Фото Сьюдад-Пердида (169 фото)

phenobarbidol_

  • Add to friends
  • RSS

I’m not a puppet, I am a grenade

Mechanical Bride

Колумбия, страна мечты! Карибское море, жареные бананы всех сортов, Маркес и Шакира, сальса и реггетон, агуардиенте и кокаин! Muy bacano, muy chevere, muy rico! Кстати, о Маркесе – непонятно, как он умудрился написать “Сто лет одиночества” в таких радостных местах. Впрочем, как мне говорили, в Колумбии есть и “грустные” места, которые следует посетить. Это в следующий раз. Обязательно. Хочу увидеть все. В моем личном рейтинге Колумбия, вне сомнений, на первом месте. Следом Аргентина и Бразил. А природа самая красивая все равно в Венесуэле.

Изначально наши колумбийские планы были скромны – во главе угла стоял Сьюдад Пердида (Затерянный индейский город доколумбовских времен, запрятанный глубоко в джунглях Сьерра Невады), к которому прилагались по чуть-чуть Богота и Картахена; а там и честь знать – в Эквадор. Забегая вперед скажу, что планы изменились и в конце путешествия мы вновь вернулись в любимый край, перекроив маршрут. И очень правильно сделали.

О Боготе могу сказать крайне мало – из-за холодной погоды (столица находится на высоте 2500 метров, из-за чего там весьма и весьма свежо) мы не захотели там задерживаться, используя лишь как перевалочный пункт. В первый вечер прилетев в Боготу и переночевав, отправились прямиком в Санта-Марту, а оттуда – в деревню Таганга. Для трека.

Таганга, Сьюдад Пердида

Сначала Таганга ужасно не понравилась – толпы народу, все какие-то толстые, пляж грязый, маленький, море теплое до омерзения, вода склизская. Вода в душе только холодная. Приуныли, и чтобы не терять времени, отправились немедленно организовывать трек. Прямо на следующий день. Контору я выбрала по своей любимой Lonelyplanet и не промахнулась – в группе нас было только трое. Плюс гид Цезарь, оказавшийся весьма милым и заботливым, но исключительно испаноговорящим, что дало мне дополнительный вздрыжный эффект.

О самом треке можно рассказывать много, но я не буду сильно растекаться. Самое главное – НИГДЕ, ни на одном форуме, ни на одном рекламном проспекте не сказано, что это такое на самом деле. Почитав сайты можно сделать вывод, что пятидневный трек ничто иное, как легкая ненапряжная прогулочка в несерьезный лесок. Так думали и мы и все те, кого мы встречали в джунглях на своем пути (да, не ленились интресоваться). ОБливаясь потом, спотыкаясь и матерясь, все как один признавались, что эта сложность для них полная неожиданность. Почему туристам не говорят правду о сложности трека – загадка. Возможно, боятся, что никто не пойдет? Что до меня, я бы пошла в трек в любом случае, просто подготовилась бы соответственно.

На самом деле трек в Сьюдад Пердида – сложный поход, требующий выносливости, силы, терпения, достаточной ловкости и большой любви к дождевому лесу. Если вы как я с детства мечтали оказаться в НАСТОЯЩЕЙ сельве, с мощной влажностью, тучами москитов и других насекомых, с испарениями, капелью, звучащей повсеместно, с гигантскими деревьями, у которых не видно верхушек, на которых растут другие деревья, а на них, в свою очередь, третьи деревья, с удушливой жарой и постоянными ливнями, с бурными реками и бесконечными водяными потоками – вам сюда. Во время трека ежедневно приходится штурмовать минимум один серьезный горный хребет (сначала подъем примеро на полтора километра вверх, потом крутой спуск) и несколько менее серьезных, переходить вброд большое количество ручьев, рек и бешеных потоков. Минимум один день придется идти под проливным дождем – в сердце джунглей дождь идет каждый день начиная с обеда. Вещи промокают в первый же день и просушить их нет никакой надежды. Надо либо нести с собой сухие (но тогда будет объемный рюзкак, что тоже нежелательно), либо плюнуть и ходить 5 дней в мокром. Приготовьтесь к подъемам в 5 утра, долгим изнуряющим переходам ввер-вверх-вверх и потом вниз-вниз-вниз, до состояния “ща лягу прямо здесь”, постоянной собственной мокротЕ и вонючести. За это вы получите невероятной красоты виды, восторги, ох-ахи и чувство глубокого удовлетворения. В общем, восхождение на Рорайму, что до сих пор было моим главным достижением, детский лепет по сравнению с треком в Затерянный город.

В первый день едем в смешной машинке в деревне, откуда начинается собственно трек. Гид оглядывает наши с Инной рюкзаки и неодобрительно цокает. Мы в ответ подбочениваемся – он не знает, что мы мощные деуки, вероятно, привык иметь дело с неженками. Почти сразу – крутой и долгий подъем в гору. Ближе к середине подъема Маша отдает свой рюкзак гиду, мы с Инной пыхтим дальше. Дорога сама по себе тяжелая, а тут еще палящее солнце. Путь до первого лагеря занимает около шести часов (примерно два-три их них – карабканье на гору) и заканчивается крутым спуском к реке. Подходим уже в сумерках и сразу в воду – мыться и стирать вонючее. Вечером ужинаем и пьем захваченную из Таганги текилу. Гид и жители лагеря стремятся пообщаться на испанском, меня это напрягает – хочется отдохнуть. Поэтому, чтобы отделаться, рано ложимся спать.

Читайте также:
Фотографии вулкана Гилуве

На следующий день ранний подъем и еще один шестичасовой переход. Природа вокруг меняется на глазах – лес становится глуше, реки бурнее и холоднее, окружающие горы – таинственнее. Начинается хрестоматийная картинка дождевого леса – покрытые обильной растительностю хребты и стелящаяся по ним дымка облаков. Сначала были мысли пройти за один день путь двух, чтобы оставить себе фору напоследок, но к моменту прихода в лагерь на нас жалко смотреть. К тому же начинается ливень. Обессиленные, заваливаемся спать днем. Вечером выползаем ужинать и пить текилу. К нам присоединяется одинокий француз (мы идем туда, он – уже обратно). Тоже говорит, что не ожидал такой сложности. Самый щекотливый момент заключается в том, что путь туда занимает три с половиной дня (в сам затерянный город попадаешь на четвертый день), а путь обратно необходимо пройти за полтора. Маршрут тот же, то есть, весьма тяжелый и пройти его надо в два раза быстрее. Крутись как хочешь. Ох, что нас ждет!

В этот день я капитально оконфузилась. Во время одного из переходов мы нагнали большую группу, идущую впереди. Переходя реку, они решили искупаться и мы последовали примеру. Я, привыкшая к тотальному отсутствию русских, выходя из воды радостно гаркнула Инне: “у нас с вами тут прямо парад сисек: маленькие, большие и огромные!”. И в следующую минуту услышала над ухом вежливый мужской голос, произнесший на чистом русском:”как приятно услышать родную речь!”. Оказалось, в группу французов, финнов и англичан затесался москвич по имени Леша. Затесался и мимикрировал. А мы тут орем! Ох и неудобно мне было.

На третий день лес делается еще более суровым. Начинаются бурные горные потоки, которые переходим вброд. Гиды заходят в воду и, стоя по пояс, за руку переводят каждого. Иначе может унести течением. Для этого нас объединяют с группой, идущей впереди. В лесу местами попадаются жилища диких индейцев – потомков тех самых тайрона, который построили Затерянный Город. Они, среди прочего, выращивают коку – мы по дороге обрываем и жуем листики, чтобы придать себе бодрости. Останавливаемся в лагере у подножия горы, возле живописного водопада. До Затерянного Города остается часа два ходу, но с двух часов дня вновь начинается ливень, продолжающийся до вечера.

Утром четвертого дня поднимаемся к цели нашего пути – Сьюдад Пердида. Общее число ступеней – 1200. По сравнени в тем, что мы уже преодолели это – сущая ерунда, легкая и приятная прогулка. Тем более, что наконец-то идем без рюкзаков – оставили их в лагере. Место волшебное. В нем есть то, чего мне так недоставало в Мачу Пикчу – нетронутость и недоступность. Есть у Сьюдад Пердиды одна особенность – ни одна фотография не может отобразить ее красоту. Я очень старалась, но мои тоже не исключение. Это надо видеть.

Далее крутим пленку назад, но в два раза быстрее. Об этом экспресс спуск-подъеме мы все думали с затаенным ужасом весь путь туда и вот час икс настал. Спустившись со Сьюдад Пердиды, наскоро перекусываем, напяливаем рюкзаки и вмазываем в обратный путь. Почти сразу начинается неизменный ливень и продолжается всю дорогу, около четырех часов. Конечно, пару раз я повалялась в жидкой грязи – растянулась, поскользнувшись. Ноги в мокрой обуви стерлись в кровь, на плечах мозоли от рюкзака, на шее – от купальника. Ох. Но зато, когда дождь наконец прекращается, а мы приходим к лагерю – это праздник.

Последний день самый жесткий: надо проделать путь двух первых дней и прийти в деревню не позже двух часов дня. Встаем в пятом часу утра, руки в ноги и вперед. Суровая сельва с ливнями и капелью уже позади, теперь немилосердно палит солнце. Идем бодро и быстро – фотографировать не нужно, все уже снято. Один только раз не выдерживаю и останавливаюсь – снять дымящиеся облаками горы Сьерра Невады. Под конец ждет драматический спуск – физически это легче подъема, но риск получить травму выше. Уже в самом конце пути, взмыленные, с языками на плечах, видим идущую навстречу группу свеженьких американцев. Маша говорит:”во, смотрите, дураки идут!”. Тоже ведь не знают, что их ждет. Трек нам безумно понравился, но мы рады, что возвращаемся. В минусе – стертые конечности и плечи и сплошные следы укусов комаров (особенно досталось Маше), а также куча протухших вонючих тряпок и напрочь пропитанные, пропахшие потом рюкзаки. В плюсе – невероятный душевный подъем и сознание того, что можешь свернуть горы.

Читайте также:
Достопримечательности Нанкин: что стоит посмотреть туристу?

В тот же вечер мы адски зажгли в Таганге, которая на этот раз понравилась нам несравненно больше (кто там говорил про усталость?), а на следующий день поплыли на лодке в национальный парк Тайрона.

Тайрона – баунти, с красивыми пляжами, прозрачной синей водой и пальмами. Можно приехать на несколько дней и снять гамак, можно на полдня, как мы. Можно доехать на автобусе и потом часа два пешком, можно выбрать моторку. Мы, временно пресытившись ходьбой, выбрали лодку и не пожалели. На море в этот день был шторм и, как только лодка вышла из бухты, мы почувствовали всю силу его, в буквальном смысле, на собственной заднице. Лодка подпрыгивает на волнах и при каждом прыжке седоки рискуют вылететь в море, поэтому надо держаться за борт обеими руками. К концу поездки (около полутора часов) жопа превращается в блин. При этом каждые пару минут всех с ног до головы обдает теплыми брызгами – вернее, мощной струей воды. Все визжат и матерятся. Инна в сердцах прокричала:”что ни день – то какой-то тотальный пиздец!”, и это было чертовски в точку.

Правда, настоящий пиздец ждал нас на пути обратно. Ближе к вечеру шторм расходился не на шутку и, выйдя из бухты, мы оказались среди волн, величиной с дом. Капитан изо всех сил поворачивал лодку носом наперерез волнам, мы видели, как рядом с нами эти огромные волные с грохотом разбиваются о зубчатые скалы. К тому моменту никто уже не визжал – было страшно. Сидели притихшие, изо всех сил держась за бортики и стараясь удержаться в лодке. Я понимала, что мы можем перевернуться и тогда пиши пропало – скалы рядом, течение сильное. Все это местами напоминало кадры из фильма “Идеальный шторм”, только при сияющем солнце. Раза три успела попрощаться с жизнью.

Когда лодка наконец причалила и все оказались живы, это тоже было приятно.

В лодке познакомились с компанией парней из Израиля. У них в Таганге свой отель, только для евреев, с еврейской кухней и меню на иврите. И это единственное место в деревне, где есть горячая вода. Хорошо им, красавчикам! Невольно вспомнилась присказка про “если в кране нет воды. “. Хи-хи. Друзья-евреи, вы ведь не обидитесь на меня за это? :)

В Картахену ехали через Маркесовские родные места. Красиво. Хочется вернуться и осмотреться поподробнее. О самой Картахене впечатления не составила. Да, красивый колониальный город, но души не успела ухватить. Возможно потому, что были там очень мало. Обломало, что в клубах нельзя курить и все очень дорого. Обиделись и вечером никуда не пошли.

На следующее утро уехали в Эквадор.

Заглавное фото помрачнее. Чтобы ближе к Маркесу.

Храм-на-Крови

Храм-на-Крови́ (полное название: Храм-на-Крови́ во и́мя Всех святы́х, в земле́ Росси́йской просия́вших) — один из крупнейших православных храмов России.

Храм был построен в 2000—2003 годы на том месте, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был расстрелян последний российский император Николай II и его семья. Освящение храма состоялось 16 июля 2003 года.

В настоящее время храм является местом паломничества для верующих не только со всех уголков России, но и живущих за её пределами. Кроме того, храм привлекает к себе внимание многих прибывающих в Екатеринбург туристов, в том числе известных политиков, представителей искусства

РАССТРЕЛ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ

В 1917 году, после Февральской революции и отречения от престола, бывший российский император Николай II и его семья по решению Временного правительства были высланы в Тобольск.

После прихода к власти большевиков и начала гражданской войны, в апреле 1918 года, получено разрешение Президиума (ВЦИК) четвёртого созыва о переводе Романовых в Екатеринбург, чтобы оттуда доставить их в Москву с целью проведения суда над ними.

В Екатеринбурге в качестве места заточения Николая II и его семьи был выбран большой каменный особняк, конфискованный у инженера Николая Ипатьева. В ночь на 17 июля 1918 года в подвале этого дома император Николай II вместе с супругой Александрой Феодоровной, детьми и приближёнными лицами были расстреляны, и после этого их тела были отвезены на заброшенный рудник Ганина Яма. Убийство царской семьи организовал Уралсовет, где огромное влияние имели левые эсеры (сторонники продолжения участия России в Первой мировой войне), с целью сорвать Брестский мир между Советской Россией и кайзеровской Германией. Немцы после Февральской революции несмотря на войну с Россией переживали за судьбу российской императорской семьи, ведь жена Николая II Александра Фёдоровна была немкой, а их дочери были одновременно русским царевнами и германскими принцессами.

Читайте также:
Фотографии острова Горе

ДОМ ИНЖЕНЕРА ИПАТЬЕВА

Построенный в конце 1880-х гг. горным чиновником И. И. Редикорцевым, этот дом представлял собой каменный двухэтажный особняк на Вознесенской горке в Екатеринбурге. С 1908 года дом находился в собственности инженера-строителя Николая Ипатьева.

Дом Ипатьева, в котором провели последние дни жизни и были расстреляны Николай II и его семья. В апреле 1918 года, пока Ипатьев был в отъезде, его дом был конфискован большевиками, и, начиная с 30 апреля 1918 года, в нём была заточена, а в ночь на 17 июля расстреляна Царская семья вместе с ближайшим окружением.

После октябрьской революции этот дом в разное время занимали различные высокопоставленные чиновники и правительственные учреждения, но от этого он не перестал быть своеобразной достопримечательностью города и постоянно привлекал к себе внимание людей, вплоть до самого своего разрушения.

Днём сюда привозили официальные партийные делегации, а ночью довольно часто к дому подходили люди, интересовавшиеся судьбой последнего царя. Б. Н. Ельцин, возглавлявший в середине 70-х годов Свердловский горисполком, в книге своих воспоминаний «Исповедь на заданную тему» описывал ситуацию вокруг дома Ипатьева следующим образом:

. Близилась одна из дат, связанная с жизнью последнего русского царя. На Западе в газетах и журналах появились новые исследования, что-то из этих материалов передавали западные радиостанции на русском языке. Это подхлестнуло интерес к дому Ипатьевых, приезжали посмотреть на него даже люди из других городов.

Именно это внимание привело к тому, что в 1977 году по рекомендации председателя КГБ Ю. В. Андропова Центральный Комитет КПСС принимает постановление о сносе дома. Официальным обоснованием стала необходимость в расширении прилегающей непосредственно к дому улицы Карла Либкнехта. 22 сентября 1977 года по указанию Б. Н. Ельцина дом был разрушен. Позднее Ельцин напишет в своих воспоминаниях:

…рано или поздно всем нам будет стыдно за это варварство. Будет стыдно, но ничего исправить уже не удастся…

Даже после разрушения ипатьевского дома идея паломничества к священному месту не пропала. После начала Перестройки на пустыре, где некогда стоял дом Ипатьева, всё чаще стали собираться верующие. Самые первые, ещё стихийные, собрания разгонялись милицией, но это осуществлялось скорее по инерции. 18 августа 1990 года на скорбном месте был установлен первый деревянный крест, спустя две недели осквернённый злоумышленниками. Появился второй, потом третий, уже металлический. 20 сентября 1990 года Президиум свердловского горсовета и исполком приняли решение об отводе земельного участка свердловскому Епархиальному управлению Русской Православной Церкви и разрешении установки на том месте, где ранее стоял дом инженера Ипатьева, памятного символа. Был объявлен открытый конкурс на разработку проекта храма-памятника на месте бывшего дома Ипатьева и застройки прилегающей территории. Конкурс предполагалось завершить к июльским дням годовщины расстрела.

В связи с августовскими событиями 1991 года проведение конкурсных мероприятий сдвинулось, хотя первые эскизы уже появились, а некоторые даже были оценены жюри. В это же время организаторами были внесены дополнительные конкурсные условия, в том числе и международный статус мероприятия. Из-за усложнения задач конкурса, объективных оценок его масштабов, особенно при условии участия зарубежных конкурсантов, сроки представления работ и, как следствие, заключения жюри по ним постоянно откладывались. Сначала срок объявления результатов был назначен на 15 декабря 1991 года, затем был перенесён на 15 марта 1992 года, и, наконец, окончательно утверждён на 25 июня 1992 года. Победителем конкурса оказался курганский архитектор Константин Ефремов.

Спустя три месяца, 23 сентября 1992 года на строительстве храма архиепископом Верхотурским и Екатеринбургским Мелхиседеком был заложен первый камень. В сетевых изданиях также широко распространена информация о 21 сентября 1991, как о дне закладки первого камня. Одновременно с закладкой первого храмового камня был совершён чин освящения ранее построенной деревянной часовни во имя преподобномученицы Елисаветы Феодоровны.

Однако, строительству собора по проекту Ефремова не суждено было случиться, так как практически сразу после закладки первого символического камня строительство прекратилось. Причиной заморозки строительства явилось тяжёлое экономическое положение по стране, в целом, и, как следствие, отсутствие денежных средств у Епархии, курировавшей строительные работы.

Лишь в 2000 году, после прославления Николая II и его семьи на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, на месте расстрела началось непосредственное строительство храма. 23 сентября 2000 года прибывший на освящение строительства храма Патриарх Алексий II заложил в основание храма капсулу с памятной грамотой о состоявшемся освящении.
Изменился и проект будущего храма. Новый проект, авторами которого явились архитекторы В. П. Морозов, В. Ю. Грачёв и главный архитектор области Г. В. Мазаев, был одобрен градостроительным советом Екатеринбурга и Епархией. Согласно официальной версии, причиной отказа от проекта К. Ефремова послужило нежелание самого автора учесть замечания градостроительного совета и внести изменения в свою работу.

Читайте также:
Визовый центр Словакии в Архангельске - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы

Строительство храма велось быстрыми темпами. Предполагалось завершить строительство и освятить собор к 85-летней годовщине гибели семьи Романовых. Поэтому ежедневно на стройке трудилось до 300 человек в две смены.

17 октября 2002 года на звонницу храма были водружены 11 колоколов. Средства на их изготовление были собраны в результате проведения благотворительной акции «Колокола покаяния» при непосредственном участии известного поэта и композитора Александра Новикова.

27 ноября 2002 года состоялась закладка первого камня на строительстве Патриаршего подворья при храме.

21 февраля 2003 года у стен строящегося храма в ходе трёхдневного визита на Урал побывал Борис Ельцин.

15 мая 2003 года на звонницу храма был водружён самый большой колокол массой 5 тонн. Он был отлит в начале мая того же года в Каменске-Уральском. Отлитый из особой колокольной бронзы колокол назвали в честь св. Андрея Первозванного. Среди 14 колоколов храма этот колокол имеет самый низкий голос.

При проектировании план будущего храма был наложен на план снесённого дома Ипатьева таким образом, чтобы создать аналог помещения, где была расстреляна Царская семья. На нижнем уровне храма предусматривалось символическое место этого расстрела.

Храм представляет собой пятикупольное сооружение высотой 60 метров и общей площадью 3000 м². Архитектура сооружения выдержана в русско-византийском стиле. В таком стиле строилось подавляющее большинство церквей в период царствования Николая II. По замыслу архитекторов он должен символизировать связь времён, возрождение православной традиции. В комплекс входит два храма: нижний и верхний.

Верхний храм — во имя всех Святых — златоглавый собор символизирует собой негасимую лампаду, зажжённую в память о тех трагических событиях, которые произошли на этом месте. Верхний храм — весьма просторная часть сооружения с обилием окон по периметру. Учитывая географическую возвышенность того места, на котором расположен храм, в ясные дни помещения храма обильно освещены солнечным светом. Внутри расположен иконостас из редкой породы белого мрамора длиной — 30 м и высотой — 13 м.

Заупокойный нижний храм на Крови памяти Романовых, выполненный в очень строгом спокойном стиле, расположен в цокольной части.

Памятник семье Николая IIОн включает в себя в том числе и расстрельную комнату с присутствующими подлинными останками конструкции Ипатьевского дома, а его алтарь находится рядом с непосредственным местом расстрела Царской семьи. Здесь же расположен музей, экспонаты которого посвящены последним дням жизни семьи Романовых, а также зрительный зал на 160 мест.

Между верхним и нижним храмом существует двусветное пронизывающее пространство. Из расстрельной комнаты вверх поднимается шатёр, который выходит в иконостас верхнего храма, где сделан проём, через который можно сверху видеть место гибели Романовых.

Фасады здания храма до девяти метров отделаны гранитом красного и бордового цветов. Эта деталь является своеобразным напоминанием о пролитой здесь крови. На фасаде по периметру размещены сорок восемь бронзовых икон наиболее почитаемых русских святых.

В ансамбль храма включён памятник Царской семье. Это семифигурная композиция, представляющая трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал ипатьевского дома на расстрел. По замыслу авторов: скульптора К. В. Грюнберга и А. Г. Мазаева, сына главного архитектора Свердловской области Г. В. Мазаева, — памятник встречается на пути каждого входящего в храм и невольно напоминает о произошедших здесь событиях.

16 июля 2003 года состоялось торжественное освящение и открытие храма[25]. Чин освящения совершили постоянные члены Священного Синода: митрополиты Ювеналий (Поярков), Кирилл (Гундяев), а также митрополит Воронежский Сергий (Фомин) и архиепископ Екатеринбургский Викентий (Морарь). По благословению Патриарха Алексия II, который не смог, по требованию врачей, лично возглавить торжества, митрополит Ювеналий вручил награды Русской Православной Церкви представителям духовенства, общественным деятелям, а также благотворителям и благоукрасителям, внёсшим особый вклад в строительство храма.

Династию Романовых представляли глава Российского Императорского Дома Великая Княгиня Мария Владимировна Романова и вдова племянника Николая II О. Н. Куликовская-Романова. Последняя от лица дома Романовых передала в дар храму образ Божией Матери «Троеручица», привезённый из Канады. Эта чудом уцелевшая икона находилась в ипатьевском доме в дни заточения и расстрела Николая II и членов его семьи.

В числе гостей был композитор Мстислав Ростропович с супругой Галиной Вишневской. После церемонии освящения храма у его врат состоялся концерт симфонического оркестра Свердловской филармонии, оркестра Приволжско-Уральского военного округа и звонарей Екатеринбургской и Верхотурской Епархии. Под управлением Мстислава Ростроповича была исполнена увертюра П. И. Чайковского «1812-й год».

В ночь с 16 на 17 июля в храме было совершено пятичасовое богослужение в память об убиении Николая II и членов его семьи, в котором приняли участие по разным оценкам от 7 до 8 тысяч человек. Богослужение возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. По окончании службы, в 5 часов 10 минут утра, колонна из 50 священнослужителей, возглавляемая владыкой Викентием, отправилась в крестный ход к монастырю во имя святых Царственных Страстотерпцев, расположенному в урочище Ганина Яма, где в 1918 году были уничтожены останки членов Царской семьи. Как отмечают очевидцы, песнопения, которыми православные сопровождали свой путь в городской черте, были слышны за несколько кварталов от движущейся колонны. Крестный ход, в котором приняло участие также около 8 тысяч человек, прибыл в монастырь на Ганиной Яме в 9 часов 30 минут.

Читайте также:
Какое море или океан омывает Дубай (ОАЭ)

В настоящий момент Храм-на-Крови представляет собой не только действующий собор, но и музейный комплекс. В музейной части выставлен ряд экспонатов, посвящённых последним месяцам жизни императора Николая II и его семьи. При храме действует воскресная церковно-приходская школа для детей от 6 лет и старше, а также проводятся библейские курсы для всех желающих.

Деревянная часовня во имя преподобномученицы Елисаветы выстояла, несмотря на ряд поджогов и действий вандального характера, и теперь расположена меж выстроенных зданий храма и Патриаршеего подворья. Сруб часовни вследствие поджогов стал тёмного цвета. Перед часовней на земле лежит большой мраморный камень с надписью, гласящей о том, что ночью на 17 июля 1918 года здесь были убиты члены царской династии Романовых.

Построенное и освящённое вместе с храмом Патриаршее подворье включает в себя собственно патриаршие покои, домовую церковь святителя Николая, библиотеку, а также целый ряд залов и помещений для проведения различных церковных мероприятий высокого уровня.

Ежегодно в ночь с 16 на 17 июля с 23.30 до 04.00 в храме проводится многочасовая всенощная и литургия в память о Царской семье, которая завершается традиционным 25-километровым крестным ходом к Ганиной Яме. В 2007 году на торжественных мероприятиях приняли участие более 20 тысяч верующих со всех концов России. А в 2008 году в связи с 90-летием убийства Царской семьи в Крестном ходе приняли участие около 40 тысяч человек. Территория, на которой расположены Храм-на-Крови, Елизаветинская часовня, Патриаршее подворье, а также Вознесенский Храм, согласно распоряжению главы Екатеринбурга А. М. Чернецкого, получила название «Святой Квартал».

Блог Лены Исхаковой
Как махнуть на отдых (и не только рукой)

Блог Лены Исхаковой

  • Путешествуй по России
  • Путешествуй по миру
  • Авиабилеты
  • Ж/д-билеты
  • Автобусы
  • Жилье
  • Об авторе

Уникальные фотографии Храма-на-Крови в Екатеринбурге и вся нужная информация

Всем привет, мои дорогие читатели!

Так получилось, что Екатеринбург был построен по указу первого российского императора (Петра I), а потом в нем был расстрелян последний российский император (Николай II) вместе со всей семьей.

Через 80 лет этот исторический факт решат обозначить в виде памятного символа — так появился Храм-на-Крови в Екатеринбурге, который мгновенно превратился в главный символ города.

Сегодня я хочу показать вам уникальные фотографии этого места (такого вы не увидите при посещении храма), а также поделиться важной контактной информацией, которая будет необходима гостям города. Итак.

Где находится храм и как к нему добраться

Храм расположен в центральной части города, от Плотинки можно дойти пешком минут за 10 — 15.

Точный адрес: г. Екатеринбург, ул. Толмачева, 34.

Местоположение на карте:

Остановки общественного транспорта поблизости:

1. Остановка метро «Динамо» (850 метров) — самый удобный транспорт.

2. Автобусная остановка «ТЮЗ» (300 метров)

  • автобусы 1, 13, 13а, 15, 20, 23, 035, 48, 052, 056, 57, 57а;
  • троллейбусы 1, 3, 5, 9, 11, 15, 17, 18.

3. Трамвайная остановка «Театр Музкомедии» (650 метров) — не советую пользоваться трамваями, особенно в зимнее время.

  • трамваи 2, 6, 13, 15, 18, 26.

Расписание богослужений и других мероприятий

Богослужения проходят каждый день:

  • вечернее Богослужение в 17.00.
  • — Литургия в 8.00.
  • По воскресеньям и двунадесятым праздникам совершается две Литургии — ранняя в 6.40 и поздняя в 8.40.

У храма есть официальный сайт , но он наполняется не регулярно, там можно найти только минимальную информацию.

А вот самую свежую информацию о предстоящих мероприятиях можно найти в официальной группе ВК , там можно задавать любые вопросы администраторам.

Мое впечатление от посещения храма

Так как место очень популярное, здесь бывает многолюдно: туристов привозят автобусами, приходят местные жители.

Однажды я попала в храм в Вербное Воскресенье. Посетителей было так много, что никто не обращал внимания, соблюдаются ли правила посещения храма. Я заметила, что многих женщин впускали в брюках.

Многие посещают храмы для ощущения спокойствия, но толпы туристов, к сожалению, этому не способствуют. По этой причине в будни находиться в храме намного приятнее.

Что касается самого храма — выполнен он великолепно.

Прилегающая территория это отличное место для прогулки. Если повезет попасть туда в солнечную погоду — впечатления запомнятся надолго.

Читайте также:
Дома за границей: советы по выбору

Внутри храма есть музей, посвященный погибшей семье, его я настоятельно рекомендую посетить.

Рядом с храмом установлена небольшая часовня святым мученицам Великой княгини Елизавете Федоровне и инокини Варваре.

Уникальные фотографии храма

Я хочу показать вам несколько интересных кадров, некоторые их них раскрывают внутреннее устройство храма.

Сделаны они группой ребят, которые проводят нестандартные экскурсии по Екатеринбургу . Мне кажется невероятным то, что они делают, ведь они умудряются побывать там, куда дорога простым людям закрыта.

Сегодня они поднялись на колокольню Храма-на-Крови.

Подняться на колокольню можно на современном лифте

Здесь работает звонарь

В храме 4 колокольни, переход между ними выглядит следующим образом

Фото одной из башен

Дорогие друзья, я желаю вам замечательно провести время и получить максимум светлых эмоций от посещения храма. Обязательно напишите в комментариях о своих впечатлениях, я буду очень рада.

А у меня на сегодня все, благодарю за внимание и до скорых встреч!

Храм на Крови (Екатеринбург): фото и отзывы

  • Личный кабинет
  • Мои рассказы
  • Мои попутчики
  • Избранные туры
  • Мои туробъекты
  • Мои турфирмы
  • Выйти

Храм на Крови

  • Проживание
  • Достопримечательности
  • Охота в Свердловской области
  • Дешевые авиабилеты

Храм на Крови : фото и описание

Возведенный в период с 2000 по 2003 годы православный храм является одним из крупнейших в своем роде в стране. Построен у места расстрела последней царской семьи – Николая Второго (Романова), его супруги и детей.

В 1917 году отрекшийся в результате Февральской революции от престола Николай Второй был сослан в Тобольск вместе с семьей. Власть захватили большевики, развязалась гражданская война, и в апреле 1918 года Президиум четвертого созыва позволил перевести Романовых в Екатеринбург, откуда членов императорской семьи должны были перевезти в Москву, где бы их судили.

Уже в Екатеринбурге Романовых заперли в огромном каменном особняке, который в свою очередь конфисковали у инженера Ипатьева. Но перевода в Москву не случилось, ночью на 17 июля в подвале особняка расстреляли Николая, его жену Александру, детей и всех приближенных – тела вывезли на рудник Ганина Яма.

Сегодня в храм приезжают паломники со всей России и зарубежья. Далеким от религии визитерам Екатеринбурга сооружение не менее интересно.

Храм на Крови – действующий собор и музейный комплекс. При нем организована церковно-приходская школа для детей старше 6 лет, проводятся библейские курсы для каждого заинтересованного.

Капсула с памятной грамотой в знак освещения будущего храма была заложена в его фундамент патриархом Алексием Вторым. Изначальный проект строительства не был реализован, его преобразовали, предусмотрев аналог того помещения, в котором была убита семья Романовых. Претворили задуманное в жизнь в рекордные строки – над храмом работали по 3 сотни человек в две смены.

В октябре 2002 года звонница храма обзавелась 11-ю колоколами, а в ноябре того же года заложили первый камень Патриаршего подворья при сооружении. В 2003 году к колоколам звонницы присоединился еще один – самый большой из них, весом в 5 тонн. Особый бронзовый колокол назвали в честь Святого Андрея Первозданного, а звучание у него – самое низкое среди колоколов храма.

Храм являет собой здание 60 метров высотой, увенчанное пятью куполами и занявшее 3 тысячи квадратных метров. Здание выполнено в русско-византийской стилистике, равно как и основное количество церквей имперского периода России. Архитектурный посыл – связь минувших лет с возрождением православия.

Храмовые фасады до уровня 9 метров декорированы красно-бордовым гранитом, напоминающим о кровопролитии. Периметр украшен 48 бронзовыми иконами с ликами самых почитаемых в стране святых. Арки дополняют цитаты из Псалтири (78 и 115).

Храм на Крови состоит из двух – нижнего и верхнего.

Верхний храм во имя Всех Святых увенчан позолоченными главами и олицетворяет негасимый огонь лампады, горящей в память о трагедии. Вместительное помещение, изрезанное повсеместно оконными проемами, в погожие денечки залито естественным светом. Внутри находится иконостас, сложенный из редкого белого мрамора, длина его равна 30 метрам, а высота – 13 метрам. Нижний или Заупокойный храм на Крови памяти Романовых выдержан в строгой стилистике, находится в цоколе.

Памятник семье Николая Второго включает композицию из семи фигур, иллюстрирующую момент спуска Николая Второго и его близких в подвал (она встречается на пути каждого, кто входит в храм). А также комнату расстрела, в которой содержатся подлинные останки конструкции дома инженера Ипатьева. На месте убийства установлен алтарь. Здесь же базируется музей, экспозиция которого посвящена последним дням царской семьи, здесь же имеется зрительный зал на 160 мест.

Верхний и нижний храмы связывает двухсветное сквозное пространство. Из комнаты расстрела вырастает шатер, выходит он в иконостас на верхнем уровне, там имеется проем, заглянув в который, можно увидеть место гибели Романовых.

Каждый год в ночь расстрела Романовых с 23.00 до 04.00 в храме проводится литургия в память о погибших, а завершается она крестным ходом к Ганиной Яме (25 километров пути).

Читайте также:
Фотографии островов Мидуэй

Храм на Крови (Екатеринбург): фото и отзывы

  • Личный кабинет
  • Мои рассказы
  • Мои попутчики
  • Избранные туры
  • Мои туробъекты
  • Мои турфирмы
  • Выйти

Храм на Крови

  • Проживание
  • Достопримечательности
  • Охота в Свердловской области
  • Дешевые авиабилеты

Храм на Крови : фото и описание

Возведенный в период с 2000 по 2003 годы православный храм является одним из крупнейших в своем роде в стране. Построен у места расстрела последней царской семьи – Николая Второго (Романова), его супруги и детей.

В 1917 году отрекшийся в результате Февральской революции от престола Николай Второй был сослан в Тобольск вместе с семьей. Власть захватили большевики, развязалась гражданская война, и в апреле 1918 года Президиум четвертого созыва позволил перевести Романовых в Екатеринбург, откуда членов императорской семьи должны были перевезти в Москву, где бы их судили.

Уже в Екатеринбурге Романовых заперли в огромном каменном особняке, который в свою очередь конфисковали у инженера Ипатьева. Но перевода в Москву не случилось, ночью на 17 июля в подвале особняка расстреляли Николая, его жену Александру, детей и всех приближенных – тела вывезли на рудник Ганина Яма.

Сегодня в храм приезжают паломники со всей России и зарубежья. Далеким от религии визитерам Екатеринбурга сооружение не менее интересно.

Храм на Крови – действующий собор и музейный комплекс. При нем организована церковно-приходская школа для детей старше 6 лет, проводятся библейские курсы для каждого заинтересованного.

Капсула с памятной грамотой в знак освещения будущего храма была заложена в его фундамент патриархом Алексием Вторым. Изначальный проект строительства не был реализован, его преобразовали, предусмотрев аналог того помещения, в котором была убита семья Романовых. Претворили задуманное в жизнь в рекордные строки – над храмом работали по 3 сотни человек в две смены.

В октябре 2002 года звонница храма обзавелась 11-ю колоколами, а в ноябре того же года заложили первый камень Патриаршего подворья при сооружении. В 2003 году к колоколам звонницы присоединился еще один – самый большой из них, весом в 5 тонн. Особый бронзовый колокол назвали в честь Святого Андрея Первозданного, а звучание у него – самое низкое среди колоколов храма.

Храм являет собой здание 60 метров высотой, увенчанное пятью куполами и занявшее 3 тысячи квадратных метров. Здание выполнено в русско-византийской стилистике, равно как и основное количество церквей имперского периода России. Архитектурный посыл – связь минувших лет с возрождением православия.

Храмовые фасады до уровня 9 метров декорированы красно-бордовым гранитом, напоминающим о кровопролитии. Периметр украшен 48 бронзовыми иконами с ликами самых почитаемых в стране святых. Арки дополняют цитаты из Псалтири (78 и 115).

Храм на Крови состоит из двух – нижнего и верхнего.

Верхний храм во имя Всех Святых увенчан позолоченными главами и олицетворяет негасимый огонь лампады, горящей в память о трагедии. Вместительное помещение, изрезанное повсеместно оконными проемами, в погожие денечки залито естественным светом. Внутри находится иконостас, сложенный из редкого белого мрамора, длина его равна 30 метрам, а высота – 13 метрам. Нижний или Заупокойный храм на Крови памяти Романовых выдержан в строгой стилистике, находится в цоколе.

Памятник семье Николая Второго включает композицию из семи фигур, иллюстрирующую момент спуска Николая Второго и его близких в подвал (она встречается на пути каждого, кто входит в храм). А также комнату расстрела, в которой содержатся подлинные останки конструкции дома инженера Ипатьева. На месте убийства установлен алтарь. Здесь же базируется музей, экспозиция которого посвящена последним дням царской семьи, здесь же имеется зрительный зал на 160 мест.

Верхний и нижний храмы связывает двухсветное сквозное пространство. Из комнаты расстрела вырастает шатер, выходит он в иконостас на верхнем уровне, там имеется проем, заглянув в который, можно увидеть место гибели Романовых.

Каждый год в ночь расстрела Романовых с 23.00 до 04.00 в храме проводится литургия в память о погибших, а завершается она крестным ходом к Ганиной Яме (25 километров пути).

Храм Спаса на Крови: 7 секретов

Храм Спаса на Крови является истинным украшением Санкт-Петербурга. По красоте данное строение может посоревноваться даже с Храмом Василия Блаженного, что на Красной площади. Когда-то на месте нынешнего Спаса был ранен император Всероссийский Александр – II, который через несколько часов умер от кровопотери у себя во дворце. Случилось сие печальное событие в году одна тысяча восемьсот восемьдесят первом.

Вскоре на месте смертельного ранения императора было воздвигнуто поистине шедевральное культовое строение, автором которого явился Альфред Парланд. Деньги на постройку храма собирали тогда по всей Руси, а сам царь был признан мучеником. Сегодня Спас на Крови является едва ли не визитной карточкой города на Неве и, казалось, всё о нём известно.

Читайте также:
Международная авиакомпания Korean Air

Загадки Спаса на Крови

Кресты Спаса. В разное время к храму было разное отношение. Например, сразу после 1917 года подумывали даже о том, чтобы строение стереть в лица земли, но потом решили иначе. Храм некоторое время не использовался на своему прямому назначению. С него были даже сняты кресты. По одной из легенд, их погрузили на самое дно грибоедовского канала, стремясь спасти. Когда же наступили более вольготные времена для церкви и было принято решение о том, чтобы храм реставрировать, встав вопрос: «А где же находятся кресты»? Тут-то и нашёлся некий господин, который якобы раскрыл тайну, мол, кресты погружены в тёмную воду и ждут своего часа. Вслед за этим это обследовано дно, и кресты извлекли на свет божий. Сегодня точно нельзя данные сведения ни подтвердить, ни опровергнуть.

Спас на Крови и совпадения. Иногда можно услышать байку (а может и не байку) про то, что якобы кто-то из ленинградцев своим недобрым языком брякнул примерно такую фразу: «Вот как только леса от Спаса уберут, так и СССР развалится». Спас на Крови очень долгое время был закрыт на реставрацию и его несколько лет окружали леса. Удивительно, но леса были убраны именно в девяносто первом. В этом же году началось погружение России в пучину хаоса, в этом же году СССР развалился.

Неповторимая мозаика. Спас на Крови – это истинный шедевр! Кто только не внёс свою лепту в его строительство! Это Рябушкин и Васнецов, Харламов и Нестеров, Журавлёв и Беляев. Все эти великие люди не нуждаются в особом представлении. Они трудились в течение многих лет над созданием удивительной по красоте и богатству мозаики. Ею украшен храм изнутри, включая иконостас. Ни в одном другом храме нет такого количества мозаики. Спас на Крови вполне можно назвать музеем мозаичного искусства.

Спас и блокада. Как уже говорилось выше, в разные времена культовые строения могли использоваться по-разному. Так, например, во время блокады, длившейся 872 (!) дня Спас на Крови использовался, как морг. Сегодня в это сложно поверить, то тогда были совершенно иные реалии. Свозили в Спаса умерших от голода и холода ленинградцев едва ли не со всего города. А чуть позже в храме хранили овощи. Благодаря данному событию, многие шутя стали называть храм не иначе, как: «Спас на картошке». Когда бои отгремели, в храме стали хранить декорации одного из театров (Малого Оперного).

Спас на Крови и числа. Те, кто верят в силу нумерологии, говорят, что всё наше пространство буквально опутано числами. Любую субстанцию (если иметь желание) можно перевести в цифровое значение, выстроив при этом много логических цепей. Так вот, Спас на Крови взметнулся в небо на восемьдесят один метр. Именно в этом году погиб император. Что это? Совпадение? Или целенаправленное действие зодчих? При этом один из куполов Спаса взметнулся на высоту шестьдесят три метра. Ровно столько было Александру-II в момент гибели. Опять же, это совпадение?

Предсказания иконы. Место, где стоит храм давно овеяно тайнами и мистикой. То про какой-то призрак, который то и дело тут появляется, говорят, то про какую-то икону, которая то показывается, то исчезает. Иногда можно от местных жителей услышать о существовании некой иконы, которую находили в храме Спаса на Крови. Так вот, эта икона выступала вестником великих и грозных событий. На этой чудесной иноке в своё время появлялись страшные для России цифры: одна тысяча девятьсот семнадцать и одна тысяча девятьсот сорок один. Поговаривают, что на иконе есть и иные даты, но пока что рассмотреть их толком не удаётся.

Кровь на мостовой. Название своё храм получил не случайно. Когда бомбисты бросили бомбу, она взорвалась рядом с каретой императора, нанеся ему тяжёлые ранения. Кровь Романова пролилась на мостовую. Как только Александр-II почил в бозе, его сын распорядился не просто построить на месте гибели отца великолепный храм, но и сделать так, чтобы то самое место, куда пролилась кровь отца оказалось внутри строения. Александр-III дал совершенно чёткий наказ своим подданным оставить нетронутым участок мостовой, залитой кровью, что и было исполнено.

Вот, собственно, такие слухи и факты имеют место быть, коль скоро мы начинаем говорить о храме Спаса на Крови. Место это, как и само строение действительно окутаны мистикой. Здесь всё дышит историей и красотой. Хотя бы раз в жизни тут точно стоит побывать. Стоит побывать, чтобы не только восхититься рукотворным храмом, но и вспомнить историю собственной великой страны.

Храм Спаса на Крови: 7 секретов: 1 комментарий

Я давно мечтала попасть в Храм Вознесения — Спас на крови. при приближении к нему, 25.06.19, я наблюдала свечение исходящее широкими лучами от храма. Фотографировала с разных точек- везде одно и то же. А в храме свет будто вел меня к северной стороне начиная с самого входа. Все фото мозаик удавались кроме одной из мозаик — скрывался (засвечивался плотным белым пятном лик Иисуса и слева от него) и я не могла понять, что же изображено на этой мозаике. Мне удалось сфотографировать ее только после того, как я одела платок и помолилась о родных и особенно о болеющем моем сыне, пожертвовала на храм и фото получилось только тогда, когда я подошла близко к северной стене. Дома, при увеличении изображения, я поняла, что это- история об исцелении отрока!

Читайте также:
Реальная история о переезде из России в Нидерланды

Добавить комментарий Отменить ответ

У нас на сайте есть коллекция бесплатных гаданий онлайн. Воспользуйтесь этой возможностью и получите точный прогноз:

  • На будущее
  • На любовь
  • На желание
  • Карта дня
  • На себя
  • На ситуацию

Восемь удивительных фактов о Спасе на Крови

18 октября исполняется 135 лет со дня заложения храма Спас на Крови – одного из самых красивых и загадочных храмов Санкт-Петербурга. Девятикупольный красавец-храм, построенный в редком для северной столицы стиле русского зодчества, стоит на набережной канала Грибоедова. Чего только не было в его истории! Он трижды мог быть разрушен и чудом уцелел, в нем были морг и овощехранилище, склад театральных декораций и камнедробильная мастерская. А сколько удивительных историй и загадок хранят его стены! К 135-летию с начала строительства «МИР 24» знакомит вас с историей храма и его легендами.

Почему он так называется

Храм Спас на Крови освящен в честь Воскресения Христова (то есть в честь Воскресения Спасителя). Так возникла первая часть названия. Вторая часть объясняется местом, на котором был смертельно ранен император Александр II. Произошло это 1 марта (13 по новому стилю) 1881 года.

Храм-мемориал был возведен по решению императора Александра III в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Он строился на добровольные пожертвования, которые были собраны по всей России. Так что его можно смело считать построенным всенародно.

Мостовая внутри храма

Александр III, сын убиенного императора, сразу задумал храм как мемориал своему отцу. Поэтому внутри можно увидеть место, где было совершено убийство. Справа у самого входа под сенью оно обставлено небольшим богато украшенным каменным куполом. Под ним находится огороженный фрагмент бывшей Екатерининской набережной – место, где была взорвана карета Александра II. Сохранены камни булыжной мостовой, на которые пролилась царская кровь, и часть решетки Екатерининского канала (так в те времена назывался канал Грибоедова).

В цоколе храма есть двадцать памятных табличек из красного гранита, рассказывающие про деяния императора.
Даже пропорции храма несут в себе скрытую символику. Центральный купол возносится над землей на 81 метр. Это напоминание о годе гибели Александра II – 1881. Второй по выcоте купол имеет высоту 63 мeтра. Именно столько лет было убиенному государю. Богато украшенный крест колокольни Спаса на Крови венчает маленькая позолоченная царская корона.

Мозаика вместо росписи

Внутреннее убранство храма и сейчас поражает воображение, хотя самоцветы, изначально входившие в декор, утрачены. Из общей строительной сметы собора (4,6 млн рублей) почти половину выделили только на декорирование.

Создатели Спаса на Крови отказались от традиционной храмовой росписи, поскольку в условиях сырого холодного климата она быстро разрушается. Весь храм внутри и снаружи украшен удивительными по своей красоте мозаиками. Над их эскизами работали величайшие мастера того времени – художники Васнецов, Нестеров, Рябушкин, Беляев и другие мастера Академии художеств. Богатейшая коллекция самоцветов, полудрагоценных камней и специальной ювелирной эмали довершала уникальное даже по тем временам убранство храма.

Фото: Eirik Sundvor/Wikipedia

Трижды избежал разрушения

В советское время Спас на Крови трижды собирались разобрать. Первый раз такое решение в рамках антирелигиозной кампании было принято в 1931 году. Областная комиссия по вопросам культов вынесла постановление о целесообразности разборки Спаса на Крови. При этом было отмечено, что «храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города».

Однако исполнение решения было отложено на неопределенный срок. Про храм удивительным образом словно бы забыли. Закрытый с 1930 года, он использовался как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. В это время многие ценные элементы интерьера были утрачены, но сам храм сохранился.

Вновь решение о сносе Спаса на Крови было принято в 1938 году. План по его разрушению уже был утвержден, и в 1941 году даже начались подготовительные работы. Планировалось разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство, но помешала война. Взрывники буквально от стен собора были отозваны на фронт.

Читайте также:
Отдых в Японии в 2021 году. Цены, отзывы, курорты.

В третий раз вопрос о сносе храма встал уже после войны, в 56 году, когда город стал активно перестраиваться. Тогда дело было уже не столько в антирелигиозной кампании, сколько в том, что Спас на Крови мешал плану строительства новых дорог в северной столице. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход него. Но тут уж уникальный храм отстояли историки, архитекторы и искусствоведы. К тому же за него горой встали руководители сразу нескольких ленинградских музеев.

Морг и овощехранилище

В годы блокады Ленинграда в храме находился Дзержинский районный морг. Именно туда свозили тела погибших от голода и артобстрелов ленинградцев из всего центра города. Когда блокада наконец была прорвана, а тела захоронены, то до конца войны здание Спаса на Крови приспособили под картофелехранилище. Горожане называли храм «Спасом на картошке», причем в таком наименовании не было даже намека на шутку, ведь после страшных блокадных лет картошка спасала от голода тех, кто выжил.

После войны в здании располагался склад декораций Малого театра оперы и балета имени Мусоргского. Казалось бы, для сохранности уникального памятника архитектуры это уже лучше, чем морг и овощехранилище. Но в какой-то момент декорации загорелись, и пожар нанес значительный ущерб уникальной мозаике собора.

Фугас под куполом

В 1961 году, уже после пожара, при обследовании куполов храма верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских, в центральном куполе был обнаружен застрявший там со времен войны немецкий фугасный снаряд. Видимо, во время артобстрелов Ленинграда он пробил свод купола и увяз в перекрытии свода, чудом не взорвавшись. 240-миллиметровый снаряд массой около 150 кг пролежал под куполом, никем не замеченный, целых 20 лет.

Уникальную операцию по его обезвреживанию провела бригада из шести смельчаков под руководством бывшего пиротехника Виктора Демидова. Среди них были реставраторы-верхолазы и бывшие саперы. 28 октября 1961 года они, рискуя жизнью, с максимальными предосторожностями извлекли снаряд с помощью лебедки из перекрытия, спустили на землю, вывезли из города и взорвали в районе Пулковских высот.

Реставрация длиной в четверть века

К концу 60-х годов храм был в крайне запущенном состоянии, близком к аварийному. Разрушения, нанесенные памятнику советской хозяйственной деятельностью, войной и пожаром оказались катастрофическими. Практически полностью была разрушена сень над местом гибели Александра II. Мрамор цоколя стен, пилонов, иконостаса был закопчен и сильно потрескался. Во многих местах фасадов, а также во внутреннем убранстве, была утрачена мозаика, не говоря уже о самоцветах и полудрагоценных камнях, которых не осталось. Почти полностью был разрушен уникальный пол, инкрустированный итальянским мрамором.

Реставрация началась в 1972 году и шла целых 25 лет. Строительные леса, которыми был обнесен храм, простояли почти 20 лет и прочно вошли в городской фольклор. Они упоминаются в стихах и прозе, в том числе в песнях Булата Окуджавы и Александра Розенбаума. Была распространена даже городская легенда, будто бы существует связь между этим долгостроем и судьбой всего советского государства. Мол, когда снимут леса со Спаса на Крови, то тут и весь СССР рухнет. Учитывая, что леса разобрали в 1991 году, легенда оказалась пророческой.

В 1997 году основные реставрационные работы были завершены. Спас на Крови открылся для посетителей ровно в тот день, когда исполнилось 90 лет со дня его первого освящения – 19 августа 1997 года.

Легенды и мифы Спаса на Крови

Экскурсоводы храма любят рассказывать поверье о том, будто бы одна из икон храма несет в себе информацию о прошлом и будущем нашей страны. Считается, что если смотреть на икону долго и внимательно, то можно обнаружить в ней даты поворотных моментов в отечественной истории. А именно – годы Октябрьской революции, начала Великой Отечественной войны, смерти Сталина и еще какие-то цифры, относящиеся, скорее всего, к будущему. Но они проступают нечетко.

По другой легенде, когда храм был закрыт, и с него сняли колокола, то прихожане храма, опасаясь, что уникальная святыня – кресты храма – тоже пойдут на переплавку, ночью тайно сняли их и спрятали. Они погрузили их на дно канала Грибоедова, то есть совсем недалеко от храма. Когда же реставрационные работы подходили к концу, то нашелся человек, который рассказал реставраторам, где искать кресты, и указал место. С помощью водолазов уникальные красавцы-кресты были найдены и после реставрации заняли свое место на куполах Спаса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: