Карта Боянской церкви, где находится Боянская церковь на карте мира

Боянская Церковь

Фотографии

Основная информация

Боянская церковь – часть мирового культурного наследия.

Боянская церковь – памятник болгарской средневековой архитектуры и живописи.

Решением ЮНЕСКО с октября 1979 года в Люксоре (Египте) она была включена в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО под номером 42.

В 1996 году в цикле документальных программ «Сокровища мира» немецкая программа 3-САТ показала фильм о Боянской церкви по заказу ЕС при содействии ЮНЕСКО.

Боянская церковь, известная как один из самых совершенных и полностью сохраненных памятников восточно-европейского средневекового искусства, находится в 8 км от Софии, в селе Бояна в подножии гор Витоша, откуда церковь и получила свое имя – Боянская церковь, среди огромных деревьев в утонувшем в зелени дворе.

Расположенная в предместьях Софии, Боянская Церковь состоит из трех пределов.

Восточная церковь была построена 10-ом столетия, затем в начале 13-ого столетия расширена Себастократором Калояном, который приказал установить рядом с ней второе двух-этажное здание. Фрески в этой второй церкви, выполненные в 1259 году, являются одними из наиболее ценных средневековых изображений. Ансамбль закончен третьей церковью, построенной в начале 19-ого столетия. Все вместе представляет собой один из наиболее законченных и совершенных комплексов памятников восточноевропейского средневекового искусства.

История храма Святого Николая и Святого Пантелеймона возвращает нас к далекому Х веку, когда на этом месте была построена небольшая церковь. Само село Бояна было крепостью, известной под именем Батил. В ХІ веке существовало укрепление, которое играло важную роль в войнах с Византией.

Позднее, в ХІІІ веке, по воле севастократора Калояна – владетеля Средеца (это средневековое имя Софии), старая церковь была расширена, рядом с ней воздвигнута новая двухэтажная церковь, обе были богато разукрашены. В начале ХІХ века к так называемой «Калояновой церкви» была добавлена еще одна пристройка.

Церковь состоит из трех частей, построенных в различные эпохи. Самая старая – восточная – представляет собой небольшую однокупольную церковь ХІ века, построенную согласно местным традициям.

Вторая часть – двухэтажная, плотно прилегает к западному фасаду старой церкви и стилево связана с ней. Надпись на северной стороне нижнего этажа гласит следующее: “Воздвигнута на средства, и с большой любовью Калояна… в лето 6767 – 1259 г. Нижний этаж был гробницей местных бояр и непосредственно связана с часовней, а верхняя часть – церковь. Третья, самая западная часть церкви представляет собой позднюю пристройку с ХІХ века (1882 г.) без особой художественной стоимости.

Боянская церковь получила мировую известность, прежде всего, благодаря уникальным стенописям с 1259 года – дело неизвестного иконописца периода Второго болгарского царства (12-14 вв.), являющих собой одну из самых ценных коллекций средневековой живописи.

Стенописи в Боянской церкви – из трех разных эпох- ХІ, ХІІІ и ХІV-ХV веков. То, что придает им высокую художественную стоимость – это изображения с 1259 года. Сценами или в отдельности исписаны 240 фигур, 89 сцен и композиций. Среди них самым древними считаются изображения Святого Иоанна Рильского Чудотворца (Небесного покровителя Болгарии), Святой Петки (Параскевы) Тырновской, ктиторов и владетелей Второго болгарского царства царя Константина-Асена Тихого и царицы Иоанны, Калояна и Десиславы, которые были ктиторами церкви, т.е. на их средства была построена и изрисована церковь.

Калоян изображен как высокий мужчина с черной бородой и усами. На голове у него корона, украшенная синими драгоценными камнями и жемчугом, как этого требовал установленный этикет. В руках он держит модель храма, который подносит Богу – это символическое выражение того, что Калоян потратил и украсил на свои средства церковь. Десислава изображена как молодая, стройная женщина. Одета она в длинную до земли золотистую одежду, украшенную концентрическими окружностями и вписанными в них львами. Голова Десиславы увенчана короной, богато украшенной красными и зелеными драгоценными камнями и жемчугом. Портреты севастократора Калояна и его жены Десиславы – одни из самых замечательных примеров болгарской живописи.

Читайте также:
Генеральное Консульство Швеции в Санкт-Петербурге - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы

Боянская церковь – один из немногих сохранившихся средневековых памятников, свидетельство значимого вклада болгарского монументального изобразительного искусства этого периода в европейское культурное наследство.

Боянская церковь

Боянская церковь (болг. Боянска църква ) — средневековая церковь в Болгарии. Расположена в 8 км от Софии, в селе Бояна в подножии гор Витоша. В 1979 году включена в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

История

В X веке в селе Бояна была построена первая небольшая церковь, посвященная Николаю Чудотворцу и святому Пантелеимону. В начале XIII века по указанию севастократора Калояна к этой церкви была пристроена новая двухэтажная церковь, украшенная фресками (закончены в 1259 году). На одной из фресок сохранилась ктиторская надпись:

+взъдвиже сѧ ѽ земѧ и създа сѧ прѣчисты хра
мъ ст҃аго иерарха х҃ва николы ст҃аго и великѡ
славнагѡ мѫченика хв҃а пантелеимѡна тече
ниемъ и трѹдомъ и любовиаѧ многоаѫ калѡ
ѣнѣ севастократора братѹчѧди цр҃ва внѹкъ ст҃а
стефана кралѣ србьскаго написа же сѧ при цр҃
вство блгарское при благовѣрнем и бг҃очь
стивѣмъ и хр҃столюбивѣмъ цр҃и костан
динѣ асѣна едикто з҃ в лѣто
.ѕ҃.ѱ.ѯ҃з҃

По имени донатора церковь получила название «Калоянова». В начале XIX века ансамбль церкви был завершён третьей постройкой. В настоящее время церковь имеет три придела, возникших из указанных пристроек.

Архитектурные особенности

Церковь состоит из построек различных эпох:

  • восточная часть: однокупольная церковь (XI век), имеющая в плане форму равноконечного креста с полукруглой апсидой;
  • центральная часть: «Калоянова церковь» — двухэтажная постройка (XIII век) — первый этаж занимает часовня и склеп с захоронениями болгарских бояр, второй этаж занимает непосредственно церковь. Фасад церкви декорирован керамическими изразцами;
  • западная часть: притвор, построенный в XIX веке, лишён каких-либо украшений.

Все постройки выполнены из кирпича.

Фрески

Из фресковой живописи в церкви сохранились:

  • фрески XI—XII веков (сохранились во фрагментах под живописью XIII века в восточной части церкви: северная стена, низ апсиды);
  • фрески работы мастера Василия [1] , середины XIII века (цикл фресок окончен в 1259 году);
  • фрески XIV—XVI веков
  • живопись 1882 года.

Стены церкви украшают 240 отдельных фигур и 89 композиций (новозаветные сюжеты, эпизоды из жития святителя Николая). Фресковый цикл церкви является одним из самых ценных собраний болгарской средневековой стенописи.

Живопись Бояны относится к периоду захвата Византийской империи (ориентир и источник художественной техники православного мира) крестоносцами, что привело к росту значения местных школ художественных школ. При всей близости к византийскому художественному корню, росписи Бояны отличают некоторая плоскостность, контурность, жесткость рисунка и при этом — почти острая портретность лиц, усложненность многими оттенками эмоций — серьёзности, душевности, мягкости. Среди исторических портретов в церкви — образы севастократора Калояна и его супруги Десиславы, царя Константина Тиха и царицы Ирины (на северной стене церкви). 18 сцен в нартексе изображают сюжеты из жизни святого Николая Мирликийского.

Читайте также:
Топ-5 европейских стран с самыми высокими зарплатами

Спасение корабля святым Николаем

Царь Константин Асен и царица Ирина

Примечания

  1. Болгарские реставраторы узнали имя мастера Боянской церкви

Ссылки

Всемирное наследиеЮНЕСКО, объект № 42
рус. • англ. • фр.
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Боянская церковь
  • Официальный сайт (болг.)
  • Боянская во имя святителя Николая, архиепископа Миоликийского, церковь // Православная энциклопедия

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Беленский мост
  • Пьер Буйоя

Полезное

Смотреть что такое “Боянская церковь” в других словарях:

БОЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ — выдающийся памятник ср. век. болг. архитектуры и живописи. Расположен в с. Бояна (7 8 км к Ю. З. от Софии), принадлежавшем в 13 в. севастократу Калояну двоюродному брату болг. царя Константина Тиха. Наиболее древняя часть небольшая крестово… … Советская историческая энциклопедия

БОЯНСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, ЦЕРКОВЬ — Боянская церковь. Вид с юга. 1259 г. Боянская церковь. Вид с юга. 1259 г. находится на склоне горы Витоши, некогда в селе (ныне в одном из районов Софии, Болгария). относительно времени ее возникновения единого мнения нет; в наст. время принята… … Православная энциклопедия

Церковь Святого Стефана (Несебыр) — православная церковь Церковь Святого Стефана Църква «Свети Стефан» … Википедия

Бояна — бывшее село в Болгарии, ныне район Софии. Известно средневековой церковью. Наиболее древняя восточная часть (вероятно, 10 11 вв.) небольшая крестово купольная каменная церковь, почти квадратная в плане, с одной полукруглой апсидой. К ней… … Большая советская энциклопедия

Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Болгарии — В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в Республике Болгария значится 9 наименований (на 2012 год), это составляет 0,9 % от общего числа (962 на 2012 год). 7 объектов включены в список по культурным критериям, причём 3 из них признаны шедеврами … Википедия

София — 1) столица Болгарии Основана в I в. н. э. в составе Рим империи как город Сердика. Название от фрак, этнонима серды в слав, переосмыслении Среден, (от середина ). С конца XIV в. в употребление входит название София, данное по храму Святой Софии.… … Географическая энциклопедия

Несебыр — Запрос «Несебыр» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Несебыр Несебър Герб … Википедия

Месамбрия — Запрос «Несебыр» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Город Несебыр Несебър Герб … Википедия

Месембрия — Запрос «Несебыр» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Город Несебыр Несебър Герб … Википедия

Месемврия — Запрос «Несебыр» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Город Несебыр Несебър Герб … Википедия

Боянская церковь – памятник под эгидой ЮНЕСКО

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute
  • max volume

Болгария представляет на карте мира небольшое пятнышко в восточной части Европы. Но если вы посмотрите на карту всемирного культурного и природного наследия, составленную ЮНЕСКО, то увидите, что эта небольшая территория испещрена зелеными метками. Семь из них обозначают старинные памятники культуры под защитой всемирной организации.

Знаменитая Боянская церковь, сохранившая уникальные росписи 1259 года занесена в этот список в 1979 г. Она расположена в бывшей деревне Бояна, ныне жилрайоне Софии. Если вы когда-нибудь там побывали, то знаете, что это особое место. Многие делятся, что по их ощущениям, оно заряжено сильной энергией, что там они наполняются спокойствием и радостным настроением.

Пройдя через небольшие двери храма, исколотые штыками, вы окажетесь в других измерениях, почувствуете радость от соприкосновения с высоким искусством. Для Марианы Христовой-Трифоновой, начальника Филиала “Боянская церковь” при Национальном историческом музее, работа, связанная с храмом, означает гораздо больше.

© Фото: Албена Безовска

“Я и церковь взаимно связаны, – рассказывает она. – Я поступила сюда на работу сразу после окончания университета. В церкви я открыла для себя много нового. Никогда не забуду волнение, которое я пережила в 1977 году. В тайнике в стене на верхнем этаже был обнаружен Боянский псалтырь. Даже глазами несведущего на стенописях можно рассмотреть новые детали. Каждый раз совсем искренне преклоняюсь перед произведениями, которые вижу и оцениваю как исключительно талантливые. В те давние времена художник сумел реалистично передать фигуры людей, животных и предметов. Мастер проявил большое мастерство, не выходя за рамки канона”.

Боянская церковь несколько раз подвергалась реставрациям. В 1912 г. австрийский архитектор Йозеф Бала осуществил реставрацию по желанию царицы Элеоноры, супруги болгарского царя Фердинанда. Затем последовало еще несколько этапов восстановительных работ. В них приняли участие многие наши известные мастера-художники. С конца 1976 г. по 2008 г. церковь была закрыта для посетителей.

“В последние годы интерес к средневековому храму значительно возрос, – продолжила свой рассказ наша собеседница. – Интересно, что в 2011 г. посетителей было на 4000 больше в сравнении с предыдущим годом. Может быть, они посещали нашу прекрасную страничку в интернете. В 2011 г. состоялась международная конференция, посвященная 750-й годовщине росписи Боянской церкви. Сборник материалов этой конференции был издан при помощи ЮНЕСКО. Мы сняли 20 видеороликов, посвященных годовщине. Они переведены на несколько языков, в том числе на японский. Интерес к церкви приобрел новые масштабы после обнаружения подписей, о которых предполагается, что принадлежат неизвестным до сих пор художникам. Одного из них зовут Василий, а другого – Димитр”.

Много легенд связано с Боянской церковью. Согласно одной из них, анонимный боянский мастер нарисовал автопортрет. Но оба предполагаемых изображения, о которых упоминается в легендах, являются ликами святых. Ученые уже давно доказали это. Самую популярную историю, однако, невозможно проверить. Местные люди испокон веков утверждают, что Боянский мастер был влюблен в супругу севастократора Калояна Десиславу. Супруги были ктиторами церкви. И действительно, изображение Десиславы поражает красотой и мягкой женственностью.

© Фото: Албена Безовска

“Научные исследования Боянской церкви начались еще в конце ХІХ века, – рассказывает Мариана Христова. – Первым исследователем, посетившим и упомянувшим ее в своем труде, это Виктор Григорович – русский ученый, путешествовавший по Балканам в период 1844-1845 гг. Затем о церкви писали чешский ученый Константин Иречек, боснийский исследователь Стефан Веркович. Первая монография, полностью документировавшая стенописи, архитектуру и исторические данные, принадлежит проф. Андрею Грабару. Изданная в 1924 г., она до сих пор является основным трудом, на котором основываются более поздние исследования. Храм действовал до 1954 г., когда он был объявлен памятником культуры национального значения. Позднее, в сентябре 1979 г., на сессии ЮНЕСКО в Египте, он был занесен в список всемирного наследия организации. В церкви есть два пласта живописи – с ХІІ века и с 1259 г., когда была расписана вторая часть храма. Были отдельные фрагменты более поздней живописи – ХІV и ХVІІ веков. Некоторые из них изложены в храме. Окончательная реставрация стенописей была завершена в 2008 г. Изображения, которые можно увидеть (а их более 240), исключительно реалистичны. Они не отличаются сухотой и аскетизмом, характерными для произведений того исторического периода. Изображения Боянского мастера исполнены жизнью. Нет шаблонов, нет повторяемости. Каждый человек или святой изображен как отдельная личность, отличается своим духом и эмоциями, подчеркнутыми выражением глаз, жестами. Например, на фреске «Чудо Святого Николы в море» изображены страх, ужас, просьба, отчаяние. Категорически можно сказать, что ктиторов Калояна и Десиславу рисовали с натуры. Наряду с изображениями царя и царицы – Константина-Асеня и Ирины, они среди древнейших живописных портретов реально существующих личностей, сохранившихся в Болгарии. Портреты насыщены сильным внушением – особенно, образы ктиторов. Несмотря на требования церемониальности одежды, позы и т.д.»

Святой Николай – патрон нижнего этажа, который использовали в качестве общесельского храма. Там изображены 18 сцен его жития, некоторые из них встречающиеся редко в церковной живописи. Уникальных изображений так много, что невозможно упомянуть все. Здесь находится самый древний портрет святого Ивана Рильского, покровителя болгарского народа. Как и единственное в мире, по данным Андрея Грабара, изображение Христа в юношеском возрасте – на фреске «Иисус среди книжников в храме». Верхний этаж, посвященный святому Пантелеймону, был семейной часовней севастократоров (управляющих Софийской области в то время). В результате природного катаклизма еще в Средневековье крыша серьезно пострадала, и большая часть стенописей была безвозвратно утеряна. Ныне посещения храма организуются в специальном режиме. Группы в составе не более 8 человек заходят всего на десять минут. Иногда посетителям приходится подождать. Это прекрасная возможность узнать больше об истории храма. Или же рассмотреть прекрасный двор.

В 1905 г. Фердинанд поставил начало впечатляющей ботанической коллекции, посадив три гигантских секвойи, а также другие ценные растительные виды. В парке экспонированы обнаруженные на его территории каменные подсвечники, мраморные элементы более старых зданий. Там же гробница Элеоноры – супруги Фердинанда. Царица была влюблена в это место. Она понимала, что стенописи исключительно ценные и приложила немало усилий для их сохранения. Элеонора предоставила место для строительства новой церкви и таким образом рассеяла идею разрушить небольшой храм. Колонка для воды во дворе храма сделана известным софийским золотых дел мастером в 1882 г. Как написал даритель, он ее построил «во имя своего душевного исцеления».

Боянская Церковь

Кид резюме

Прогуливаясь вместе с детьми в пригороде Софии, уделите время местным достопримечательностям, одной из которых является Боянская церковь – музейный комплекс в селе Бояна (в X веке поселение называлось крепость Батил).

Это исторический памятник, который пополнил сокровищницу наследия ЮНЕСКО. Такое решение было принято в 1979 году в Луксоре (Египет), а в Германии в 1996 году вышел документальный фильм о церкви в рамках цикла программ «Сокровищницы мира».

Церковь расположена у подножия горы Витоша в Софийском районе Бояна. Это один из немногих сохранившихся до наших дней средневековых памятников, доказывающий неоценимый вклад болгарского монументального искусства в европейскую культуру.

Здесь вы увидите прекрасные образцы архитектуры Х-ХІ, ХІІІ и ХІХ веков, уникальные фрески ХІ-ХІІ, ХІV, ХVІ-ХVІІ вв. и конца XIX века. Эта древняя обитель с украшенным керамикой фасадом сегодня удивляет путешественников своим практически идеальным состоянием.

История строительства и создания фресок

Храм расположен на территории одной из 35 оборонительных крепостей, окружавших Софию. Строительство церкви осуществлялось в три этапа, причем со значительными перерывами.

  1. Восточная часть храма была построена в Х-ХІ вв. и представляет собой небольшое одноапсидное строение с куполом и встроенными подпорками в виде креста. Первое название храма – церковь святых Николая и Пантелеймона.
  2. Спустя два столетия правитель Софии Калоян (в те времена город назывался Средец) и его жена Дессислава пожертвовали деньги на строительство второй части церкви, которая представляет собой двухэтажную церковную гробницу. Первый этаж – это непосредственно усыпальницы, а второй – личная часовня Калояна и его семьи.
  3. Третья часть святыни была построена в середине ХІХ века на собранные пожертвования городских жителей. Особой художественной ценности она не представляет, но выглядит вполне симпатично.

Сегодня в церкви регулярно ведутся работы по сохранению фресок. Аутентичные росписи XI века можно увидеть в первой части обители на ее южном своде, северной стене и в верхней части западной стены.

Туристы во время экскурсии могут любоваться древним искусством (их пускают только небольшими группами и на короткое время), но снимать видео или фотографировать в церкви запрещено.

Фрески второй части храма были созданы неизвестными иконописцами в 1259 году и являются образцом церковной росписи, соответствующим канонам, принятым на Седьмом Вселенском Соборе в Никее.

Сцены из жизни Христа и 89 библейских праздников отличаются потрясающим реализмом – детали четко прописаны, а лица всех 240 персонажей исключительно молодые и совершенно разные.

Они отражают всю гамму человеческих эмоций и чувств, делая роспись не столько изображением, сколько повествованием. Реализм присутствует не только в лицах, но и в одежде, а также в окружающих предметах, которые соответствуют статусу персонажей, традициям и стилю того времени.

Самыми замечательными изображениями с точки зрения живописи являются портреты Калояна и Дессиславы. Именно эти фрески прославили церковь во всем мире.

Перипетии реставрации Боянской церкви

Архитектура Боянской церкви Софии отличается скромностью форм и элементов. Здесь нет пышной лепки или барельефов, зато сразу бросается в глаза стильная утонченность фасадов, гордо заявляющая о том, что необязательно иметь яркую оболочку, чтобы стать настоящим культурным сокровищем.

Все фрески и росписи, которые мы видим внутри храма, сохранились благодаря реконструкционным работам. Формально они стартовали еще в 1954 году, но на практике начались гораздо позже.

Причин таких проволочек стало две. Первая проблема – отсутствие финансирования – со временем решилась частными пожертвованиями, общая сумма которых составила 80 000 евро.

Вторая проблема носила дискуссионный характер. Болгарские и зарубежные специалисты никак не могли прийти к общему знаменателю в спорах о том, какие именно техники и инструменты нужно использовать в реставрационных работах, чтобы результат был максимально эффективным и минимально затратным.

Это привело к тому, что несколько лет церковь была закрыта для посещений и никакие работы в ней не велись. К счастью, когда была собрана нужная сумма, экспертам все-таки удалось между собой договориться.

В музейный комплекс Боянской церкви в Болгарии входит зал аудиовизуальной информации, в котором представлена виртуальная трехмерная модель храма, созданная при поддержке болгарского правительства в сотрудничестве с Немецким обществом технического сотрудничества.

После посещения церкви можно посетить боянский водопад и озеро в заказнике Витоша. Для этого придется подняться на 3,5 км в гору, так что лучше запастись едой и удобной обувью.

БОЯНСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, ЦЕРКОВЬ

К древней части Б. ц. относится наос. Первоначально церковь представляла в плане крест, вписанный в квадрат, имела притвор, к-рый был разрушен к моменту строительства в 1259 г. нового притвора с приделом на 2-м этаже во имя вмч. Пантелеимона; в сер. ХIХ в. был пристроен экзонартекс (внешний притвор). Указание, сохранившееся в ктиторской надписи 1259 г. на сев. стене притвора, на то, что Калоян, двоюродный брат царя и внук серб. кор. св. Стефана Первовенчанного, «воздвиг от земли» церковь, касается скорее всего постройки им притвора с придельной церковью во имя вмч. Пантелеимона, а не всего храма.

При Калояне, о чем также сообщается в надписи, были украшены фресками притвор, придел и обновлена роспись наоса, где под живописью 1259 г. обнаружены следы 2 более древних слоев. Самый ранний только зафиксирован, от 2-го сохранились неск. фрагментов: «Поклонение жертве» – в апсиде, архидиак. св. Стефан – на юж. стене алтаря, фигуры мучеников и «Рождество Христово» – на юж. стене наоса, Распятие – на зап. стене, прп. Иоанн Дамаскин – на юж. своде зап. рукава креста, на вост. стене притвора, к северу от двери – фигура Иисуса Христа в рост, к югу – свт. Николая. Программа росписи 1259 г. в наосе в общих чертах повторяет программу более раннего слоя, но масштаб изображений меньше. В куполе представлен Господь Вседержитель в медальоне, поддерживаемом 8 фигурами: архангелами (Михаилом, Гавриилом, Уриилом и Рафаилом) и ангелами. В парусах – пишущие евангелисты (изображены стоя). Уникальна иконография ап. Иоанна, диктующего Прохору: из небесного сегмента, вверху справа, исходят лучи, к-рые окутывают сидящую фигуру Прохора, изображенного на фоне церковной постройки. В надписи плохой сохранности рассказывалась история написания Евангелия от Иоанна по апокрифу «Хождение Иоанна Богослова», созданному его учеником Прохором. Между евангелистами на вост. арке изображен Нерукотворный Образ Спасителя на Убрусе, на зап.- Нерукотворный Образ Спасителя на Чрепии (св. Керамида), на сев.- Христос Еммануил и на юж.- Христос Ветхий денми. В апсиде помещены Богоматерь с младенцем на троне и поклоняющиеся архангелы (в конхе), композиция «Поклонение жертве», архидиак. св. Стефан и Евпл (в нише жертвенника). на сводах и в верхних частях стен – Праздники и Страсти Христовы, в нижнем ярусе – фигуры святых в рост, среди к-рых Константин и Елена, воины и целители, в проеме двери – фигуры столпников.

Иконографическая программа декорации притвора интересна одним из самых обширных и ранних в визант. монументальной живописи житийных циклов свт. Николая, патрона храма. Он состоит из 18 сцен, 16 из них расположены на своде, 2 – в нишах (аркосолиях) на зап. стене. 2 ктиторские композиции располагаются в вост. части храма: на вост. стене, слева от входа в наос, представлен свт. Николай, к-рому севастократор Калоян и его жена Десислава подносят макет церкви; направо от входа и рядом с ним, но на юж. стене – образ Христа Халкитиса, царь Константин Асен и царица Ирина Ласкарина. В нише над дверью, на вост. стене нартекса, изображена Богоматерь типа Евергетида с Младенцем на правой руке. На той же стене изображены родители Марии праведные Иоаким и Анна, поклоняющиеся Младенцу. Наверху арки, над Богоматерью с Христом,- Божия десница в круглой мандорле. В аркосолиях на сев. и юж. стенах расположены композиции «Введение Богородицы во храм» и «Преполовение». В 1-м регистре представлены преподобные, святые жены, в юж. нише – самое раннее изображение болг. святого прп. Иоанна Рильского (напротив него св. Пахомий) и в сев. нише – св. Параскева (Петка) Тырновская (Эпиватская), особо почитаемая болгарами после перенесения ок. 1230 г. ее мощей в столицу царем Иоанном II Асенем. На зап. стене нартекса, по сторонам от двери, изображены великомученицы Варвара и Анастасия (Неделя) в позе орант, на юж. стене – вмц. Екатерина. На сев. и юж. стенах изображены преподобные Антоний Великий, Савва Освященный, Арсений Великий, Евфимий Великий, Феодор Студит и Ефрем Сирин. На нек-рые особенности иконографии композиций притвора Б. ц. обратил внимание А. Грабар, к-рый указал к-польские образцы для ряда изображений (Христос Евергет, Христос Халкитис, Чудо с ковром из цикла чудес свт. Николая) и на проявление зап. влияний, напр. в жесте Десиславы, а также в отдельных сценах цикла свт. Николая.

В 1956 г. при проведении работ по укреплению здания было раскрыто неск. фрагментов живописи в приделе. В парусах и основании барабана сохранились небольшие фрагменты цикла вмч. Пантелеимона. В конхе апсиды изображен Деисус, в самой апсиде – «Поклонение жертве», в арке над конхой апсиды представлено «Благовещение», наверху арки -Христос Еммануил. На вост. стене изображен архиерей, вероятно свт. Николай, на своде перед апсидой – фрагмент композиции «Причащение апостолов». В 1-м регистре юж. стены – 2 архангела, на вост. стороне юж. дверного проема сохранился образ молодого святого, вероятно Иоанна Кущника. В 1-м регистре сев. стены остались фрагмент фигуры ктитора, к-рый преподносит модель придела вмч. Пантелеимону, и декорация цоколя (на белом плате надпись не читается). В тимпанах на сев. и юж. стенах расположены композиции «Распятие Христово» и «Сошествие во ад», к-рые доминируют в небольшом пространстве придела, определяя его мемориальный характер и связь с погребальным культом. На сев. и юж. сводах сохранились фрагменты неизвестных сцен.

Грабар высказал мнение о том, что мастера фресок принадлежат к т. н. тырновской художественной школе. В процессе реставрации росписи Л. Койновой-Арнаудовой были выделены живописные приемы, свидетельствующие о работе 2 или 3 мастеров. В 1912 г. по заказу Народного музея австр. реставратор И. Баль начал реставрацию фресок Б. ц., работы были прерваны с началом 1-й Балканской войны и возобновлены в 1914-1915 гг. худож. М. Георгиевым. К нач. 30-х гг. состояние фресок ухудшилось и худож.-реставратором К. Цоневым были проведены работы по их укреплению и расчистке. В 1936 г. Н. Ростовцев выполнил копии с фресок Б. ц. (ЦИАМ). В 1954-1955 гг. под рук. Цонева велась работа по раскрытию фресок в приделе над нартексом. Начиная с 70-х гг. до 1997 г. проводилась комплексная реставрация архитектуры под рук. архит. В. Китова и росписей под рук. З. Барова и Койновой-Арнаудовой в Б. ц., неотреставрированными остались фрески наоса.

С 1968 г. церковь преобразована в Национальный музей, с 1978 г.- памятник мирового значения под эгидой ЮНЕСКО, в 1979 г. внесена в Список мирового культурного и природного наследия.

  • Главная
  • Отзывы
    • Отзывы о странах
    • Отзывы о турфирмах
    • Отзывы об отелях
  • Страны
  • Горящие Туры
  • Заказ билетов
  • Подобрать тур

  • Романтические места мира
  • Чудеса света
  • Красивые замки
  • Традиции народов
  • Музеи
  • Необычная кухня

Интересное

Авиабилеты и отели

Боянская церковь в Болгарии

Боянская церковь в Болгарии на Карте Мира

Древний храм – один из немногих, уцелевших до наших дней практически в идеальном состоянии, знаменит хорошо сохранившимисяя средневековыми фресками – главным достоянием небольшой Боянской церкви, расположенной в пригороде столицы Болгарии – Софии. Охраняют этот памятник архитектуры ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Боянская церковь уникальна тем, что за всю свою десятивековую историю пережила всего лишь два существенных архитектурных вмешательства. Она была построена в X веке на территории крепости Батил (ныне село Бояна) как церковь святых Николая и Пантелеймона. Спустя три века севастократор Средеца (так называлась София в средние века) Калоян проспонсировал первую достройку святыни, которую в его честь стали называть «Калояновой», а в XIX веке было осуществлено третье и последнее расширение.

Ныне в храме постоянно проводятся работы по сохранению фресок, он открыт для посещения, однако полюбоваться настенными росписями разрешается недолго, посетителей впускают небольшими группами, а фото- и видеосъемка запрещены. Вдоволь насладиться живописью древности можно в музее (расположен рядом с церковью), где выставлены списки с фресок.

Что посмотреть

Аскетичная внешне Боянская церковь – памятник средневековой архитектуры и живописи. Состоит она из трех частей, построенных соответственно в разное время, которые вместе смотрятся единым архитектурным ансамблем.

Самая старая – восточная часть – однокупольный храм XI века, в плане имеет форму креста. Вторая часть – двухэтажный храм (XIII век), в котором нижний этаж служил усыпальницей боярам, а верхний – непосредственно храмом. Третья, западная часть церкви – пристройка 1882 года, без особых украшений.

Интересны росписи XI, XIII-XX веков. Самыми ценными являются фрески из второй церкви (XIII в), где изображены сцены из жизни Иисуса и 89 библейских праздников (всего 240 персонажей). Впечатляют как изображения святых (покровителя Болгарии Иоанна Рильского, Петки Тырновской), так и портреты правителей Второго Болгарского царства (Калояна и его жены Десиславы). Каждый образ индивидуален и довольно реалистичен: черты лица, эмоции, роскошные одеяния, мелкие детали. Интересно, что уникальная портретная техника, в которой выполнены бояновские фрески, больше нигде не встречается.

Боянская церковь (Боянската църква) открыта ежедневно с 9.30 до 17.30 летом и с 9.00 до 17.00 зимой.
Стоимость: 10 лв (около 5 €), студенты и школьники – 2 лв.
Как добраться: находится в8 кмот Софии, в селе Бояна. Из Софии ходит автобус № 64 до остановки “Бояна”.

Карта – Аравийское море

Аравийское море на карте мира. Схематическая и спутниковая карта, где находится Аравийское море.

Аравийское море

Аравийское море – северо-западная часть Индийского океана, занимающая общую площадь около 3 862 000 кв.км. и являющаяся частью основного морского пути между Европой и Индией.

На западе Аравийское море ограничен0 Африканским рогом и Аравийским полуостровом, на севере – Ираном и Пакистаном, на востоке – Индией, а на юге – остальной частью Индийского океана.

На севере Оманский залив соединяет Аравийское море с Персидским заливом через Ормузский пролив. На западе Аденский залив соединяет его с Красным морем через пролив Баб-эль-Мандеб. Средняя глубина Аравийского моря составляет 2734 метра. В римские времена его называли Эритрейское море.

Помимо Индии, Ирана и Пакистана, граничащими с морем являются Оман, Йемен и Сомали. Острова в море включают Сокотру (часть Йемена) у берегов Африканского Рога, Курия-Мурия, острова у берегов Омана и Лакшадвип (объединенная территория Индии, состоящая из островов Лаккадив, Миникой и Аминдиви). Реки Инд и Нармада – главные водные пути, впадающие в море.

Физические особенности Аравийского моря

Большая часть Аравийского моря имеет глубины, превышающие 2990 метров, и в середине его нет островов. Глубокие воды доходят почти до приграничных земель, за исключением северо-востока, у берегов Пакистана и Индии. На юго-востоке атоллы Лакшадвип образуют часть подводного Мальдивского хребта, который простирается дальше на юг в Индийский океан, где поднимается над поверхностью, образуя Мальдивские атоллы.

На западной стороне моря плато острова Сокотра, длиной около 110 км. и площадью около 3625 кв.км., является островным продолжением Африканского Рога, расположенным в 260 км. к востоку от мыса Гвардафуи.

История Аравийского моря

Аравийское море образовалось в течение последних примерно 50 миллионов лет, когда Индийский субконтинент столкнулся с Азией. На юго-восток от Сокотры тянется подводный хребет Карлсберг, который совпадает с поясом сейсмической активности в Индийском океане, разделяющим Аравийское море на два крупных бассейна – Аравийский бассейн на востоке и Сомалийский бассейн на западе.

Максимальная глубина Аравийского моря -5 803 метра приходится на Уитли-Дип. Хребет Карлсберг в продольном направлении разделен центральной долиной, которая достигает глубины около 3600 метров под поверхностью моря. Аравийский бассейн отделен от бассейна Оманского залива хребтом Мюррея, узким сейсмически активным подводным хребтом, который простирается с северо-востока на юго-запад, чтобы встретиться с хребтом Карлсберг. К западу от Мюррей-Риджа находится малийская зона субдукции, область, где дно океана опускается ниже прилегающей континентальной коры.

Глубокий подводный каньон был прорезан рекой Инд, которая также отложила глубоководный конус толстых отложений шириной около 860 км. и длиной 1500 км. Этот конус и связанная с ним глубоководная равнина в Аравийском бассейне занимают большую часть северо-восточного дна Аравийского моря. К востоку от побережья Сомали Сомалийский бассейн образует еще одну большую абиссальную равнину.

Континентальный шельф узок вдоль побережья Аравийского полуострова и еще более узок вдоль побережья Сомали. На аравийском побережье нет настоящих коралловых рифов. Отложения у мыса Аль-Хадд (самый восточный мыс Аравийского полуострова), где летом происходит подъем глубинной воды, состоят из мелкой зеленоватой грязи с высоким содержанием органики, содержащей сероводород.

Регион, который содержит много рыбных останков, известен как рыбное кладбище. Терригенные (т. е. наземные) отложения покрывают большую часть континентального склона на глубину около 2700 метров. В Сомалийском и Аравийском бассейнах обнаружены аутигенные (т. е. образовавшиеся на месте) железомарганцевые конкреции, а вдоль хребта Карлсберг -полиметаллические сульфиды. Толщина отложений уменьшается с 2500 метров на севере до примерно 500 метров на юге Аравийского бассейна.

Климат Аравийского моря

Район Аравийского моря имеет муссонный климат. Минимальные температуры воздуха около 24-25 °C наблюдаются в центральной части Аравийского моря в январе и феврале, в то время как температуры 28 °C наблюдаются как в июне, так и в ноябре.

Сложное Сомалийское течение, достигающее скорости около 13 км. в час у берегов Сокотры, становится частью системы циркуляции по часовой стрелке, которая летом продолжается на северо-восток вдоль побережья Аравии, а затем на юг вдоль побережья Индии.

Сомалийское течение ослабевает и меняет направление во время северо-восточного (зимнего) муссона. Из пяти водных масс, которые были выделены в верхних 900 метров северной части Индийского океана, три были идентифицированы как происходящие из Красного моря, Персидского залива и Аравийского моря, соответственно. Пути течения этих водных масс лежат на юг и восток.

Природные ресурсы Аравийского моря

Месторождения нефти и природного газа были открыты в Аравийском море на континентальном шельфе у побережья Индии к западу и северо-западу от Мумбаи (Бомбей) и интенсивно эксплуатировались. Высокие уровни неорганических питательных веществ, таких как фосфатный концентрат, которые дают богатую рыбную жизнь, наблюдались в западной части Аравийского моря и у юго-восточного побережья Аравийского полуострова.

Периодическим явлением в Аравийском море является массовая гибель рыб. Это явление связано с подземным слоем воды тропического происхождения, который беден кислородом, но богат фосфатом. При определенных обстоятельствах этот слой выносится на поверхность, что приводит к гибели рыб от недостатка кислорода.

В Аравийском море, особенно у восточных берегов Африки, Аравийского полуострова и западного побережья Индийского субконтинента, ведется обширный мелкий промысел. Коммерческий промысел также осуществляется более крупными судами. Основными рыболовными странами являются Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Иран, Оман, Йемен, Франция, Объединенные Арабские Эмираты, Южная Корея, Япония и Мальдивские Острова.

Транспортные маршруты Аравийского моря

Аравийское море с его стратегическим расположением по отношению к Красному морю (включая Суэцкий канал) и Персидскому заливу содержит одни из самых оживленных морских путей в мире, и главные маршруты берут начало в этих двух продолжениях.

Судоходство в Персидском заливе в основном состоит из танкеров, некоторые из которых имеют огромную вместимость, которые пересекают Аравийское море по пути в пункты назначения в Восточной Азии, Европе, Северной и Южной Америке.

Маршрут Суэцкий канал – Красное море используется в основном судами общего назначения, направляющимися в порты Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Существует ряд портов, обслуживающих страны, граничащие с морем. Среди самых крупных -Мухаммад Бен Касим и Карачи в Пакистане, а также Мумбаи, Мармагао, Кандла, и Кочи в Индии.

Исследование Аравийского моря

Для средневековых арабов Аравийское море было известно как Индийское море или как часть “Великого моря”, из которого выделялись более мелкие заливы, такие как море Фарис (Персидский залив) или Море Колзум (Красное море).

Примерно с 8-го или 9-го века арабские и персидские мореплаватели научились использовать поверхностные течения, приводимые в движение летними и зимними муссонными ветрами. Лоцманы Омана и “Хадрамаута” записали подробные навигационные инструкции для плавания между портами Южной Аравии, Восточной Африки и Красного моря, а также портами Индии, Малайзии и Китая между 9-м и 15-м веками.

Некоторые из этих работ, озаглавленные на персидском языке“рахманг” (“книги маршрутов”), содержат описания берегов, подходов и островов, а также полезную информацию о ветрах, течениях, зондировании и навигации по звездам. Среди процветающих средневековых портов, упомянутых в этих трудах, Диу и Сурат в Индии, Ормузский пролив в Персии, Маскат и Аден на Аравийском полуострове. Упомянутые достопримечательности включают мысы аль-Адд и Медресе – оба на юго-восточном побережье Аравийского полуострова и мыс Гвардафуй в Сомали, который является мысом Африканского Рога.

В наше время Аравийское море было изучено несколькими океанографическими экспедициями. Возможно, самой важной из них была экспедиция Мабахиса (или Джона Мюррея) в 1933-34 годах, которая сообщила о находках, касающихся гидрографии, химии, течений, водных масс, рельефа дна и отложений. Дальнейшая информация была получена во время Международной экспедиции в Индийский океан (1960-65), в которой участвовали английские, американские, советские, индийские и немецкие корабли, изучавшие течения, биологическую продуктивность, сейсмологию и геологию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: