не выходят замуж за иновертов, за это их могут выдворить из страны. Мужчины же наоборот, могу взять в жены и христианок и иудеек, только в таком случает девушка не получит гражданства и дети в случае развода останутся жить с отцом.

Не многие знают, но обычно арабы берут в жены только одну женщину, хотя закон и религия разрешают многоженство. Причина тому банальная — только очень состоятельный мужчина может обеспечить каждую жену собственным домом и дорогими подарками.

Читайте также:
Что входит в квартплату (из чего состоит) - в 2021 году, коммунальные услуги, сумма платежей, счётчики, учёт, перечень


Арабские женщины очень любят украшения

Также существует традиция отмечать отдельно «женскую» и «мужскую» свадьбу. Как правило жених ограничивается скромным чаепитием и посиделками с друзьями. В то время как «женская свадьба» — это повод покрасоваться перед всеми в бриллиантах, безумного дорогих дизайнерских нарядах. На таких свадьбах всегда присутствуют исключительно дамы, и когда приходит жених, все женщины должны накрыться абаями.

Как одеваются арабские женщины

В страха арабского мира женщина может носить любую одежду: мини-юбки, шорты и джинсы, с одним лишь исключением- когда они выходят на улицу, то сверху должны надевать накидку до пят.

Многие дорогие люксовые бренды одежды специально открывают свои бутики в арабских странах, так как спрос на их одежду огромен, и даже выше чем в Европе. Но для кого же женщины наряжаются, если под хиджабом не видно ничего? Конечно же для своих мужей. Вы никогда не увидите дома на арабской женщины старый халат или драные джинсы. Для мужа они надевают только самую красивую одежду и украшения.


Амира Аль-Тавил (бывшая супруга саудовского принца Аль-Валида)

А их украшениям может позавидовать любая европейка. Здесь их принято дарить женщинам вместо цветов, считается, что чем сильнее муж любит свою жену, тем больше он одаривает ее укашениями. Раньше также существовала традиция, что если муж захочет развестись с женой, то она обязана покинуть дом и забрать с собой только то, что на ней надето. Поэтому часто женщины носили все свои украшения. Сейчас это уже осталось в прошлом, условия развода обговариваются в брачном контракте.

Что касается макияжа, то арабки стараются в основном делать красивый макияж глаз. Красятся они всегда вечером, к приходу мужа и не умываются до того, как он ляжет спать.

Основное отличие арабской женщины от европейской в том, что она старается быть красивой для своего мужа, тогда как европейка наоброт: для подруг, коллег, случайных прохожих.

Материал, опубликованный в статье, касается в основном жизни богатых и зажиточных арабок, в тоже время как бедные одеваются очень скромно, практически как и в нашей стране — шлепки, треники и потертые рубахи.

Запрет на селфи, каблуки, работу и учебу: как живут женщины Афганистана при талибах*

3 октября 2021 12:01

Кабульское декольте

23-летняя Мушган Ахмади, одетая в строгий исламский костюм, прикладывает к скрывающейся под мешковатой одеждой стройной фигуре шикарное платье со смелыми, по местным меркам, голыми плечами и по-настоящему отважным декольте.

– Вот это мое любимое, – мечтательно улыбается она. – Это платье подруги невесты, я бы очень хотела его когда-нибудь надеть на свадьбу.

Мы стоим посреди небольшого шоу-рума, который просто брызжет модной роскошью. Платья свадебные со стразами, коктейльные, расшитые блестящими камнями, строгие деловые, но с «оголенными» элементами, явно не соответствующими строгим нормам шариата, которые с недавних пор действуют в этой стране.

Мушган родилась во время первого правления талибов* и, конечно, не помнит его порядков, она росла уже «при американцах», как говорят здесь. Ходила в школу, окончила Сельскохозяйственный университет, с нуля создала свой бизнес.

Возможность учиться и реализовывать себя для таких, как она – данность, а не отвоеванное право. Тем больнее столкновение с новой реальностью.

Но девушка всем своим видом старается показать, что она в состоянии держать удар. Из шоу-рума ведет меня в фотостудию: «Здесь мы одевали моделей в новые платья и делали фотографии для рекламы и продвижения в соцсетях». Через небольшой садик с густыми кустами роз мы проходим в третье помещение – видеостудию, где Мушган реализовывала свои творческие амбиции в рамках Youtube-проекта: «Он об истории нашей страны, культуре, о памятных местах, об афганских поэтах. Мы записываем это все для будущих поколений. Снимать на месте, конечно, тяжело. Но у нас много книг по истории, и мы накладываем различные истории на кадры, которые находим в интернете».

Молодая бизнес-вумен была единственным кормильцем в семье. Теперь источников дохода нет.

– У нас собственная фабрика на которой мы шьем женские наряды. Но сейчас, мы ее закрыли, забрали станки домой, а часть пришлось продать.

– Больше похоже на западный фасон, кто покупал эти платья?

– На самом деле раньше такие платья импортировались сюда из разных стран. Мы решили, что можно делать то же самое здесь, на месте. Женщинам нравится этот фасон, и они покупали у нас. И даже были заказы из Европы.

Читайте также:
Путеводитель по Йоркширу

Подарки под запретом

Кабул, к слову, вполне можно назвать городом свадебных салонов. Их здесь десятки, если не сотни, и один – роскошнее другого. Из бетона и стекла, с мраморными лестницами, античными колоннами. Полюбили тут гулять на свадьбах за время американского присутствия. А вот, к примеру, в провинции Каписа новые власти запретили отмечать свадьбу после ее проведения, дарить подарки молодым (жених может вручить невесте золото) и подавать на стол что-то, кроме риса, хлеба и гормэ – блюда из мяса ягненка, пряных трав, фасоли и шпината. Умеренность должна быть во всем, даже в торжествах.

– Давно вы в бизнесе? – спрашиваю девушку.

– Когда окончила университет, задумалась о своем финансовом будущем. Начала три года назад, и дело пошло. Родители против не были, у нас просвещенная семья, знает о правах женщин. И они меня поддержали. Я подрабатывала, пока училась, скопила небольшую сумму. У меня есть партнер, который тоже вложился. На начальном этапе у нас было всего два продавца. Перед приходом талибов* на предприятии уже работало 30 сотрудников. 20 человек занимались продажами, остальные – производством. Сейчас они сидят дома без работы. Талибы* сказали нам закрываться, но прозвучало это как временно. Мол будет объявление о новых правилах для женщин, но их пока так и не огласили.

– А что работающего осталось от вашего бизнеса?

– Только историческая студия. И оставшиеся платья в шоу-руме.

– Может уехать из Афганистана и поработать дизайнером в другой стране?

– Я делала много проектов, чтобы показать мою страну за рубежом. Если появится такая возможность, я готова. Но не навсегда. Я хочу оставаться здесь, с другими женщинами.

«Проекты» – это всевозможные программы, которые Запад на протяжении двух десятков лет продвигал в Афганистане через различные некоммерческие и неправительственные организации. Права женщин были одним из центральных кейсов, на который тратились миллиарды. Исследования феминизма в Кабульском университете, кампании по искоренению мужских стереотипов, фонды помощи… Часть средств, конечно, беззастенчиво разворовывалось, но какие-то деньги все-таки работали на то, чтобы афганская женщина наконец почувствовала себя человеком. Кто же знал, что лишь на время.

При американцах мы были счастливы

Фазиля Азизи в Министерстве промышленности и торговли работала более 25 лет – еще со времен Наджибулы. С перерывом на «первое пришествие» Талибана* с 1996 по 2001 годы.

– Мы тогда только привыкали носить хиджабы, – вспоминает она. – Нам запрещали выходить на улицу без сопровождения мужчины. Мы не могли поехать ни в другую провинцию, ни за пределы Афганистана. Всего уже не упомнишь, но жизнь была тяжелая. У мужчин работы не было, и мы пытались делать что-то дома, чтобы добыть денег на пропитание. И это был серьезный вызов практически для каждой семьи в то время.

– А потом пришли американцы…

– Мы были счастливы. Потому что наконец смогли пойти на работу, начать улучшать жизнь, повышать образование – я окончила, наконец, бакалавриат. Страна постепенно переходила от закрытой экономики к рыночным отношениям, и я занималась планированием, а также помощью женщинам-предпринимателям. Нам помогали многие страны, в том числе и Россия, которая присылала сюда различные товары в качестве гуманитарной помощи. Были правительственные программы для неимущих – в специальных магазинах продукты первой необходимости продавались гораздо дешевле, чем в обычных супермаркетах.

«Женский» департамент Фазили работал с такими гигантами американской «мягкой силы», как USAID. Помощь оказывали подобные НКО Европейского союза. Планирование современной жизни, разработка своей экономической стратегии, выход на внутренний и на международный на рынки со своими идеями. Вопросы финансов, брендинга, аренды офиса. Бизнес-вумен появлялись практически во всех секторах экономики – рукоделие, ювелирное дело, сельскохозяйственный бизнес, сухофрукты, ковры, кожа…Мушган Ахмади, видимо, тоже прошла через эту школу независимой женской жизни, подумал я. И спросил:

– А мужчины как относились к этим метаморфозам?

– Я чувствовала ежедневный риск, исходящий от мужчин. Даже от тех, с кем мы работали. Многие прямо мне говорили: «Хватит поддерживать женщин». У нас так построено общество, что мужчины не любят, когда женщины становятся самостоятельными, улучшают свои способности. Для этого необязательно быть членом Талибана*.

– Но с его приходом стало еще сложнее?

– Они объявили, чтоб мы сидели по домам и не выходили на работу, пока они не скажут нам, что можно. Я, конечно, продолжаю помогать женщинам – и по телефону, и по электронной почте, и при личных встречах, если они просят совета. Что будет с бизнес-лицензиями, как теперь оформлять экспорт сухофруктов в Индию, у многих сейчас нет средств, чтобы платить своим сотрудникам, потому что заказов на их товары нет. Если бюджетникам новые власти еще что-то пообещали платить, то частный сектор практически целиком остался без прибыли. А ведь у многих – семьи, дети. И, как правило, у всех был семейный бизнес, других источников доходов просто нет. Нет денег, нет планов, нет уверенности в будущем – что это за жизнь?

Читайте также:
Отдых в Дании с детьми в 2021 году – цены и достопримечательности

«Оттепель» прошла

А тут еще новые «разнарядки». В разных провинциях страны женщинам запрещают ходить на каблуках (чтобы «не привести к возбуждению мужчин в публичных местах»), сниматься в кино, заниматься спортом, получать высшее образование, преподавать в вузах, иметь смартфон с камерой (чтобы не делать селфи и не вызвать эффект, как от каблуков), использовать косметику (причина та же)… Центральные власти от авторства этих нововведений лениво отмахивается. Дескать, это не позиция официального правительства, а перегибы на местах. Удобная позиция.

Справедливости ради, новые экзотичные табу налагаются и на мужчин. Под запретом «американские прически» и бритье бород. И даже боевикам Талибана* приказано не носить белые кроссовки (как элемент чужеродной культуры) и селфиться (это вредит статусу, «добытому кровью мучеников»). Но тут, как говорится, не жили красиво – нечего начинать. А вот прекрасному полу, который только почувствовал себя таковым, до слез обидно.

Начиналось-то вроде неплохо. В первые пару недель после взятия Кабула талибы* провозглашали толерантное отношение к женщинам. В кадре местных телевизионных каналов процентов 80 – журналистки. Две репортерши (небывалое дело!) берут интервью у лидера Талибана* муллы Барадара. Вот это оттепель!

Спустя почти месяц от «новой талибанской* этики» не осталось и следа.

– Мы думали, что они действительно изменились за 20 лет, – признается журналист национального телевидения Афганистана Шинкай Фурзай.

Мы встречаемся в редакции небольшой радиостанции, расположенной в обычном подъезде жилого дома, где дверь каждой квартиры на площадке огорожена квадратом массивной железной решетки от пола до потолка.

– Решили, что нас допустят к работе, – продолжает Шинкай. – Но в реальности, когда я предъявила свое удостоверение новой охране из талибов*, меня отправили домой, сказав, что объявят дополнительно, когда можно приходить на работу. И это случилось со всеми женщинами в СМИ. Большинство из них теперь пытается выехать из страны. Надежд на будущее не осталось.

– Вы сами не думали уехать?

– Я люблю журналистику, я еще читала лекции в университете. У меня была надежда, что я буду полезна студенткам. Сама собиралась защищать степень магистра, но теперь все изменилось. Три месяца назад Канада объявила, что те, кто хочет покинуть Афганистан, могут обратиться с соответствующим заявлением в посольство. Мои друзья советовали сделать это, но тогда я отказалась. А сейчас я уже хочу уехать из Афганистана.

Идеология против денег

Я вспомнил, что только что проезжал мимо иранского посольства. У его массивных стен – две огромные очереди: мужская и женская. Вторая – длиннее. Желающие улететь продолжают обивать пороги дипмиссий, которые все еще дают визы. Хотя бы транзитные. Может среди тех женщин были и бывшие коллеги Шинкай. На телевидении она работает больше 20 лет. Освещала международную повестку, а также вела свою собственную программу, посвященную, как вы догадываетесь, правам женщин.

– Я ездила на специальные курсы в Германию, где нас обучали освещать подобные темы. Делала сюжеты из женских тюрем, репортаж о местах содержания женщин, оставшихся без жилья. Девчонок у нас много было – фотографы, технический персонал, осветители, операторы, звукорежиссеры, редакторы… Была специальная организация «Айна», которая на западные гранты обучала девушек различным журналистским направлениям. Я там тоже проходила тренинг. Туда можно было прийти сразу после школы, получить профессию и устроиться на работу.

– У вас не возникало проблем во время работы?

– Со стороны правительства – нет. Но они возникали в провинциях. Афганское общество очень традиционно и религиозно. Когда ездишь по глубинке и делаешь сюжеты о жизни женщин, сталкиваешься с противодействием. Не давали снимать, запрещали брать интервью.

– Получается, афганки в Кабуле чувствовали себя свободнее, чем в других провинциях?

– Можно так сказать. Здесь больше хорошо образованных женщин. Здесь они занимают лидирующую позицию в семье, а в провинции они не знают о своих правах.

И это, пожалуй, ключевой момент. Огородившись военными базами, бетонными заборами и «зелеными зонами», американцы сотоварищи выполняли свои задачи и по большей части охраняли сами себя. Но для оправдания своего присутствия выстраивали ширму строительства нового общества – свободного и счастливого. В отдельных городах это худо-бедно сработало. По крайней мере отчеты по освоению средств, выделенных на формирование гендерного равенства, наверняка были убедительными.

Читайте также:
Горнолыжная трасса в «Белокурихе-2» будет работать в тестовом режиме Маршрут проложить

А патриархальная провинция, где не принято советоваться с женщинами, так и жила в своем архаичном мире, которому идеология Талибана* куда ближе, чем западные ценности. Городских модников под охраной американских военных она тихо презирала, считая зажравшимися сбрендившими манкуртами. И речь тут, конечно, не только о женских правах. Собственно, на идеологическом уровне США проиграли задолго до вывода. В отличие от Советского Союза они не смогли ничего противопоставить идее. Именно благодаря ей (как ты ни относись к идее построения социализма) режим Наджибулы после ухода ограниченного контингента продержался еще три года. Но ему противостояли не просто моджахеды, а силы, поддерживаемые Западом. Американцы же в Афганистане смогли предложить только деньги. Которые президент-беглец Гани в итоге вывозил вертолетами.

Именно поэтому талибы* брали целые провинции без боя. Не случайно сейчас в разных районах те же женщины, но одетые в глухие «бурки», выходят на акции в поддержку новой власти. Впрочем, моя собеседница Фазиля Азизи не хочет верить, что это не постанова:

– Я видела эти кадры, они там похожи на мужиков, а их лица полностью скрыты. Я не думаю, что на этих выступлениях были только женщины. Возможно, среди них шли мужчины, которые их направляли. Никто не видел, кто это был на самом деле. Тем более, сейчас не запрещено ходить в хиджабе с открытым лицом. В отличие от первого прихода Талибана*.

– Получается, хоть какие-то позитивные изменения есть.

Фазиля грустно смеется.

– При этом все наши предыдущие достижения – не только женщин, но афганцев в целом – стали бесполезны. За последние 20 лет мы совершили огромный скачок, транспортная система, электричество, у нас были грандиозные планы, сегодня они все заморожены.

– У вас нет обиды на западный мир, который познакомил вас с новыми возможностями и фактически предал, бросив один на один с теми, кто эти возможности похоронит?

– Каждую ночь, когда я ложусь спать, я думаю: «Мы проиграли. Почему это произошло с нами. Каждую ночь я…», – не справляясь с эмоциями женщина начинает плакать.

Протягиваю ей упаковку бумажных салфеток. Она вытирает слезы, несколько раз глубоко вдыхает и, немного успокоившись, признается:

– Мы все в глубокой депрессии. И женщины, и мужчины.

*Запрещенная в РФ организация

Жизнь женщин Афганистана

Запрет на селфи, каблуки, работу и учебу: как живут женщины Афганистана при талибах* Александр КОЦ

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

15 мрачных фактов о Дубае, которые вам не расскажут местные жители – ФОТО

Дубай – один из самых удивительных и интересных городов мира. Все эти роскошные небоскребы, дорогущие тачки и тонны золота, несомненно, выглядят впечатляюще. А еще в Дубае круглый год отличная погода! Но, как известно, и на солнце есть пятна. Вот об этих пятнах, омрачающих яркий и блистающий мир Дубая, мы вам немного расскажем.

Рабочие трудятся по 14 часов в день на дикой жаре

Дубай развивается и строится невероятными, стремительными темпами. Однако для строительства нужна рабочая сила, верно? И эти люди работают в крайне тяжелых условиях, часов по 14 в день, да еще на дикой жаре (летом температура может доходить до 48 градусов). Туристам в Дубае в такую жару советуют не находиться на солнце дольше пяти минут, но о рабочих никто так не заботится. Естественно, это вызывает массу смертельных несчастных случаев, но деньги Дубая тихо покрывают все эти проблемы.

Тюремный срок за поцелуй на публике

Все эти крутые снимки из Дубая могут ввести в заблуждение и дать ощущение того, что в этом городе крайне либеральные порядки, но это совершенно не так. У мусульман все строго. Например, запрещено целовать в общественных местах. Да что там целоваться – даже за руку держать нельзя. Туристы, нарушающие эти правила, вынуждены платить огромные штрафы и даже могут попасть в тюрьму (такие случаи бывали).

Читайте также:
Где находится Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Местоположение Собора Рождества Пресвятой Богородицы на карте Ростова-на-Дону и описание

Секс-рабство

Ко всему, что связано с сексом, наркотиками и алкоголем, тамошний закон чрезвычайно суров. У девушки могут быть проблемы даже из-за того, что она прошла по улице с открытыми руками. Однако с наступлением ночи все меняется. Старейшая в мире профессия в Дубае процветает: там более 30 000 проституток, предлагающих свои услуги за 500 долларов в час. Звучит как не самое выгодное предложение, но, видимо, таковы дубайские расценки. Однако проблема в другом: крупный бизнес проституцию поддерживает и поощряет, хоть она и незаконна. Это, так сказать, один из традиционных источников прибыли, всем известный грязный секрет Дубая – “белое рабство” и секс-торговля, на которые полиция закрывает глаза.

Трата впустую огромных запасов воды

Дубай расположен в пустыне, а значит, о проблемах, связанных с питьевой водой, там знают не понаслышке. Конечно, пока деньги растут на деревьях, эти вопросы легко решаются, и даже более того: здесь умудряются совершенно воду не экономить и расходовать впустую. Например, ее в огромном количестве расходуют для полива газонов на гольф-площадках, коих в Дубае множество. И такой бездумный подход тут буквально ко всему. Какое сравнение лучше подобрать – мираж в пустыне или пир во время чумы?

Когда нефть закончится, Дубай накроется медным тазом

Не так уж трудно построить рай посреди пустыни, если у вас куча черного золота. И это, в общем, единственное, на чем держится весь Ближний Восток, в том числе и ОАЭ. Но такая ситуация не может продолжаться вечно! Лет через 20 нефти начнет не хватать или цена ее взлетит так высоко, что люди перейдут на другие источники энергии. И тогда мыльный пузырь Дубая просто-напросто лопнет. Этот город будет служить самым наглядным примером того, как профукать кучу денег, не особенно заботясь о последствиях.

Дикий расизм

Мы живем в 21 веке, когда люди больше не считают расизм нормой. Однако человечество готово сделать исключение. Например, никому, кажется, нет дела до того, что расизм – движущая сила в Дубае. В этом городе в ходу дикие правила и о человеке судят по тому, насколько хорош его паспорт. Например, за одну и ту же работу американцам и европейцам платят в два-три раза больше, чем выходцам из “стран третьего мира”. Ну то есть люди получают зарплату на основании не знаний и умений, а на основании национальности.

Трудовое рабство

Снаружи Дубай красив, но стоит копнуть поглубже – и попадете в ад, где процветает трудовое рабство. Конечно, формально все по закону, но на практике люди из таких стран, как Индия, Пакистан, Китай, приезжают сюда на заработки и попадают в полную зависимость от работодателя. У них забирают паспорта, платят копейки и заставляют работать больше положенного. Так что мечты о хорошей жизни в этой стране оборачиваются для этих людей унижением, тяжелой работой и очень маленькой зарплатой.

Никакой заботы об окружающей среде

Бесконечные масштабные стройки приводят к огромному количеству сточных вод и химических отходов, но вкладываться в охрану окружающей среды и очистные системы хотят далеко не все, предпочитая просто все это куда-нибудь сваливать и сливать – например, прямо в море. Как на это реагирует государство? Да никак, отгораживаются стеной молчания на эту тему – и все. Более того, поднимать такие темы опасно – может закончиться высылкой из страны.

Быстрые машины = быстрая смерть на дороге

О, сколько в Дубае дорогих и крутых машин! Здесь на дороге можно встретить самые редкие и дорогие модели автомобилей. Конечно, когда новейшие спорткары рассекают на огромной скорости по городу, – это зрелище завораживает. Но у этой медали есть и обратная сторона. Водить здесь опасно для жизни: большинство водителей не отличаются хорошими манерами и соблюдением правил дорожного движения. Добавьте к этому лихачей на быстрых тачках – и вы получите высочайший уровень аварийности на дорогах.

В Дубае все – искусственное

Многие, кому довелось пожить и поработать в Дубае, говорят о том, что там все ненастоящее – от искусственных деревьев до фальшивых улыбок на лицах. Богачи построили Дубай как некое искусственное место, в котором люди со всего мира могут почувствовать себя королями. К сожалению, те, кто оставался там подольше, понимали, что вся эта роскошь – лишь для того, чтобы вызвать в людях фальшивые (хоть и приятные) эмоции и вытянуть из них все деньги. Если бы Дубай был человеком, у этого человека была бы тысяча пластических операций и сердце из металла.

Читайте также:
Лучшие онкологические центры, Израиль - комплексный подход к лечению онкологии

Закон жесток к тем, у кого нет денег

Да, в Дубае полно гламурных вечеринок, роскошных автомобилей и очень богатых людей. Однако так же много и людей несчастных, и до них никому нет дела. Многие приезжали в Дубай с надеждой на лучшую жизнь, но законы здесь настолько суровы, что стоит пропустить оплату какого-то долга или штрафа – и можно оказаться в тюрьме. Это же касается и сотрудников транснациональных корпораций. Если компания испытывает какие-то проблемы с бизнесом, то проблемы возникают и у ее сотрудников – у них отбирают жилье, а самих их сажают за решетку.

Сонапур – рабочее гетто в Дубае

Сонапур – небольшой район Дубая, который можно назвать домом всех бедняков-рабочих. С годами это место превратилось в своеобразное рабочее гетто, куда стекаются все новые и новые партии полурабов из стран третьего мира. По некоторым оценкам, в Сонапуре в невыносимых условиях живут (вернее, выживают) более 150 000 рабочих. В крошечной комнатке селятся по восемь и более человек. С соблюдением гигиены тут тоже все печально. Была бы хоть еда! Но и ее хватает не всегда. Как государство решает эту проблему? Что ж, оно считает, что пока эти люди в состоянии строить шикарные отели и небоскребы, никакой проблемы нет.

Дикие животные в Дубае не такие уж и дикие

У людей в Дубае так много денег, что они не знают, куда бы их еще потратить. Кто-то покупает золотые автомобили, кто-то купается в бассейнах, наполненных долларовыми банкнотами. Не поймите неправильно – пусть купаются, если это никому не приносит вреда. Но вот что реально может быть опасно, так это набирающая популярность мода на диких животных в качестве домашних питомцев. Шейхов не радуют больше собаки и кошки, им подавай тигров, пантер, леопардов, львов или еще какую-нибудь экзотику. И им наплевать на то, что животные страдают, – понты же важнее.

Свобода слова в Дубае – это миф

Дубай – это одно из тех мест, где свободно выражать свои мысли можно лишь до тех пор, пока они согласуются с линией правительства. В противном случае секретная полиция быстренько начинает свою работу, предлагая “мятежнику” на выбор два варианта – заткнуться или потерять все, что у него есть. Ну иногда есть третий вариант – сесть в тюрьму, если предыдущие два вас не устроили. Однако обычно все выбирают первый вариант. Бороться с правительством – дело практически бесполезное, особенно учитывая тот факт, что более 80 процентов населения ОАЭ – иммигранты. Закон о получении гражданства настолько запутанный и хитрый, что без кучи денег вам это гражданство точно не получить. Можно прожить в Дубае 20, 50, да хоть 100 лет, – это не поможет. Поэтому если вы слишком много болтаете, вас могут просто депортировать и все.

Этим местом правят диктаторы

Вот так вот разный и противоречивый этот Дубай. Там очень многое может вам понравиться и поехать туда в качестве туриста – отличная идея. Хотя неприятные факты, что мы перечислили выше, несколько портят имидж этого сверкающего золотом города. Да, вся эта роскошь выглядит аморально на фоне рабства и бедности большой части населения. Но туристу переживать об этом вроде бы необязательно.

Жуткие традиции арабского секса

В исламском мире появились молодые сексологи, которые вместе со своими европейскими и американскими коллегами пытаются разобраться, что такое секс по-арабски в наше время.

Сравнительно недавно в Ливане на 3-дневную конференцию собрались выпускники соответствующих специальностей из Оксфорда, Колумбийского университета, Американского университета в Бейруте, а также представители молодого духовенства.

После первого дня работы выяснилось, что в исламских странах и близко нет того романтического секса, о котором европейцы читают в «Сказках 1001 ночи» несравненной Шахерезады. А есть сексуальная грубость, жестокость к детям и кровавое насилие.

В некоторых арабских государствах еще сохранился средневековый обычай, согласно которому родственники жениха, а точнее, молодого мужа, могут перебить всю семью невесты, оказавшейся не девственницей. И шариатский суд даст головорезам только условное наказание, так как бесчестье невесты считается смягчающим вину обстоятельством для такого тяжкого преступления.

Читайте также:
Тайский бат - деньги в Таиланде

Во многих странах Ближнего Востока также широко распространены «убийства из-за чести» опять же невест, потерявших свою невинность до замужества. В Иордании ежегодно совершается больше 20 «убийств чести», а в Йемене — аж 400. Причем там, как рассказывают путешественники, на острове недалеко от берега специально построили «Башню смерти», куда на лодках привозят потерявших раньше замужества девственность невест или изменивших мужьям молодых женщин и бросают их с высоких стен прямо на острые камни, которыми выложен двор башни, не имеющий выходов.

Хорошо, если несчастная сразу разобьет себе голову и легко умрет. Но каково нежной девушке лежать с переломанными руками и ногами на жарком солнце среди смердящих трупов уже умерших женщин и ждать мучительной смерти? Ужасные крики погибающих красавиц долетают даже до прибрежных селений, вызывая животный страх у местных рыбаков.

В Марокко, если женщина родила внебрачного ребенка, его забирают в специальный приют, и на всю семью несчастной накладывается большой штраф, а молодую мать отправляют на 6 месяцев в тюрьму. Законы любой арабской страны так же жестоко карают за гомосексуализм и лесбиянство. Голубых могут кастрировать, а лесбиянкам отрезать языки и наголо обрить.

Однако в ходе дальнейшей работы конференции выяснилось, что современная молодежь, особенно студенческая, старается всячески обходить такие средневековые законы и официальная мораль часто не соответствует тому, что происходит в интимных сферах исламского общества в наши дни.

Последние опросы населения показали, что, например, в Ливане только 50% невест выходят замуж девственницами. И никто не поднимает шума. Просто отец ранее согрешившей девицы отдает часть уплаченного за нее выкупа родственникам жениха. Еще более высокий процент «порченых» невест в странах Северной Африки. Там с пониманием относятся к любви горячих арабских мужчин к юным девушкам, даже если они дочери наложниц из их собственных гаремов. Потом богачи сбывают «употребленных» красоток беднякам и еще приплачивают им.

Примерно так же обстоят дела и с гомосексуализмом. В богатых семьях мальчиков начинают «портить» с 5 лет, а в арабских тюрьмах существует неписаный закон сразу «опускать» молодого хорошенького зека, причем сначала над ним «трудятся» охранники, а потом все остальные. Некоторые из выступавших на конференции заявляли, что особой страстью к однополой любви славятся саудовцы, почему-то стремящиеся учить жить весь арабский мир по законам шариата.

Чтобы как-то приоткрыть завесу тайны над проблемами, существующими в интимных сферах арабского мира, в Ливане недавно стала выходить своего рода сексуальная ночная телепередача под названием «Шатер янки», рейтинг которой достиг рекордных показателей. В ней сексологи и все желающие обсуждают любые щекотливые проблемы — от орального секса до инцеста. Гомосексуалисты выступают там в защиту своего движения, надев из предосторожности белые маски на лица, а лесбиянки рассказывают о прелестях женской любви, до неузнаваемости разрисовав краской лица и тела.

Еще несколько лет назад ничего подобного в арабском мире невозможно было представить. Видимо, поэтому присутствовавшие на конференции представители духовенства обрушились с критикой на западную культуру, якобы разлагающую исламские духовные ценности и провоцирующую на создание таких телепредставлений.

— Мы скоро дойдем до того, что, как в некоторых штатах Америки, наши жены будут требовать с нас деньги за каждое соитие, — заявил один из консервативно настроенных членов конференции. Но другой ему ответил, что американские мужья тоже не дураки и своим слишком строптивым женам подливают в питье снотворное, чтобы потом бесплатно пользоваться расслабленным телом благоверных. В завершение участники конференции высказали мнение, что в исламском мире постепенно появляются признаки сексуальной революции.

Такому развитию событий способствовали десятки тысяч беженцев — ливанцев и палестинцев, побывавших во многих странах мира и впитавших там чужие нравы и обычаи. Вернувшись на родину, они уже не боятся касаться запрещенных Кораном тем. Кроме того, многие арабские женщины все чаще выходят из-под опеки мужей и превращаются в самостоятельные фигуры в бизнесе и политике. Огромное влияние на население государств Ближнего Востока оказывают телепередачи о сексе из соседних менее закрепощенных, стран.

Конечно, сразу отменить все средневековые законы шариата невозможно. Но любопытно, что один египетский журналист заявил иностранным обозревателям, что в сфере секса в мусульманском мире мужчины и женщины пока действуют по принципу: виноват не тот, кто украл, а кого поймали.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: