Что делать если опоздал на стыковочный рейс по вине авиакомпании

Что делать, если вы опаздываете на самолет

За сколько нужно приехать в аэропорт

Приезжайте в аэропорт за 3 часа до вылета международного рейса и за 2 часа до внутреннего. Если везете домашнее животное или оружие и боеприпасы, добавьте еще один час.

Регистрация в аэропорту начинается за 2–3 часа и заканчивается за 40–60 минут до вылета по расписанию — и на внутренних и на международных рейсах. Изредка за 30 или 75–90 минут.

  • В «Аэрофлоте», S7 Airlines, «ЮТэйре», «Уральских авиалиниях» и «Победе» регистрация заканчивается за 40 минут до вылета.

Онлайн-регистрация, как правило, заканчивается раньше обычной:

  • «Аэрофлот», S7 Airlines, «ЮТэйр»: онлайн-регистрация заканчивается за 45 минут, обычная — за 40 минут,
  • NordStar Airlines: онлайн-регистрация — за 60 минут, обычная — за 40 минут,
  • KLM: онлайн-регистрация — за 60 минут, обычная — за 40/60 минут до внутренних/международных рейсов,=
  • American Airlines: онлайн-регистрация — за 45 минут, обычная — за 45/90 минут до внутренних/международных рейсов,
  • «Победа»: окончание обычной и онлайн-регистрации совпадают.

Посадка в самолет заканчивается за 15–30 минут до вылета. Потом гейт (выход на посадку) закрывают и в самолет вас, скорее всего, не пустят, даже если он еще не улетел.

Время вылета и прилета в авиабилете — местное.

Я не успеваю на регистрацию. Что делать?

Если точно опаздываете, то позвоните в авиакомпанию и скажите, что не полетите этим рейсом, но будете использовать остальные перелеты по этому билету. Если не прийти на рейс до конца регистрации и не уведомить об этом авиакомпанию, то в большинстве случаев билет сгорит, а вместе с ним — обратный перелет и все стыковочные.

Спросите у оператора, можно ли обменять билет, и сразу по телефону переоформите его на другое время или дату. Если обменять нельзя даже с доплатой, значит, придется купить новый, но хоть обратные и стыковочные не пропадут.

Телефон службы поддержки быстрее всего найти в авиабилете. Если не можете дозвониться, напишите в чат на сайте авиакомпании или в соцсетях — ссылки должны быть в маршрутной квитанции в вашем имейле.

Если еще можно успеть, читайте дальше 👇

Что делать, если вы опаздываете на самолет

🚗 По дороге в аэропорт

Зарегистрируйтесь на рейс в интернете. Лучше всего зарегистрироваться в мобильном приложении авиакомпании и получить мобильный посадочный талон.

Мобильный посадочный талон — это электронная версия обычного посадочного, адаптированная для смартфона. Распечатывать его не нужно — показывайте прямо с экрана. В аэропорту на мобильном посадочном просканируют QR-код, в котором содержится вся информация о вас и вашем маршруте (кстати, не выкладывайте фото QR-кода в соцсетях).

Другой вид посадочных, которые выдают при онлайн-регистрации, — обычные, как в аэропорту. Они не адаптированы под смартфон, поэтому их нужно распечатывать.

При регистрации на рейс в мобильном приложении вам, скорее всего, выдадут мобильный посадочный талон.

При регистрации на сайте часто предлагают на выбор два варианта посадочных: обычный и мобильный. Но бывает, что на сайте доступен только обычный — например, у Wizzair и в десктопной версии «Аэрофлота» (при этом на мобильном сайте «Аэрофлота» можно получить мобильный посадочный).

Посадочные талоны при онлайн-регистрации

Мобильный посадочный талон

В мобильном приложении посадочный, скорее всего, сохранится автоматически. При регистрации на рейс на сайте вам придет имейл или смс со ссылкой на посадочный в формате jpg (сохраните его на смартфоне) или pkpass (сохраните в приложении PassBook или Wallet на айфоне или PassWallet на андроиде).

Обычный посадочный талон

Распечатайте посадочный дома на листе А4 или получите дубликат в аэропорту на стойке регистрации или в киоске саморегистрации (дубликат может быть платным).

Внимание! Если зарегистрировались, но точно опаздываете, позвоните в авиакомпанию и отмените регистрацию.

Переложите необходимый минимум вещей в ручную кладь, а чемодан оставьте дома или друзьям, которые вас провожают. Это нужно, чтобы в аэропорту не тратить время на сдачу багажа. Успеть на свой рейс бывает важнее, чем взять десять комплектов одежды.

Перепроверьте, из какого аэропорта и терминала вылет, и, если уже зарегистрировались, то узнайте, куда бежать к выходу на посадку. Вот схемы Шереметьево, Домодедово, Внуково и Пулково.

Днем добирайтесь до аэропорта на метро, электричке или аэроэкспрессе — чтобы не встрять в пробки. Если в ваш аэропорт они не ходят и вы едете на автобусе или такси, то заранее узнайте, как дойти от остановки до входа в нужный терминал.

🏃 В аэропорту, если еще можете успеть

Заранее убедитесь, что в ручной клади нет воды в бутылке объемом больше 100 мл, ножниц и другой запрещенки, чтобы избежать заминки на досмотре.

В очередях просите пропустить вас вперед. Если застряли в очереди на регистрацию, подойдите к сотруднику авиакомпании: опаздывающих регистрируют без очереди. На контроле и досмотре, если вы вежливо объясните, что опаздываете, другие пассажиры наверняка пойдут навстречу. За границей можно сказать: “I’m so sorry, my flight is boarding right now”. В крупных аэропортах перед контролем стоят служащие, которые регулируют очередь — обратитесь к ним, и вас пропустят вперед. Если летите с детьми, вы в любом случае имеете право быть в первых рядах.

В большом аэропорту, если зарегистрировались впритык перед закрытием стоек и до полета осталось 40 минут, можно воспользоваться услугой Fast Track. Это быстрый проход через контроль, часто с сотрудником аэропорта. Вы попадете в зону вылета через отдельный коридор без очередей — так же, как пассажиры бизнес-класса и участники некоторых программ лояльности. Если опаздываете, то услугу Fast track лучше забронировать онлайн или по телефону, пока едете в аэропорт или стоите в очереди на регистрацию. Иногда перед контролем стоят автоматы по оплате Fast track, например, в аэропорту Будапешта. В Домодедове быстрый проход через контроль стоит 25 долларов, в Пулкове на внутренних перелетах — 1499 рублей. В Шереметьеве и Внукове можно воспользоваться быстрым проходом, только заплатив за услуги VIP-за

Читайте также:
Самолет ТУ 204: от истории к современности

В зоне вылета перепроверьте номер гейта по табло. В посадочном талоне указан выход на посадку и время, до которого вы должны к нему прибыть. Гейт могут в любое время поменять, поэтому на табло лучше посматривать регулярно. Учтите, что по громкой связи об изменениях объявляют не всегда.

Не расслабляйтесь, пока не дойдете до гейта. Если у вас 87-й гейт и вы, видя указатель Gates 65–95, решите перекусить, то рискуете обнаружить, что до нужного выхода еще 10 минут бегом. Лучше сначала добраться до гейта, а уже потом выпить кофе в соседнем кафе.

Я опоздал на посадку из-за очередей в аэропорту. Кто виноват

Если пассажир зарегистрировался, но опоздал на посадку, чаще всего это его ответственность

Если вы получили посадочный талон, но опоздали на посадку из-за очередей на досмотре, то самолет с большой вероятностью улетит без вас и ни авиакомпания, ни аэропорт не будут нести за это ответственность. В России обязанность пассажира вовремя прийти на гейт установлена пунктами 90 и 91 Федеральных авиационных правил. Суды прямо отмечают, что длительная процедура прохождения паспортного и таможенного контроля не является уважительной причиной опоздания.

Но! Если были по-настоящему аномальные очереди и вы опоздали, хотя приехали за 2–3 часа до вылета, то можете обратиться в суд с иском на авиакомпанию за медленную регистрацию или на аэропорт за медленное обслуживание на контроле и досмотре и требовать возмещения убытков. В суде исследуют доказательства, в том числе записи с видеокамер, и решат, есть ли в произошедшем вина авиакомпании или аэропорта. Одновременно можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и прокуратуру.

Что будет, если посадка заканчивается, а вы не пришли? Вашу фамилию могут (но не обязаны) несколько раз объявить по громкой связи. Изредка вас могут поискать в ближайших к гейту магазинах и ресторанах. Когда выход на посадку закроется, авиакомпания начнет снимать с рейса багаж опоздавших пассажиров. Если придете через 5–10 минут, то есть шанс, что вас еще пустят на рейс. Особенно если летите с багажом и отвезти вас на борт будет проще, чем искать и возвращать чемоданы.

Если вы опоздали на посадку, и сотрудники авиакомпании говорят, что сделать уже ничего нельзя, это считается неявкой на рейс.

Екатерина Кузнецова, старший юрист коммерческой практики Goltsblat BLP:

«Пассажир не прошел регистрацию на рейс и не предупредил авиакомпанию, что не летит, или пассажир зарегистрировался на рейс, но не явился на посадку — последствия при обоих сценариях будут одинаковые: никаких компенсаций от авиакомпании не полагается. За исключением случая, если у него есть соответствующая страховка и причина неявки подпадает под страховой случай».

Куда бежать в аэропорту, если вы опоздали регистрацию или посадку

Если опоздали на регистрацию на 5–10 минут, бегите на «свою» стойку и попробуйте зарегистрироваться. Если говорить вежливо и улыбаться, то есть шанс, что вас зарегистрируют немного позже положенного времени. Решение, регистрировать ли опоздавшего, зависит от кучи факторов: далеко ли гейт, нужно ли сдавать багаж, переданы ли уже диспетчеру списки пассажиров. Поэтому кому-то выдают посадочный после конца регистрации, а кому-то отказывают.

Если зарегистрироваться уже нельзя, как можно быстрее узнайте в представительстве авиакомпании в аэропорту или по телефону в кол-центре, можно ли обменять или сдать билет.

Если вы не пришли на регистрацию или посадку и заранее не сообщили о своих планах авиакомпании, это расценивается как no-show — неявка на рейс. Что произойдет с вашим билетом при no-show, написано в правилах тарифа. Билеты эконом-класса, скорее всего, сгорят. Билеты бизнес-класса обычно можно обменять или сдать без потерь (учтите, что деньги не придут на карточку сами по себе — вы должны обратиться в авиакомпанию и оформить возврат). Бывает, что билет нельзя сдать, но можно обменять с доплатой.

Следующий дедлайн — время вылета. Если в ваши билеты можно вносить изменения после конца регистрации, то после вылета они могут сгореть или вырастет доплата за изменения.

К примеру, у вас билет «Аэрофлота» из Турции в Москву, тариф Эконом-Оптимум, вы опоздали на регистрацию и хотите улететь другим рейсом. Если переоформите билет до вылета самолета, на который опоздали, то, кроме разницы с ценой нового билета, доплатите 40 долларов, а если после вылета — то 85 долларов.

Штраф за неявку на рейс

Неявка на рейс (no-show) — это когда пассажир не пришел до конца регистрации или посадки и не уведомили об этом авиакомпанию.

Штраф за неявку на рейс — это не штраф как таковой, а сбор, который берет авиакомпания, если опоздавший на регистрацию пассажир хочет сдать или обменять авиабилет.

Если вы перебронируете билет после закрытия стоек регистрации, то с вас возьмут разницу в тарифах с новым билетом + сбор за переоформление + штраф за неявку. Или сбор будет вдвое дороже — суть та же. Если просто не прийти, то рискуете сгоревшими билетами туда и обратно, но дополнительный счет авиакомпания вам не выставит.

Читайте также:
В чем особенность обучения в Чехии: рейтинг университетов

Сообщите авиакомпании, что вы хотите сохранить оставшиеся перелеты — стыковочные и обратные. Если пассажир не пришел и не позвонил в авиакомпанию до конца регистрации, то остальные перелеты по этому бронированию аннулируются. Это значит, что, если у вас билеты Москва — Архангельск — Москва, и вы пропустили рейс Москва — Архангельск и не сообщили авиакомпании, что не полетите, то рейс Архангельск — Москва сгорит.

Чтобы следующие полетные сегменты не аннулировались, нужно заранее позвонить в авиакомпанию и сказать, что вы не полетите первым рейсом, но хотите сохранить стыковочные и обратные билеты. Если понимаете, что опаздываете, сразу звоните или пишите в чат службы поддержки — хоть из очереди на регистрацию.

Если позвонили после окончания регистрация, то все будет зависеть от тарифа. Обратные билеты по дорогим тарифам часто можно восстановить. Бывает, что билет можно за доплату обменять до времени вылета и если успеть это сделать, то обратный перелет сохранится. Чтобы сделать максимум возможного, как можно быстрее обращайтесь в авиакомпанию.

Если из-за задержки первого рейса вы опоздали на стыковочный

Если оба рейса по одному билету и первый задержался, то авиакомпании бесплатно предложит вам другой стыковочный. Если новый рейс вылетает позже оригинального, вы имеете право на обслуживание в аэропорту и денежную компенсацию за опоздание — как при обычной задержке рейса. Если перелеты по одному билету выполняют разные авиакомпании, то предлагать вам обед и искать другой борт должна авиакомпания — виновница задержки.

Кто выплачивает денежную компенсацию за задержку второго рейса, зависит от правил страны и авиакомпании. Европейская авиакомпания, у которой вы купили стыковочный билет, с июля 2019 года несет ответственность за оба рейса. Это значит, что если второй рейс выполняет другой перевозчик, в том числе неевропейский, то компенсацию за его задержку все равно выплачивает авиакомпания ЕС, у которой вы забронировали билет.

Если два рейса по разным билетам, даже одной авиакомпании, то первая авиакомпания отвечает за опоздание своего вылета, но не обязана пересаживать вас на другой стыковочный рейс — она не имеет к нему отношения.

Что тогда делать:
1) Сдайте или обменяйте второй билет по обычным правилам тарифа или купите новый;
2) Сохраните чеки и квитанции, подтверждающие расходы, которые вы понесли из-за переноса первого рейса. У российской авиакомпании потребуйте штамп, что самолет вылетел не по расписанию;
3) Когда вернетесь домой, подайте досудебную претензию в первую авиакомпанию, чтобы она выплатила компенсацию за задержку своего рейса, а также за все понесенные расходы — в том числе за сгоревший стыковочный авиабилет и покупку нового.

Лукавить не будем: шансы вернуть деньги за стыковочный перелет далеки от 100% и доказывать свою правоту, скорее всего, придется через суд. Но не все потеряно: и в России, и в Европе бывают случаи, когда суды становятся на сторону пассажиров. В Европе требовать компенсации за сгоревший стыковочный билет нужно по Монреальской конвенции — Регламент 261/2004 такой компенсации не подразумевает.

Что будет с багажом, если вы опоздали на посадку

Прямой рейс

Если вы опоздали на посадку, то ваш багаж почти наверняка снимут с рейса — таковы нормы безопасности. В России это прописано в пункте 91 Федеральных авиационных правил. Чтобы получить багаж, обратитесь в авиакомпанию.

Рейс с пересадкой

Если вы отстали от второго рейса при пересадке, при этом оба перелета — по одному билету и багаж зарегистрирован до конечного пункта, то, скорее всего, авиакомпания отдаст вам багаж в стыковочном аэропорту. Если чемодан улетел со вторым рейсом, то вы заберете его в конечном аэропорту в представительстве авиакомпании или в службе Lost and Found, либо там же оставите заявку с вашим именем и адресом, куда нужно доставить багаж. Если решили дальше не лететь, то сообщите авиакомпании о своем желании получить багаж в аэропорту стыковки.

Учтите, что если чемодан потерялся и вы возвращаетесь из зарубежной поездки без него, то на границе нужно задекларировать несопропровождаемый багаж, — чтобы не пришлось платить пошлину, когда его найдут и привезут по вашему адресу.

Что делать если опоздал на стыковочный рейс по вине авиакомпании

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Самолет Ларнака – Москва был задержан на два часа. Отметка о задержки рейса имеется. Из-за задержки рейса гражданка опоздала на следующий рейс (Москва – Казань) компании Аэрофлот. В связи с этим она была вынуждена обменять билет Москва – Казань с доплатой 18 850 руб., а также оплатить ночевку в капсульном отеле. Рейсы нестыковочные, были куплены отдельно. Гражданка направила претензию в авиакомпанию, на которую получила ответ следующего содержания: “На основании предоставленной Вами информации было проведено расследование, по результатам которого установлено, в связи с задержкой прибытия рейса от 29.04.2021 Вами была утрачена стыковка с рейсом сторонней авиакомпании. Поскольку в данном случае стыковка рейса ООО и сторонней авиакомпании определялась Вами лично и оформлялась отдельными билетами, на основании п. 7.1.22 Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа ООО и п. 71 Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, ответственность за обеспечение данных стыковок перевозчик не несет. Кроме того, согласно пункту 7.1.18 Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа ООО, размещенных на официальном сайте компании, ООО обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки. Время, указанное в расписании и других документах, не гарантируется и не является существенным условием или частью договора воздушной перевозки. На основании изложенного претензионной комиссией ООО принято решение об отказе в удовлетворении претензии”.
Каковы шансы гражданки на получение компенсации от авиакомпании?

К сожалению, оснований для однозначного ответа на вопрос не дает ни закон, ни судебная практика. Уточним почему.
Согласно ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793 ГК РФ). В частности, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (п. 1 ст. 795 ГК РФ). В Воздушном кодексе РФ эта ответственность конкретизирована: за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, независящих от перевозчика (ст. 120 ВК РФ).
Расходы на приобретение билета на замещающий рейс, а также на проживание являются реальным ущербом пассажира от нарушения перевозчиком своих обязательств (ст. 15 ГК РФ). Однако обратим внимание: ни в ст. 795 ГК РФ, ни в ст. 120 ВК РФ не предусмотрена такая форма ответственности перевозчика, как возмещение убытков. На этом основывается та судебная практика, отказывающая во взыскании с перевозчиков убытков: к примеру, в апелляционном определении СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 февраля 2016 г. по делу N 33-927/2016 суд сослался на ограниченный характер ответственности перевозчика за задержку рейса (только в виде провозной платы и штрафа). Этой позиции придерживается и Министерство транспорта РФ: смотрите Вопрос: Мной приобретены два авиабилета на рейсы различных перевозчиков по маршруту Аэропорт “А” – Аэропорт “В” (пересадка) и далее Аэропорт “В” – Аэропорт “С”. При вылете из Аэропорта “А” произошла задержка рейса, что привело к опозданию на рейс второго перевозчика по маршруту Аэропорт “В” – Аэропорт “С”. Обязан ли перевозчик на первом полетном участке компенсировать пассажиру возникшие в этом случае затраты? (ответ Министерства транспорта РФ, 2020 г.)
В свою очередь, в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей” разъяснено, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор перевозки), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон от 7 февраля 1992 г. N 2300-I о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами. А нормы п. 2 ст. 13, п. 1 ст. 28 последнего позволяют потребителю требовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Этим обосновываются судебные акты о взыскании с перевозчика убытков: см., например, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 февраля 2015 г. по делу N 33-2708/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 01 сентября 2016 г. по делу N 33-4766/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 05 апреля 2016 г. по делу N 33-3961/2016. На возможность взыскания убытков указывает и Роспотребнадзор в своих разъяснениях (http://70.rospotrebnadzor.ru/directions/prava/109995/).
При этом тот факт, что в данной ситуации перевозка пассажира несколькими перевозчиками не рассматривается как единая перевозка согласно п. 71 Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей” (утверждены приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82, далее – Правила N 82), никак не влияет на возможность взыскания убытков, если суд придерживается позиции о принципиальной возможности их взыскания. О взыскании убытков при несвязанных договорах перевозки смотрите в апелляционном определении СК по гражданским делам Новосибирского областного суда от 21 апреля 2016 г. по делу N 33-3887/2016, постановлении Президиума Тюменского областного суда от 26 января 2017 г. по делу N 4Г-8/2017, постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2016 г. N 09АП-38005/16 (определением Верховного Суда РФ от 9 марта 2017 г. N 305-ЭС17-1218 по делу N А40-4688/2016 было отказано в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда РФ). Суды обращают внимание на то, что при оформлении пассажирами отдельных перевозочных документов исключается обязанность перевозчика обеспечивать стыковку рейсов, но обычно это лишь один из совокупности доводов в пользу отказа в иске, причем не ключевой (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2020 г. по делу N 8Г-18460/2020[88-17109/2020]).
Однако применяя эту позицию, следует помнить, что для взыскания убытков необходимо доказать причинно-следственную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и заявленными убытками (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 “О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств”). Эта связь оценивается судом в каждом конкретном случае. На наш взгляд, причинно-следственная связь в рассматриваемой ситуации имеет место, если пассажир разумно разнес дату прибытия первым рейсом и отправления вторым во времени (с запасом). Если этого не произошло, не исключено, что суд откажет во взыскании убытков с перевозчика. К сожалению, предугадать позицию суда по этому вопросу не представляется возможным. Смотрите, к примеру, определение СК по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 февраля 2021 г. по делу N 8Г-320/2021[88-1518/2021].
Также обратим внимание, что основанием для освобождения перевозчика от ответственности (в т.ч. в форме возмещения убытков) является непреодолимая сила, необходимость устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иные обстоятельства, независящие от перевозчика (ст. 120 ВК РФ, п. 76 Правил N 82). Но в любом случае бремя доказывания наличия юридически значимых обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности перед пассажиром, а также отсутствия связанной с этим вины возлагается на перевозчика.

Читайте также:
10 самых мистических мест на планете

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Что делать, если опоздали на рейс

Опоздание на рейс может быть маленькой неприятностью или причиной остаться на земле — это зависит от времени вашей задержки.

Планируя путешествия, помните, что регистрация обычно начинается за два-три часа до вылета и заканчивается за 40-60 минут. Если вы регистрируетесь онлайн, то нужно успеть за 45-90 минут до вылета. Это важно, потому что опоздание на регистрацию и посадку не одно и то же. Посадка заканчивается за 15-30 минут, а само время вылета и прилёта указано всегда местное.

Опоздание на регистрацию

Если вы понимаете, что не успеете пройти регистрацию до её окончания, сразу идите к стойке для опаздывающих. Иногда за такую экспресс-регистрацию нужно будет дополнительно заплатить, но часто эта услуга бесплатная.

Если найти стойку для опаздывающих не получается, подойдите к представителю своей авиакомпании. Когда вы объясните ситуацию, вам подскажут, как успеть на рейс, или помогут поменять билет.

Опоздание на посадку

Если самолёт ещё не улетел, но посадка уже закончилась, то на борт вас не пустят. Такие опоздания приведут к задержке рейса, а это невыгодно для авиакомпании.

Если вы всё-таки не успели зайти в самолёт, попробуйте обменять билет. Для пассажиров бизнес-класса авиакомпания обычно предлагает ближайший рейс. Скорее всего, чтобы получить новый билет, попросят заплатить штраф. А если тариф был невозвратный, то придётся купить новый билет.

На рейс с пересадками лучше совсем не опаздывать. Если это первый полёт, то второй рейс, скорее всего, аннулируют. В этом случае нужно будет купить другой билет.

Опоздание на стыковочный рейс

Последствия опоздания на стыковочный рейс зависят от причины вашей задержки:

  1. Стыковка была короткой и вы просто не успели. В этом случае авиакомпания не несёт ответственность за опоздание, и вы потеряете билет.
  2. Самолёт задержали по вине авиакомпании, и поэтому вы не успели на стыковку.
Читайте также:
Достопримечательности Бордо и окрестностей: фото, описание, карта

Если перелёты оформлены одним билетом одного перевозчика, то вам поменяют билет без дополнительной платы. Если второй рейс назначен на более позднее время, авиакомпания должна предоставить такие же меры поддержки, как при обычной задержке рейса: прохладительные напитки, горячие питание, размещение в гостинице и др. Багаж должны перенести на другой самолёт бесплатно.

Если для пересадки вы купили отдельный билет и опоздали на этот рейс из-за задержки другого самолёта, авиакомпания менять билет не будет. Опоздавшая авиакомпания может выплатить компенсацию или предложить какие-то льготы для следующих полётов, но это зависит только от перевозчика.

Как не опоздать на самолёт

  • Запишите дату и время вылета и запомните, что время указано местное. Лучше поставьте напоминание, а перед выездом в аэропорт ещё раз проверьте билеты.
  • Не приезжайте в аэропорт в последний момент. Рассчитайте, как долго вы будете в дороге и во сколько нужно приехать, чтобы успеть на регистрацию. Не забывайте, что зарегистрироваться можно онлайн.
  • Уточните, в какой аэропорт и терминал вам нужно приехать. Переезд из одного аэропорта в другой может занять очень много времени.
  • Изучите свой тариф и условия перелёта. За временем чартерного рейса внимательно следите на сайте авиакомпании.
  • Узнайте больше об аэропортах, где нужно будет пересесть. Изучите терминалы и посмотрите, как лучше между ними передвигаться.
  • Не берите билеты на рейсы подряд с маленьким промежутком времени, если есть риск не успеть. Учитывайте, что первый самолёт могут задержать.

Похожие статьи

Авиабилеты для детей

Особенности покупки авиабилетов на детей разных возрастов.

Как справиться с боязнью полётов

Даём несколько советов, как расслабиться на борту самолёта и побороть боязнь летать.

Выбор места в самолёте

Разбираем, в какой части самолёта удобнее сидеть и как решить, какое место выбрать.

Отмена или задержка рейса: что вам должна авиакомпания

Вылет вашего самолета задерживается или отменяется. Причины могут быть самыми разными. Но в большинстве случаев авиакомпания должна возместить пассажирам стоимость билетов и компенсировать прочие неудобства. Знание своих прав поможет найти выход в самых неприятных ситуациях.

Читайте также:
Сколько официально действителен паспорт после исполнения 45 лет владельцу в 2021 году

Любая авиакомпания в случае задержки, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки должна организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
  • В случае задержки рейса более чем на 2 часа — обеспечить прохладительными напитками и возможностью совершить 2 телефонных звонка или отправить 2 сообщения по электронной почте;
  • В случае задержки рейса более чем на 4 часа вам полагается обеспечение горячим питанием (и далее каждые 6 часов — в дневное время и каждые 8 часов — в ночное время);
  • В случае задержки рейса более чем на 6 часов (в ночное время) и более чем на 8 часов (в дневное время) авиакомпания обязана организовать размещение в гостинице и доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно; организовать хранение багажа.

Важно! Данные услуги предоставляются пассажирам бесплатно (независимо от того, государственная или частная компания выступает перевозчиком, чартерный или регулярный рейс). В случае, если услуги не оказываются, пассажир, желающий получить данные услуги, должен обратиться в представительство авиакомпании-перевозчика.

  • Покупая билет, пассажир заключает с авиакомпанией договор, согласно которому перевозчик обязуется доставить пассажира в указанный пункт прибытия, а пассажир обязуется оплатить перелет. Если самолет задержан или вылет отменен по вине перевозчика, пассажир имеет право на компенсацию.
  • В соответствии со ст. 120 Воздушного Кодекса РФ за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25 % минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Величина штрафа не может быть более 50 % провозной платы.
  • Если пассажир не имеет возможности ждать отправки задержанного рейса, то такой его отказ от перевозки будет называться вынужденным. В этом случае перевозчик должен сделать соответствующую отметку в перевозочном документе либо выдать пассажиру иной документ, подтверждающий указанные выше обстоятельства и вернуть пассажиру всю сумму, уплаченную за перевозку.

Если задержка рейса возникла по причинам, не зависящим от авиакомпании, то есть, произошел форс-мажор:

  • плохая погода;
  • стихийное бедствие;
  • угроза террористического акта;
  • неисправность самолета;
  • требование органов безопасности;
  • забастовка персонала и т. п.

В этом случае авиакомпания не виновата в том, что не исполнила обязательства согласно договору. Она не должна компенсировать пассажиру причиненный ущерб.

Согласно ст. 794 и 795 ГК РФ, задержка отправления транспортного средства или опоздание прибытия средства в пункт назначения, возникшие вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика — достаточный аргумент для того, чтобы перевозчик не выплачивал пассажиру штраф.

Ваши действия в случае отказа сотрудников авиакомпании в предоставлении услуг должны быть следующими:

  • Зафиксируйте факт задержки авиарейса (получите справку от администрации аэропорта отправления или аэропорта прибытия, возьмите новые посадочные талоны или акт, составленный несколькими пассажирами с указанием контактных данных).
  • Постарайтесь получить письменный отказ в обслуживании при задержке рейса от представителя авиакомпании. Представитель авиакомпании отсутствует или отказывается выдавать вам такой документ? Составьте соответствующий акт с другими пассажирами (достаточно двух свидетелей).
  • Оплачивая горячее питание, гостиницу и такси из собственных средств, сохраняйте при этом кассовые чеки или квитанции, подтверждающие ваши расходы.
  • Отправьте по возвращении домой на юридический адрес авиакомпании перевозчика претензию заказным письмом, в двух экземплярах. В претензии требуйте возместить причиненный вам ущерб. Приложите копии всех документов (включая авиабилеты и чеки).
  • Если в течение 10 дней вы не дождались ответа, или получили отказ, обращайтесь в суд.

Важно! Претензию можно подавать в течение 6 месяцев после даты вылета, указанной в билете.

Иски о возмещении ущерба до 50 000 рублей в досудебном урегулировании спора рассматривает мировой судья, после 50 000 — районный суд.

Авиапассажиры по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Португальская Африка — Ангола

Чтобы перестать жаловаться на жизнь, вы должны хоть раз побывать в Африке.

На самом деле лично для меня это высказывание должно звучать по другому — чтобы полюбить жизнь, нужно побывать в Африке. После первой поездки в настоящую чёрную Африку я не только начал ценить свою бытовую жизнь, но и влюбился в этот прекрасный континент.

Если не считать морской отдых в Тунисе, то моё предыдущее путешествие в Африку было в августе 2017 года. Тогда удалось погрузиться в красоту острова Мадагаскар.

Читайте также:
Генеральное Консульство Японии в Хабаровске

Перерыв был долгий и вот, спустя полтора года, сильно соскучившись, я снова оказался в этой прекрасной части света. На этот раз меня ждали короткие встречи и открытие сразу трёх новых стран. Первой на пути была загадочная Ангола.

В данном путешествии приняли участие четыре человека: я, Денис, Михаил и Наталия. Началось всё 21 февраля 2019 года в московском аэропорту Шереметьево откуда мы вылетели в Луанду с двумя пересадками: в Париже и Лиссабоне. Из португальской столицы до Луанды лететь 7 часов.

Ангольскую визу получали в Москве. Программу насыщенного тура составляли Денис и Миша, согласовывая её с принимающей стороной, мне оставалось лишь получать удовольствие и наслаждаться поездкой.

Немного географической и исторической справки о стране. Ангола граничит с четырьмя государствами: Замбия, Намибия, ДР Конго и Республика Конго. С запада омывается Атлантическим океаном. В 1482 году побережье Анголы было открыто португальской экспедицией мореплавателя Диогу Кана.

В 1576 году португальцы закладывают форт Сан-Паулу-ди-Луанда, который впоследствии становится столицей страны. До середины XIX века главным занятием португальцев в Анголе является работорговля; по примерным оценкам, за 300 лет из страны вывезено (в основном в Бразилию) около 5 млн. человек.

В 1951 году Ангола получает статус «заморской провинции» Португалии. В 1974 в Лиссабоне происходит знаменитая «революция гвоздик», после чего Португалия предоставляет свободу всем своим колониям.

11 ноября 1975 года — провозглашена независимость Анголы. Первым президентом Анголы становится лидер группировки МПЛА Агостиньо Нето, войска которого занимают Луанду — административный центр страны.

Однако независимость не приносит Анголе мира. Началась многолетняя (1975–2002) гражданская война за власть в стране, между просоветской МПЛА и проамериканскими УНИТА и ФНЛА.

Это печальное событие коснулось и нашей страны — всего с 1975 по 1991 год в Анголе побывали 10 985 советских военных. Ну, и конечно, мы помогали не только людьми, но и качественным оружием.

Тем, кто интересуется данной темой более подробно можно почитать здесь. А ещё лучше посмотрите в ютуб документальный фильм «Ангола: война, которой не было». Было любопытно узнать из фильма, о том, что здесь бывал Сечин И.И. и наш бывший губернатор Тульской области Груздев В.С.

Даже сегодня в ряде мест Анголы можно увидеть остатки советских боевых машин. Во многих районах до сих пор лежат гильзы, хотя я полагал, что их давно уже должны были собрать местные пацаны.

Сейчас в Анголе спокойно. Численность населения составляет примерно 29 миллионов человек. Официальный государственный язык — португальский. Большинство использует африканские языки банту: южный мбунду, северный мбунду, конго, чокве, кваньяма.

Страна обладает огромными запасами полезных ископаемых и нефти. Экономика является одной из самых быстрорастущих в мире, однако уровень жизни остается низким для большей части населения, а ожидаемая продолжительность жизни в Анголе является одной из самых худших в мире (52 года). Так же очень высок показатель детской смерти.

Экономический рост в Анголе крайне неравномерный: большая часть богатства страны сконцентрирована в непропорционально малой части населения. Это хорошо видно в столице — городе Луанда, где современные дорогие дома и офисные здания соседствуют с трущобами. Здесь мы и провели первый день нашего путешествия.

Для меня было удивительно прочесть, что в 2008 и 2017 году Луанда была признана самым дорогим городом в мире. Основные причины: высокие цены на товары и услуги в городе, а также инфраструктура, разрушенная тремя десятилетиями гражданской войны.

Прибыли иностранных компаний, полученные в Анголе за счет добычи нефти и алмазов, создают повышенный спрос на жилье высокого качества, дорогие рестораны и автомобили, обувь и одежду.

Большинство ангольцев живёт в крайней нищете. В стране почти всё продовольствие импортное. Поэтому литр молока может стоить 3 доллара, а аренда двухкомнатной квартиры 4–7 тысяч $ в месяц.

Снимать или покупать здесь квартиру я не собирался, поэтому был рад, когда понял, что хотя бы местное пиво здесь стоит дёшево. Все дни были жаркими, поэтому так много лёгкого алкоголя я пил впервые в жизни.

Главной достопримечательностью Луанды является крепость Сан-Мигель. Это первое оборонительное сооружение, построенное в Анголе. Его основал Паулу Диаш де Новаиш, колонизатор и первый губернатор Анголы, прибывший туда на корабле в 1575 году.

Изначально, гарнизон форта состоял из 400 солдат, рядом проживали семьи поселенцев. В 1641 году крепость отражала первую настоящую атаку, но была оккупирована голландцами. В 1648 году, после осады и боев войска голландцев капитулировали, а Португалия вернула себе контроль над фортом, изгнав противника.

В настоящее время здесь находится Центральный музей армии. Крепость полностью сохранилась без каких-либо повреждений, принадлежит государству и поддерживается в хорошем состоянии.

Мне очень понравился зал, где на стенах висят картинки из плиток в стиле португальского азулежу. На них изображена колониальная история, животные и племена Анголы (подробности в отдельной заметке).

А это памятник королеве Нзинга перед входом в музей и форт. Её полное имя Нзинга Мбанди Нгола (1582–1663). Политик, дипломат, военачальник. Народная героиня Анголы. За время своего правления она положила начало цивилизации своего народа, уничтожила полигамию, основала большой город, который хотела сделать столицей.

Достопримечательностей в Луанде не так много, но в целом город внешне интересный и контрастный. Не всё мы успели посетить, но о том, что видели, я подробно расскажу в столичной заметке.

Читайте также:
Шоппинг в Вильнюсе: лучшие торговые центры (ТЦ) с супермаркетами и брендовыми магазинами, известные места для покупок и недорогие рынки

Во второй день нас ждало длинное автомобильное путешествие. Предстояло проехать около 400 километров вглубь страны.

Нас поразило достаточно приличное качество дороги (особенно для провинции). Ну, а живописные облака были приятным дополнением в этот день.

Всего Анголе 18 провинций. Мы проехали через четыре: Луанда, Бенго, Северная Кванза и Маланже. В последнюю и лежал наш путь. В 70 километрах (по дороге) севернее города Маланже находится одна из главных и известных достопримечательностей всей Анголы — водопад Каландула.

Ряд источников утверждает, что это второй по величине (после Виктории) водопад Африки. До 1975 года он носил название по имени «Герцога де Браганса». В период своей наибольшей активности (июнь—август) Каландула низвергается мощными потоками с высоты 104 метра при ширине около 600.

Водопад образован из вод реки Лукала, которая является крупнейшим притоком реки Кванза. Множество отдельных струек, меньших по размеру, протекают между многочисленных валунов и расщелин, которые находятся по периметру Каландулы.

Мы имели уникальную возможность любоваться красивейшим водопадом с пяти разных точек. Такое мало кому удаётся из туристов. Вечером мы более часа пробирались по настоящим тропическим джунглям, чтобы посмотреть на водопад снизу. Тропа, я вам скажу, реально была непростой. Теперь, она в топе моего рейтинга. Водопаду также будет посвящен отдельный материал.

Ну, и самое главное, парни забронировали отель из которого открывается невероятный вид на Каландулу. Утром нас ждал лучший завтрак не только этой поездки, но и многих предыдущих. Мы все бывалые путешественники, но каждый из нас честно признался, что только ради этих мгновений стоило лететь в Анголу.

Получив порцию природной эйфории мы выдвинулись назад в Луанду. Перед поездкой я узнал про одно интересное место и настоял, чтобы мы туда заскочили. Нужно было свернуть с дороги и проехать до объекта около 50-ти километров (в одну сторону).

На горизонте видна ещё одна значимая достопримечательность страны, которую нельзя пропустить находясь в этом районе Анголы.

Называется «Чёрные камни Пунго-Андонго». Они находятся рядом с одноимённым населённым пунктом. Камни образовались из выбросов лавы, которые застыли и теперь представляют валуны гигантских размеров.

Это не только природная, но и историческая достопримечательность. С ней связано немало легенд. Одна из них рассказывает о вышеупомянутой королеве Нгола. На одном из камней можно увидеть след её ступни. Нам показали это святое, для каждого ангольца, место.

Ещё тут есть «мужской и женский камень», древние поверья гласят, что если дотронутся до них, то улучшается мужская или женская сила. У нас с этим всё нормально, поэтому улучшать ничего не стали. Решили вернуться сюда лет через 30:)

Территория очень красивая, здесь можно провести много времени. Пешеходные прогулки в окружении первозданной природы и полного отсутствия туристов это незабываемо.

За два дня, помимо водопада и магических камней, мы ещё немного познакомились с местным населением — заезжали в деревни и останавливались около многочисленных придорожных развалах и рынков.

В Анголе проживает большое количество этнических групп. Наиболее крупными являются три народности: конго (13%), амбунду (25%) и овимбунду.

Овимбунду — наиболее многочисленный из этносов, населяющих Анголу (37% от общего числа жителей страны).

Перед поездкой я посмотрел ещё один документальный фильм «Самобытные племена Анголы». Некоторые из них больше не встречаются нигде в Африке.

Если я когда-нибудь ещё раз прилечу в Анголу, то обязательно поеду в южную часть страны, где проживают народы гереро, амбо, ньянека и хумбе. Также вдоль намибийской границы кочуют различные племена бушменов — квепе, кунг, квиси. Это уникальный этнографический край, не менее интересный и аутентичный, чем южная Эфиопия.

Закат третьего ангольского дня мы встретили в дороге. В Луанду вернулись уже поздно вечером, поскольку задержались на камнях. Желательно, в тёмное время суток по дорогам Анголы не кататься (вопрос безопасности плюс отремонтировать машину будет проблематично).

Последний, четвёртый день мы посвятили самой редкой, с географической точки зрения, провинции Анголы. Рано утром, местными авиалиниями наша группа из Луанды улетела в полуэксклав Кабинда.

Экскла́в — несуверенный регион, отделённый от основной территории страны и окружённый другими государствами (одним или несколькими). Эксклав, имеющий выход к морю, называется полуэксклавом.

Кабинда отделена от остальной части Анголы узкой полосой территории, принадлежащей Демократической Республике Конго, которая ограничивает провинцию на юге и востоке. На севере Кабинда граничит с Республикой Конго, а на западе с Атлантическим океаном.

На территории провинции находятся одно из крупнейших месторождений нефти в мире и порт Кабинда. Эти факторы обеспечивают около 80% поступлений в бюджет Анголы. Поэтому на протяжении десятилетий существует сепаратистское движение, добивающееся независимости Кабинды и выделения её в отдельное государство.

В аэропорту нас встретила местная девушка гид и водитель. На компактной машине, в тесноте, но не в обиде, мы поехали знакомиться с городом Кабинда.

Современная Кабинда была построена как деревня в 1883 году. Её расположение вдоль бухты было очень удобным, и помогало вести торговлю. Статус города был получен 28 мая 1956 года. В 1960 году начинается развитие коммерческой деятельности и порта, строительство общественных зданий и жилых кварталов.

Лично для меня, самым памятным местом в городе стал рыбный рынок на берегу океана, где в это время был отлив. Удалось пофотографировать людей, многие из которых являются жителями приграничного Конго (Киншаса).

Ну, и конечно, глаза разбегались от местного рыбного изобилия.

Читайте также:
Визовый центр Болгарии в Новосибирске время работы, адреса и телефоны

Позже, мы выехали за пределы города и остановились в другом «рыбном месте», но уже на берегу пресноводного водоёма. Я не фанат рыбных блюд, но такие картинки греют и радуют мою творческую душу.

От Кабинды на северо-запад провинции мы уехали почти на 70 километров. Наконец, впервые в Анголе удалось насладиться настоящей африканской дорогой. До этого почти всегда был хороший асфальт. Это два деревенских парня на мотоцикле сопровождают нашу машину к ещё одному озеру.

Есть большая вероятность, что в этих краях пока ещё не было русских туристов (возможно и других). Дело в том, что это не самое популярное место, да и дорога к озеру была перекрыта военными. Они не сразу согласились нас пустить. При этом, категорически запретили любую съёмку. В конце пути был ещё один блок пост.

Мы реально заехали в какую-то глухомань. Грунтовая дорога упиралась вот сюда. Водоём называется Lagoa Massabi. За ним начинается Республика Конго.

Местная фауна представлена в основном птицами. Обезьян и других животных, к сожалению, видели только в жаренном виде.

В провинции Кабинде мы провели весь день. На берегу океана в городке Ландана состоялся наш обед совмещённый с ужином. Пляж здесь очень красивый, но в этой стране искупаться не получилось (только ноги помочили).

С небольшими приключениями мы добрались в аэропорт Кабинды. Через пару часов уже были в столичном отеле. Обо всём подробно я расскажу в следующих ангольских заметках. Затрону не охваченные сегодня темы: местной валюты, религии, цен на питание и другое.

В целом, первая встреча с Анголой понравилась. Её, конечно, было мало, но, все понимали, что для полноценного знакомства с интереснейшей страной нужно не менее 10–12 дней. Такой тур будет стоить уже очень приличных денег и организовать его самостоятельно крайне непросто.

Это последний кадр, сделанный из самолёта через несколько минут после взлёта из аэропорта Луанды. Мы снова летели в Лиссабон. Далее нас ждала новая африканская страна…

10 главных достопримечательностей Анголы

Бывшая португальская колония Ангола еще не до конца открылась для туристов. Чтобы получить визу, любому европейскому (и российскому) гражданину нужно собрать большой пакет документов и заплатить более 200 долларов. В стране долгое время шла гражданская война, и экономика до сих пор восстанавливается с помощью иностранных инвестиций и экспорта нефти.

Ангола интересна, прежде всего, природными достопримечательностями – здесь есть великолепное океаническое побережье протяженностью 1600 км., несколько национальных парков. Любителям архитектуры будут интересны древние португальские форты, сохранившиеся с колониальных времен.

Удивительное соединение традиционного уклада и современного ритма жизни можно наблюдать в столице государства городе Луанда, а также в других крупных городах – Кабинде и Томбва.

Что посмотреть в Анголе?

Самые интересные и красивые места, фотографии и краткое описание.

Серра да Леба

Горный хребет и одноименная дорога-серпантин, соединяющая Лубанго с побережьем Атлантического океана. Серра де Леба является визитной карточкой страны, дорогу изображают на местных денежных купюрах. Со смотровой площадки на отвесной скале открывается захватывающий вид местности, почти всегда покрытой туманами. Серпантин построили португальцы в 70-х гг. XX в.

Чёрные камни Пунго-Андонго

Застывшие в виде огромных камней выбросы лавы, разбросанные по саванне недалеко от городка Пунго-Андонго. У живущих неподалеку племен существует множество легенд, связанных с этими образованиями. Например, есть мужской камень, прикосновение к которому (согласно верованиям) положительно влияет на половую функцию, есть и женский камень, оказывающий аналогичное действие.

Национальный парк Кисама

Самый крупный заповедник страны. Западная граница омывается водами Атлантического океана. Парк сильно пострадал во времена Гражданской войны, да и сейчас браконьеры продолжают вести незаконную деятельность на его территории. Особый интерес представляют такие животные как черный соболь и красный буйвол. После окончания боев Кисама начал постепенно возрождаться.

Национальный парк Камея

Образован в 1937 году с целью защиты фауны и флоры уникальной местности от браконьерства. По территории парка протекает река Замбези, также здесь располагаются два больших озера. Из-за наличия немалого количества болот, в заповеднике обитает приличное разнообразие болотных птиц. Из-за нехватки рабочего персонала от браконьерства избавиться полностью пока не удалось.

Луандский собор Святого Спасителя

Храм находится в старой центральной части Луанды, он был возведен на месте двух небольших часовен в 1679 году. Изначально именовался Большой церковью Пресвятой Девы Марии, позже получил статус кафедрального собора. Свой нынешний вид сооружение получило в 1900 году, после нескольких восстановлений и реставраций. В 1949 году храму был присвоен статус национального достояния Анголы.

Форт Сан-Мигель (Fortress of São Miguel)

Возвышается на горе неподалеку от столицы. Эта крепость с момента постройки в XVI веке была сердцем португальского колониального поселения. Позже стала выполнять функции тюрьмы, куда бросали борющихся против колонизаторов повстанцев. На входе в Сан-Мигель стоят каменные скульптуры португальских королей. Сейчас в форте располагается музей, где выставлено множество видов оружия.

Гора Моко

Находится в провинции Уамбо, является самым высоким пиком страны (более 2600 метров). В окрестностях горы обитают птицы-эндемики, многочисленные рептилии и млекопитающие. Вокруг Моко несколько раз пытались создать заповедник, но сейчас эта местность никак не охраняется, что приводит к бесконтрольной вырубке ценного леса миобо и сокращению популяции многих животных.

Карта для путешествий с любыми авиакомпаниями. Оплачивайте милями 100% цены авиабилета — на любой рейс, направление и дату.

Читайте также:
На острове Ява: Боробудур, Прамбанан и Джокьякарта

Водопад Руакана

Эта природная достопримечательность располагается на границе с Намибией. Водопад образуется по течению реки Кунене. Благодаря деятельности электростанции в засушливые месяцы Руакана превращается в небольшие ручейки, а в сезон дождей мощное течение образует сильные водяные потоки, низвергающиеся с плато в ущелье. Высота падения составляет 124 метра, ширина реки в этом месте – более 600 метров.

Водопад Каландула

Считается вторым по величине на континенте после водопада Виктория. Особенную мощность водный поток приобретает в период сезона дождей. В это время водопад наиболее полноводен и живописен. Для гостей страны Каландула является обязательной для посещения достопримечательностью. Напротив водопада даже есть отель, где гости могут остановиться во время многодневной экскурсии и отдохнуть под шум воды.

Пустыня Намиб

Пустыня берет свое начало в Анголе и простирается почти на 2000 км. вдоль побережья Атлантического океана через всю Намибию. С языка народа нама название переводится как «место, где ничего нет». Намиб – самая древняя на планете пустыня, современные природные и климатические условия существовали здесь миллионы лет назад. Местность практически необитаема, кроме нескольких прибрежных городов.

Дополните статью, опишите своё впечатление от города (страны) или отдельной достопримечательности.

Чёрные камни Пунго-Андонго на карте

1. Ангола — небольшое африканское государство, которое расположено на юго-западе Центральной Африки.

Полное официальное название страны — респу́блика Анго́ла.

2.На севере и востоке Ангола граничит с Демократической Республикой Конго, на востоке — с Замбией, на юге — с Намибией. На западе Ангола омывается водами Атлантического океана.

3. Анголе принадлежит небольшой анклав Кабинда, отделенный от остальной страны территорией Заира. Часть Анголы находится на территории пустыни Намиб, которой более 80 миллионов лет.

4. В 1482 году побережье Анголы было открыто португальской экспедицией. Длительное время страна была колонией.

Здание парламента

5.Название страны Ангола произошло от слова «нгола» — такой титул носил монарх государства Ндонга, располагавшегося на территории нынешней Анголы в XVI-XVII веках. Захватившие страну португальцы и дали ей название по местному слову. Название «Нгола» впервые упоминается в записях португальцев, датируемых 16 веком.

Луанда — столица Анголы

6. Луанда является столицей Анголы ещё с колониальных времен (основана она в 1575 году). Город славится своими постройками колониальной архитектуры и мощеными восхитительной мозаикой тротуарами, а также очаровательным смешением стилей и эпох в планировке и застройке города.

7. Столица Анголы, город Луанда — самый дорогой для жизни город в мире. Крупные города в Анголе, помимо столицы, — это Уамбо, Квито, Маланже, Уиже, Лубанго, Бенгела, Кабинда.

8. Ангола была португальской колонией с 16 века до 1975 года, когда была объявлена независимость. После получения независимости Ангола прошла длительный период гражданских войн (1975-2002 годы). Миллионы людей умерли во время борьбы.

9. Христианство — крупнейшая религия в Анголе. Исследования показали, что почти 94 % населения является христианским. В Анголе законодательно запрещён ислам.

10. В 2005 году Ангола входила в 10 самых коррумпированных округов в мире.

11. В области Намиб море, пустыня и саванна встречаются друг с другом, создавая захватывающий дух пейзаж и, вероятно, лучшие климатические условия на Ангольском побережье.

12.Сама пустыня Намиб — превосходное место для охоты, в то время как близлежащее побережье имеет самые захватывающие берега и пляжи, окруженные песчаными дюнами, которые облюбованы любителями песчаного слалома и считаются одними из лучших в мире. 12. Ангола — 23-я самая большая страна в мире. Она в два раза больше Техаса. Численность населения по результатам последней переписи (2014 года) – 25,8 млн. человек.

13. Почти половина ангольцев живёт ниже уровня бедности. Менее чем 70 % населения Анголы в состоянии читать и писать.

14. В то же время Анголе одна из наиболее быстро растущих экономических систем в мире из-за увеличивающегося производства нефти в стране.

15. Официальный государственный язык — португальский. Почти всё население Анголы им владеет. А также население использует африканские языки банту: южный мбунду, северный мбунду, конго, чокве, кваньяма.

Графство Бибала

16. Приблизительно в 150 километрах от столицы страны лежит графство Бибала — красивая природная область, известная за ее минеральные воды с сильно выраженным лекарственным эффектом.

17. Около одной десятой населения Анголы — этнические китайцы. Как правило, они все заняты частным предпринимательством. Более половины магазинов, заправок и кафе содержат китайцы.

18. Ангола – это довольно интересная и самобытная африканская страна. Помимо того, что здесь собраны практически все возможные природные ландшафты, тут проживает множество племён, образ жизни которых мало изменился под влиянием цивилизации. Именно поэтому эта страна стала Меккой для антропологов и этнологов со всего мира.

19. Ангола – это едва ли не единственная страна, где растет редкое и таинственное растение вельвичия. Это крохотное двулистное создание растёт тысячу лет. Чаще всего оно встречается на просторах пустыни Намиб. Местные племена считают, что человека, нашедшего вельвичию, всю жизнь будет сопровождать удача.

20. Валюта страны — Ангольская кванза (AOA). 1 ангольская кванза равна 100 сентимо. В обращении находятся банкноты номиналом 1, 5, 10, 50, 100, 200, 500, 1000 и 2000 кванз, а также монеты достоинством 1, 2 и 5 кванз.

Уамбо

21. Томбва, другой крупный город на побережье области Намиб, является вторым по величине демографическим центром страны и самым большим рыбацким портом в области. Ежедневно сотни судов отходят отсюда в море на промысел рыбы. Многие туристы желают присоединиться к лову рыбы, а местные рыбаки относятся к этому очень благосклонно.

Читайте также:
Заполнение сведений о работодателе

22. С учетом того, что местные воды не уступают по количеству рыбы Карибскому морю, а во многом даже превосходят его, спортивная рыбалка у побережья Намиб — одно из самых ярких впечатлений от Анголы у большинства туристов, попробовавших этот вид отдыха.

23. Государственный флаг Анголы состоит из двух цветов в двух горизонтальных поясах. Верхний ярко-красный символизирует кровь, пролитую ангольцами при колониальном угнетении и в освободительной борьбе при защите Отечества. Нижний черный символизирует Африканский континент. Центральная композиция состоит из сегмента шестерни, символизирующей рабочих и индивидуальное производство, мачете символизирует крестьян, сельскохозяйственное производство и вооруженную борьбу, звезда символизирует международную солидарность и прогресс. Шестерня, мачете и звезда должны быть жёлтыми, символизируя богатство страны.

Водопад Каландула

24. Основную часть народа Анголы составляют три этнические группы: овимбунду (37 %), северные мбунду (25 %) и конго (13 %). Остальные бантуязычные народности, населяющие страну: лунда, чокве, гангела, ньянека-умбе, овамбо, гереро и шиндонга. К небантуязычным народностям относятся бушмены. Около 2 % населения составляют африкано-европейские мулаты, 1 % — белые, преимущественно ассимилировавшиеся португальцы.

25. В административном отношении Ангола делится на 18 провинций.

Уникальное растение пустыни — Вельвичия мирабилис

26. Между Намибе и Томбва расположены места, где произрастает Вельвичия мирабилис — уникальное растение пустыни, которая внешним видом напоминает гигантского осьминога.

27. Климат Анголы — тропический муссонный на севере, субтропический на юге. Средняя годовая температура около +21 С.

28. Самым холодным месяцем в стране является июль. Температура может опускаться до 16 градусов Цельсия.

29. Национальный парк Камея – это обязательный пункт программы для всех любителей природы, посещающих Анголу. Он занимает просто гигантскую площадь, на его территории расположены несколько уникальных природных ландшафтов.

30.Несмотря на то, что во время гражданской войны он был сильно поврежден, парк Камея до сих пор сохраняет статус одного из наиболее известных в Африке. Здесь собраны неповторимые образцы флоры, которая давно вымерла в остальных уголках нашей планеты.

Река Кванза в Анголе

31. Благодаря множеству рек в Анголе почти везде можно выращивать кофе.

32. По пятницам ангольцы не едят мясо, придерживаясь поста.

33.«Макдональдсов» в Анголе нет, вообще ни одного.

34.В Анголе чрезвычайно популярна бразильская музыка, в частности, самба.

35. Как и в соседней ЮАР, в Анголе делают очень качественное и вкусное вино.

36. Все дороги страны построены еще во времена колониального правления португальцев и достаточно изношены.

37. Не отличаются качеством обслуживания и железнодорожный транспорт. В Анголе функционируют три железные дороги, ведущие из центральных районов страны на побережье – в Луанду, Намибе и Лобито. С железнодорожной станции Намибе можно попасть вглубь африканского континента.

38.Единственный международный аэропорт в стране находится в Луанде. Однако на территории страны небольшое распространение получили аэродромы местного значения.

39. Средняя продолжительность жизни в республике Ангола (Angola) – всего 38,5 лет. Это один из самых низких показателей в мире. Во многом он обусловлен высокой младенческой смертностью (178 детей из тысячи не доживают до годовалого возраста).

40. В основном туристов в Анголу привлекают её природные достопримечательности — почти 1600-километровое океаническое побережье, буйный тропический лес, живописная саванна и великая пустыня Намиб на юге.

Форт Бенгела

41. В городе Бенгела находится один из наиболее хорошо сохранившихся колониальных фортов в Африке, он был построен здесь в XVI веке для защиты процветавшего тогда работоргового региона, и за свою долгую жизнь успел «поучаствовать» во всех многочисленных войнах, прокатившихся по этой земле.

42. Культурных достопримечательностей в стране немного, что связано как с многолетней войной, так и с тем, что в течении пяти столетий миллионы местных жителей были вывезены на американский континент для продажи в рабство.

43. В Анголе из-за различных факторов типа 20-летней войны и широко распространенного браконьерства, сохранились немногие из когда-то изобилующих стад диких животных, но восстановление фауны идет достаточно быстрыми темпами. Сохранились небольшие популяции слона и уникального гигантского черного соболя, красного буйвола, антилоп, а также манати и морских черепах.

44. Ангола – место, где появились дреды.

45. Ангола, несмотря на общую отсталость телекоммуникационных услуг, имеет довольно развитый для Африки сектор Интернет-услуг. Особенно Интернет развит в столице страны благодаря деятельности такого телекоммуникационного гиганта, каким является главный поставщик Интернет-услуг в Анголе — Telecom Angola.

46. По всей территории Анголы произрастают знаменитые африканские баобабы, его даже называют национальным деревом.

47. В прибрежных водах Анголы много рыбы, ракообразных и моллюсков, водятся черные киты и морские черепахи.

48. В Анголе глава государства и правительства, главнокомандующий Вооружёнными силами — президент. В соответствии с конституционными поправками он избирается на всеобщих выборах на 5-летний период с правом переизбрания ещё на два срока.

49. Ангольская кухня представляет собой богатое и разнообразное сочетание африканской и португальской кулинарных традиций.

50. Особой популярностью пользуются рыба и морепродукты. К блюдам из курицы, рыбы и креветкам традиционно подаётся острый соус пири-пири из жгучего перца.

Чёрные камни Пунго Андонго в Анголе

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: