Так живут морские цыгане на Пхукете

Человек-амфибия: «морские цыгане» на Пхукете

Большая часть жизни народности мокен проходит в плавании, погружениях под воду и ловле рыбы. По этой причине их часто называют «морскими цыганами» или «чао ле» — «людьми моря». Талантливый фотограф-документалист Тейлор Уэйдман представил фотоисторию этого народа на Пхукете

Мокены — настоящие амфибии. Шведская исследовательница Анна Гислен выяснила, что зрение «морских цыган» под водой в несколько раз острее, чем у европейцев. За столетия погружений их зрачки приобрели умение особым образом сужаться и менять фокус зрения. Ни у каких других народностей в мире такой способности нет. Это качество и тренированные легкие позволяют мокенам выслеживать и ловить рыбу на глубине до 23 метров.

Женщины мокен возвращаются к лодке после поиска крабов на скалах в парке Ко Сурин. Фото: Taylor Weidman

Название «мокен» образовано от «окен» («соленая вода») и «мо» («нырять»). В Тайланде чао ле около 1,5 тысяч, но их число стремительно снижается. Прозвище «морские цыгане» закрепилось за мокенами из-за бродячего образа жизни. У них есть свой древний язык, но нет письменности. Они сторонятся материальных благ и берут в свои лодки только самое необходимое. А их временные дома рассчитаны всего на один сезон.

Большую часть жизни мокены проводят либо на воде, либо под водой. За сотни лет зрачки их глаз адаптировались: во время погружений чао ле видят намного лучше обычных людей. Фото: Taylor Weidman

Полгода — с октября по май — морские кочевники проводят на воде. Они ищут рыбные места группами по 6–7 лодок. На каждой лодке живет одна семья, обычно из трех поколений.

Мокенов записывают в буддисты, но на самом деле они исповедуют спиритуализм. По их мнению, все предметы в мире обладают душой. Мокены верят, что раз в год между миром живых и миром духов открываются врата. В этот день они отправляют в море лодки с дарами для духов и просят у них защиты от напастей. У каждого рода есть свой остров для захоронения умерших. От этих мест стараются держаться подальше: мокены верят, что там собираются злые духи.

Тайцы заметили интерес туристов к мокенам и пытаются контролировать их передвижение, чтобы экскурсионные группы могли в любой момент нагрянуть в деревню.

В национальном парке Ко Сурин есть постоянная деревня оседлых мокенов. Эти чао ле проводят большую часть своей жизни на суше. Основной доход они получают от продажи сувениров.

Промышленный вылов рыбы сделал мокенов зависимыми от подачек туристов. Это грозит «морским цыганам» потерей самобытности: вскоре они будут вынуждены интегрироваться в общество. Никакого злого умысла со стороны других тайцев здесь нет — глобализация и простое желание людей заработать делают свое дело.

Хук поджидает рыбу на мелководье. Для ловли мокены используют острый трезубец на длинном шесте. Фото: Taylor Weidman Старик-мокен выводит лодки в море в национальном парке Ко Сурин . Фото: Taylor Weidman Мужчина делает лодку сапран. Считается, что в своей жизни «морской цыган» должен построить хотя бы одну такую лодку, иначе он и не мокен вовсе . Фото: Taylor Weidman Нгуй отправляется в море для рыбной ловли и поиска жемчуга . Фото: Taylor Weidman Жизнь мокенов подчинена природным циклам. Во время отлива — починка суден и сбор моллюсков на отмели, во время прилива — погружения. Фото: Taylor Weidman Мокены строят временные жилища на сваях вдоль берега. Всю жизнь они кочуют от лагуны к лагуне. Фото: Taylor Weidman Мокен возле лодок-домов своих соплеменников. Именно суда служат для чао ле домом: наземные жилища для них — временное пристанище. Фото: Taylor Weidman Во время отлива женщины выходят на берег собирать моллюсков. Фото: Taylor Weidman Дети помогают женщинам собирать дары моря и устраивают соревнования на проворность: выигрывает тот, кто поймает больше всего крабов. Фото: Taylor Weidman «Улов» женщин и маленьких сборщиков после отлива. Фото: Taylor Weidman Женщина по имени Кох моет лицо после изготовления древесного угля на всю деревню. Мокены практикуют коллективное хозяйство. Фото: Taylor Weidman Мальчик отдыхает после игры. Его лицо покрыто пудрой дерева танака. Это средство защищает кожу от солнца и ветра. Фото: Taylor Weidman Мужчина по имени Акоо позирует для портрета. Мокены сторонятся цивилизации, но бедность вынуждает их идти на контакт с внешним миром. Фото: Taylor Weidman В лексиконе мокенов нет слов «когда» и «хотеть». Они живут вне временных координат и избегают войн за территорию. Фото: Taylor Weidman

Читайте также:
Иностранные собственники жилья в Испании могут получить компенсацию за снос незаконных построек

Деревня морских цыган в Пханг Нга

    Примерное время: 2 часа Рабочие часы: Не указано Показать на картеПосмотреть комментарии

Плавучая деревня Паньи расположена в удивительном и знаменитом на весь мир заливе Пханг Нга. В деревне постоянно проживает примерно 1485 человек в 315 семьях. Все эти люди являются потомками одной семьи То Бабу (Toh Baboo), поселившейся на острове около 200 лет назад.

Семья То Бабу и их друзья покинули свои дома в Индонезии и приплыли сюда на лодке в поисках нового места для жизни. Три семьи дали друг другу обещание, что тот, кто найдет место, где обитает много рыбы и где все три семьи могли бы жить, подаст сигнал поднятием флага, так высоко, как только возможно, остальным двум семьям.

То Бабу нашли этот остров с большим количеством рыбы, плавающим у его берегов и сдержали обещание, повесив флаг на высокой, нависшей над морем скале. Так появилось название этого острова — Паньи означает «остров с флагом».

По размеру Паньи небольшой островок, большую часть которого составляют огромные вертикальные карстовые скалы. Сотни лачуг и хижин построены на сваях на мелководье. Никто, даже самые старые местные рыбаки, не знает, на каком количестве свай держится эта необычная деревня, но ее по праву можно назвать уникальным образцом альтернативного строительства.

В начале все, чем жили морские цыгане, была рыбалка. Сейчас это древнее занятие отошло на второй план, больше половины жителей деревни зарабатывают на жизнь туризмом.

В деревне есть своя школа, мечеть, медицинский центр, множество маленьких сувенирных лавок и несколько больших ресторанов с видом на море. Туристы, купившие однодневный тур к острову Джеймса Бонда, обедают в одном из таких ресторанов. Обычно обед состоит из большого количества морепродуктов. Недавно на острове Паньи построили бунгала, где можно остаться на ночь. Одна ночь в таком экзотическом месте стоит всего в 300 бат.

С первого взгляда поражает, насколько дружелюбны люди этой небольшой деревни. Дети и взрослые тот час же обступают туристов, стараясь, как умеют, рассказать и показать, свою жизнь и быт. Еще десять лет назад в деревне не было электричества и пресной воды, которая теперь доставляется в деревню с материка. Весной дети не ходят в школу, и у них освобождается большое количество свободного времени играть в футбол, бродить в окрестностях, помогать родителям вести дела в магазине или ресторане и играть в компьютерные игры. Как ни удивительно, но в этой деревне также есть интернет.

Читайте также:
Дедеркой фото поселка и пляжа. Курорт Дедеркой

В школе учится около 200 детей, и работает всего 13 учителей. Кроме преподавания, учителя занимаются экологическими проектами. Вместе с детьми они собирают бутылки и железные банки, продают их, и тем самым зарабатывают средства для школы. И прежде всего, это позволяет содержать саму деревню и ее прибрежные воды в чистоте и повышает экологическую осознанность местных жителей. Кроме того, учителя вместе с учениками выращивают овощи на гидропонике и потом продают на местном рынке. Цены у молодых коммерсантов более чем приемлемые – около 40 бат за килограмм.

Как и все дети, они мечтают о том, кем будут, когда вырастут. Кто-то хочет быть гидом, кто-то доктором, а кто-то хочет стать знаменитым футболистом. И не так важно, чем будут заниматься будущем, главное, что сейчас они выглядят очень счастливыми на своем маленьком острове с флагом.

Интересно знать:

  • На острове Паньи только один полицейский, у которого практически нет работы, что не может не радовать.
  • Электричество на острове Паньи стоит в 6 раз больше, чем в Пхукет-тауне.
  • Когда туристы уезжают, ресторан и магазин закрываются, и деревушка из туристической стоянки превращается в тихое рыбацкое поселение.

Как добраться

Можно арендовать длиннохвостую деревянную лодку на пирсе Суракул (Surakul Pier), что обойдется примерно в 1700 бат за 3 часа. В лодке может уместиться до 10 человек.

Или же просто купить тур по островам залива Пханг Нга, в который включен трансфер до отеля. В состав однодневных туров в залив Пханг Нга входит обед в этой деревни. Здесь же неподалеку есть сувенирный лоток.

Табор уходит в море

Когда мне было лет 12, меня классически ограбили на улице цыгане. Две женщины, в платках, золотых серьгах со жгучими черными волосами. Подробностей я уже не помню, в памяти всплывает лишь то, что из вежливости не могла повернуться и уйти, что-то отвечала, пугаясьэтих женщин. Развели цыганки меня на небольшие деньги, но на все, что у меня были в кармане, и золотую тоненькую цепочку. Помню, лишь как исчезали купюры в руках, я просила вернуть деньги. Осознав, что меня обманули, я принялась просто горько плакать. Домой пришлось идти пешком.

Тот сквер я обходила стороной, и цыганские сходки вызывали у меня самые неприятные чувства. Я крайне не любила, все, что связано с этой культурой – байки, пляски и разудалые песни хора. Да и сейчас не люблю. Цыгане через несколько лет окончательно ушли из нашего города, уже не знаю по каким причинам. Сколько своровали детей на прощание, скольких подростков облапошили неизвестно.

Я слышала, что их еще можно встретить в Румынии, что есть диаспоры в США, и там играют яркие странные цыганские свадьбы. Как вдруг, судьба меня начала снова сталкивать с цыганами. Они, на практике, окаывались вовсе не чернобровой нацией конокрадов, а попросту скитальцами без историй из прошлого. Например, в Китае, на Хайнане, я попала к цыганскому народу, живущему в домах на сваях прямо в море. Китайские цыгане выглядели как обычные островные китайцы. Заезжала я и еще в пару поселений в Азии. Последний мой визит к цыганам случился на Пхукете .

Читайте также:
Как происходит и для кого возможна иммиграция в Гонконг в 2021 году

Тайские цыгане зовутся “водными” или “морскими” – Чао Ле, что переводится как «люди моря». Их еще называют «Новыми тайцами» – «Тхай май». Они переселились с небольших Андаманских и Никобарских островов на Пхукет и осели на берегу, обустроив свою собственную деревню.

И хоть при слове цыгане, в душе зароились неприятные воспоминания, в деревню к водным цыганам я поехала ради любопытства. Местные тайские цыгане детей и коней не воруют, на деньги не разводят и гадать по руке касатикам залетным не умеют.

Живут бедно, но в большой общине. Мужчины занимаются рыболовством, сетями ловят креветок, крабов, рыбу, ныряют за устрицами, ракушками и жемчужными раковинами. Женщины собирают птичьи гнезда, разделывают ракушек, готовят и следят за неприхотливым бытом. Уловы продают в ближайшие рестораны.

В деревне на острове Ко Сирей, где живет народность Урак Лавой, чуть больше 300 домов. Жители довольно миролюбивые, но не столь дружелюбные как тайцы. Местные цыгане улыбаются, даже если ты застал их за повседневными хлопотами – плетением сетей или обработкой ракушек. Детки не попрошайничают, ничего тебе не продают.

Говорят, они поклоняются морским черепахам. Что не мешает раз в год в рамках традиционного фестиваля отлавливать оных для супа. Местная легенда гласит, что однажды морская цыганка превратилась в морскую черепаху с лицом женщины. Дальше легенда путается, зачем едят черепаху, толком ответить никто не может. И на память всплывают смешные анекдоты про это медлительное пресмыкающееся, да еще с лицом женщины.

Цыгане Урак Лавой, в отличие от собратьев мокенов и мокленов, которые вообще до сих пор живут прямо на лодках, интегрировались в тайский социум довольно легко. Правда до сих пор, чао-ле поклоняются духам природы, не пользуются цифрами и едва владеют письменностью.

Образцовой деревушку не назовешь, здесь еще одно сходство с неопрятными цыганами. На улицах много мусора, в домах и сараях куча старого и ненужного хлама.

Гид с трудом переводит мои вопросы – цыгане говорят на собственном диалекте, впрочем, многие уже легко общаются только на тайском языке. Я разглядываю мужчину, что плетет сети пытаюсь найти какие-то признаки удивительных способностей, о которых наслышана. Морские цыгане могут нырять на глубину более 20 метров и задерживать дыхание до трех минут. Кроме того, считается что мужчины чао-ле обладают уникальным зрением, позволяющим видеть в соленой воде. Кто знает, может враки все.

Сами тайцы особо не общаются с морскими цыганами. Говорят, что отличается менталитет. А возможно, они просто побаиваются проницательности чао ле. По уверениям, цыгане предсказали приближение цунами, «волне, поглощающей людей», в 2004 году наблюдая за крабами и морскими угрями. За несколько часов жители деревни ушли в горы.

Много лет морские цыгане отстаивают свои земли в деревне, которую туристы зовут Sea Gypsy Village. Их лачуги, возведенные без разрешения десятки лет назад на берегу моря в красивой бухте, частные инвесторы тщетно пытаются снести не один год. Они давно мечтают застроить это побережье отелями и создать туристическую инфраструктуру. Но цыгане стоят на своем. В эту деревню когда-то приезжал сам король, пообещав цыганам оставить их в покое. В противостоянии интересов дело дошло даже до анализа ДНК, по которому эксперты определили правоту местных цыган, их предки жили здесь десятки лет. Но суды предписали выселять людей моря из их лачуг.

Читайте также:
Чем привлекает туристов Словакия

Но пока тяжба еще длиться, приехать с этнографическим любопытством на остров Ко Сирей может каждый. Маршрут по картам Google вам подскажет направление, удобнее всего взять байк или доехать на тук-туке. Направление – Пхукет-таун, затем свернуть на дорогу Srisuthat.

Деревня морских цыган

Если вам наскучили (хотя, как такое может случиться?) лазурное море, пальмы и мягкий песок, если вам хочется посмотреть настоящий Таиланд, стоит отправиться в секретные нетуристические места. Именно там вы сможете проникнуться колоритом обычной жизни местных, посмотреть на ежедневный хардкор. Рядом с Пхукетом есть несколько таких интересных мест. Вы можете отправиться на экскурсию по бухте Пханг Нга и посетить колоритную деревню Паньи, стоящую прямо на воде. Или самостоятельно поехать на остров Сирэ, где раскинулось поселение морских цыган.

Представителей этой народности можно встретить на рынке морепродуктов на пляже Раваи. Там расположена совсем маленькая деревня, которая уже давно стала туристической достопримечательностью. На острове Сирэ находится более аутентичное поселение морских цыган, где туристов почти не бывает.

Кто такие морские цыгане?

Кочевники из Малайзии и Полинезии были первыми жителями Пхукета и близлежащих островов Андаманского побережья. Они приплыли на берега Малакского полуострова ещё несколько тысяч лет назад. Издревле морские цыгане селились в бухтах и использовали её ресурсы, пока они не заканчивались, затем отправлялись в другое место. Тайцы называют их чао-ле (Chao Ley) или чао-нам (Chao Nam), что буквально означает “люди моря”. Десятки лет назад правительство Таиланда разрешило кочевникам строить поселения на тайской земле.

Среди чао-ле выделяют три народа: урак лавой, моклены и мокены. Их языки, хоть и относятся к австронезийской семье, очень различаются и совершенно непохожи на тайский. Самая аутентичная деревня мокенов расположена на Суринских островах. Они до сих пор живут в деревянных домах на сваях, покрытых крышей из пальмовых листьев, и практически не ассимилировались. Отличные знания моря помогли жителям деревни во время цунами 2004 года. Хотя дома были полностью снесены, сами мокены успели укрыться от стихии.

Языки мокенов и мокленов чем-то похожи, они могут понимать друг друга. Моклены больше подвержены тайскому влиянию, их деревни расположены по всему южному побережью от Мьянмы до Пхукета. Они занимаются земледелием, сбором каучука, кокосов и уже давно забыли кочевую морскую жизнь. Язык урак лавой совершенно отличается от наречий двух предыдущих групп морских цыган. Народность проживает на пляже Раваи, на островах Сирэ, Ланта, Джум, Пхи Пхи, Аданг, Липе и других. По легенде все три этнические группы изначально были связаны друг с другом. Некоторые семьи до сих пор мигрируют, двигаясь от бухты к бухте, от деревни к деревне.

У старшего поколения морских цыган зачастую нет подданства Таиланда и паспортов. Исключение составляют некоторые урак лавой и моклены, которые поселились в Таиланде на постоянной основе и уже называются “новыми таиландцами”.

Морские цыгане на Пхукете

Урак лавой на Пхукете занимаются рыболовством, сбором даров моря, ласточкиных гнёзд и раковин. Ещё несколько десятков лет назад кочевники не использовали в быту деньги. У них был натуральный обмен. Всеобщая глобализация и развитие туризма изменили привычный ход жизни. В деревеньке острова Сирэ можно за деньги купить некоторые сувениры ручной работы и бижутерию из жемчуга. Морские цыгане Пхукета довольно цивилизованные. В деревнях есть телевизоры, холодильники, машины, мотобайки, чего не скажешь про мокенов на Суринских островах.

Читайте также:
Все остальные поля заполняем по-русски

Прогуливаясь по улочке поселения, вы можете увидеть быт местных жителей. Одни дома построены из дерева и жести, другие — из кирпичей и черепицы. Как правило, в каждом жилище есть большая веранда для отдыха. Мужчины из деревни рано утром уходят на рыбалку, а женщины занимаются домашним хозяйством: готовят, стирают, убирают. Как правило, среди местных днём вы встретите только детей, женщин и стариков. Пойманные дары моря либо продают, либо используют для своей семьи. Вторая половина дня — это сиеста. Мужчины чистят рыболовные инструменты, женщины отдыхают, болтают с подругами или смотрят телевизор.

Родители разговаривают с детьми на двух языках: по-тайски и на урак лавой. У морских цыган отсутствовала письменность, некоторые до сих пор знают только разговорный язык. Дети чао-ле ходят в школы и учат тайскую письменность. У меня есть англоязычные друзья-учителями, работающие в школе на острове Сирэ, которую посещают дети из деревни чео-ле.

Верования чао-ле включают почитание предков, анимизм, спиритизм и поклонение духам моря, неба, джунглей и животным. В наше время одни пользуются благами цивилизации и обращаются в больницы, другие до сих пор прибегают к помощи деревенского шамана, который уверен, что все беды насылают духи. Для лечения нетрадиционными способами используются заклинания и снадобья.

Морские цыгане заботятся о своих предках. По легенде они увозили умерших в особое место, где души могут жить вечно. Главный ритуал у Чао Ле — это фестиваль “Лой Рыа”, что переводится “плывущая лодка”. Чтобы отпугнуть неудачи, получить поддержку духов и почтить память предков, морские цыгане спускают на воду лодку, положив в них разные фигурки представителей клана, их ногти, волосы и миниатюрное оружие. Этот фестиваль проходит дважды в год — полнолуние шестого и одиннадцатого месяцев по лунному календарю. В деревнях устраивают настоящие торжества с музыкой и танцами.

Как добраться до деревни морских цыган?

Поселение на острове Сирэ легко найти по координатам 7.874907, 98.422511. Остров соединён с Пхукетом мостом. Сюда можно приехать на своём транспорте, такси или добраться на розовом городском автобусе No 3 (Saphan Hin — Sirey Island) через остановку в Пхукет-тауне, на улице Ранонг. Водителю нужно сказать, что едете в Sea Gypsy Village, тогда он высадит вас, не доезжая конечной остановки, около улочки, ведущей прямо в поселение. Подробнее про маршруты городских автобусов читайте в отдельной статье.

Что посетить по пути?

Мост, соединяющий Пхукет и остров Сирэ, сам по себе является достопримечательностью. Здесь расположена площадка для наблюдения за обезьянами. Как только вы въезжаете на мост, увидите дорожные знаки, призывающие быть осторожными с перебегающими трассу животными. На острове Сирэ находится храм Wat Sirey с Золотым Камнем, копией Пагоды Чайттийо (Kyaiktiyo Pagoda) в Мьянме.

Если соберётесь в деревню морских цыган на острове Сирэ, то сможете узнать одну из граней нетуристического Пхукета. Приятного путешествия!

Деревня морских цыган на Пхукете

Морские цыгане (Sea ​​Gypsies) являются одними из первых жителей на Пхукете. По-тайски они называются Чао Ле, что переводится, как «Люди моря». Их происхождение покрыто тайной и никто не знает, откуда они появились. Это кочевые племена, которые недолго задерживаются на одном месте, предпочитая путешествовать.

Деревня Морских цыган на карте Пхукета

По некоторым версиям – это беженцы из Бирмы, по другим – потомки индусов, которые странствовали по морю. Хотя последняя версия имеет свои доказательство, но в настоящее время почти все цыгане напоминают азиатов с раскосыми глазами и тёмной кожей (индусы же – не узкоглазые и имеют европейский разрез глаз).

Читайте также:
Справка с работы для получения шенгенской визы — как её получить максимально быстро

Тем не менее, морские цыгане, имеют несколько поселений на острове Пхукет, которым больше 10 лет. Основных их два: в восточной части пляжа Равай и на острове Ко Сирей (Koh Siray). Первое – самое легкодоступное и посещаемое туристами, второе придётся немного поискать (либо поехать в составе экскурсии).

Морские цыгане на Пхукете – это как государство в государстве. Они имеют свой язык, свою религию, свою культуры, праздники, обычаи. Что удивительно, письменности у них не существует, поэтому-то и сложно проследить историю и откуда они появились. Основное, чем они занимаются – это рыбная ловля и добыча жемчуга. Цыгане отличные ныряльщики, хорошо видят под водой и могут погружаться очень глубоко. Их дети с измальства учатся быть с морем на «ты», в отличие от тайцев, многие из которых даже плавать не умеют. Взрослые мужчины почти весь день проводят в море, поэтому в деревнях можно встретить по большей части женщин, детей и стариков.

С развитием туризма на острове, неплохой статьёй дохода у них становится продажа сувениров и свежих морепродуктов иностранцам, а также поставка рыбы и даров моря в рестораны.

В меню морских цыган, естественно, главным блюдом является рыба и морепродукты, в отличии от тайцев, которые больше предпочитают мясо и курицу. Поэтому если устали от тайской еды, то загляните на огонёк в цыганскую деревню и отведайте только что пойманных креветок, моллюсков и рыбу. Доступнее всего это сделать на пляже Равай, поскольку добраться туда очень просто.

Честно говоря, морские цыгане, особенно на Равае и Ко Сирей, несколько утратили свою самобытность: спокойно понимают тайский язык и говорят на нём, переняли некоторые тайские традиции, имеют деньги (традиционно куплей-продажей был обмен товаров и деньги в них не участвовали). Хотя по-прежнему имеют свои верования – анимизм. Их главный праздник – «Лой Рыа» – отмечается два раза в год. Небольшие лодки из дерева вместе с пучками волос и оружием опускаются в море, чтобы задобрить духов и упокоить души умерших.

Деревня морских цыган на Пхукете

Морские цыгане по этническому составу делятся на 3 группы: мокены, моклены и урак-лавои. На острове живут две последние. К ним можно заказать экскурсию (обычно не отдельную, а включающую в себя и другие интересные места на острове) или добраться самостоятельно.

Лучше всего поехать на собственном мотобайке или машине в деревню морских цыган на острове Ко Сирей. Это место только называется островом, на самом деле он отделён от материка небольшой речкой, через которую перекинут мост. Вы и сами не заметите, как окажетесь на нем.

Туристы здесь редки, так что никакой толкотни нет и вы можете спокойно погулять по деревушке, посмотреть как они живут, чем занимаются, прикупить сувениров и свежих даров моря. Деревня морских цыган на острове Сирей – это довольно большое поселение, тянущееся на несколько сот метров. Почти все домики построены на сваях, некоторые практически вплотную к воде. На веранде можно увидеть местных жителей, дрыхнущих в гамаке.

А пройдя деревушку насквозь, поднимитесь на высокий зелёных холм, с которого открываются отличные панорамные виды на поселение и порт Ратсада. Холм окружает небольшой лесок, где можно посидеть в тени деревьев и расслабиться в абсолютной тишине и одиночестве.

Читайте также:
Манчестер — о городе, достопримечательности

В деревне есть пляж, но купаться там не очень-то здорово. Во-первых, много рыбацких лодок, во-вторых вода из-за этого не особо чистая, да и мелковато как-то. Плюс к этому на песке лежат отходы жизнедеятельности человека – пластиковые пакеты, бутылки и т.п.

Если уж вы решите отправиться к морским цыганам на Пхукете, то на обратном пути посетите храм Wat Koh Siray, что находится на горе неподалеку. С него открывается отличная панорама на окрестности.

Как добраться к морским цыганам на Пхукете

До той деревни, что рядом с пляжем Равай добраться элементарно. Она находится в восточной части пляжа (если смотреть по карте). Сюда можно доехать из Пхукет Тауна на городских автобусах (50 бат). Либо на собственном транспорте. Если едете с севера острова, то после кольца Чалонг двигайтесь по шоссе Wiset Rd, которое вас приведёт к пирсу. Далее оно поворачивает направо и идёт вдоль побережья, но вам туда не нужно. Если на пирсе встать лицом к морю, то деревня морских цыган будет слева.

Там увидите море шатров с сувенирами, за которыми будет главный рыбный рынок Пхукета. Это то, что вам и нужно.

Самостоятельно добраться до деревни, что находится на острове Ко Сирей, будет посложнее. Сначала доезжаете до Пхукет Тауна, откуда надо двигаться в сторону пирса Рассада. Нужно выбраться на дорогу Srisuthat, которая и приведёт на остров. Далее езжайте по ней прямо, на последней развилке поверните направо (см. карту внизу страницы).

Лучшие экскурсии на Пхукете

На Пхукете большой выбор экскурсий, лучшие представлены ниже.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Они называют себя «морские цыгане» или мореплаватели баджао (баджо). Эта этническая группа людей, состоящая из нескольких коренных племен Индонезии, Малайзии и Филиппин, отлично приспособилась к жизни в воде.

Они живут кочевой жизнью, свободно перемещаясь по бескрайнему Индийскому океану, а их основное занятие – рыбалка. На берег они выходят только для похорон, чтобы продать свои уловы, набрать пресной воды или для осуществления ремонта лодки

Море для данного народа – это всё: и дом, и работа, и развлечение. У баджо философский подход к жизни – они довольствуются малым, и при этом абсолютно счастливы. Им неведомо, сколько им лет, и им это неважно. Смысл своей жизни они видят в настоящих текущих событиях. Они совершенно не следят за временем и не ведут отсчет дат. Эти люди понятия не имеют, что такое электричество, живя по световому дню.

Баджо не знают букв, не умеют писать и читать – они в этих навыках просто не нуждаются. Живут и продолжают свой род в маленьких хижинах, построенных прямо на воде и зафиксированных с помощью свай. Дома не имеют связи с берегом, поэтому попасть в дом можно, только подплыв на лодке. Между собой домики связываются мостками. Дети с самого раннего возраста (буквально с 5 лет) начинают обучаться управлению лодками и рыболовству.

А чем в таких условиях можно развлечься в свободное от рыболовства время? Такого времени практически нет, так как рыбная ловля занимает весь световой день. Однако в те дни, когда рыбы нет, баджо развлекаются нырянием на глубину, соревнуясь, кто сделает это глубже, или дольше пробудет под водой. Не смотря на то, что море – это повседневная и рутинная жизнь данного племени, дети получают радость от простого плескания в воде и собирая ракушки.

Читайте также:
Осталась живой после крушения самолета

Малайцы этот народ называют оранг-лаут, что означает «люди моря». Их религия – суннитский ислам, язык – многочисленные диалекты австронезийской языковой группы с примесью тех языков, около чьих территорий кочевники оседают.

Пусть дом мой плывет…

Прежде чем осесть в свайных поселках, нужно найти подходящее место. Кочуют морские цыгане на необыкновенных по своему назначению лодках, которые называются «лепа-лепа». В них есть все: место для ночлега, запасы питьевой воды и продовольствия, кухонная утварь, лампы на керосине и многое другое. Лодки строятся вручную.

Заселяются и кочуют в лодках целыми семьями. Однако ничто не мешает выстроить себе свое собственное жилье на воде, чтобы быть, как говорится, единственным хозяином в доме.

Поразительно, но именно благодаря этим лодкам этот народ практически без жертв пережил известное цунами в 2004 году, унесшее сотни тысяч человеческих жизней.

Рыбный промысел как способ выжить

Народ баджо с самого раннего детства обучается охотиться на подводных обитателей и нырять на большие глубины. Как итог: представители данной этнической группы – отличные фридайверы, ныряющие, не используя акваланги, на глубину до 30 метров.

Очень часто у банджи испорчены барабанные перепонки: естественным путем от перепада подводного давления или пробиты специально, чтобы не ощущать боли в моменты глубоких и внезапных ныряний. Помимо инвалидности по слуху за свое рыболовное занятие иногда приходится расплачиваться жизнью: кессонная (или декомпрессионная) болезнь – вечная спутница дайверов (воздух в кровеносных сосудах преобразуется в пузырьки, вызывая смерть).

Что касается основного занятия морских цыган, то не всегда рыба ими ловится гуманным и безопасным способом. Чаще всего малайцы банджи глушат рыбу динамитом. Навык «пришел» еще со времен Второй мировой. Рыба продается или обменивается на продовольствие или пресную воду, поэтому ее нужно немало. Однако массовый вылов с помощью динамита непроизвольно снижает количество морских обитателей, что не может не отразиться на морском биогеоценозе.

Еще один способ вылова рыбы – с использованием цианистого калия. Вещество парализует рыбу и ее можно просто взять голыми руками. Такая живая, но парализованная рыба ценится в разы дороже, нежели пойманная с помощью динамита. Однако цианид становится причиной отравления кораллов, что служит причиной уничтожения целых рифов и вымиранием тех видов рыб, которые этими кораллами питаются.

Современность берёт своё

Современная эпоха, все-таки, берет свое, и некоторые из баджо все же соглашаются и заселяют сушу прибрежной островной полосы. Как ни странно, но молодое поколение баджи также все активнее переселяется на сушу, не желая жить по правилам своих предков. Молодые люди ищут работу, нормальные условия учебы, погружаясь в обычную жизнь. Однако связь с водой все равно не теряется, а рыбный промысел так и остается основой их основ. Этот народ не признается жителями других стран и национальностей, хоть полная численность всего существующего «морского» населения составляет почти 400 тыс. человек. Но это абсолютно им не мешает жить в собственном райском уголке.

Баджо считают себя свободными гражданами целого мира, поэтому своевольно перемещаются во всех морских акваториях, граничащих между собой стран. Правительству этих стран, естественно, это не нравится, люди отлавливаются пограничными службами, невзирая на то, что формально принадлежность к той или иной стране у баджо есть.

Очень жаль, что из-за браконьерства и нетрадиционного образа жизни баджо рискует потерять свою культуру и особенности быта. Власти и всевозможные природоохранные службы настаивают на том, чтобы народ целиком и полностью перебирался на сушу, снижая уровни вмешательств в морской мир. Культура этих кочевых мореплавателей определенно стремится к закату, однако хочется верить, что международные организации по охране природы и племен займутся не только восстановлением природных недр, но и сохранением редкой своеобразной культуры «на воде».

Читайте также:
Музей Кузнечная слобода в Коломне — подробная информация с фото

Индонезийское племя баджо в процессе эволюции приобрело фантастические способности в виде возможности погружаться в воду больше чем на 60 метров, а также задерживать дыхание длительностью около 13 минут. Это стало возможным благодаря тому, что они имеют увеличенную на 50% селезёнку. В итоге это первый в истории известный пример человеческой адаптации к глубокому дайвингу.

За эти способности представителей племени баджо можно по праву называть «люди-рыбы».

Более 1000 лет баджо бороздили моря Южной Азии на своих плавучих домах, вылавливая рыбу с помощью ныряния за ней с копьями.

Некоторые представители этого народа, вооружившись грузилом и защитными очками, способны нырять на глубину до 70 метров.

И в данном случае именно селезёнка играет ключевую роль, переводя организм ныряльщика в режим выживания.

В результате погружения происходит замедление частоты сердечных сокращений, при этом кровь направляется к жизненно важным органам, в то время как селезенка сжимается, чтобы выделить в кровоток клетки с кислородом.

Сокращение селезёнки может повысить уровень кислорода в организме на целых 9%.

Новое исследование выяснило, что селезенки людей баджо на 50 процентов больше, чем у их соседей из племени салуан, живущих на суше.

Ведущий ученый Мелисса Илардо (Melissa Ilardo) из Кембриджского университета, участвующая в исследовании, говорит: «О селезенке человека с точки зрения физиологии и генетики известно немногое, но мы знаем, что ныряющие на большую глубину тюлени, вроде тюленей Уэдделла, имеют непропорционально большие селезенки. Я думаю, что если селекция увеличила селезёнку у тюленей, то и с людьми потенциально могло произойти то же самое».

Поскольку баджо не ныряют, чтобы соревноваться, то точно неизвестно, насколько долго они могут продержаться под водой.

Правда один из представителей племени рассказал, что когда-то он мог пробыть под водой в течение 13 минут.

Илардо провела несколько месяцев в Индонезии, в местечке Джая Бакти (Jaya Bakti), собирая генетические образцы и проводя ультразвуковое сканирования людей народов баджо и салуан.

Она выяснила, что селезенки были увеличены среди всех представителей народа баджо без исключения, даже тех, которые под воду не ныряют.

«Люди — довольно пластичные существа, — рассказала она. — Мы можем адаптироваться к ряду различных экстремальных условий только благодаря изменению образа жизни или изменениям в нашем поведении, поэтому не факт, что мы можем приобрести фактическую генетическую адаптацию к дайвингу.»

Проведённый же анализ ДНК показал, что в генетическом коде баджо имеется ген PDE10A, которого нет у представителей племени салуан. Считается, что именно этот ген изменяет размер селезёнки, регулируя уровни гормонов щитовидной железы.

Отметим, что отчёт об этом интересном исследовании был опубликован в журнале Cell.

Как оформить разрешение на распоряжение имуществом несовершеннолетнего

1. В каких случаях нужно разрешение?

Законные представители несовершеннолетних не всегда могут распоряжаться их имуществом по своему усмотрению. В некоторых случаях для этого требуется разрешение органов опеки и попечительства.

Разрешение требуется для:

  • снятия денежных средств со счета, открытого на имя несовершеннолетнего;
  • сделок с недвижимым имуществом, собственником (или одним из собственников) которого является несовершеннолетний или в котором проживает находящийся под опекой несовершеннолетний, если продажа жилого помещения скажется на его интересах.
Читайте также:
Где находится Музей современного искусства в Нитерое. Местоположение Музея современного искусства в Нитерое на карте Нитероя и описание

Разрешение не требуется для:

  • сделок с недвижимостью, в которой ребенок только зарегистрирован, но не является ее собственником.

2. Какие документы нужны, чтобы получить разрешение на снятие денег со счета?

Для получения предварительного разрешения на снятие денежных средств со счета, открытого на имя несовершеннолетнего, законный представитель несовершеннолетнего должен представить:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего (паспорт — если несовершеннолетний старше 14 лет, свидетельство о рождении — если младше 14 лет);
  • документы, подтверждающие наличие денежных средств на счете несовершеннолетнего (например, копия сберегательной книжки, распечатка банковского счета, свидетельство о праве на наследство по закону);
  • документы, удостоверяющие личность законного представителя;
  • если документы будет подавать несовершеннолетний в возрасте от 14 лет — письменное согласие законных представителей несовершеннолетнего.

В ходе оказания государственной услуги могут понадобиться дополнительно:

  • единый жилищный документ;
  • документы, подтверждающие выплату пенсии по инвалидности;
  • документы, подтверждающие выплату пенсии по случаю потери кормильца;
  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего.

3. Какие документы нужны, чтобы получить разрешение на сделку с недвижимостью?

Для получения разрешения понадобятся:

  • заявление;
  • копии паспортов всех собственников недвижимого имущества;
  • документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего (паспорт — если несовершеннолетний старше 14 лет, свидетельство о рождении — если младше 14 лет);
  • копии правоустанавливающих документов на недвижимость (свидетельство о праве собственности, договор передачи, договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве на наследство);
  • документы, удостоверяющие личность законных представителей несовершеннолетних;
  • письменное согласие собственников жилого помещения (можно написать на приеме у специалиста при подаче документов либо оформить заранее у нотариуса);
  • письменное согласие законных представителей на совершение сделки с имуществом;
  • информация о рыночной стоимости жилого помещения;
  • копия кадастрового паспорта, экспликации, поэтажного плана;
  • единый жилищный документ либо выписка из домовой книги, финансовый лицевой счет, справка об отсутствии задолженностей по коммунальным платежам (могут быть получены в ходе оказания услуги);
  • для несовершеннолетнего от 10 до 14 лет — согласие на сделку;
  • для несовершеннолетнего старше 14 лет — заявление.

4. Куда подавать документы и где получать разрешение?

Выдачей таких разрешений занимаются органы опеки и попечительства. В Москве полномочия органов опеки и попечительства переданы отделам социальной защиты населения. Поэтому с подготовленным пакетом документов необходимо обратиться в отдел социальной защиты по месту жительства несовершеннолетнего.

Срок предоставления услуги — не более 15 рабочих дней, начинает исчисляться со дня, следующего за днем предоставления документов.

5. Могут ли отказать в разрешении?

Органы опеки и попечительства устанавливают соответствие снятия денежных средств или сделки с недвижимостью интересам несовершеннолетнего. По результатам рассмотрения заявления законных представителей несовершеннолетнего может вынести одно из следующих решений:

  • о выдаче разрешения;
  • о предоставлении разрешения (согласия) на совершение сделки, иного действия с выполнением обязательных условий или указаний;
  • об отказе в выдаче разрешения (согласия) на совершение сделки, иного действия.

Отказ органа опеки и попечительства в выдаче предварительного разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: