Троицко-Ильинский монастырь, Чернигов — подробная информация с фото

Троицко-Ильинский монастырь

Вблизи западной окраины исторического центра города Чернигова на Болдиных горах над необозримой поймой р.Десны в окружении древних славянских курганов возвышается ансамбль Троицко-Ильинского монастыря. Величественный семиглавый собор и высокая колокольня венчают высокий холм, а у подножия горы прижалась маленькая Ильинская церковь. Этот барочный ансамбль доминирует в панораме Чернигова благодаря высотной композиции Троицкого собора и колокольни.

Преподобный Антоний из Любеча, основатель монашества на Руси, в 1069 г. пришел из Киева в Чернигов, «возлюби Болдин гору, ископав пещеру, ту ся деревни». В том же году черниговский князь Святослав Ярославич над пещерой Антония поставил деревянный храм Св.Пророка Ильи. Так возник монастырь. Через три года Антоний вернулся в Киев, а монастырь остался. В течение XI-XII вв. пещера Антония превратилась в сложный подземный комплекс, перед входом в который на нижней террасе Болдиной горы в середине XII в. черниговские зодчие возвели вместо деревянной небольшую каменную тридольную однокупольную Ильинскую церковь, сохранившуюся до наших дней.

Во время монголо-татарского погрома Чернигова в 1237 году нападающие разрушили наземные монастырские сооружения и убили монахов, спрятавшихся в пещерах. После того монастырь пал до середины XVII в.
В 1649 году монастырь был восстановлен на средства черниговского полковника Стефана Пободайла, героя Хмельнитчины. Ильинский монастырь как самостоятельный просуществовал до 1672 г., пока на соседней горе, на верхнем плато Болдиных гор, отделенном оврагом от Ильинского монастыря, не начали строить ансамбль Троицкого монастыря.

В середине XVII в. монастырь стал крупным центром церковной живописи. Ведущим художником был выходец с Волыни Григорий Константинович Дубенский, в монашестве Геннадий. В 1654 г. он написал одно из величайших произведений украинской иконописи XVII в. – Икону Божьей Матери для Ильинского монастыря, которая впоследствии прославилась чудом в 1662 году. На протяжении 8 дней из глаз иконы Богоматери, находившейся там, текли слезы. В эпоху Руины она вызвала огромный наплыв паломников. Учитывая это архиепископ Черниговский Лазарь Баранович решил значительно расширить монастырь, частично перенеся его на вершину соседней горы. Там был возведен ряд каменных сооружений. По проекту архитектора из Вильно Иоганна-Баптиста Зауэра в 1695 г. завершено строительство монументального трехнефного семиглавого Троицкого собора. В 1677-1679 гг. построена Введенская церковь с трапезной и три корпуса келий. С тех пор обновленный монастырь стал называться Троицко-Ильинским.

Тогда же был упорядочен пещерный комплекс, который состоит из нескольких ярусов подземных галерей, часовни, келий и трех подземных тридольных церквей: Преподобного Антония, Преподобного Феодосия и Св. Николая, князя черниговского (Николая Святоши). Здесь же был создан открытый склеп с останками монахов, убитых татарами в 1237 году.

В 1719 г. были построены восточные кельи, пекарня и стены, окружавшие монастырь. В середине XVIII в. монастырскую территорию расширили, в связи с чем были построены новые участки стены с двумя восьмигранными башнями. В 1750 построено здание архимандрита, во второй половине XVIII в. – Хозяйственный корпус с погребами и ледником, кухню со службами и т.д.. Окончательных форм и границ ансамбль приобрел в 1771-1775 гг., когда была построена колокольня, которая стала высотным акцентом архитектурной композиции монастыря и одной из главных градостроительных доминант Чернигова.

В XVII-XVIII вв. Ильинская и Троицкая части ансамбля были соединены деревянной галереей (не сохранилась).

Троицко-Ильинский монастырь во второй половине XVII в. стал одним из центров украинского летописания.

В 1679 г. Лазарь Баранович перевез в Троицкий монастырь типографию с Новгорода-Северского. К северу от монастыря было устроено «типографский двор» и Троицко-Ильинский монастырь превратился в ведущий центр книгопечатания, причем не только Левобережной Украины: книги черниговской типографии расходились по Киевской и другой епархиях, а в 1720 г. при организации российским императором Петром I типографии в Александро-Невской лавре в Петербурге лучшие «типографы» были вызваны из Чернигова.

После 1709 г. усилились цензурные притеснения украинского книгопечатания. В Чернигов из петербургского Синода поступило требование, чтобы печатные здесь книги «соответствовали московским без алейшей отмены и перемены». А в 1721 г. начались настоящие репрессии от Синода, и книгопечатания в Чернигове прервалось на 20 лет.

В 1743 Троицко-Ильинская типография возобновила свою деятельность после упадка. Синод запретил типографии выдавать светскую литературу, произведения на иностранных языках. Круг изданий ограничилось богослужебными книгами, предварительно проверенными Синодом. Однако 1783 г. вышел указ о запрете любом книгопечатании в Чернигове без московской цензуры. Книгопечатание пришло в упадок, а в 1820 г. и вовсе прекратилось.

10 апреля 1786 года российская императрица Екатерина II издала указ: «Троицкий Черниговский Ильинский монастырь выбрать для помещения университета, в сем городе учрежденного». Но дело с университетом затормозилась, поэтому 1790 монастырь был отдан под архиепископскую резиденцию.

С 1967 г. Троицко-Ильинский монастырь входил в состав Черниговского архитектурно-исторического заповедника.

Тяжелой и трагической является судьба пещерного комплекса Ильинского монастыря. Он до сих пор полностью не исследован. В 1984-1985 гг. при строительстве коммунистического монумента на Болдиных горах в грунт забивали железобетонные сваи, в результате чего в сводах пещерных ходов и церквей появились опасные трещины. Ситуацию усугубили и такие меры, как намыв песка в пойме Десны (район Лесковицы), создание искусственного озера, строительство коттеджей почти у подножия Ильинской церкви с пещерным комплексом, что привело к изменению гидро-геологического режима территории.

В 1988 г. монастырь передан под резиденцию архиепископа Черниговского и Нежинского Украинской Православной Церкви, величественный Троицкий собор заново освящен, он стал кафедральным, открыт доступ верным к раке с мощами св.Феодосия Угличского.

Читайте также:
Еда и напитки в Ирландии. Ирландская кухня

Троицкий собор построен по инициативе Лазаря Барановича средства гетманов И. Самойловича и И. Мазепы. Собор трехнефный, шестистолпный, трехапсидный, с четко выделенным трансептом и семью куполами: пять из них возвышались над основным объемом, и две – над лестничными башнями, фланкирующих западный фасад. Под собором является шестикамерная крипта, которая использовалась как место захоронения церковных иерархов. Собор перекрыт системой коробовых и крестовых сводов.

После пожара 1731 четыре боковых купола над основным объемом не были восстановлены и собор стал трехбанным. После пожаров 1781 и 1808 гг. собор отстроен, в результате чего он приобрел черты классицизма (появились массивные треугольные фронтоны на всех фасадах вместо требовательных барочных).

Иконостас Троицкого собора был закончен на момент освящения собора в 1695 г. После пожара 1808 иконостас реконструирован при архиепископе черниговском Михаиле. При этом от первоначального иконостаса сохранились только общая композиция, отдельные детали и фрагменты, в частности – резьба колонок с мотивами виноградной лозы с гроздьями. Иконостас высокий, семиярусный, занимал всю ширину храма и достигал низу центрального подбанниках. Иконы наместного ряда имели чеканные металлические одежды. Этот иконостас был демонтирован и уничтожен в 1920-х гг.

Ильинская церковь является древнейшей достопримечательностью ансамбля. Сначала выполняла функции хрещальной и была тридольной, однокупольной, миниатюрных размеров; состояла из прямоугольных в плане бабинца, навы и полукруглой апсиды. С запада к бабинцу прилегал небольшой притвор.

Церковь была разрушена во время монголо-татарского погрома Чернигова. В конце XVI в. стены были надстроены и снаружи увенчанные карнизом. Над апсидой и бабинцом построили небольшие бани и церковь превратилась в трехбанную. С юга к апсиде пристроили ризницу. Существенные перестройки памятник перенес в 1649 г.: вместо разобранного притвора пристроен большой граненый объем, который значительно увеличил площадь храма. Разобран баню над старым бабинцем и построено новое над пристройкой. Построен многоярусный верх над центральным куполом. В результате этих перестроек памятник приобрела явные черты стиля украинского барокко.

В интерьере церкви доминирует высотный принцип раскрытия внутреннего пространства. Сохранился иконостас в стиле рококо 1774 года.

План Ильинской церкви с фрагментом ещерного комплкса.
Чертеж конца 19 века.

Ильинская церковь является единственным уцелевшим сооружением такого типа в архитектуре Киевской Руси. Она начала развитие тридольного типа храма в украинских каменной архитектуре XIII-XVIII вв.

К юго-западу от Ильинской церкви в 1908-1910 гг. построили трехъярусная колокольня типа «восьмерик на четверике». Нижний двухъярусный четверик каменный, верхний восьмерик – деревянный. Венчает колокольню двухъярусная баня барочных очертаний.

Пещеры и подземные сооружения – это сложная система галерей, отдельных сооружений и помещений различного назначения, расположенных в четыре яруса в холме, прилегающем к Ильинской церкви с северо-востока. В подземный комплекс устроено два входа – непосредственно с Ильинской церкви и снаружи, от северного фасада церкви.

Древнейший ярус находится на глубине 12 м от поверхности (здесь сделаны археологические находки, датируемые XI в.). Во втором ярусе – подземные церкви Антония и Феодосия с хорошо выраженными объемами притвора, навы и алтаря. Каждое помещение этих церквей перекрыто особым типом свода: притвор и нава церкви Св.Антония – сферическими куполами, алтарь – сплочены сводом с распалубками; притвор церкви св.Феодосия – сплоченя сводом, нава и алтарь – такими же сводами с распалубками. В других помещениях (галереи, переходы) – коробовые своды. Стены помещений и своды обложены кирпичом. Большой и лучшей по архитектурным решением является церковь св.Феодосия, высотой 8,4 м. Стены ее украшены пилястрами, нишами, увенчанные развитым, энергично розкрипованым на пилястрах барочным карнизом. Здесь сохранилась кафельная печь. В третий ярус пещерного комплекса ведут кирпичные ступени. Здесь есть часовня, тупиковые коридоры, а также выход на хоры церкви св.Феодосия. Галерея круто поднимается вверх, на четвертый ярус – церкви Николы Святоши, перекрытой трехцентровыми сводами, и кельи Антония.

Общая длина известных на сегодня пещер составляет 315 м, причем: первый ярус – 85 м, второй – 80 м, третий – 54 м, четвертый – 96 м. Ширина галерей – от 0,5 до 1,0 м, высота около 1, 9 м. Полы церквей Антония и Феодосия вымощены керамической плиткой.

Комплекс Ильинской церкви с колокольней и пещерами является редкой памятником архитектуры и градостроительства национального значения.

Четырехъярусная надвратная колокольня высотой 58 м стоит посреди северного прясла монастырской стены, фланкированная барочными воротами с пластическими фронтонами. Колокольня в плане – квадрат с вогнутыми гранями и срезанными углами. Нижний ярус очень массивный, имеет непосредственный арочный проезд и угловые контрфорсы, оформленные как декоративные волюты. В верхних ярусах устроены арочные проемы звона с круглыми отверстиями-розетками над ними. Крыле акцентировано пучками колонн: на втором ярусе – римо-доричного ордера, на третьем – ионического, на четвертом – коринфского ордеров. Каждый ярус имеет развитый, энергично розкрипований карниз. Плоскости стен украшает барельефная декоративное лепка растительного характера. Венчает колокольню граненая баня параболических очертаний с куполом.

Введенская трапезная церковь расположена с северной стороны собора. Она с двумя куполами, имеет композицию, типичную для украинских монастырских трапезных XVII в.: Вся постройка – линейной многокамерной структуры, с последовательным нанизыванием помещений вдоль оси восток-запад: алтарь, неф, зал братской трапезы, сени, хозяйственные помещения, сама церковь безстолпная, общего типа, с граненой алтарной апсидой. Над помещениями алтаря и навы – по одной двузаломной бане, причем над навой – баня на световом восьмерике. Трапезный зал перекрыт цилиндрическим сводом с распалубками над окнами. Сооружение отмечается изящным кирпичным декором, включая развитые цоколь и карниз, пилястры, полуколонны, развитые наличники окон из сандриками. Особенно изысканно декорирован главный северный фасад, обращенный в сторону собора. Стилистика декора связывает это место с московской архитектурой второй половины XVII в.

Читайте также:
Карта замка Пернштейн, где находится Замок Пернштейн на карте мира

Иконостас церкви был создан на средства гетмана Ивана Мазепы в начале XVIII в. Во время архимандритства Лаврентия Крщоновича. На иконостасе был герб Ивана Мазепы в знак его фундаторства. Иконостас пятиярусный, но Иконостас Введенской трапезной церкви не сохранился.

На территории монастыря сохранилось несколько каменных корпусов хозяйственного и жилого назначения. Среди них наиболее интересными по архитектурно-градостроительным решением являются северо-восточные кельи, построенные в два этапа: в 1670-1680-х гг. и в 1770-1780-х гг. Они имеют сложную форму плана. Расположены на северо-восток от собора, прилегая к северо-западного и северо-восточного прясел монастырской ограды, образуют небольшой внутренний двор, отделенный от остальной территории ансамбля. Памятник условно можно разделить на два Г-образных объемы: восточные и северные кельи. Восточная часть корпуса келий построено в 1670-1680-х гг., Имела секционную планировку. Секции трехкамерные, с прихожей посередине. Прихожие имели два входа – со стороны монастырского двора и из внутреннего двора. Все кельи были перекрыты крестовыми сводами, а прихожей – цилиндрическими с распалубками над дверными проемами. Каждая келья отапливалась отдельной печью. Сначала плоскости фасадов памятника рсачленяли лопатки, которые отвечали поперечным стенам; окна были украшены ушастыми наличниками, стены венчал развит профилированный карниз. В 1770-1780-х гг. к первоначальному объему пристроено северное крыло. Оно имеет плоские балочные перекрытия келий. Фасады расчленены ритмично расположенными лопатками. Прямоугольные окна окаймлены наличниками с рельефными замковыми камнями и надоконными сандриками. Внутренняя планировка обоих корпусов изменилась вследствие приспособления их в XIX-ХХ вв. под хозяйственные и жилые помещения.

Дом архимандрита, возведен в 1750 г., Неоднократно перестраивался, в частности в 1793 г. и на протяжении XIX-XX вв. Расположен напротив главного западного фасада Троицкого собора, формируя парадный двор монастыря. Н-образный в плане, двухэтажный, первоначально – перекрыт кирпичными сводами, ныне – с плоскими железобетонными перекрытиями. Фасады расчленены лопатками и увенчанные массивным карнизом. Прямоугольные оконные проемы расположены в неглубоких нишах с профилированным обрамлением.

Ограждение с воротами и башнями возведено в два этапа и датируется концом XVII и серединой XVIII в. До наших дней дошли с некоторыми потерями: от северной башни остались фрагменты юго-восточной и юго-западной стен; восточная башня перестроена в XIX в. и к ней пристроен одноэтажный корпус. Древнейшие башни были четырехгранными (не сохранились), а построенные в 40-50-х гг. XVIII в. – восьмигранные. Ограждение, ворота и башни выдержаны в стилистике барокко. Плоскости с напольной стороны расчленены лопатками и завершены развитым карнизом. Выделяется также профилированный цоколь. Дворовые фасады ограждения – гладкие, без декора. Западная и южная башни идентичны по архитектуре – двухъярусный восьмерик, увенчанный барочными куполами с маковками.

В восточного прясла ограды находятся Ильинские ворота, построенная в начале XVIII в. Это прямоугольное, трехдольное, двухъярусная здание с аркой проезда в нижнем ярусе. Ворота имели существенное значение для всего монастырского ансамбля, ибо к ним примыкала галерея, которая объединяла Ильинскую и Троицкую части монастыря.

В общем, эта ограда вместе с башнями и воротами не имеет оборонительных сил и выполняет функции архитектурного ограничения ансамбля, выделения его в окружающей среде.

Ансамбль Троицко-Ильинского монастыря имеет выдающуюся универсальную ценность, поскольку является уникальным произведением архитектуры и градостроительства, оказал определяющее влияние на развитие украинской архитектуры XVII-XVIII вв. Является исключительно ценным свидетельством культуры Украинского государства эпохи барокко, имеет в своем составе типологически уникальные сооружения, известные в единичных образцах и является аутентичной достопримечательностью – как в целом, так и в каждом своем компоненте.

ort_palomnik

Православный паломник

Шевролет доставил меня и моего экскурсовода Сергея в так называемую западную часть города , где на высоком холме находится один из наиболее интересных и живописных архитектурных комплексов Украины – Троицко – Ильинский монастырь, построенный в конце XVII – в первой половине XVIII веков.

Привлек он меня возможностью поклониться мощам великих святых – мощами небесных заступников черниговской земли – святителя Феодосия Черниговского (Углицкого) и преподобного старца Лаврентия. В центре монастырского двора расположено главное сооружение этого ансамбля – Троицкий собор. Он был заложен в 1679г. при непосредственном участии архиепископа Лазаря Барановича и финансовой поддержке гетмана Ивана Мазепы по проекту архитектора Иоанна Баптиста Зауера.

Строительство храма продолжалось 10 лет, а работы по украшению – до 1695г. И был освящен преемником архиепископом черниговским Феодосием Углицким.

Святителей Феодосия и Филарета Черниговских, преподобного Лаврентия, частицы мощей Михаила и Феодора и многих Печерских святых.

Своеобразие архитектуры Троицкого собора в том, что он построен с использованием объемно – пространственной композиции древнерусского храма в сочетании с элементами украинского барокко ( В Батурин . Вот куда надо ехать …) и раннего классицизма. По внешнему виду собор в общих чертах напоминает католический костел с обязательными квадратными в плане башнями по углам западного фасада.

Собор трехнефный, шестистолпный, трехапсидный, с четко выделенным трансептом и семью главами: две из них над угловыми башнями западного фасада. Перекрытия собора представляют собой систему коробовых и крестообразных сводов.

Читайте также:
Известные храмы, соборы и мечети Кельна

Троицкий собор принадлежит к уникальной типологической группе соборов так называемого державного или гетманского жанра, в которой возрождены планировочно-пространственные структуры каменных храмов Княжеской эпохи и заметно влияние западного (литовского и польского ) барокко. Эти храмы известны в Украине только в каменном строительстве и не имеют ни прототипов, ни подражаний в народной деревянной архитектуре. Троицкий собор обладает еще несколькими характерными особенностями, сыгравшими важную роль в дальнейшем развитии этого архитектурного типа. В экстерьере – это активность силуэта, в котором семь глав композиционно поддерживаются фронтонами вычурных очертаний, а также фасадная пластика, являющаяся свободной композицией символически трактованных ренессансно- барочных ордерных форм с применением пилястр, полуколонн, сандриков и проч.

Троицкий собор послужил образцом для строительства Спасо – Преображенского собора Мгарского монастыря под Лубнами.

Троицко – Ильинский монастырь Х – ХУІІІ веков в Чернигове – один из самых выразительных архитектурных ансамблей Украины. Ансамбль состоит из двух, объединенных ландшафтом и архитектурой, частей – бывшего Ильинского монастыря ХІ – ХУІІ в. и Троицкого монастыря, возведенного в 1677 – 1780 годах на самом высоком плато Болдиных гор.

Как сообщает летопись, начало монастырю положил в 1069 году монах Антоний Печерский. «Ископанные» им и его последователями в яру Болдиных гор пещеры со временем стали обширным подземным комплексом, который известен сегодня во всем мире как памятник подземного строительства «Антониевы пещеры». В ХІІ столетии у входа в пещеры была построена бесстолпная, увенчанная одним куполом Ильинская церковь.

В 1239 году монастырь был разрушен ордами Батыя. «… В году 1649 Божию церковь Святого пророка Илии, при ней же и монастырь старанием и коштом благочестивого ктитора, пана Стефана Подобайла, …полковника Черниговского реставрировал…Зосима Тышкевич, игумен того ж монастыря…». В результате перестроек она получила форму трехкупольного, наиболее распространенного на Украине в казацкий период, храма.

Инициатором строительства Троицкого монастыря был известный политический и церковный деятель, писатель конца ХУІІ века черниговский архиепископ Лазарь Баранович. В 1672 году он переехал в Чернигов из своей бывшей резиденции в Новгороде – Северском.

Ансамбль Троицкого монастыря складывался на протяжении ХУІІ – ХІХ веков. Построение этого величественного комплекса стало возможным также и потому, что Троицко – Ильинский монастырь был большим феодальным хозяйством, которому принадлежало почти 10 тысяч крепостных, 24 села, 30 мельниц, 31 завод, в том числе кирпичные заводы. Соединен был Троицкий монастырь с Ильинским «галереею, устроенною на каменных арках и столбах».

Первой построили трапезную с Введенской церковью (1677 – 1679 г.), единственной среди сохранившихся на Левобережной Украине трапезных церквей с двумя куполами; позже построили три корпуса келий и хозяйственные помещения. Они создали живописное «окружение» стиля барокко для главного сооружения – Троицкого собора, возведенного в 1679 – 1695 г. по проекту архитектора Иоанна Зауэра – Баптиста. Интересный факт: в барабане центрального купола собора сохранился фрагмент написи времени гетмана Мазепы о денежных пожертвованиях Лазаря Барановича и Иоанна Мазепы на строительство собора. В конце ХУІІІ века вместо деревянной ограды монастыря построили кирпичную ограду с квадратными и восьмигранными угловыми башнями; на север от собора возвели величественную надвратную пятиярусную 58 – метровую колокольню стиля барокко. Колокольню построил в период между 1770 и 1780 годами архимандрит Иоиль (Быковский). Имя архитектора – строителя неизвестно; по некоторым сведениям использовали проектные чертежи Иоганна Шеделя, автора Великой Лаврской колокольни. Расположенная в ансамбле монастыря, колокольня стала главным ориентиром для путешественника, едущего из Киева, Нежина, Любеча.

В семикамерном склепе Троицкого собора в ХУІІІ – ХІХ веках были похоронены представители светской и духовной власти, в том числе черниговский архиепископ, выдающийся исследователь истории Украины Филарет Гумилевский, представители известных родов Милорадовичей, Кочубеев и др. Около алтаря, внутри собора покоятся мощи святых Феодосия Угличского и Лаврентия Черниговского. Возле храма, среди других – могила выдающегося украинского писателя – баснописца Леонида Глебова, дипломата и ученого Григория Щербины, архиепископа Черниговского и Нежинского Антония.

Троицко – Ильинский монастырь действовал до 1786года, когда по указу Екатерины ІІ имения монастыря были секуляризованы. Троицкому монастырю была отведена особая роль: на его территории должен был разместиться Черниговский университет; этому способствовало наличие в монастыре типографии и библиотеки, насчитывавшей более 11 тысяч книг. После смерти князя Тавриды Григория Потемкина, особенно озабоченного этим вопросом, указ не выполнялся. Поэтому в 1790 году судьба монастыря снова изменилась: императрица приказала черниговскому епископу переселиться из Борисоглебского в Троицкий монастырь.

С этого времени на территории бывшего монастыря находился так называемый «Архиерейский дом» – резиденция черниговского архиепископа. Что касается мужского монастыря на Болдиных горах, то его снова закрыли в 1918 году. Троицкий собор функционировал как приходской храм до 1929 года.

До ІІ мировой войны строения монастыря использовались черниговским зоотехникумом. Во время оккупации в ноябре 1941 года Троицкий монастырь стал действующим женским монастырем; его настоятельницей была игуменья Антония (Сорокина). Строения монастыря сильно пострадали во время бомбардировок 1941 и 1943 годов, поэтому епархия уже в 40 -х годах ХХ века проводила ремонтные работы. Женский монастырь действовал до 1961 года; с 1967 года комплекс Троицкого монастыря входил в состав ЧГАИЗа. В 1988 году, после окончания реставрационных работ, проведенных под руководством известного архитектора Марионилы Говденко и реставратора живописи Владимира Бабюка, строения бывшего Троицкого монастыря были возвращены Черниговской епархии.

Читайте также:
Понятие стоимости выкупа земельного участка от кадастровой стоимости в 2021 году

Сегодня бывший монастырь продолжает быть резиденцией архиепископа Украинской церкви Московского патриархата. В доме настоятеля с 90 – х годов ХХ века действует духовное училище, которое готовит священников и регентов – псаломщиков. Троицкий монастырь, замечательный образец мастерства украинских мастеров конца ХУП века, снова стал действующим храмом.

В настоящее время в соборе находятся мощи черниговского святого Феодосия Углицкого и преподобного Лаврентия. В нижней части собора, под полом, расположен склеп, свидетельствующий о том, что собор был усыпальницей духовных иерархов и феодальной знати XVIII – начала ХХ века.

Троицко-Ильинский монастырь или Антониевы пещеры

Антониевы пещеры Троицко-Ильинского монастыря располагаются в Чернигове. Это один из древнейших образцов архитектуры XI – XIX столетий. Основал его великий князь Святослав Ярославович в 1069 г. Первоначально христианский пещерный монастырь именовался Богородичным. В летописях указано, что Антоний (известный религиозный деятель Киевской Руси и один из основателей монастыря) бежал из Киева, спасаясь от гнета князя Изяслава.

Троицко-Ильинский монастырь

Антонию пришлись по душе Болдины горы, и он обосновался в одной из пещер, которую и можно считать началом существования святыни. Вообще, возникновение Антониевых пещер напрямую связано с политическим противостоянием двух центров самых могущественных на тот момент княжеств: Киева и Чернигова. В Киеве находился Печерский монастырь, который стал центром паломничества многих верян. В противовес, князь Святослав, с помощью Антония Печерского, решил основать свой религиозный центр на Болдиных горах.

Ильинский монастырь

Интенсивное строительство продолжалось почти 200 лет до тех пор, пока Чернигов не был разрушен татаро-монголами. Доказательством этому служит построенная из камня Ильинская церковь. После трагических событий 1239 г. наступил полный упадок монастыря, который продолжался вплоть до XVI в. По мнению историков, именно в это время началась реконструкция монастыря и он получил вторую молодость.

Широкомасштабные работы по ремонту начались в 1649 г. по инициативе Черниговского полковника Степана Подобайло, он же был и главным меценатом проекта. Непосредственно пещеры были реконструированы несколько десятилетий спустя. После той реконструкции они обрели вид, который имеют сейчас.

Антониевы пещеры – это система подземных ходов и переходов, которые находятся в толщи Болдиных гор. Общая протяженность ходов – 350 м. Пещеры залегают на глубине до 12 метров и располагаются в двух основных уровнях. Природные условия и талант инженеров конструкции, позволили построить сооружение без использования дополнительных средств крепления, поэтому и сейчас на стенах можно рассмотреть фрагменты средневековых надписей.

Наибольший интерес представляет нижний ярус. Он сохранился в земляном варианте, укреплена была только часть тоннеля возле входа. В разное время эта пещера служила как усыпальница и жилье для монахов-аскетов. Еще один интересный участок – это остатки церкви-костницы, которая была разрушена еще в древности и не восстанавливалась. Она занимает внушительную площадь 12 на 5 метров. Находится этот участок между церквями Николы Святоши и Феодосия Тотемского.

Антониевы пещеры

У самого входа в Ильинскую церковь располагается галерея, которая, скорей всего, была главным входом в пещеры. В результате последней реконструкции множество подземных коммуникаций были разрушены, а те, которые остались, были сильно перестроены, поэтому, к сожалению, первоначальный облик пещер утрачен. Тем не менее, из пещерных «новостроек» стоит отметить церковь Феодосия Тотемского.

Стены и своды были построены в стиле украинского барокко. Эта подземная церковь является самой большой на Левобережье. Высота потолка достигает восьми с половиной метров. Церковь имеет хоры, которые расположены в северной части. Высокая влажность подземелья не позволяла использовать деревянный иконостас, поэтому его место заняли иконы, выполненные из кирпича и железа. Антониевы пещеры входят в состав архитектурно-исторического заповедника города Чернигов.

Свято-Троицкий собор (Чернигов)

Свято-Троицкий кафедральный собор в Чернигове — кафедральный собор Черниговской епархии Украинской Православной Церкви. Ранее входил в комплекс Троице-Ильинского монастыря. Построен в стиле украинского барокко в 1695 году.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Святыни
  • 4 Богослужения
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Местонахождение
  • 7 Где остановиться
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Троицкий собор в Чернигове входит в комплекс Троицко-Ильинского монастыря, основанного на Болдиных горах в XI в. Антонием Печерским. После монголо-татарского нашествия монастырь был возрожден в 1649 г. по инициативе полковника С. Подобайло.

Ансамбль Троицкого собора с колокольней, Введенской церкви и Трапезной сооружен в 1679-1695 гг. Великолепная архитектура в стиле украинского барокко – произведение талантливого вильнюсского зодчего Иоганна-Баптиста Зауэра (И. Баптиста). С 1790 г. Троицко-Ильинский монастырь служит резиденцией черниговского архиепископа – здесь находится т.н. “Архиерейский дом”. Сам монастырь не действует, но собор открыт для прихожан.

Описание [ править ]

Кафедральный Свято-Троицкий собор (1679-1695) – одно из лучших произведений украинского барокко. В основу здания положен план древнего «ядра» Успенского собора Киево-Печерской Лавры: 3 продольных нефа и 3 апсиды, 6 опорных столпов. При этом, однако, многие детали плана творчески переработаны: боковым лучам «вписанного креста» (его образуют центральный продольный и 2-й с востока поперечный нефы) соответствуют выступы на северном и южном фасадах, к углам западного фасада примыкают башни с винтовыми лестницами на хоры.

На уровне верхнего (из 2-х) яруса фасадов западный поперечный неф сужен: образованный таким путем «перешеек» между основной частью собора (увенчанной 5-главием) и западными башнями (над которыми поднимаются еще 2 главы) деликатно «разряжает» монолитность здания, не лишая его цельности.

Торжественность и стройность храма дополняют богатая деталями отделка фасадов и «многоступенчатый» силуэт куполов. Свято-Троицкий собор стал первым в своем роде на землях Украины: в подражание ему в кон. XVII – нач. XVIII вв. были воздвигнуты храмы Мгарского, Киево-Братского и Киевского Николо-Пустынного монастырей (после пожара 1731 г. собор сохранил только 3 главы – центральную и 2 западные, но во 2-й пол. ХХ в. были воссозданы и 4 утраченные).

Читайте также:
Визовый центр Испании в Хабаровске время работы, адреса и телефоны

В интерьере храма сохранились росписи XVII-XIX вв.; сильное впечатление производят 2-ярусные аркады по сторонам П-образных хоров; современный иконостас (вместо утраченного 1730-х гг.) сооружался поэтапно: 1-2-й ярусы – в 1942 г.; 3-4-й – в 1947-1949 гг.; при этом среди икон есть написанные в 50-60-х и 80-х гг. ХХ в.; из более 60-ти установленных здесь икон, 25 написаны игуменией Амвросией (Иваненко). Под собором расположена крипта с бывшими усыпальницами свт. Филарета (Гумилевского) и прп. Лаврентия Черниговского.

Святыни [ править ]

  • Список Чернигово-Ильинской иконы Божией Матери (судьба оригинала, находившегося в соборе до революции, неведома).
  • Мощи свт. Феодосия Черниговского (Углицкого, †7 февр. 1696 г. – согласно ставленной грамоте архиерею-преемнику; в дневнике свт. Димитрия Ростовского кончина датирована 5 февр.: в этот день традиционно воспоминается преставление подвижника; 9 сент. ст.ст. – воспоминание обретения мощей).

Уроженец Правобережной Украины, сын священника Никиты и его супруги Марии, питомец Киево-Могилянской Академии, в 1650-х гг. архидиакон и наместник Киево-Софийского митрополичьего монастыря, в 1662-1664 гг. –игумен Свято-Онуфриевского Корсунского монастыря, в 1664-1688 гг. – игумен Киево-Выдубицкого монастыря, с 1688 г. – архимандрит Елецкого Черниговского монастыря, с 1692 г. – архиеп. Черниговский (до 1693 г. – в качестве викария при архиеп. Лазаре).

В годы земной жизни – строгий к себе подвижник (однажды, умеряя его категоричность в защите выдубицких имений при тяжбе с заслуженным лаврским архимандритом Иннокентием Гизелем, владыка Лазарь временно запретил о. Феодосия в священнослужении, и в ответ тот проявил всецелое послушание – даже не касался епитрахили, пока не был вновь допущен к служению), добрый и мудрый пастырь, а после кончины – чудотворец (с кон. XVII в. и в последующие столетия при его мощах засвидетельствовано множество чудес) небесный ходатай за паству перед Богом, свт. Феодосий был торжественно причислен к лику святых в 1896 г.; в дни канонизации мощи подвижника перенесли из крипты под Борисо-Глебским собором в соседний Спасский.

В 1921 г. святыню отняли у верующих и позже отправили в Ленинградский музей истории религии. По воспоминаниям игумении Амвросии (Иваненко, †2006), во время поездки на Валаам в кон. 1960-х гг. она узнала, что «Дорогу жизни» времен блокады Ленинграда иногда называют «Дорогой свт. Феодосия», а вскоре услышала в Чернигове разговор нескольких военных, один из которых рассказал товарищам, что в дни блокады на одном из заседаний военной администрации Ленинграда прозвучал таинственный голос: «Просите святителя Феодосия, он вам поможет», – после чего мощи подвижника отыскали и перенесли в Никольский собор. В 1946 г. святыню доставили в Свято-Троицкий собор Чернигова, а затем – в Спасский собор, в 1961 г. – в алтарь закрытого Свято-Троицкого собора, в 1962 г. – в его подвал, в сер. 1980-х гг. – в Воскресенский храм, в 1988 г. – в Свято-Троицкий собор.

  • Мощи прпеподобного Лаврентия Черниговского (Проскуры, †19 янв. 1950 г.; память: 11 янв. н. ст. и 22 авг. н. ст. – в воспоминание обретения мощей в 1993 г.; жизнеописание подвижника см.: История).
  • Мощи свтятителя Филарета Черниговского (Гумилевского, †9 авг. 1866 г.; память 22 авг. н.ст. и 25 окт. н.ст. – в день прославления).

Подвижник родился в с. Лесное Конобеево Шацкого уезда Тамбовской губернии, в семье священника Григория и Анастасии Конобеевских (относительно даты рождения документы содержат разночтения: 1799, 1802, 1805 гг.); о новорожденном Димитрии (мирское имя свт. Филарета) местный юродивый молвил: «У попа Гришки родился сын Митюшка, и он будет звонить, звонить на всю Россию». В детстве Димитрий однажды упал с колокольни, но чудом остался невредим. Во время учебы в Шацком духовном училище и Тамбовской семинарии Димитрий получил фамилию Гумилевский, которая в переводе с латыни означает «маленький», «кроткий». Имея тонкую натуру, хорошую память, высокую работоспособность и духовную настроенность, студент Гумилевский был замечен священноначалием и направлен в Московскую духовную академию. Здесь у него окончательно определился интерес к исторической науке. Одновременно, под влиянием Московского митрополита свт. Филарета (Дроздова), Димитрий избрал монашеский путь и в 1830 г. принял постриг с именем Филарет. В том же году иеромонах Филарет стал преподавателем МДА, в 1835-1841 гг. он – ее ректор в сане архимандрита, в 1841-1846 гг. – епископ Рижский (викарий Псковской епархии), в 1846-1859 гг. – епископ (с 1857 г. архиеп.) Харьковский, с 1859 г. – Черниговский. Пастырь и проповедник, ученый и литератор, свт. Филарет всегда старался облегчить тяжелое положение семей простого приходского духовенства, особенно сирот. Невзирая на широкое признание его научных трудов (ок. 150-ти работ, многие из которых стали классическими), прямой и ранимый характер свт. Филарета, неприятие им приспособленчества в сложной системе взаимоотношений Церкви с властями империи, были причиной многих скорбей архипастыря. Своей кончиной он исполнил слова Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13), – во время вспышки холеры на Черниговщине, владыка выехал в зараженный район для оказания помощи пастве, и сам стал жертвой эпидемии, которая вскоре прекратилась («Филарет как бы отдал себя в искупление за многих», – отметил его современник).

Читайте также:
Отели, апартаменты и другие варианты размещения на отдыхе

Богослужения [ править ]

7.00– акафист одному из святителей: Феодосию/Филарету/Лаврентию. Божественная литургия.

17.00– вечернее богослужение.

Вс: 7.00 — Божественная литургия.

10.00 — Божественная литургия.

17.00 — вечернее богослужение и акафист с водосвятием.

Свято-Троїцький кафедральний собор (м. Чернігів)

Официальный сайт собора

Троице-Ильинская икона Божией Матери

Понедельник, 16.10.2017 13:55

Ильинская икона Божией Матери находится на второй колонне правого нефа и является копией чудотворного образа, написанного монахом Черниговского Троице-Ильинского монастыря Геннадием (в миру Григорий Дубенский) в 1658 году. Дата празднования – 16 апреля ст.ст. / 29 апреля н.ст.

В 1662 году произошло знаменательное событие: на протяжении 8 дней Ильинская Богоматерь плакала.

«В царство пресветлого Государя, царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, содержащу престол архиерейства в Чернигове Пре­освященному Господину отцу Лазарю Барановичу, православному архиепископу Черниговскому, Новгородскому и всего се­вера, в лето от Рождества Христова 1662, месяца апреля, в монастыру Ильинском, при игумене того ж монастыря отцу Зосиме образ Пречистой и Преблагословенной Девы Марии в церкви от 16 числа до 24 плакал. На сие чудо все люди города Чернигова с многим ужасом смотреша».

Летописец Самийло Величко прибавляет:

«Плакате тогда Пресв. Дева жалующи православных христиан, верных Сына своего рабов, яко чрез невзгоду, разорение и междоусобие едини уже смертоносным оружием доканчишася, другие от отчизны в плен отведошася, третьи имеяхуотведенибыти, а четвертым предлежаша в отчизни главы положите, за предводительством неистовившихся тогда властолюбивых и к междоусобию готовив­шихся вождов своих».

В скором времени последо­вало нашествие татар на Чернигов. Получив ночью известие о на­падении, иноки немедленно со­брались в церкви и, помолившись, укрылись в пещере прп. Антония. В полночь татары ворвались в монастырь. Они разорили все, что нашли в нем, не пощадив даже и церкви монастырской. Все иконы храма были опрокинуты или уничтожены. Невредимой осталась только чудотворная икона Бого­матери. Царица Небесная не допус­тила варваров осквернить Своей образ.

«Якожебо иногда за Иелисея пророка, тако и здепаганов поразил Господь Бог слепотою, да душевными слепы суще очима, и телесными неузрят иконы Ма­тери Божия, на ню же мы взираю­щие, яко истинную самую зрим Богородицу. Восприти им сила Божия, да недостойными руками не коснуться киота мысленного: яко одушевленному Божию киоту да не коснется никакоже рука неверных. Неточию же не прикоснушеся иконе, но ни пещеру внийти к крыющимся в ней инокам можаху, аще и многащипокуша-хуся с возженною лучиною и обнажен­ными мечи, обаче яки неким отреваеми и изгоними, вспять возвращахуся. Сила то Пречистой Девы защищающая иноков, сароцином входа в пещеру возбрани»

— писал в своей книге свт. Димитрий Ростовский. Ильинская икона Богоматери просла­вилась многими другими чудесами. От нее получали исцеления расслабленные, разбитые параличом, слепые, бесноватые и другие. Заканчивая свою книгу «Руно орошенное», святитель Димитрий го­ворит: «Конец книжки, но не чудесам Пресвятой Богородицы, кто бо я изчести может?».

Ильинской иконе Божией Матери посвящали свои стихи «благоразумные Малороссийские поэты». Одним из пер­вых среди них был свт. Иоанн Максимович:

При игумене Зосиме там сущом

Отцу; житием ангелоподобну, Богоугодну.

В тысящном шестьсот шестьдесятом году

Втором, егда Бог Сын человечу роду

Явился во плоты, беззаконий деля

В числах апреля.

Образ Пречистой Марии Девицы

В церкве явственно чрез дней осмелезивый.

На сей чуд мнозилюдиесмотряху,

Из Чернигова града прихождаху,

Марии слезы слезьми утоляли,

Когда в конце XVIII века решено было создать университет на базе Черниговского Троице-Ильинского монастыря, чудо­творный образ Ильинской Богородицы в серебряном вызолоченном окладе, с се­ребряным венцом, осыпанным драгоцен­ными камнями, 28 ноября 1786 года пе­ренесли в Елецкий монастырь и помести­ли и Успенском соборе. Однако откры­тия университета в Чернигове, так и не последовало. 18 апреля 1794 года чудо­творную икону Ильинской Божией Матери вновь перенесли из Елецкой обители в Ильинский монастырь. Копии этой иконы разошлись по другим монашеским обителям. Некоторые из них, например, икона Ильинской Богородицы в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, прославились многими чудотворениями, за что особенно почитались богомольцами.

Престарелые монахини, знавшие преподобного Лаврентия Черниговского при жизни, утверждают, что находящаяся ныне в Елецком монастыре Ильинская икона является не копией древнего чудо­творного образа, а оригиналом. Батюшка говорил, что именно эта икона явилась ему во сне (в жизни до того он ее не видел).

После закрытия Черниговского Троице-Ильинского монастыря в 1962 году святой образ хранился у монахини Агнии (1996 г.), которая и передала его в открыв­шийся Елецкий монастырь. В конце 1996 года Ильинская икона была отреставри­рована художником-реставратором Раисой Михайловной Боголюб. В Елецкой оби­тели хранится другой, меньших размеров, список с чудотворного образа Ильинской Богоматери в серебряном окладе. Икона эта находилась в Елецком монастыре до его закрытия. Потом (до 1988 года) она хранилась у одной Киевской монахини, которая перед своей кончиной передала ее наместнику Киево-Печерской Лавры епископу Ионафану. В 1994 году, по благословению наместника Киево-Печерской Лавры игумена Ахиллы, икона была возвращена в Елецкую обитель.

Тропарь, глас 5:

Пречистая Владычице Богородице,/ упование всех христиан,/ понеже инаго упования не имамы разве Тебе,/ Всенепорочная Владычице моя, Госпоже Богородице,/ Матери Христа Бога моего./ Темже помилуй и избави мя от всех зол моих/ и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего,/ да помилует окаянную душу мою,/ и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.

Читайте также:
Получение разрешения на временное проживание (РВП) в России для ребенка

Молитва

О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех, и утренних, и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление. О, Пресвятая Госпоже Владычице Дево Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от напрасныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ты мне хранительница жизни всей явися, Пречистая! Ты мене избави от бесов в час смерти! Ты и по смерти упокой! Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Аминь.

Ильинская церковь Чернигова – уникальная достопримечательность домонгольского периода древней Руси

Но летописные источники не упоминают времени возведения церкви, потому среди исследователей нет единого мнения о времени ее основания. Критерием датирования достопримечательности является анализ ее архитектуры, строительной техники и материала. И все же большинство исследователей относят строительство Ильинской церкви к концу ХІ века. На сегодняшний день она является единственным уцелевшим строением такого типа из архитектуры древней Руси, рассказывает наш черниговский корреспондент Любовь ПОТАПЕНКО.

… Когда преподобный Антоний из Любеча (недалеко от Чернигова), основатель монашества на Руси, в 1069 году прибыл из Киева в Чернигов, то полюбил себе Болдину гору и там поселился («возлюби Болдиню гору, ископав пещеру, ту сия всели»). В том же году черниговский князь Святослав Ярославович построил над пещерой Антония деревянный храм в честь святого пророка Ильи. Так возник Ильинский монастырь. Через три года Антоний вернулся в Киев, а монастырь продолжал жить и развиваться. И где-то в середине XII века черниговские зодчие возвели вместо деревянной небольшую каменную тридильную однобанную церковь, которая сохранилась доныне.

Во время монголо-татарського погрома Чернигова в 1239 году нападающие разрушили наземные монастырские сооружения и поубивали монахов, которые спрятались в пещерах. Монастырь пустовал вплоть до середины XVII века. В 1649 году монастырь восстановлен средствами черниговского полковника Степана Пободайла, героя Хмельнитчины. Убитый в бое под Старым Быховом в 1654 году полковник был похоронен в восстановленной им Ильинский церкви.

Уже тогда монастырь был выдающимся центром церковного занятия живописью. Ведущим художником здесь считался выходец из Волыни Григорий Лубенский, в монашестве Геннадий. В 1654 году он написал одно из самых выдающихся произведений украинской иконописи XVII века – икону Божьей Матери для Ильинского монастыря, которая впоследствии прославилась чудом в 1662 году. Чудотворная икона в эпоху Руины вызывала большой наплыв паломников, потому архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) решил значительно расширить монастырь, перенеся его на вершину соседней горы. По проекту архитектора из Вильно Й.-Б.Зауера был построен монументальный тринавовый семиверхий Троицкий собор. В его главной бане до 1805 года была надпись: «В рок 1679 апріля в послідний день Храм сей свят зачатий, 17 літ здася. Совершися року 1695 коштом ясневельможного его милости пана Іоанна Мазепи гетмана войска запорожского». В 1677-79 годах рядом была построена Введенская церковь с трапезной и корпусы келий. Тогда же был оформлен и упорядочен пещерный комплекс уже Троицко-Ильинского монастыря, который состоял, кроме названных наземных храмов, из нескольких ярусов подземных галерей, часовни, келий и трех подземных тридильных церквей: преподобного Антония, преподобного Феодосия и святого Николая, князя черниговского (Николая Святоши). Здесь же обустроен открытый склеп с костями монахов, убитых татарами в 1239 году.

Итак на сегодняшний день на западной части Болдиной горы в Чернигове, над заводью левого притока Днепра – Десны, в окружении древнерусских курганов возвышается величественный ансамбль Троицко-Ильинского монастыря, а у подножия горы размещается маленькая Ильинская церковь, которая является самой древней достопримечательностью этого монастырского ансамбля. Сначала она выполняла функции крестильни и была тридильной, однобанной, миниатюрных размеров, состояла из прямоугольных бабинца, нефа и полукруглой апсиды. С запада к бабинцу прилегал небольшой притвор.

Современный вид Ильинской церкви – результат перестроек ХVІІ – ХVІІІ веков. Во время монголо-татарського нашествия (в 1239 г.) церковь испытала разрушения. В конце ХVІ века ее стены были увенчаны карнизом. Над апсидой и бабинцем построили небольшие бани, и церковь превратилась в трехбанную. С юга до апсиды пристроили ризницу. Существенные перестройки достопримечательность испытала и в середине ХVІІ века: вместо разобранного притвора возведен большой граненый объем, который значительно увеличил площадь храма. Построен многоярусный верх над центральной баней. Разобрана баня над старым бабинцем и возведена новая над пристройкой. И в результате этих перестроек достопримечательность приобрела черты стиля украинского барокко. Внешне и внутри храм поштукатурен и побелен.

В интерьере церкви доминирует высотный принцип раскрытия внутреннего пространства. Главной особенностью архитектуры интерьера является использование элементов византийской крестово-купольной системы с бесстолпной композицией храма, что характерно для деревянного зодчества. К сожалению, древний декор интерьера потерян. Не сохранились ни фрески, ни пол из керамических плиток. Сохранился лишь иконостас 1774 года в стиле рококо, в котором интерпретирован коринфский ордер.

Читайте также:
Где находится Библиотека Конгресса. Местоположение Библиотеки Конгресса на карте Вашингтона и описание

Отреставрирована Ильинская церковь по проекту архитектора М.М. Говденко в 70-е годы ХХ века. К северо-западу от достопримечательности в 1908 – 1910 годах построили трехъярусную колокольню типа “восьмерик на четверне”. Нижняя двухъярусная четверня каменная, верхний восьмерик – деревянный. Венчает колокольню двухъярусная баня барокових абрисов. С 1967 года доныне Ильинская церковь входит в состав Национального архитектурно-исторического заповедника “Чернигов древний” и является его музеем.

Тяжелой и трагической является судьба пещерного комплекса Троицко-Ильинского монастыря, который и до сих пор полностью не исследован. Не обходили его в течение веков не только войны, но и коммунистические новостройки. В частности, когда в 1984-85 годах при строительстве помпезного монумента в честь советской победы во Второй мировой войне на Болдиной горе в почву забивали железобетонные сваи, в результате чего в сводах пещерных ходов и церквей появились опасные трещины. Ситуацию ухудшил и намыв песку в заводи Десны (район Лисковици), и создание неподалеку искусственного озера, и строительство коттеджей почти у подножия Ильинской церкви и пещерного комплекса. По мнению специалистов, неразумное изменение инженерно-геологической ситуации, в конечном итоге, может привести и к катастрофе.

В спасении нуждается и трехсотлетний дуб, который своим корнем держит купол наивысшей в Европе подземной церкви святого Феодосия. Срубать дерево нельзя: Черниговские пещеры святого Антония без него могут обвалиться. А это четыре каменных подземных храма. Подземная церковь Феодосия – достопримечательность не только архитектуры, но и акустического искусства. Она наивысшая из всех подземных церквей Европы – почти 9 метров. Это классический храм украинского барокко, опущенный под землю неизвестным архитектором. Посадили над ней дуб умышленно или он там рос на период начала строительства – неизвестно. Но за триста лет церковь и дуб крепко срослись. Когда же дерево начало стареть и трухлеть – треснул ствол, ветер свалил половину ветвей. Однако срубать дуб нельзя – тысячи мелких корешков сразу приведут к пещерам воду, и пещеры начнут замокать. Суглинки, в которых они выкопаны, очень плохо выдерживают влагу. Эти почвы превращаются в настоящий кисель, и своды пещер могут обвалиться.

Кроме корней пещеры и дубы связывает древняя легенда. На одном из них «работал» прототип Соловья-разбойника – вор Малей. Правда, угомонил его не черниговский богатырь Илья Муромец. По преданию, страшного разбойника из черниговской околицы, которого никто не мог одолеть, укротил святой Антоний. Отец русского монашества, который пришел в эти леса, обратил разбойника в христианство: тот принял постриг и стал монахом.

Когда-то на Болдиных горах росло больше сотни дубов. В настоящий момент не насчитаешь и десятка. Маленькие саженцы уничтожают домашние козы, а старые деревья – время я и местные вандалы. Чтобы подземная церковь не обвалилась, дуб над ней стянут металлическим прутом, а дупла зальют бетоном, однако такого «лечения» не хватит надолго. Поэтому руководство музея заботится о том, как продлить жизнь дереву и надеется на совет ученых.

Городской транспорт в столице Каталонии – Барселоне

Барселона – второй город по площади после столицы Испании – Мадрида. История развития Барселоны началась более 2000 лет назад. Город окутан множеством мифов и легенд. Одна из них: основание города приписывают герою древнегреческой мифологии Гераклу. Город является центром огромного сплетения маршрутов туристов со всего мира. Наплыв путешественников способствовал в свое время развитию транспортной системы в Барселоне. Общественный транспорт в Барселоне является самым дешевым средством передвижения по городу.

  1. Транспортная сеть в Барселоне
  2. Зонирование и тарифная система
  3. Метрополитен в Барселоне
  4. Трамвайное сообщение
  5. Автобусная сеть в Барселоне
  6. Железнодорожное сообщение в Барселоне
  7. Фуникулеры в Барселоне
  8. Водное сообщение в Барселоне
  9. Такси в Барселоне
  10. Заключение
  11. Транспорт Барселоны, Метро Барселоны, автобусы. Поездка на Тибидабо: Видео

Транспортная сеть в Барселоне

Общественный транспорт в Барселоне включает в себя все существующие виды транспорта – метро, автобусы, трамваи, электрички, морской транспорт, фуникулеры. Помимо этого в городе можно передвигаться на такси. В Барселоне очень крупный таксопарк.

Транспортная сеть в городе не монополизирована и принадлежит нескольким компаниям.

За железнодорожное сообщение отвечают компании Ferrocarrils de la Generalitat de Catalunya и Renfe, а за метрополитен – Transports Metropolitans de Barcelona и также Ferrocarrils de la Generalitat de Catalunya. Но есть и главная организация – Autoritat del Transport Metropolita. Это главное управление по транспорту в Барселоне, которое охватывает не только город, но и окрестности.

Туристический транспорт в Барселоне также хорошо развит. Туристические автобусы имеют четко составленные маршруты. Тем туристам, которые самостоятельно желают увидеть все достопримечательности города, лучше воспользоваться метро. Не нужно подстраиваться под конкретное время и программу.

Зонирование и тарифная система

Не стоит отождествлять город Барселона с одноименной провинцией, включающей множество окрестностей, городков, курортов, которые расположены вдоль каталонского побережья. Именно поэтому происходит деление на несколько тарифных зон.

Барселона разделена на 6 частей. Зоны со 2-й по 6-ую настолько велики, что их также поделили на части и обозначили буквами (2В или 4А). Единая и неделимая зона – первая. Именно эта зона охватывает исторический и культурный центр города, который манит путешественников.

Читайте также:
Лучшие курорты Черногории на море для отдыха с детьми

Ехать вглубь Барселоны, чтобы максимально узнать город, необязательно. К тому же это позволяет хорошо сэкономить.

Билет в одной зоне обойдется пассажиру в 2,20 евро. В связи с тем, что время пребывания туристов в городе разное, транспортная сеть в городе предлагает разные виды билетов: на 1 поезд, однодневный билет, на 10 поездок и на 50.

С 2021 года стоимость билета на 1 поездку повысилась и составляет 2,20 евро. Каждый пассажир должен компостировать билет в транспорте. Билет действует полчаса с момента компостирования.

Количество зон Стоимость
1 зона 2,20 €
2 зоны 3,10 €
3 зоны 4,10 €
4 зоны 5,25 €
5 зон 6,70 €
6 зон 7,80 €

Однодневный билет – T-Dia – подойдет тем, кто собирается провести целый день в Барселоне и осмотреть как можно больше достопримечательностей.

Количество зон Стоимость
1 зона 8,60 €
2 зоны 13,10 €
3 зоны 16,45 €
4 зоны 18,40 €
5 зон 20,60 €
6 зон 23,05 €

После компостирования билет действует сутки. Чтобы приобретение билеты было выгодным, стоит совершить не менее 4 поездок на любом виде транспорта.

Билет на 10 поездок (T-10) очень востребован у туристов и имеет ряд преимуществ перед однодневным билетом. Билет обойдется в 10,20 евро. То есть стоимость проезда по нему равна чуть больше 1 евро.

Этот билет не имеет временных ограничений. Все поездки можно использовать как за день, так и за неделю.

Не только владелец билета может им воспользоваться: вы прокомпостировали билет, следом ваш друг имеет возможность это сделать. Таким образом, у вас просто осталось 8 поездок.

В течение 1 часа 15 минут есть бесплатная возможность пересесть на другой вид транспорта, то есть у вас не будет списана вторая поездка.

Количество зон Стоимость
1 зона 10,20 €
2 зоны 20,10 €
3 зоны 27,40 €
4 зоны 35,25 €
5 зон 40,50 €
6 зон 43,05 €

Билетом T-10 можно воспользоваться при трансфере в аэропорт, но только в некоторых случаях:

  1. поездка на поезде Renfe по линии R2;
  2. поездка на общественном автобусе № 46;
  3. поездки на ночных автобусах № 16 и № 17.

Билет на 50 поездок (T50/30) рассчитан на 30 дней. В течение этого времени владелец билета может пользоваться любым видом общественного транспорта.

Такой билет нет смысла приобретать обычному туристу, но он отлично подойдет тем, кто решил на время осесть в Барселоне. Билет T50/30 практически по всем параметрам схож с билетом T-10. Единственное отличие – билетом T50/30 не могут воспользоваться несколько людей. Стоимость билета составляет 43,50 евро.

Для туриста лучший вариант – приобретение Barcelona Card. Такая карточка дает возможность передвигаться по городу на общественном транспорте в неограниченном количестве, а также предполагает скидки на посещение музеев и других достопримечательностей (есть вариант и бесплатного входа).

Вместе с карточкой турист получает карту города в подарок. Временной фактор влияет на ценообразование Barcelona Card.

Категория 3 дня 4 дня 5 дня
Взрослые 45 (в день – 15 €) 55 (в день – 13,75 €) 65 (в день – 12 €)
Дети 21 (в день – 7 €) 27 (в день – 6,75 €) 34 (в день – 6,40 €)

Метрополитен в Барселоне

Открытие метро в Барселоне произошло в 1924 году. На сегодняшний день обширная сеть метро состоит из 11 линий общей протяженностью 140 км. Каждая линия имеет свой цен и номерной знак.

Метрополитен является неотъемлемой составляющей городского транспортного сообщения. Большинство путей проложены под землей, но в пригородах можно встретить наземные станции.

Метрополитен обслуживают 2 компании – FGC (линии 6-8) и TMB (линии 1-5 и 9-11). Стоить отметить важную деталь – делать пересадку с линий компании FGC на TMB с одним билетом нельзя.

Например, чтобы со станции “Площадь Испании” (Espanya) с ветки L3 пересесть на L8, нужно приобрести новый разовый билет. У кого есть билет T-10, те компостируют его еще раз.

Часы работы метрополитена следующие:

  1. С понедельника по четверг, в воскресные и праздничные дни – с 5.00 до 00.00.
  2. Пятница и предпраздничные дни – дольше, до 2.00, а в субботу – круглые сутки.

Трамвайное сообщение

После прекращения работы в 1971 году вновь трамваи начали ходить только в 2004-м. Трамвайное сообщение позволяет связать отдаленные районы с центром Барселоны. Сейчас в городе действует 6 трамвайных линий.

Трамвайное сообщение находится под управлением компании TramMet (Tramvia Metropolita). Но при этом выделяют 2 трамвайные системы – Trambaix и Trambesos. К первой системе относятся линии T1, T2 и T3, ко второй – T4, T5 и T6.

Маршруты Trambaix связывает район Баш-Льобрегат с Барселоной, с конечной остановкой T1, T2 и T3 – площадью Francesc Macia.

Маршруты Trambesos являются связывающим звеном между Бадалоной и Санта Адриа де Бесос с районами Барселоны, которые расположены вблизи центра.

Маршрут линии Т4 идет от Ciutadella-Vila Olimpica до Сант Адриа де Бесос (Estacio de Sant Adria), маршрут линии Т5 – от Glories до станции Gorg в Бадалоне, маршрут линии Т6 – от Estacio de Sant Adria до Gorg.

В ближайшее время обе трамвайные системы хотят связать между собой по проспекту La Diagonal. Уточняйте детали на официальном сайте компании TramMet.

Так как Барселона – туристический город, здесь есть старинный трамвай. Синий трамвай идет от станции метро на проспекте Тибидабо до одноименного фуникулера.

Общая протяженность маршрута составляет 1276 метров. Билеты приобретаются непосредственно у водителя.

Автобусная сеть в Барселоне

В городе очень развито автобусное сообщение. Автобусная сеть Барселоны состоит из 109 маршрутов общей протяженностью 920 км. Количество остановок уже превышает 1000.

На каждой остановке автобуса есть карта города и расписание автобусов. По ходу движения автобусы все остановки объявляются. Если нужно выйти, пасажир нажимает на красную кнопку – “Request stop (остановка по требованию)”.

По Барселоне курсируют Tomb Bus (по проспекту Диагональ), Port Bus (до морского порта) и Tibibus (до развлекательного парка на холме Тибидабо).

Если планируете узнавать достопримечательности города на автобусе самостоятельно, то перейдите по ссылке и скачайте схему движения автобусов в Барселоне.

Стоит также сказать о ночных маршрутах. Ночные автобусы курсируют по городу с 22.00 до 6.00. Интервал в ночное время составляет 20 минут. Тарифы в ночное время не повышаются.

Для путешественников в Барселоне есть специальные туристические автобусы. Маршруты различают по цветам – красная линия, зеленая и синяя. Суммарное количество остановок достигает 45, а билет нужно приобрести всего 1.

Делать пересадку с одной линии на другую можно при наличии одного билета. Стоимость билета для взрослого составляет 30 евро, а для ребенка – 16 евро. Детям до 4 лет проезд бесплатный.

Железнодорожное сообщение в Барселоне

Поезда не только помогают добраться из Барселоны в другие города, но и упрощают перемещение по самой Барселоне. Есть всего 13 линий, 6 из которых подконтрольны Renfe, а остальные 7 – FGC.

Всего в Барселоне 2 главных вокзала – Barcelona Nord и Barcelona Sants. Поезда делают остановку на станциях, совмещенных с метро.

Есть возможность пересесть с одного транспорта на другой. Железнодорожным транспортом пользуются чаще те туристы, которые отправляются на прибрежные курорты.

Номер Маршрут
R1 L’Hospitalet de Llobregat – Barcelona-Sants – Mataro – Blanes – Macanet-Massanes (Платформы 7, 8).
R2 Sant Vicenc de Calders – Vilanova i la Geltru – Sitges – Barcelona-Sants – Granollers-Centre – Macanet-Massanes (Платформы 9, 10, 13 и 14).
R3 L’Hospitalet de Llobregat – Barcelona-Sants – Granollers-Canovelles – Vic (Платформы 7, 8).
R4 Sant Vicenc de Calders – Vilafranca del Penedes – Barcelona-Sants — Cerdanyola del Valles – Terrassa (Платформы 7, 8).
R7 L’Hospitalet de Llobregat – Barcelona-Sants – Cerdanyola-Universitat – Martorell (Платформы 7, 8).
R10 Estacio de Franca – Passeig de Gracia – Barcelona-Sants – Aeroport (Платформы 9, 10, 13 и 14).

Фуникулеры в Барселоне

Фуникулеры входят в систему городского транспорта Барселоны. На территории города находятся 3 фуникулера – Манджуика, Вайвидрера и Тибидабо.

  • Фуникулер Манджуика доставляет туристов на одноименную гору. Фуникулер является связывающим звеном между станцией метро Paralle и станцией Parc de Montjuic. Прибыв на станцию Paralle, турист должен просто пересесть на фуникулер без внесения дополнительной платы за проезд. За 2 минуты вас доставят на вершину. За это время преодолевается расстояние в 760 метров.
  • Фуникулер Вайвидрера был открыт в 1906 году, его модернизация была проведена в 1998 году. Фуникулер является связывающим звеном между железнодорожной станицей Peu del Funicular и вершиной холма Тибидабо. Протяженность – 729 метров. Интервал движения по будням – 6 минут.
  • Фуникулер Тибидабо курсирует между площадью Доктора Андреу и вершиной горы Тибидабо, где находится парк развлечений. Проезд на фуникулере составляет 4,10 евро при условии, что вы приобретаете билет в парк. Если нет, то стоимость будет выше – 7,10 евро.

Водное сообщение в Барселоне

Водное сообщение имеет 2000-летнюю историю. Главный порт Барселоны является главным морским портом в Европе. Он разделен на 3 зоны: Порт Велль, коммерческий порт и логистический порт.

Интерес для туристов представляет Порт Велль. В нем находится известный шоппинг-молл Maremagnum и крупнейший аквариум в Европе с 8000 разных видов рыб. Из порта Барселоны регулярно выполняются рейсы в различных направлениях.

Компания GRANDI NAVI VELOCI

Компания ACCIONA TRANSMEDITERRANEA

Такси в Барселоне

Таксопарк в Барселоне насчитывает больше 10 000 автомобилей. Большинство лицензий выданы частным водителям.

Цвет такси в Барселоне – желто-черный. На крыше каждой машины должна быть лампочка. Она сигнализирует, что машина занята (красный свет) или свободна (зеленый). Пассажир должен знать:

  1. В лицензионных такси всегда есть счетчик.
  2. Сумма, названная водителем в конце поездки, должна совпадать с суммой на счетчике. Вам выдадут чек и сдачу.
  3. Садиться в такси лучше всего в специально отведенных местах с табличкой TAXI.
  4. За провоз багажа нужно дополнительно заплатить.
  5. Чаевые не являются обязательными, но приветствуются (5-10% от общей стоимости поездки).

Поездка по центру Барселоны в течение 15 минут обойдется в 10 евро. За посадку взимается плата в размере 2,50 евро, а каждый следующий километр – 0,98 евро.

Заключение

В Барселоне очень развитая транспортная инфраструктура. Общественный транспорт является самым дешевым средством передвижения по городу. В зависимости от ситуации и отдаленности от центра Барселоны можно передвигаться на метро, автобусе, электричке, фуникулере или даже такси.

Транспорт Барселоны, Метро Барселоны, автобусы. Поездка на Тибидабо: Видео

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: