Фотографии Валдайского Иверского монастыря

Путешествуем вместе. Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь. Апрель 2018г.

Вот как не напишешь сразу отчет – потом и не хочется уже, и забывается многое.
Попробую ничего не забыть.

На длинные майские каникулы ездили мы на экскурсию с красивым названием “Селигерский вояж”. Автобусом из Санкт-Петербурга.

Выехали 30 апреля, и первая наша экскурсия была в Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь, расположенный на красивейшем острове посреди Валдайского озера. Монастырь основан в 1653 году в честь Иверской иконы Божьей Матери. Это уникальный памятник зодчества, центр изразцового производства, резьбы по дереву и камню.

  • Поделиться

  • Поделиться

История Иверского монастыря (Валдай) Эта обитель была построена по распоряжению патриарха Никона. Это произошло в XVII веке. Сооружение монастыря одобрил царь Алексей Михайлович. Священнослужители рассказывали, что патриарху было видение во время поездки на Соловки, которое представляло собой огненный столп, ознаменовавший место строительства обители. В архитектурном плане он был создан по образу мужского Иверского монастыря, расположенного на горе Афон в Греции.

  • Поделиться

  • Поделиться

К 1653 году были построены две деревянные церкви, которые освятили в честь Филиппа Московского и иконы Иверской Божьей Матери. Позднее были возведены и освящены каменный Успенский собор и церковь архистратига Михаила. Кроме того, здесь появилось множество мелких построек хозяйственного назначения. Царская грамота закрепила за монастырем окрестные земли – села Вышний Волочек, Боровичи, Яжелбицы, а также Валдайское озеро и некоторые близлежащие монастыри. В 1655 году в монастырь полностью переселилась братия Кутеинского монастыря (Белоруссия) вместе со своей церковной утварью. Они привезли с собой даже типографские станки. С этого момента здесь начало развиваться книгопечатанье. Патриарх Никон (основоположник монастыря) во время своего визита переименовал Валдайский посад, назвав его селом Богородицким, а местное озеро он назвал Святым. С этого времени монастырь приобрел второе название – Святоозерский. В 1656 году завершилось строительство Успенского собора, который в том же году был освящен.

  • Поделиться

  • Поделиться

С давних пор размеренной и спокойной жизнью славился Валдай. Монастырь Иверский успешно функционировал как храм. Так было до Октябрьской революции, когда он стал приходить в упадок. Из монастыря увезли чудотворную икону в 1927 году, а саму обитель году вместе с монашеской общиной (70 человек) преобразовали в трудовую артель. Позже здесь был историко-архивный и краеведческий музеи, школа для больных туберкулезом детей, дом инвалидов ВОВ, база отдыха. Восстановление Монастырь, находившийся в аварийном состоянии, в 1991 году вернули Новгородской епархии. Его первым наместником (после возвращения обители) стал игумен Стефан. Президент России прибыл на торжественную литургию на Валдай. Иверский монастырь (фото вы видите в данной статье) освятил в честь иконы Богородицы Иверской в 2008 году патриарх Алексий ІІ. В том же году было принято решение позолотить купола Иверского собора.

Иверский монастырь на озере Валдай: история, архитектура и святыни обители

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь — православная обитель Новгородской области, стоящая на острове Сельвицкий в Валдайском озере. Монастырь имеет древнюю историю: построен он по воле и стараниям патриарха Никона. Древность храмов и красота местной природы ежегодно привлекают в обитель большое количество туристов и паломников.

  1. История монастыря
  2. Монастырь после революции
  3. Восстановление
  4. Как добраться
  5. Архитектура и убранство
  6. Святыни
  7. Иверская Богоматерь
  8. Частицы мощей
  9. Архитектурный ансамбль
  10. Успенский Иверский собор
  11. Храм Богоявления
  12. Надвратные храмы
  13. Церковь Иакова Боровичского
  14. Колокольня
  15. Корпуса и другие постройки
  16. Требы
  17. Богослужения
  18. Паломничество
  19. Видео

История монастыря

Еще будучи митрополитом в Новгороде, Никон присмотрел живописное и дикое место, расположенное на озере Валдай. Во время путешествия на Соловки за мощами святителя Филиппа будущему патриарху было видение: святой явился Никону и благословил его на постройку монастыря. Царю Алексею Михайловичу также пришлась по душе эта идея. Возведение первого храма началось уже в годы патриаршества Никона.

Две построенные деревянные церкви назвали в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и митрополита Филиппа, благословившего в видении новую обитель. Озеро, пользующееся дурной славой у местного населения и считающееся как бы нечистым, патриарх лично освятил и переименовал в Святое.

Во время строительства Никону явился огненный столп — знак Божьего благоволения.

Позже были возведены каменные храмы — Успенский и Михайловский. В 1654 г. в обитель переносят мощи святого Иакова Боровичского. По велению царя, монастырю были переданы все земли в округе. Валдайский посад патриарх переименовывает в село Богородицкое. На Валдай переходит вся братия Кутеинской соседней обители.

В 1656 г. в Россию с Афона привозят список Иверской иконы Богородицы, заказанный патриархом.

Красота и богатство монастыря приводили в восторг современников, толпы богомольцев стекались для поклонения чудотворной иконе Богоматери.

На соборе 1666 г. патриарх Никон был низложен, а все построенные им монастыри закрыты и расформированы. В 1668 г. в Иверский монастырь позволяют вернуться игумену с братией, но обитель теряет прежнее значение и привилегии.

Монастырь после революции

Из обители после революции были вывезены все ценности, а насельники были отправлены на работы по лесозаготовке. Позже монастырь был преобразован в трудовую артель, просуществовавшую 8 лет.

После упразднения трудовой артели обитель использовали как музей и мастерские, в годы войны — как госпиталь, затем в роли школы для детей-туберкулезников и базы отдыха в 70-х. Все это привело к потере старинного убранства и росписей монастырских храмов.

Читайте также:
Визовый центр Германии в Перми время работы, адреса и телефоны

Восстановление

В 1991 г. комплекс вернули Новгородской епархии Православной Церкви в очень плохом состоянии. Реставрация и восстановление обители продолжались до 2007 г.

В монастырь была привезена икона Богоматери Иверской — копия с чудотворного образа, хранившаяся в Валдайском Петропавловском храме. На освящение и открытие восстановленного и отреставрированного Успенского собора прибыли патриарх Алексий II и президент Владимир Путин.

На данный момент в обители живут 23 насельника, не считая послушников. Ежедневно проводятся Богослужения суточного круга. Наместником монастыря является иеромонах Антоний (Битьмаев).

Как добраться

Иверская обитель расположена в 10 км от города Валдай Новгородской области. Как добраться до Валдая: доехать на автомобиле, автобусе или жд транспорте.

Через станцию Валдай проходит поезд Москва-Псков, далее до монастыря на такси, также можно добраться поездом Санкт-Петербург-Москва, выйти на станции Угловка, а оттуда до острова на такси. Или частным автомобилем по трассе Москва-СПб ехать до поворота на Боровичи. Затем, спустя 2 км, повернуть налево и ехать по дороге до островов.

Архитектура и убранство

Иверская Святоозерская обитель — яркий образец удачного и гармоничного соединения архитектуры с окружающей природой. Комплекс был выстроен по образцу Афонского Иверского монастыря. Площадь обители — почти 6 гектаров, на которых разместились около 30 строений разного типа. Большинство построек относятся к 17-18 векам.

Росписи внутри храмов практически полностью были утрачены в годы СССР. При росписи храмов в наши дни использовали более современную иконописную технику и манеру. Высокий уровень мастерства реставраторов можно увидеть в восстановленных образах иконостаса и великолепно украшенных опорных столпах Иверского Собора.

Святыни

После революции обитель была разграблена, а ее главные святыни — Иверская икона и мощи Иакова Боровичского — утеряны. На данный момент монастырь имеет лишь список с чудотворной Иверской Богоматери и небольшую частицу мощей святого Иакова.

Иверская Богоматерь

Когда архимандрит Афонского Иверского монастыря посещал Москву, патриарх московский Никон обратился к нему с просьбой прислать список чудотворной Иверской иконы Богоматери. Просьба была выполнена, и в 1648 г. икона прибыла в Россию.

В письме братия афонской обители рассказала о том, как писалась копия со святыни. Поначалу монахи продолжительное время молились, затем оригинал иконы они облили святой водой, которую смешали с красками и частицами мощей. Этой смесью иконописец писал новый образ, принимая пищу только по выходным, а в остальные дни пребывал в строгом посте.

Иверская Богоматерь была с благоговением встречена и богато украшена патриархом и царем Алексеем Михайловичем. Стоимость ее оклада и украшений составляла 44 тыс. руб. серебром. Новонаписанный образ прославился чудесами и исцелениями.

Считается, что именно Иверская икона избавила в 1848 г. город от холеры.

В честь этого события в 1849 г. по указу императора был учрежден ежегодный крестный ход вокруг Валдая, который проводился 28 июля.

В 1927 г. икона была вывезена из обители, и с тех пор ее местонахождение неизвестно. Образ, находящийся в обители в наши дни, написан в конце 19 в. Список с чудотворной иконы был сделан для Валдайского ополчения, направляющегося на Крымскую войну.

Частицы мощей

В 2000-х один из монахов привез в обитель частицы святых мощей Новгородских подвижников.

Также в монастыре появился мощевик с частичками мощей великих угодников Божиих:

  • великомученика Пантелеимона;
  • апостола Иакова — брата Господня;
  • апостола Андрея Первозванного;
  • святой Марии Магдалины;
  • св. Амвросия Оптинского и многих других подвижников.

Этот мощевик был отдан на хранение одному мирянину епископом Боровическим в начале 20 века. Спустя 50 лет мощи оказались в обители. Также братия Киево-Печерского монастыря передала в дар частицы мощей всех святых своей обители. К мощам можно приложиться там же, где находится Иверский образ — в Успенском соборе.

Архитектурный ансамбль

Современный монастырский комплекс включает в себя:

  • Успенский (Иверский) собор;
  • храм Богоявления;
  • две надвратные церкви: митр. Филиппа и Архистратига Михаила;
  • храм Иакова Боровического;
  • шатровую колокольню;
  • часовню с усыпальницей;
  • корпуса.

Успенский Иверский собор

Собор — главное монастырское сооружение — является образцом русского церковного зодчества 17 века. Этот храм был назван в честь Иверской иконы, а затем переименован во имя Успения Богоматери. На данный момент собор снова носит первоначальное название, возвращенное ему в 2000-х Святейшим патриархом.

Храм имеет прямоугольную форму и типичную для Никоновской эпохи крытую галерею. Пять куполов собора с 2008 г. покрыты тонкими листами сусального золота. Внутри храма расположены подпорные столпы, на одном из которых помещена главная святыня обители — чудотворная Иверская икона.

Храм Богоявления

Теплый храм Богоявления Господня выстроен в 1658 г. по планам патриарха Никона. Эта церковь пристроена к двухэтажной трапезной и была предназначена для Богослужений в зимнее время. Богоявленская церковь имеет одну главу и квадратную форму. Декоративные украшения вокруг окон красного цвета создают контраст с белоснежными стенами храма.

Надвратные храмы

Надвратная каменная церковь Архистратига Михаила 17 века расположена над внутренними воротами. К этому храму с двух сторон примыкают корпуса 17 века: Никоновский и Казначейский. В Никоновском корпусе жил патриарх Никон, когда гостил в обители. В 2007 г. в церкви провели полную реставрацию, заменив перекрытия и лестницу.

Во второй половине 17 века в монастыре сгорел деревянный храм, посвященный святителю митрополиту Филиппу. Тогда было принято решение возвести надвратную Филипповскую церковь, которую расположили на внешних воротах обители. Храм небольшой по размеру, с одним куполом. Цветовое решение — красный в сочетании с белым. Снаружи на вратах размещена Иверская Богоматерь и композиция из иллюстраций сказания об этом образе.

Читайте также:
Осенняя обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу

Церковь Иакова Боровичского

В 1700 г. пожар уничтожил недавно возведенный деревянный храм имени св. Иакова и больницу, находящуюся при нем. Через два года на том же месте строится новый каменный храм и больничные кельи. В 19 веке здание перестраивается, а в 20-ом лишается купола из-за нецелевого использования помещения.

Храм был восстановлен при реставрации в том виде, в котором находился после перестройки в 19 веке. Церковь имеет квадратную форму и полукруглую апсидную часть, широкий купол. Путь в храм св. Иакова лежит через монастырский сад.

Колокольня

Шатровая колокольня монастыря имеет три яруса и совмещается с зданием настоятельского корпуса. На звоннице колокольни расположены часы. Наверху постройки находится купол с крестом. Каждую четверть часа колокола отмечают перезвоном, раздающимся по всей территории острова.

Корпуса и другие постройки

Также на территории обители находится ряд корпусов 17 и 19-ого веков, которые использовались в соответствии с наименованием: наместнический, братский, гостиный. Для нужд братии существует баня, конюшня и прочие хозяйственные постройки. Все эти строения были приведены в порядок в ходе комплексной реставрации.

На территории монастыря находится усыпальница Панаевых. Эта семья внесла немалый вклад в развитие родного края, а также Иверской обители. Построена в 1870 г.

Требы

В монастыре возможно совершить Таинство Крещения, предварительно заказав и оформив его в соборе Иверской Богородицы в 12.30. Таинство проходит ежедневно в 13.00 в Михайловской надвратной церкви. Чтобы заказать венчание, можно обратиться в церковную монастырскую лавку лично или позвонить. Таинство совершается в 14.00, в день, оговоренный при заказе.

В лавке монастыря принимаются записки о здравии и о упокоении: на литургию, молебен, панихиду и чтение псалтири. Можно подать одноразовое поминовение, на 40 дней, полгода и год.

Богослужения

В будние дни Богослужения в храмах начинаются в 7 утра с братского молебна, в 7.30 — исповедь, затем Божественная Литургия в 8.00.

В воскресные дни и большие праздники исповедь начинается с 9.00, в 10.00— воскресная Литургия и молебен перед образом Богоматери. Каждый день проводится вечернее Богослужение, начинающееся в 18.00

Все службы доступны для свободного посещения, однако на Божественной литургии могут присутствовать только те, кто крещен в Православной Церкви. На каждой Литургии можно исповедаться и причаститься.

Паломничество

В монастыре могут остановиться на ночлег отдельные паломники или организованные группы. Для этого необходимо заранее, примерно за один месяц, заполнить анкету на официальном сайте монастыря. Тем, кто желает заказать экскурсию, которая проводится силами братии, нужно обратиться в церковную лавку или договориться по телефону.

При монастыре функционирует музей, посвященный его истории. В монастырской лавке можно приобрести местную продукцию и свежий хлеб.

Паломники должны иметь соответствующий внешний вид: мужчинам желательно отказаться от шорт в пользу брюк, для женщин обязательны юбка с платком.

Монастырь принимает гостей с 7 утра до 9 вечера.

Ежегодно 10 августа проходит празднование, посвященное Иверской Валдайской иконе Божией Матери. В этот день в монастырь приезжает большое количество паломников, поэтому могут возникнуть проблемы с размещением в гостинице всех желающих.

Видео

Вы можете узнать больше о монастыре из представленного видео.

Иверский Валдайский монастырь

Начнем с самого начала. После Вознесения Господа на небо апостолы стали готовиться к проповеди Евангелия в разных странах. Чтобы узнать, кому какая страна достанется, они метали жребий. Так и Божья Матерь просила узнать, куда отправиться ей. Выпала Иверская земля, но Ангел предупредил, что и в другой земле суждено ей послужить Господу. Так и случилось.

Однажды пришел на Афон простым монахом храбрый военачальник Иверского царства Торникий. А в те дни ополчилось на царствующий град персидское войско, и не находилось того, кто бы мог ему противиться. Тогда царица просила придти Торникия, и он, перебив воинство варварское, возвратился с великой победой. Царица, как победителю, предлагала ему много золота, но он завещал ей на те деньги поставить монастырь, чтобы он был пристанищем иверскому народу. И она пообещала построить так, чтобы не нашлось ничего прекраснее того во всем мире. И вот что Господь судил для него.

В IX веке случились гонения на святые иконы. Одна вдова из города Никеи хранила икону Божией Матери. Узнав об этом, явившиеся солдаты-иконоборцы стали требовать за образ деньги, угрожая сжечь его, и в злобе проткнули икону копьем. И, – о, ужас! – на щеке Богородицы появилась кровь как от живой раны. Спасая образ Божьей Матери, вдова понесла его к морю, и икона, стоя на воде, удалилась от нее. Явилась она в огненном столпе уже много лет спустя (999 г.) у стен Иверской обители и пожелала быть на вратах ее, отчего и зовется Вратарницей. И множество великих чудес ею совершается даже доныне. Существует и множество списков Афонской Вратарницы по всей земле, есть и чудотворные.

Через паломников слух об Иверской святыне распространился и по России, будущий патриарх Никон заказал ее копию. Отсюда и начинается история Иверского Святоозерского Богородицкого Валдайского монастыря. Но – обо всем по порядку.

Читайте также:
Развлечения в Батуми для детей и взрослых, цены летом

Еще будучи митрополитом новгородским, Никон часто бывал в Москве, и проезжал он туда именно через Валдай. Возвышенность Валдайская – самая высокая точка Европейской России и место живописнейшее. Особенной красотой отличается Валдайское озеро (и сейчас, обжитое и многолюдное, оно прекрасно, а раньше это была дивная глушь, сияющая прозрачными кристально чистыми глубокими водами, покрытая зелеными островками с узкими проливами, украшенными живописнейшими резными берегами с редкими селениями). Заметив такую красоту, подробно расспросив жителей даже о рыбных ловлях, Никон решил, что такое место достойно того, чтобы на нем стоял монастырь. Сказалась, видно, тоска будущего патриарха о месте своего последнего, перед отбытием в Москву, игуменства – далеком Кожеозерском Богоявленском монастыре, другой духовной жемчужиной православного русского Севера, где остался и его духовник старец Боголеп (Львов).

Тогда не медля обратился Никон к государю Алексею Михайловичу, и тот, словно извещенный от Бога, радостно одобрил мысль об обители, обещая ей свое покровительство. Во время путешествия на Соловки за мощами московского святителя Филиппа, Никон удостоился видения этого подвижника, который также одобрил его намерение. И вот, когда Никон стал патриархом, он и осуществил свою давнишнюю мечту. Еще раньше, будучи архимандритом, он много слышал о чудесах от иконы Иверской, что на Афонской горе. И когда по случаю Иверский архимандрит был в Москве, Никон попросил снять с чудотворной иконы копию и прислать ее в Москву вместе с планом самой обители.

Икона прибыла в 1648 году вместе с письмом от всего Иверского братства, в котором рассказывалось, как творилась будущая святыня. Вся братия после длительной молитвы облила чудотворную икону святой водой, и к той воде вместе с мощами святых добавили краски. Ими и писали. Иконописец же только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия находилась в молитве. Сообщалось, что икона явилась такая же, как и на Афоне, только новая. Обретя икону, Никон приступил к созданию обители, за образец он взял обитель Иверскую и назвал ее тем же именем. В 1653 году начались постройки монастырских храмов и зданий под наблюдением патриарха и самой деятельной поддержке царя и вельмож. Сам патриарх освятил созданную обитель, поместил в ней богато украшенный образ Иверский и повелел для духовной поддержки новой братии перевезти сюда мощи святого Иакова Боровического, а также частицы мощей московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, что и было торжественно совершено под колокольный звон. Явилось и великое чудо – столп огненный, от которого шел блистательный свет – Бог благословил обитель. Тогда же Никон освятил и Валдайское озеро, погрузив на дно его Евангелие с крестом, и переименовав его в Святое. Так родилась обитель. Во время патриаршества Никона Валдайский монастырь находился под его покровительством и процветал, но с заточением патриарха упало и благосостояние обители. Царские милости прекратились, вотчины постепенно отбирались, большие бедствия принесли пожары и только заступничеством Пресвятой и энергичной деятельностью настоятелей спаслась Иверская.

Как и другие обители, не избежала она печальной участи после революции, не уцелели многие монастырские постройки, утварь, а также главная святыня – Иверская икона Богородицы в драгоценной золотой ризе. Лишь в 1991 году монастырь снова вернули Церкви. Перед одним из списков Иверской иконы, который сохранился в Валдайской церкви, отслужили молебен, и началась монашеская жизнь: молитвенная трудовая и праздничная. Кстати, особо чтимые на Валдае праздники – это память Иверской иконы, совершаемая, как и на Афоне, во вторник Светлой седмицы, Благовещение, Успение, день св. Иакова Боровического и главный монастырский праздник в честь Иверской иконы (спасшей Валдай от чумы) 10 августа. В этот день обитель наполняется богомольцами, монастырские гостиницы полны паломниками, всем места не хватает, хоть и спят даже на полу.

Утром в летнем храме Успения Божьей Матери начинается праздничная литургия. «Иверская Матушка» украшена цветами, монастырскими, что на клумбах выращены, дорогими, специально ради великого дня купленными, а то и просто полевыми, что детишки принесли. Служба будто на небесах, ведь ризы священнические, покровы все дивного голубого цвета, богородичного. Алтарной преграды в храме нет, весь храм – алтарь, Божье жилище. Заранее пришли в храм богомольцы, хоть и велик Успенский собор, а народу еще больше, места всем не хватает, да еще ведь поближе хочется посмотреть на архиерея, наместника, и все духовенство из Подмосковья, Боровичей, из Новгородской, Ленинградской областей ради праздникасвятую обитель посетивших. Петь специально приезжает Московская школа регентов Кустовского. После Литургии – традиционный крестный ход, обычно благословляемый дождем и сразу ярким солнцем. Впереди несут Иверскую, все вместе поют тропари, поздравляют, а после все проходят под иконой, которую держат два священника, пройдешь в храм, а чувство такое, будто Божья Матерь по голове погладила. В храме проповедь тоже праздничная, а после: трапеза для всех, да такая вкусная и изобильная, а как иначе – ведь пируем на именинах самой Богородицы. Зело насытившись, разговоришься с паломниками. Кто? Откуда? Как Бог привел? Оказываются в основном из Петербурга и Новгорода, есть и москвичи.

Читайте также:
Оформление визы и правила въезда в Намибию

Едут не только к Владычице, но и к воспитанникам ее – батюшкам, поучиться благонравному житию. Все монахи, послушники, даже паломники на Валдае – семья, приезжаешь как к родным, а как сложно от родных уезжать – кто-то и всплакнет украдкой. Но знают, что обязательно вернутся, кто был на Валдае хоть раз – всех обратно тянет, и возвращаются. Всего братии не более 20 человек, все из разных мест, да и по характеру разные – откуда такое единство? Говорят, может, потому, что веселые, приветливые – Божья радость.

Отец Борис шутит, подсмеивается над паломниками, говорят, смиряет, но это не обидно вовсе, а приятно, дети просят в камушки поиграть – играет. Еще он служит в окрестных деревнях, у «любимых бабушек», печет просфорки и самый вкусный хлеб, даже из газеты за рецептом приезжали, но, говорят, не дал.

Отец Никандр – благочинный, на нем все хозяйство монастырское и храм, очень он за чистоту в храме радеет, паломники знают, что если он просии помыть храм, значит, снискали его расположение.

Отец Антоний – сосредоточенный, он все больше на службе. Много можно про батюшек рассказывать, это любимые паломнические разговоры.

Управляет всем архимандрит Ефрем (Барбинягра), его трудами и возрождается обитель, ведутся реставрационные и ремонтные работы. Отец наместник – молдаванин, и клирос на Пасху решили сделать ему подарок – пели «Христос воскресе» по-молдавски. Тут приехал паломнический автобус с православными румынами, как они обрадовались, услышав пасхальное приветствие на родном языке, тоже ведь нашли семью, такие счастливые уехали. Вот такой он, Валдай. И у всех там будет что-то любимое: у ребятишек – озеро, где так здорово купаться, для художников и фотографов – восхитительные пейзажи, археологи что-то раскапывают, историки что-то изучают, а простые богомольцы едут помочь, кому что по силам, да помолиться. Всех ждут и уже любят.

Монастырь на святом озере

Более 360 лет назад на одном из островов Валдайского озера появились первые храмы Иверской обители, о создании которой так мечтал Патриарх Никон.

В 1652 году Новгородский митрополит Никон отправился на Соловки, чтобы по поручению царя Алексея Михайловича перенести в Москву мощи святителя Филиппа, пострадавшего за обличение опричников царя Иоанна Грозного. Митрополит Филипп был лишен сана, сослан в Тверской Отроч монастырь и там убит Малютой Скуратовым. По приказу Иоанна IV были казнены и многие его родственники.

Царь Алексей Михайлович в специальной грамоте, которую вез на Соловки Никон, приносил покаяние за своего «прадеда», признавал его вину и выражал почтение к мученической смерти митрополита Филиппа.

Прочитав перед гробом святителя эту грамоту, Никон торжественным шествием направился с мощами в Москву. Путь его лежал через Валдайское озеро. Здесь в сонном видении явился ему сам святитель Филипп и благословил построить обитель на одном из островов.

О такой обители митрополит Никон мечтал давно. Еще в 1648 году он просил архимандрита Пахомия из Афонского Иверского монастыря, посетившего Москву, сделать список с чудотворной иконы «Иверская и прислать его в Первопрестольную вместе с планом афонского монастыря, «чтобы по расположению онаго, во всем подобный соорудить и в России». По свидетельству архидиакона Павла Алеппского, Никон хотел построить в России монастырь в «афонских архитектурных традициях» и даже облачения для монахов желал сшить по «греческим обычаям».

Вступив на патриарший престол, Никон поделился своей мечтой с царем. Алексей Михайлович намерение святейшего поддержал и выделил на строительство монастыря средства из государственной казны.

Чудесное явление

В августе 1653 года Патриарх отправил на Валдай «достойного старца-строителя» – архимандрита Иакова из новгородского Свято-Духова монастыря, а с ним боярского сына из своего патриаршего дома и других людей, дав им достаточно золота, серебра, церковной утвари и книг для новой обители.

Осенью того же года были уже возведены две деревянные церкви. Главную (соборную) освятили в честь Иверской иконы Божией Матери, вторую – во имя святителя Филиппа. Первым настоятелем новой обители Патриарх Никон назначил архимандрита Дионисия – «мужа искусна и божественному писанию исполнена, добродетельна, незлобива же и кротка…».

Душа Святейшего стремилась поскорее взглянуть на свое детище. И вот в феврале 1654 года ему удается приехать на Валдай. Он сразу же освящает Валдайское озеро, опустив на дно Евангелие и крест, и нарекает озеро Святым, а вслед за ним и сам монастырь – Святоозерским, в дополнение к прежнему названию.

В третий час ночи было над монастырем знамение страшное – явился столп огненный от земли до неба

В эти дни Патриарх Никон становится свидетелем чудесного явления – огненного столпа над островом, о чем он сообщает в письме царю: «Прежде нашего пришествия в ваше Государево богомолье, в новой монастырь пресвятыя Богородицы Иверския и святаго священомученика и исповедника Филиппа митрополита от четвертка против пятка в нощи в третий час бысть над монастырем те знамение страшно, столп огнен явися от земли до небеси и от того огненаго столпа окрест свет облиста велик зело, версты по три и по пяти и по десяти и по дватцати и боле, яко во дне светитися всему; мнози по деревням от необычнаго того света в страх впали; а которые деревни поблиску, версты по три и по четыре, от которых монастырь во дни видеть, и те паче дневнаго света в манастыри церковь и иные храмины и здание видели, и сие до зде; а о иных добрых, егда узрю ваши Государевы пресветлые очи, сам исповедаю».

Читайте также:
Фото Музея-дачи Пушкина (3 фото)

Перенесение мощей святого отрока

Царскими грамотами 1653 и 1654 годов Иверскому монастырю помимо села Валдай с озером были приписаны «вовеки неподвижно» Боровичский, Короцкий Покровский, Лисицкий и Старорусский монастыри с угодьями, а также старорусские соляные варницы, села Боровичи, Вышний Волочек и другие.

По распоряжению Патриарха Никона в феврале 1654 года из Боровичского монастыря в Иверский собор новой обители крестным ходом были перенесены мощи святого Иакова Боровичского, которые были явлены, согласно Новгородской летописи, в 1541 году. Накануне Патриарху было сонное видение, о котором он сам рассказал духовенству: «Увидел я великий свет на том месте, где строится обитель сия, и среди сего света лежащего на каком-то возвышении человека, светлого телом; сочтя его мертвым, я приблизился к нему, дабы прикрыть наготу тела его; но приблизившись, вижу у лежащего руки благословляющие, и он, как живой, складывает их на груди своей».

На следующий день Патриарх Никон лично перекладывал мощи святого Иакова из ветхой деревянной раки в новую, серебряную. Едва он приблизился к раке, как увидел отрока именно таким, как во сне – с благословляющими руками. Тогда Патриарх сложил руки праведного Иакова на его груди так, как видел во сне.

По распоряжению Никона тогда же в монастырь в сопровождении новгородского духовенства были принесены четыре ковчега с частицами мощей Московских святителей – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.

В том же году Святейший избрал и освятил место для первого каменного собора, а в декабре 1656-го освятил его в честь Успения Божией Матери. Белоснежный храм был словно высечен из монолита. Внутри его украшали золоченый пятиярусный иконостас и специально выписанное из-за границы паникадило «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами». К тому времени была сооружена деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. Монастырь, даже в недостроенном виде, поражал взор прибывших на освящение богомольцев. Павел Алеппский писал о нем: «Поистине нет ему подобного в мире».

Тогда же в обитель из Москвы была доставлена копия чудотворной Иверской иконы, написанная на Святой Горе по просьбе Патриарха Никона. Как свидетельствует Павел Алеппский, «икона превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…». Стоимость одних только ее украшений составляла более 44000 рублей серебром.

Филофей и Иосиф

При настоятеле архимандрите Филофее Иверский монастырь получил статус первоклассного, число монахов возросло до 200 человек. Но недолго пребывала обитель в цветущем состоянии. В 1666 году на Большом Церковном Соборе Никона низложили с патриаршей кафедры. Одновременно закрыли все его монастыри, включая Иверский, а их вотчины забрали в казну. Монахов разместили по разным обителям. Однако опала продолжалась недолго, уже в 1668 году архимандрит Филофей с братией вернулись в свою обитель, которой были возвращены все отобранные земли и привилегии.

Последним настоятелем Иверского монастыря перед его закрытием большевиками был архимандрит Иосиф (Невский), позднее возведенный в сан епископа Валдайского. В июне 1918 года в обитель прибыл отряд милиции, пытавшийся изъять запасы продовольствия. Братия и прихожане монастыря оказали сопротивление властям. Архимандриту Иосифу удалось предотвратить кровопролитие.

Большевики посадили владыку в лодку и направились на противоположный берег, где их встречал взволнованный народ. Вот что писал тогда известный русский журналист Михаил Меньшиков, живший в Валдае: «Когда те ехали на лодке и везли архимандрита, чтобы, прикрываясь им, благополучно выкрутиться из беды (велели ему встать на лодке: в тебя, мол, архимандрита, стрелять не станут), с берега защитники монастыря бацнули из пулемета, и бедный о. Иосиф был тяжело ранен в бок. Едва ли выживет…» По другой версии, в него выстрелил один из большевиков, находящихся в лодке, и якобы сбросил в воду.

Через несколько дней журналист М. Меньшиков был расстрелян. Народный бунт жестоко подавлен. А монастырь «как рассадник контрреволюции» закрыт. Раненого владыку подобрали жители города, выходили, и он прожил еще двенадцать лет.

Его похоронили на городском кладбище Валдая, а полгода назад перенесли останки на монастырское кладбище. К могиле последнего настоятеля и сегодня приходят люди, в народе владыку почитают как страстотерпца, пострадавшего за Христа.

Две великие пропажи

Осенью 1918-го большевики изъяли из монастыря золотую ризу с чудотворной Иверской иконы, старинную драгоценную утварь, личные вещи Патриарха Никона. Однако по распоряжению комиссара Наркомпроса в 1919 году ценности были возвращены в обитель, которая была преобразована в Иверскую трудовую артель. Одновременно в помещениях западной стены монастыря был размещен «Никоновский музей».

В том же году, в марте, дважды были публично вскрыты мощи святого Иакова с целью обвинения Церкви в шарлатанстве. После этого мощи святого отрока таинственным образом исчезли. По преданию, они были захоронены в земле накануне разгрома монастыря.

Читайте также:
Особняки после развода. Какую недвижимость получили первые жены российских магнатов?

Монастырский экскурсовод иеромонах Пантелеймон рассказал: «В 2002 году одна женщина написала письмо, что ей было видение. Несколько раз ей снился благообразный юноша, который говорил, что его мощи до сих пор находятся в Иверском монастыре, под папертью церкви Богоявления. Каждый день мы читали акафист святому. Перерыто было все, но ничего не нашли…»

В Святодуховском соборе в Боровичах остался ковчег с частицами мощей святого Иакова. В храме Петра и Павла в городе Валдае хранится его икона с частицей мощей, у которой вот уже много лет совершаются молебны об обретении мощей Боровичского чудотворца.

Исчез из обители и чудотворный Иверский образ Богородицы. 7 августа 1920 года владыка Иосиф подписал рапорт «о разрешении изнести чудотворную икону Иверской Божией Матери на 6 дней из города Валдая по окрестным селениям». Она была благополучно вывезена из монастыря, этот факт подтвержден документально. Но впоследствии икона пропала бесследно, как и мощи святого Иакова.

Мало кто верил в восстановление

В 1927 году трудовая артель при монастыре была ликвидирована. За годы советской власти на территории Иверского монастыря что только не размещали. Был тут и музей, и мастерские, во время войны здесь устроили госпиталь для раненых, а затем дом инвалидов – участников войны, позже здесь была лесная школа для больных туберкулезом детей. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря открылась база отдыха. И только в 1991 году обитель в плачевном состоянии вернули Церкви.

«Я пришел в монастырь в 1998 году, – рассказывает иеромонах Пантелеймон, – до этого двадцать лет работал врачом в Петербурге. Все здесь было разрушено, как после бомбежки. Все поросло лесом. Было чувство сострадания к обители. Я решил – во что бы то ни стало, останусь: надо поучаствовать в восстановлении монастыря. Мало кто верил, что он вообще восстановится…

Благодаря Президенту Российской Федерации Владимиру Путину, который побывал здесь в 2001 году, монастырь был включен в общую федеральную программу восстановления обителей. За несколько лет монастырь был восстановлен».

Нынешний настоятель Иверского Валдайского монастыря, митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий) перенес сюда из храма свв. апостолов Петра и Павла в Валдае Иверскую икону – копию того самого чудотворного образа. Она была написана для валдайского ополчения во время Крымской войны 1653 года. Икона прославилась чудесами на фронте.

Как рассказал митрополит Лев: «В 1997 году эта икона горела. Образ находился в Богоявленском храме, который хорошо было видно из окон кельи настоятеля отца Стефана. Когда он собрался идти на вечернюю службу, был сильно удивлен: еще нет пяти часов, а в храме уже горит свет. Неужели начали службу? Когда он подошел к храму, стало ясно, что внутри полыхает пожар. Вокруг иконы выгорело все: деревянный пол, подставка, киот. Сгорела полностью и тыльная часть образа. Остался только красочный слой. Мы вызвали новгородских реставраторов, они аккуратно приспособили к лику Пресвятой Богородицы фанеру, и увезли. Икону восстанавливали года два, но все-таки нарастили тыльную сторону».

С этим образом ныне совершают крестные ходы по окрестным селениям Валдая в память о спасении Новгородской земли от холеры 1848 года. Тогда жители Валдая обнесли Иверскую икону вокруг города, после чего болезнь ослабла, а вскоре и совсем отступила.

Полезная информация:

Адрес: Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь

175400, Новгородская обл., г. Валдай, остров, Иверский монастырь

Паломнический центр: +7 (911) 614-66-94

Настоятель: митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий)

Фото предоставлены Ольгой Стефановой и Иверским монастырем

Фотографии Валдайского Иверского монастыря

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Валдайский Иверский Святоозёрский Богородицкий мужской монастырь

Особую прелесть Валдаю придает расположенный недалеко на острове Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь.

С 3 июня 2018 года по воскресеньям из Валдая ходит автобус, см. расписание на этой странице.

Между Валдаем и островом курсирует (курсировал, с 2016 года теплоход не ходит) теплоходик «Заря», расписание и стоимость можно узнать тут.

На такси. Номера служб такси можно посмотреть тут. Примерная стоимость поездки Валдай — Монастырь 200-300 рублей (лето 2016г).

Зимой пешком по льду через озеро. Хорошая натоптанная тропа, солнце, свежий воздух. Расстояние примерно 3 километра.

Информация:
Правила поведения при посещении монастыря
Время для посещений, контакты
План-схема территории
Станция метро «Иверский монастырь»
Фотографии монастыря

Архитектура:
Иверский (Успенский) собор
Надвратная церковь святителя Филиппа
Надвратная церковь Архистратига Михаила
Настоятельский корпус с колокольней
Трапезная с церковью Богоявления Господня

Иверский монастырь был основан Новгородским митрополитом Никоном в 1653 году. Первой каменной постройкой монастыря стал Успенский собор (1656 г.), сохранившийся до наших дней. Его высота — 43 метра. Периметр монастыря (по стенам) — 1050 метров, площадь (в пределах стен) — 5,7 га. С 1991 года монастырь вновь стал действующим.

История монастыря

Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.

Читайте также:
Город Геркуланум: история, археологические раскопки и туризм

Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия. При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».

В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.

В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли.

В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.

В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».

К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.

В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.

Впоследствии на территории монастыря были: музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Восстановление и новейшая история

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан (Попков). В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.

5 мая 1997 года указом архиепископа Льва наместником монастыря был назначен архимандрит Ефрем (Барбинягра). В июне 2002 года он был заменён, а 25 ноября 2007 года указом патриарха Алексия II Ефрем восстановлен в должности.

Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в — годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в г. Валдай. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами г. Златоуст, была освящена 25 декабря 2006 года.

11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В. В. Путин.

В апреле 2008 года было сообщено о принятом решении впервые позолотить пять куполов Иверского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых „золотых книжек“». Нынешняя пёстрая раскраска фасадов и золочение куполов не имеют прецедентов в истории обители.

19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

Созданный патриархом Никоном, по образу Иверской обители на Афоне, он был воплощением идеи преемственности России в наследии византийской духовной культуры. Богатейшая и известнейшая из обителей того времени, монастырь стал центром духовного просвещения, одним из немногих центров книгопечатания на Руси, местом, где зарождались и развивались ремесла.

Сейчас в монастыре восстанавливается монашеская жизнь. Ежедневно над белоснежным «кораблем» с золотыми луковками церквей, окруженным водами озера, разносится чудный валдайский звон, приглашая паломников вознести общую молитву к Богу и поклониться святыням обители.

Читайте также:
Автовокзал Областная больница Челябинск. Расписание автобусов: Отправление Маршрут проложить

Валдайский Иверский монастырь

Вот, вот ради чего все же стоит ехать в сторону Валдая – Иверский монастырь. Или, если быть противно педантичным, Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь.

Как известно, РПЦ как огня боится фотоаппаратов и тщательно запрещает фотографировать все с собой связанное. Примерно такое же состояние дел я ожидал застать в этой обители, но, к своему удивлению, на вопрос «Можно ли у вас фотографировать?» получил утвердительный ответ и лишь просьбу сдать десять отечественных рублей. В обмен было получено устное благословление, кое нужно предъявлять внутри стен монастыря по первому требованию. Фантастика!

Монастырь появился на свет стараниями патриарха Никона (не путать с маркой фотоаппарата), после вступления в должность убедившего царя Алексея Михайловича выделить на сие мероприятие денег из казны.

Дело было в 1652-м, и к осени 1653-го были подготовлены два деревянных храма. В том же году началась работа по возведению каменных сооружений.

Озеро, на котором монастырь был основан, долгое время звали Валдайским, но путем нехитрых манипуляций (утопив Евангелие и крест) Никон получил основание переименовать его в Святое. С тех пор монастырь еще и Святоозерский.

В 1656-м сдан в эксплуатацию Успенский собор.

К XIX веку монастырь обладал уже обширным перечнем каменных построек. Среди них – собор архистратига (главного над всеми, другими словами) Михаила.

Там же числится церковь Богоявления Господня (нет ли в этом названии тавтологии?)

Указанная церковь бок обок соседствует с трапезной, так что наверняка немало наслушалась мольб о прощении греха чревоугодия.

И трапезная, и нижепредставленная колокольня с развешанными на ней тринадцатью колоколами – порождение XVII века.

Монастырь был окружен каменной оградкой, и, надо сказать, она не сыграла никакой роли, когда большевизм в лице спецотряда пришел забрать излишки еды, серебра и золота.

Говорят, когда это произошло в первый раз, монахи позвонили 911 в набат, и весь Валдай вышел на набережную ругать советскую власть и постреливать из винтовок в сторону ее представителей. В воздухе пахло бунтом, и даже пришлось вводить военное положение.

Некоторое время обитель скрывалась под личиной рабочей артели, но в 1927-м году она прекратила свое существование, а ее хозяйство ушло в услужение сначала историко-архивному музею, потом краеведческому музею, затем госпиталю, следом дому инвалидов, за ним – лесной школе больных туберкулезом детей, и, наконец, базе отдыха.

В 1991-м изрядно обветшавшее добро было передано Новгородской епархии, мол, нате вам, почините.

И, нужно признать, починили знатно: все блестит так, что аж режет глаз.

Когда в 2008-м забили последний гвоздь, сделали последний мазок кисточкой и уложили последний камень в мощеные дорожки, сюда приехали в гости Патриарх Алексий и некто Путин В. В.

С тех пор монахи живут, по всей видимости, весьма неплохо; даже спутниковые тарелки имеются, определенно для приема платных православных каналов.

Что ж, очень неплохо себя показал Иверский монастырь.

Имеющим склонность рассматривать русскую архитектуру православного толка очень рекомендую, особенно сейчас, когда еще можно испачкаться в свежей краске или споткнуться о забытую кем-то лопату, которой копали траншею под светский кабель.

Программа-минимум на сегодня выполнена, переходим к ночлегу, до которого, вообще говоря, еще доехать надо.

Лучшие города Польши для жизни

С началом нового тысячелетия уровень жизни в Польше начал стремительно повышаться, что стало особенно заметно после вступления государства в Евросоюз. По информации Index of Economic Freedom, темп роста ВВП составляет 4,8%, а общий его уровень достигает 470 $миллиардов. Стремительное развитие экономики, увеличение числа рабочих мест и повышение общего благосостояния в 2018 году вывело Польшу в число 25 наиболее развитых стран мира. По уровню продолжительности жизни Польша находится на 43 месте в мировом рейтинге, что является довольно хорошим результатом и говорит о развитой системе здравоохранения и социального обеспечения.

В 2019 году правительство обозначило минимальный размер оплаты труда в 391 €, а размер пенсии составляет 410 €. Возраст выхода на пенсию находится на отметке 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Средний размер зарплаты составляет порядка 1350 €в частном секторе и на порядок выше у государственных служащих. Наиболее высокие доходы зафиксированы у специалистов, работающих в отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, медицины и IT. Поэтому людям, задумавшим переезд в Польшу, стоит попробовать найти работу в этих сферах. Также в стране наблюдается нехватка высококвалифицированных кадров во всех областях, что повышает шансы мигрантов с хорошим высшим образованием и знанием иностранного языка.

По сравнению с другими странами ЕС жилье здесь относительно доступно не только благодаря демократичной стоимости, но и низким ипотечным ставкам. Дом среднего размера стоит порядка 200 000 €, а небольшая двухкомнатная квартира — 90 000 €. Аренда скромной квартиры в крупных городах в среднем держится на отметке 200 €, а коммунальные платежи составляют около 25% от минимальной заработной платы. Цены на продукты также приемлемы: расходы на питание варьируются в пределах 25-40% от дохода. Медицина подразделяется на государственную бесплатную и частную. Первая оказывает населению большую часть услуг, однако не включает пластическую хирургию, вакцинирование и стоматологию.

Читайте также:
Получение медстраховки

Топ-10 лучших городов Польши для жизни

Не все населенные пункты страны одинаково благоприятны для постоянного места жительства. Задумываясь о переезде, стоит учесть такие важные моменты, как наличие рабочих мест, средний размер заработной платы, развитие социальной сферы, экология и общий уровень жизни. Наиболее благоприятная ситуация по большинству перечисленных пунктов наблюдается в столице, крупных туристических и курортных центрах, привлекательных для инвестирования.
В число лучших городов Польши для жизни входят:

  1. Варшава
  2. Краков
  3. Гданьск
  4. Познань
  5. Вроцлав
  6. Гдыня
  7. Сопот
  8. Бельско-Бяла
  9. Быдгощ
  10. Катовице

Варшава — лучший для жизни

Лучшим городом Польши для жизни является Варшава. В столице сосредоточено большинство ведущих государственных и иностранных компаний, что обеспечивает высокий уровень экономики. Приезжих здесь ждет наибольшее разнообразие интересных вакансий и достойный уровень оплаты труда — высочайший в стране. Варшава входит в десятку городов с минимальным уровнем безработицы, однако занимает лишь восьмую строчку этого списка.

Несмотря на большое количество предложений о работе, кандидатов на ее получение тоже достаточно: население города составляет более 2 миллионов человек и продолжает неуклонно расти. Мигрантам здесь будет легко адаптироваться, поскольку значительную часть горожан составляют приезжие из небольших городков и иностранцы. Местные жители доброжелательно относятся к новым лицам, что также выступает благоприятным фактором.

В Варшаве хорошо развита социальная инфраструктура: хватает школ и детских садиков, есть ряд достойных высших учебных заведений. Неплохая ситуация и с экологией: несмотря на значительное число выбросов, на всей территории обустроено множество парков и зеленых зон, что благотворно сказывается на состоянии воздуха. К минусам стоит отнести пробки, характерные для любого мегаполиса. Незначительная перенаселенность и суматошный ритм жизни подойдут не всем, однако будут привычными для переехавших из крупных городов. К минусам стоит отнести высокую стоимость жизни, включающую повышенные цены на продукты питания, транспортные расходы, аренду и покупку жилья.

Краков — хороший вариант для переезда

Краков занимает второе место по численности населения, является крупным экономическим, промышленным, культурным центром. Благодаря сохранившимся средневековым постройкам и примечательной архитектуре он выступает одним из важнейших туристических регионов страны, привлекая ежегодно десятки тысяч туристов, что вносит значимый вклад в бюджет и благоприятно сказывается на наличии рабочих мест. Здесь минимальный уровень безработицы, при этом вакансии можно найти в любых отраслях: от рабочих специальностей до сферы высоких технологий.

Это крупный научный и образовательный центр, где находится 24 высших учебных заведения. Благодаря этому в городе проживают более двухсот тысяч студентов и двадцати пяти тысяч преподавателей, около двух тысяч из которых имеют профессорские звания. Благодаря научному потенциалу в последние годы здесь открывается множество компаний IT-сектора, в том числе штаб-квартиры крупнейших польских интернет-порталов и провайдеров.

Одна из главных проблем — плохая экология, в особенности состояние воздуха. В летний зной над Краковом стоит смог, что негативно сказывается на состоянии здоровья. Это один из наиболее загрязненных населенных пунктов не только в рамках страны, но и всей Еврозоны. С другой стороны, недалеко находятся экологически благоприятные Татры, где зимой можно покататься на лыжах, а летом отправиться на покорение туристических троп.

Гданьск — город счастливых людей

В Гданьск стоит переезжать тем, кто хочет почувствовать себя счастливым: по этому показателю город выступает абсолютным лидером Польши, так как 80% местных жителей абсолютно довольны своей жизнью и считают себя счастливыми людьми. И у них есть на то причины: это признанный центр развлечений, науки, спорта и культуры, где царит уникальная космополитическая и оживленная атмосфера.

Это одно из наиболее популярных туристических направлений Польши, ежегодно привлекающее сотни тысяч гостей. Благодаря этому в Гданьске активно развивается бизнес, открывают представительства крупные компании. Важную роль в экономике играет порт, обеспечивающий большое количество рабочих мест. Также здесь много промышленных нефтехимических и машиностроительных компаний, ощущающих потребность в высококвалифицированных специалистах.

В Гданьске отмечена высокая эффективность коммунальных служб и социального развития. Важное внимание уделяется благоустройству и повышению комфорта жизни горожан. Яркий пример — расширение сети велодорожек, протяженность которых составляет более 600 км. Для снижения количества дорожно-транспортных происшествий в центральных районах действуют серьезные ограничения скорости — до 30 км/ч.

Познань — привлекательный с инвестиционной, экологической и культурной стороны

Познань прекрасен со всех сторон: и с деловой, и с душевной. Это один из красивейших польских городов с удивительно прекрасным историческим центром, застроенным малоэтажными разноцветными домами. Благодаря этому здесь всегда много туристов и царит оживленная атмосфера. Помимо обилия достопримечательностей, здесь множество баров, ресторанов, дискотек и других шумных развлечений. Еще одно преимущество — расположение в двух часах езды от Берлина, что открывает возможности для путешествий по Европе.

Познань выступает одним из наиболее инвестиционно-привлекательных городов, в экономику и развитие которого с интересом вкладывают деньги иностранные компании. Здесь созданы прекрасные условия для ведения бизнеса, наблюдается активность горожан и приезжих в этой сфере: на каждые 10 000 человек здесь приходится порядка 260 предпринимателей. Здесь один из самых низких показателей безработицы и заработная плата выше среднего.

Власти Познани заботятся от экологии и регулярно проводят среди населения посвященные этой проблеме акции и образовательные экологические программы. Так, горожанам рассказывают о способах экономии электроэнергии, в рамках компании «Береги тепло».

Читайте также:
10 обязательных фраз, которые нужно выучить перед поездкой в Испанию

Вроцлав — красивый и перспективный

Вроцлав — один из главных туристических центров страны, для осмотра Старого города которого сюда ежегодно приезжают тысячи туристов. Это современный и оживленный город, где жизнь не замирает даже по ночам: этому способствует обилие клубов, баров и дискотек. Он понравится людям с активной жизненной позицией и тягой к прекрасному: здесь множество развлечений и интересная архитектура. Его можно назвать «польской Венецией» за обилие рек и каналов: Вроцлав стоит на 12 островах и имеет более 200 мостов. Благодаря обилию достопримечательностей и архитектурных памятников, в 2016 году Вроцлав получил статус «Культурной столицы Европы», что еще больше усилило интерес к нему иностранных гостей.

Благоприятная экономическая обстановка привлекает инвесторов, а многие крупные компании открывают здесь представительства. Это обеспечивает наличие рабочих мест в разных сферах и возможность найти интересную вакансию в международной компании. Здесь самый низкий уровень безработицы, составляющий менее 1%, а по данным рекрутинговых агентств, количество вакансий превышает число кандидатов. Благодаря этому после переезда здесь получится быстро найти работу, даже не обладая уникальными компетенциями. Вроцлав неоднократно входил в топ населенных пунктов с наилучшими возможностями для успешного старта карьеры молодых специалистов. Размер зарплат здесь выше среднего, а цены ниже столичных, что обеспечивает достойное качество жизни.

Гдыня — современный и подходящий для ПМЖ

Гдыня — один из самых красивых и современных городов. Благодаря расположению на берегу Балтийского моря, жители города могут любоваться потрясающими пейзажами, а досуг проводить на оборудованных для отдыха пляжах. Кроме того, Гдыня является парусной столицей государства и местом проведения одного из самых крупных музыкальных опен-эйров Heineken Open’er Festival.

Хорошо ситуация обстоит с социальной сферой. Гдыня входит в топ населенных пунктов Польши по уровню и доступности медицинских услуг, количеству детских садов и школ. Власти сохраняют архитектурные достопримечательности старого центра, активно поддерживая жилую застройку на окраинах. Большое внимание уделяется развитию инфраструктуры и повышению качества жизни, например, обустройству велосипедных дорожек.

Сопот — идеальный курорт

Сопот подойдет для жизни людям, которые комфортно ощущают себя в курортной обстановке. Он находится в центральной прибрежной части Гданьской бухты, обладает хорошими пляжами и живописной природой, что привлекает сюда множество туристов из числа сограждан и иностранцев. С одной стороны, это создает колебания в экономическом равновесии, связанные с сезонностью курорта. С другой, обеспечивает хорошие возможности для ведения бизнеса.

По оценкам специалистов, Сопот обладает высокой инвестиционной привлекательностью и в последующие годы будет продолжать развитие. Перспективность направления выступает благоприятным фактором для тех, кто подумывает о переезде сюда. Кроме того, Сопот находится на втором месте по уровню занятости: безработица составляет здесь 0,98%. Также это один из наиболее экологически благоприятных населенных пунктов Польши, 60% которого озеленено.

Бельско-Бяла — для ценителей размеренной жизни

Небольшой городок с размеренным ритмом жизни находится вблизи Шленских Бескидов, что обеспечивает чистый предгорный воздух и хорошую экологическую обстановку. Здесь множество парков, а также низкий уровень выбросов в атмосферу от стационарных объектов и транспорта. Здесь царит респектабельная, современная и толерантная атмосфера, характерная даже для органов власти. Так, в городском совете примерно равное количество женщин и мужчин, а все депутаты имеют высшее образование.

Существенный минус — проблема с рабочими местами и малая инвестиционная привлекательность. Переезжать сюда стоит лишь тем, кто имеет пассивный доход или приглашен на работу в конкретную компанию, расположенную в Бельско-Бяла. При населении в 180 000 человек, практически каждый третий находится здесь без работы. Слабый рост экономики и низкая инвестиционная привлекательность не предполагают существенного изменения ситуации в ближайшем будущем.

Быдгощ — хорошая экология и плохая экономика

Быдгощ занимает лидирующие позиции в рейтинге наиболее экологически благоприятных населенных пунктов страны. Здесь нет крупных промышленных предприятий, важное внимание уделяется утилизации отходов и состоянию коммунального хозяйства. Значительную часть площади занимают леса и парки, насыщающие воздух кислородом и выступающие отличным местом для прогулок.

Существуют и значительные минусы для переезда: проблемы с наличием рабочих мест и невысокий уровень заработной платы. Быдгощ находится лишь на 9 месте списка крупных населенных пунктов с минимальным уровнем безработицы: здесь на одну вакансию претендует в среднем 2,35 человека. Жителей мегаполисов также может смутить размеренный ритм жизни городка, отсутствие ярких развлечений и значимых достопримечательностей.

Катовице — переезд с возможностью покупки недвижимости

Катовице находится на верхних строчках рейтинга самой дешевой недвижимости: даже со скромным бюджетом здесь можно купить небольшую квартиру недалеко от центра.

Это динамично развивающийся населенный пункт, власти которого особое внимание уделяют состоянию экологии. Причиной тому выступает большое количество промышленных предприятий и шахт, в прошлом серьезно загрязнявших атмосферу. Сегодня число выбросов регулируется и контролируется, высаживаются зеленые насаждения, разбиваются парки и скверы. С другой стороны, наличие производственных компаний обеспечивает экономику города, благодаря чему здесь есть рабочие места, а уровень заработных плат средний по стране. Важный фактор для принятия решения о переезде — низкий уровень безработицы, составляющий чуть менее 2%.

Видео

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: